Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

религии) персидской! (362).

Если-де Гераклит первый употребил термин ….. («слово») в смысле объективном (закон), то и сие взято из персидской религии… (364). — Цитата из Зенд-Авесты 161 (367).

В § 17 об отношении …. к ..ч..ч…** Лассаль толкует эти идеи Гераклита в смысле «необходимости», «связи» (376).

NB: «связь всего» (…ч.. …….) (стр. 379)

Платон-де (в «Theaetetes»***) выражает гераклитовскую философию, говоря: «Необходимость связывает существенность бытия»…

«Гераклит есть источник того обычного для стоиков представления, что ..ч..ч…, rerum omnium necessitas****, выражает связь и сцепление, illigatio»… (376).

Cicero: «Роком я называю то, что греки называют ..ч..ч…, т. е. порядок и последовательность причин,

* — отрицательное. Ред.
** — справедливости к необходимости. Ред.
*** — «Теэтете». Ред.
**** — необходимость всех вещей. Ред.

311
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ О ФИЛОСОФИИ ГЕРАКЛИТА

когда одна причина, связанная с другой причиной, порождает из себя явление» (стр. 377).

Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея «связи всего», «цепи причин». Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную.

Том II.

Толкуя об «огне», Лассаль, 1000 раз повторяясь, доказывает, что это у Гераклита

«принцип». Настаивает особенно на идеализме Гераклита (стр. 2 5 — что принцип развития, des Werdens*, у Гераклита logisch-praexistent**, что его философия =

Idealphilosophie. Sic!!***) (стр. 25). ((Натяжки под Гегеля!))

Гераклит принимал «чистый и абсолютно нематериальный огонь» (стр. 28 «Timaeus», про Heracleitos****)…

На стр. 56 (т. II) Лассаль приводит цитату из Clemens Al. Stromata***** V; гл. 14 о Гераклите, которая в буквальном переводе гласит:

«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим»…

Очень хорошее изложение начал диалектического материализма. Но на стр. 58 Лассаль дает такой «freie Ubersetzung»****** этого отрывка:

«Мир — — был, есть и будет непрерывным становлением, постоянно, но попеременно, переходя из бытия в (текущее) небытие, и из последнего в (текущее) бытие».

NB

* — становления. Ред.
** — логически-предшествующий. Ред.
*** — идеалистическая философия. Так!! Ред.
**** — «Тимей», про Гераклита. Ред.
***** — Клемента Александрийского. Ковры. (В переносном смысле — книги смешанного содержания.) Ред.
****** — «вольный перевод». Ред.

312
В. И. ЛЕНИН

Превосходный образчик, как Лассаль verballhornt* Гераклита под Гегеля, портит живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита натяжками под Гегеля (а для натягивания этих натяжек Лассаль десятками страниц пережевывает Гегеля).

II-ой отдел II-ой части («Физика», стр. 1-262!!! II-го тома) совершенно невыносимы. Гераклита здесь на грош, жвачки Гегеля и натяжек на рубль. Это можно только перелистывать — чтобы им сказать, что этого не следует читать!

Из III отдела («Учение о познании») цитата из *. илона:

«Ибо единое есть то, что состоит из двух противоположностей, так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются. Не это ли положение поставил, по словам эллинов, их великий и славный Гераклит во главу своей философии и гордился им как новым открытием»… ((265)).

И следующая цитата тоже из Филона: … «Точно так же и части вселенной поделены на две половины и взаимно друг другу противопоставлены: земля — на горы и равнину, вода — на пресную и соленую… Равным образом атмосфера на зиму и лето, а также на весну и осень. Это-то и послужило Гераклиту материалом для его сочинений о природе; заимствовав от нашего теолога идею противоположностей, он иллюстрировал ее многочисленными и тщательно разработанными примерами (Belege)» (стр. 267).

Критерий истины, по Гераклиту, не consensus omnium, не согласие всех (стр. 285) — он был бы тогда subjectiver Empiriker** (стр. 284). Нет, он objectiver Idealist*** (285). Критерий истины для него, независимо от субъективного мнения всех людей, согласие с идеальным законом тождества бытия и небытия (285).

NB

NB

NB

* — исправляет (иронически). Ред.
** — субъективный эмпирик. Ред.
*** — объективный идеалист. Ред.

313
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ О ФИЛОСОФИИ ГЕРАКЛИТА

Ср. Marx 1845 в тезисах о Фейербахе! 162 Лассаль здесь реакционен.

Вот где ясно, что Лассаль гегельянец старого типа, идеалист.

На стр. 337, цитируя, между прочим, Бюхнера (примечание 1), Лассаль говорит, что

Гераклит «ту же самую мысль» высказывал a priori, как и «современная физиология» («мысль есть движение материи»).

Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения — движущееся познается движущимся.

Цитата из Chalcidius (in «Timaeus»)*: … «Гераклит же связывает наш разум с божественным разумом, правящим и руководящим Вселенной, и говорит, что вследствие неизменного сопутствования он обладает знанием властного указа разума, и когда дух отдыхает от деятельности чувств, он предсказывает грядущее» (стр. 342).

Из Clemens (Stromata, V): … «вследствие своей невероятности ускользает (именно истина) от того, чтобы быть познанной»… (347).

Гераклит-де «отец объективной логики» (стр. 351), ибо у него «натурфилософия» umschlagt** в философию мысли, «мысль признается принципом бытия» (350) etc. etc. a la Hegel… Недостает-де Гераклиту момента субъективности… § 36. «Кратил Платона», стр. 373-396

В § о «Кратиле» Лассаль доказывает, что в этом диалоге Платона Кратил выведен (еще не как софист и субъективист, каковым он стал впоследствии, а) как верный ученик Гераклита, излагающий действительно его, Гераклита, теорию о сущности и происхождении слов и языка, как подражания природе

* — Халкидия (в «Тимее»). Ред.
** — превращается. Ред.

314
В. И. ЛЕНИН

подражание сущности вещей», стр. 388), сущности вещей, «подражание богу и его отображение», «подражание богу и Вселенной» (ibid.) 163.

Ergo*:

История философии вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика kurz**, история познания вообще греческая философия наметила все сии моменты » отдельных наук » умственного развития ребенка » » » животных » языка NB: + психология + физиология органов чувств вся область знания

… «Мы показали, — говорит Лассаль, — что то» (вышеуказанное) «тождество в понятии (именно тождество, а не только аналогия) между словом, именем и законом является во всех отношениях принципиальным воззрением гераклитовской философии и играет в ней чрезвычайно важную и значительную роль»… (393).

… «Имена для него» (для Гераклита) «суть законы бытия, они для него — общее вещей, как законы для него — «общее всех»»… (394).

И Гиппократ-де именно гераклитовские мысли выражает, говоря:

«Имена суть законы природы».

«Ибо как законы, так и имена для эфесца… равным образом только продукты и осуществления всеобщего, и те и другие для него достигнутое чисто всеобщее, идеальное бытие, освобожденное от грязи чувственной действительности»… (394).

Платон разбирает и опровергает философию Гераклита в «Кратиле» и «Т е э т е т е», причем (осо-

NB

NB очень важно!

* — Следовательно. Ред.
** — кратко. Ред.

315
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ О ФИЛОСОФИИ ГЕРАКЛИТА

бенно в последнем) смешивает Гераклита (объективного идеалиста и диалектика) с субъективным идеалистом и софистом Протагором (человек мера всех вещей). И Лассаль доказывает, что в развитии идей из Гераклита действительно проистекали (1) софистика (Протагор) и (2) платонизм, «идеи» (объективный идеализм).

Впечатление получается такое, что идеалист Лассаль оставил в тени материализм или материалистические тенденции Гераклита, натягивая его под Гегеля. (IV. Ethik, стр. 427-462.)

В отделе об этике — nil*.

На стр. 458-459 Лассаль говорит, что Nemesios говорил, что Гераклит и Демокрит отрицали провидение (……..), а Цицерон («De fato»**) говорит, что Гераклит, как и

Демокрит и др. (и Аристотель), признает фатум — необходимость. … «Этот рок должен обозначать лишь собственную имманентную природную необходимость предмета, его природный закон»… (459). (Стоики, по Лассалю, — все взяли у Гераклита, опошлив его, сделав односторонним, стр. 461.)

Указатель к книге Лассаля составлен учено, гелертерски, но бестолково: тьма имен антиков etc. etc.

В общем, ..****, верен отзыв Маркса. Книгу Лассаля не стоит читать.

Naturnotwendigkeit*** у Лассаля

* — ничего. Ред.
** — «О роке». Ред.
*** — необходимость природы. Ред.
**** — summa summarum — в общем итоге. Ред.

316

К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ

Раздвоение единого и познание противоречивых частей его (см. цитату из Филона о

Гераклите в начале III части («О познании») Лассалевского «Гераклита»*) есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей «Метафизике» постоянно бьется около этого и борется с Гераклитом respective с гераклитовскими идеями 165).

Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки. На эту сторону диалектики обычно (например, у Плеханова) обращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров

«например, зерно»; «например, первобытный коммунизм». Тоже у Энгельса. Но это

«для популярности»… *, а не как закон познания (и закон объективного мира).

В математике + и -. Дифференциал и интеграл. » механике действие и противодействие. » физике положительное и отрицательное электричество. » химии соединение и диссоциация атомов. » общественной науке классовая борьба.

Тождество противоположностей («единство» их, может быть, вернее сказать? хотя различие терминов

* См. настоящий том, стр. 312. Ред.

+ 164

317
К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ

тождество и единство здесь не особенно существенно. В известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе).

Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей. Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «с а м о»движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового.

Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.

NB: отличие субъективизма (скептицизма и софистики etc.) от диалектики, между прочим, то, что в (объективной) диалектике относительно (релятивно) и различие между релятивным и абсолютным. Для объективной диалектики в релятивном есть абсолютное. Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное.

318
В. И. ЛЕНИН

У Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой «клеточке» буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитиерост и движение) этих противоречий и этого общества, в .* его отдельных частей, от его начала до его конца.

Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн