Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

чтобы «рассматривать энергию как таинственную сущность» (стр. 401)… Абель Рей называет Перрена противником «неоскептических систем».)

Написано в декабре 1914 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи
ПЕТР ГЕНОВ. «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И МЕТАФИЗИКА ФЕЙЕРБАХА» 191

ЦЮРИХ. 1911 (БЕРНСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) (89 стр.)

Landesbibliothek

Эта, чисто ученическая, работа состоит почти исключительно из цитат из сочинений Фейербаха по изданию Иодля *. Полезна может быть т о л ь к о как свод цитат, да и то не полный. тема автором далеко не разработана

Главным образом цитирует автор том II особенно «Thesen» und «Grundsatze», затем «Wider den Dualismus».

X, особенно «Uber Spiritualismus und Materialismus» 192.

NB VIII, «Vorlesungen uber das Wesen der Religion»* (Фейербах сам в 1848 г . писал, что это более зрелая его работа, чем «Сущность христианства», вышедшая в 1841 г *. ) VIII, SS. 26, 29; 102-109; 288; 329 и др. *.

VII. «Das Wesen der Religion»** (1845: Фейербах считает ее важной).

* — «Лекции о сущности религии» (см. настоящий том, стр. 41-64). Ред.
** — «Сущность религии». Ред.

352
В. И. ЛЕНИН

IV. «Leibniz»* с примечаниями 1847 года.

(N B) IV. SS. 261; 197; 190-191; 274 .

VII. Добавления к «Wesen des Christentums»**.

Автор цитирует (в духе Фейербаха):

Ebbinghaus. «Experimentelle Psychologie», SS. 110 und 45.

F. Jodl. «Lehrbuch der Psychologie», S. 403.

A. Forel. «Gehirn und Seele», X. Auflage, S. 14***.

Lange (II. Buch, S. 104) против Фейербаха явно-де неправ (S. 83 и 88), извращая (и отрицая) материализм Фейербаха 193.

Вначале автор дает очерк философского развития Фейербаха, — «Todesgedanken»**** (1830) — еще гегельянец; «Der Schriftsteller und der Mensch»***** (1834)****** — начало разрыва; «Kritik des Antihegel»******* (1835) — против врагов Гегеля, но не за Гегеля (ср. де Grun, Bd. I, 390 и 398; II, 409 194). — «Критика гегелевской философии» (1839). —

«Сущность христианства» (1841) — разрыв — «Тезисы» и «Принципы философии будущего» (1842 и 1843). — «Сущность религии» (1845). — «Лекции о сущности религии» (1847).

Написано 16-17 (29-30) декабря 1914 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи
* — «Лейбниц» (см. настоящий том, стр. 65-76). Ред.
** — «Добавления к Сущности христианства». Ред.
*** — Эббингауз. «Экспериментальная психология», стр. 110 и 45; Ф. Иодль. «Учебник психологии», стр. 403. А. Форель. «Мозг и душа», X издание, стр. 14. Ред.
**** — «Мысли о смерти». Ред.
***** — «Писатель и человек». Ред.
****** Здесь автор был «не пантеист, а политеист» (стр. 15); «больше лейбницианец, чем гегельянец» (стр. 15).
******* — «Критика анти-Гегеля». Ред.

353
ИЗ «ТЕТРАДОК ПО ФИЛОСОФИИ»

ПАУЛЬ ФОЛЬКМАН.

«ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК» («НАУКА И ГИПОТЕЗА», IX) 2 ИЗДАНИЕ. ЛЕЙПЦИГ, 1910 (Nat. IV. 171 в Бернской библиотеке)

Авторэклектик и пошляк в философии, особенно, когда говорит против Геккеля, о Бокле etc. etc. Но уклон все же материалистический, например, стр. 35* [40]** — «Вопрос, предписываем ли мы природе понятия или природа нам» — соединение-де обеих точек зрения. Мах-де прав (стр. 38 [43]), но я противопоставляю ей (точке зрения Маха) «объективную»:

«Таким образом я считаю, что логика в нас имеет исходное свое начало в закономерном течении вещей вне нас, что внешняя необходимость процессов природы есть первая и самая настоящая наша учительница» (стр. 39 [43]).

Восстает против феноменологии и современного монизма, — но совершенно не понимает сути материалистической и идеалистической философии. Собственно, сводит дело к «методам» естествознания в общепозитивистском духе. Вопроса об объективной реальности природы вне сознания (и ощущений) человечества не умеет даже поставить.

МАКС ФЕРВОРН. «БИОГЕННАЯ ГИПОТЕЗА»

ИЕНА, 1903

(Med. 5218)
Автор развивает специальную тему о «живой субстанции» и о химическом обмене веществ в ней. Специальная тема.

Есть указатель литературы по данному вопросу.

ср. стр. 9, определение «Enzyme» 195

* P. Volkmann. «Erkenntnistheoretische Grundzuge der Naturwissenschaften». Leipzig — Berlin, 1910. Ред.
** П. Фолькман. «Теория познания естественных наук». СПБ., 1911. Ред.

354
В. И. ЛЕНИН

Стр. 112 — «рабочая гипотеза» в этом-де суть. Например, материализм-де в XIX веке принес большую пользу естественным наукам, — но теперь «ни один философ-естествоиспытатель не будет уже считать материалистическое понимание подходящим» (112). Вечных истин нет. Значение идей, их Fruchtbarkeit*, роль их как «фермента», — «который творит и действует» (113).

Характерно здесь наивное выражение взгляда, что «материализм» мешает! Никакого понятия о диалектическом материализме и полное неумение отличить материализм как философию — от отдельных, заскорузлых взглядов материалистами называющих себя обывателей данного времени.

Цель автора — «механический анализ явлений жизни» (стр. 1, Предисловие) — ссылка на последнюю главу «Allgemeine Physiologie»**.

Вместо «живой белок» (стр. 25) — неясное-де понятие, вместо «живая белковая молекула» («так как молекула не может быть живой») автор предлагает говорить о «биогенмолекуле» (25).

Превращение химического в жизненное — вот, видимо, в чем суть.

Чтобы свободнее двигаться в этом новом, еще темном, гипотетическом, долой «материализм», долой «связывающие» старые идеи («молекула»), назовем по-новому (биоген), чтобы вольнее искать новых знаний! NB. К вопросу об источниках и живых побудительных мотивах современного «идеализма» в физике и естествознании вообще.

* — плодотворность. Ред.
** — «Общей физиологии». Ред.

355
ИЗ «ТЕТРАДОК ПО ФИЛОСОФИИ»

Ф. ДАННЕМАН. «КАК СОЗДАВАЛАСЬ НАША КАРТИНА МИРА» 196

(КОСМОС). ШТУТГАРТ, 1912

(Nat. XII. 456)

Автор в этой брошюре дает вроде резюме своей 4-х томной работе: «Naturwissenschaften in ihrer Entwicklung und in ihrem Zusammenhange»…*

Около 5 000 лет развития культуры от древнего Египта до нашего времени. По Гомеру, земля — это Средиземное море и окружающие страны, только (стр. 8)**.

В Египте ясные ночи облегчали занятия астрономией. Наблюдали за звездами и их движением, луной etc.

(((Много популярничанья…)))
Автор небрежно, важничая, фельетонно намечает философские вопросы, пошло.
Сначала считали месяц в 30 дней, год в 360 (стр. 31 [19]***). Древние египтяне уже в 365 дней (стр. 32 [19]). Эратосфен (276 до Р. Х.) определял окружность земли в 250 000 «стадий» = 45 000 километров (вместо 40 000).

Аристарх догадывался, что земля вращается вокруг солнца, стр. 37 [23] (1800 лет до Коперника, 1473-1543). (III в. до Р. Х.) он считал луну в 30 (вместо 48) раз меньше земли, а солнце в 300 (вместо 1 300 000) раз больше земли…

Книжечка ни то ни се:
для философской книги небрежно, фразисто, мелко, пошло; — для популярной претенциозно.

* — «Естественные науки в их развитии и взаимной связи»… Ред.
** F. Dannemann. «Wie unser Weltbild entstand». Stuttgart, 1912. Ред.
*** Ф. Даннеман. «Как создавалась наша картина мира». Петроград, 1920. Ред.

356
В. И. ЛЕНИН

Система Птолемея (II в.
^v по Р. Х.). Пифагор (VI в. до Р. Х.) мир управляется числом и мерой…
XV в.: оживление астрономии — связь с мореплаванием.

Коперник (1473-1543): гелиоцентрическая система. Круги (не эллипсы).

4 элемента, вещества у древних философов: земля, огонь, вода, воздух
((Только в ? XIX в. улучшенные измерительные приборы доказали изменение вида неподвижных звезд.))
Демокрит (V в. до Р. Х.):
^v атомы…

XVII век: химические элементы.

Спектральный анализ (1860).

Электричество etc.

Закон сохранения силы.

Галилей — (1564-1642).
Кеплер — (1571-1630).
Ньютон — (1643-1727).
телескоп и т. д. ((открыто более 20 миллионов звезд etc.)) сплюснутие земли у полюсов 1/229 диаметра вместо 1/299
ЛЮДВИГ ДАРМШТЕДТЕР. «РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ТЕХНИКИ»

БЕРЛИН, 1908, 2 ИЗДАНИЕ

(Leses’aal in der Landesbibliothek)

Определение быстроты света:
1676: Olaf Romer (по затмениям Юпитера): 40 000
геогр. миль (менее …… 300 000) км. в 1 сек.
(менее ….. 298 000 км.)
357
ИЗ «ТЕТРАДОК ПО ФИЛОСОФИИ»

1849: Fizeau (зубчатые колеса и зеркала): 42 219
геогр. миль ….. =313 000 км. в 1 сек.
1854: Foucault (2 вертящихся зеркала etc.): 40 160
геогр. миль ….. =298 000 » — » —
1874: Alfred Cornu (a la .. 300 400 » — » —
Fizeau) …..

300 330 » — » —
1902: Perrotin (id.) …. 299 900 (+80 м.) » —
НАПОЛЕОН. «МЫСЛИ» 197

ПАРИЖ, 1913. МИНИАТЮРНАЯ БИБЛИОТЕКА № 14

(Landesbibliothek)

«Пушка убила феодализм. Чернила убьют нынешний общественный строй (стр. 43)…

|||
||| NB
— — — В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты, после величайшего напряжения, чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их» (стр. 79-80).

АРТУР ЭРИХ ГААС. «ДУХ ЭЛЛИНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ» 198

ЛЕЙПЦИГ, 1914 (32 стр.) (ФЕЙТ И Ko)

Рецензия в «Kantstudien», 1914, № 3 (т. XIX), стр. 391-392, автор-де профессор истории физики (на эту историю P. Volkmann обращает внимание сугубо) подчеркивает-де особую связь Гераклита и Thomson’а etc. etc.

358
В. И. ЛЕНИН

ТЕОДОР ЛИППС. «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

(РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ НА 78 СЪЕЗДЕ НЕМЕЦКИХ
ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ)
ГЕЙДЕЛЬБЕРГ, 1906

(Бернская библиотека. Nat. Varia. 160)

Идеалист кантианско-фихтевского толка, подчеркивающий, что в духе идеализма работает и феноменология (новейшая — «только явления», стр. 40) и энергетика и витализм (ib.).

Материя — x. «Материальность» — «условный способ выражения»… (стр. 35). «Природа есть продукт духа» (37) etc.

«Словом, материализм, прежде всего, не что иное, как новое название для задачи естествознания» (32).

Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи
359

ИЗ «ТЕТРАДЕЙ ПО ИМПЕРИАЛИЗМУ»
1915-1916 гг.

ИЗ ФИЛОСОФСКИХ КНИГ
ЦЮРИХСКОЙ КАНТОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Gideon Spicker. «Uber das Verhaltnis der Naturwissenschaft zur Philosophie»* (особенно versus Кант и «Истории материализма» Ланге). 8°. Berlin, 1874. IV. W. 57 K.

Hegel. «Phanomenologie» (hrs. Bolland, 1907)**. IV. W. 165 g.

* * *

(«Кантональная библиотека в Цюрихе») (Signatur: K. bi.)

Flugschriften des deutschen Monistenbundes. Heft 3: A l b r e c h t R a u. «Fr. Paulsen uber

E. Haeckel». 2-te Aufl. Brackwede. 1907 (48 SS.)***.

Очень резкая критика Паульсена с точки зрения Фейербаха. «Могикан» буржуазного просветительства!

Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXII

Печатается по рукописи
NB

* — Гидеон Спикер. «Об отношении естествознания к философии». Ред.
** — Гегель. «Феноменология» (изд. Болланд, 1907). Ред.
*** — Листки Немецкого союза монистов. Тетрадь 3: Альбрехт P a y. «Фр. Паульсен о Э. Геккеле». 2-е изд. Бракведе. 1907 (48 страниц). Ред.

+ 199

360
В. И. ЛЕНИН

Д-Р ИОГАНН ПЛЕНГЕ. «МАРКС И ГЕГЕЛЬ»

ТЮБИНГЕН, 1911 200

Пленге не может понять, как совмещается «материализм» с революционностью (называя ее «идеализмом» и т. п.) и з л и т с я на свое непонимание!!!

Хороший образец того, как опошляют буржуазные профессора основы марксизма, теоретические основы его!! Ad notam* империалистских экономистов 201 и К°!!

Теоретическая сторона диалектики не замечена!!

После претенциозного предисловия, как я, я, я «читал» Гегеля и Маркса — следует очерк «учения» Гегеля, архиповерхностный (идеализм не выделен от «спекуляции», схвачено очень и очень немногое; все же в этом очерке есть кое-что хорошее по сравнению с кантианством etc.) — затем о Марксе уже прямо вздорная «критика».

Marx = «идеолог»…

Маркс обвиняется в «чистой идеологии», когда под «действительным» пролетарием он разумеет представителя класса. ! «То грубый язык отступника, решительно отрекшегося от всякого идеализма… то идеальное требование политического энтузиаста: такова действительность Карла Маркса» (81-82). «nur»**!! «Довольно странно,

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн