Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

256: Lange — erbarmlichste Zappelei in metaphysischer Schlinge. [256: Ланге — жалкое барахтанье в метафизических силках.] 233: H e g e l выше Дарвина в учении о развитии. [233: Гегель выше Дарвина в учении о развитии.]

Замечания написаны не ранее февраля — не позднее октября 1908 г.

Печатаются впервые, по подлиннику

NB

NB

NB

* Текст на левой стороне страницы написан В. И. Лениным на обложке книги И. Дицгена; цифры указывают страницы книги Дицгена (см. настоящий том, стр. 390, 448, 443). Ред.

455

Г. В. ПЛЕХАНОВ.

«ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА»
СПБ., 1908

[23-24] Идеалисты сначала превращают мышление в самостоятельную, независимую от человека сущностьсубъект для себя»), а потом объявляют, что в ней, в этой сущности, разрешается противоречие между бытием и мышлением. Именно потому, что ей, независимой от материи сущности, свойственно отдельное, независимое бытие. И оно действительно разрешается в ней, так как что же такое — эта сущность? Мышление . И это мышление существует, — е с т ь, — независимо ни от чего другого. Но это решение противоречия есть чисто формальное решение его. Оно достигается только тем, что, — как мы уже говорили выше, — устраняется один из его элементов: именно, независимое от мышления бытие. Бытие оказывается простым свойством мышления, и когда мы говорим, что данный предмет существует, это значит только то, что он существует в мышлении… Быть не значит существовать в мысли. В этом отношении философия Фейербаха гораздо яснее философии И. Дицгена. «Доказать, что нечто существует, — замечает Фейербах, — значит доказать, что оно существует н е т о л ь к о в м ы с л и»*…

[28-31] Материалистическое объяснение истории имело прежде всего методологическое значение. Это прекрасно понимал Энгельс, когда писал: «нам нужны не столько голые результаты, сколько изучение (das Studium); результаты — ничто, если брать их независимо от ведущего к ним развития»**…

Вообще одной из самых великих заслуг Маркса и Энгельса перед материализмом является выработка ими правильного

NB

* Werke, X. 187.
** Nachla., I, 477.

+ 211

456
В. И. ЛЕНИН

метода. Сосредоточив свои усилия на борьбе со с п е к у л я т и в н ы м элементом в философии Гегеля,

Фейербах мало оценил и использовал ее диалектический элемент. Он говорит: «истинная диалектика есть вовсе не диалог уединенного мыслителя с самим собой; она есть диалог между я и ты»*. Но, во-первых, у Гегеля диалектика тоже не имела значения «диалога уединенного мыслителя с самим собой»; а во-вторых, замечание Фейербаха правильно определяет и с х о д н у ю т о ч к у ф и л о с о ф и и, н о н е е е м е т о д. Этот пробел был пополнен Марксом — Энгельсом, которые поняли, что ошибочно было бы, борясь со спекулятивной философией Гегеля, игнорировать его диалектику…

Диалектику многие смешивают с учением о развитии, и она, в самом деле, есть такое учение. Но диалектика существенно отличается от вульгарной «теории» эволюции, которая целиком построена на том принципе, что ни природа, ни история не делают скачков и что все изменения совершаются в мире лишь постепенно. Еще Гегель показал, что понятое таким образом учение о развитии смешно и несостоятельно…

[33]… Вообще права диалектического мышления подтверждаются у него** диалектическими свойствами бытия. Бытие и здесь обусловливает собой мышление

[39] Итак, свойства географической среды обусловливают собой развитие производительных сил; развитие же производительных сил обусловливает собою развитие экономических, а вслед за ними и всех других общественных отношений…

[42] Каждой данной ступени развития производительных сил соответствует определенный характер вооружения, военного искусства и, наконец, международного — точнее: междуобщественного, т. е. между прочим и междуплеменного, — права. Охотничьи племена не могут создавать крупных политических организаций именно потому, что низкий уровень их производительных сил в ы н у ж д а е т и х, по образному древнерусскому выражению, р а з б р е д а т ь с я р о з н о, небольшими общественными группами, в поисках средств существования…

[46-47] По Марксу, географическая среда влияет на человека через посредство производственных отношений, в о з н и к а ю щ и х в д а н н о й м е с т-

NB

* Werke, II, 345.
** Энгельса. Ред.

457
ЗАМЕЧАНИЯ НА КН. ПЛЕХАНОВА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА»

ности на основе данных производительных сил, п е р в ы м у с л о в и е м р а з в и т и я к о т о р ы х я в л я ю т с я с в о й с т в а э т о й с р е д ы…

[65-66] Характер «экономической структуры» и то направление, в котором изменяется этот характер, зависят не от воли людей, а от состояния производительных сил и от того, какие именно изменения в производственных отношениях возникают и становятся нужными для общества вследствие дальнейшего развития этих сил. Энгельс поясняет это следующими словами: «Люди сами делают свою историю, но они до сих пор делали ее, — даже внутри отдельных обществ, — не по общей воле и не по общему плану. Их стремления взаимно перекрещивались, и именно потому во всех таких обществах царствует необходимость, дополнением и внешней формой проявления которой служит с л у ч а й н о с т ь». Человеческая деятельность сама определяется здесь не как свободная, а как необходимая, т. е. как законосообразная, т. е. как могущая стать объектом научного исследования. Таким образом, исторический материализм, не переставая указывать на то, что обстоятельства изменяются людьми, в то же время впервые дает нам возможность взглянуть на процесс этого изменения с точки зрения науки. И вот почему мы имеем полное право сказать, что материалистическое объяснение истории дает необходимые пролегомены для всякого такого учения о человеческом обществе, которое захочет выступить как наука

[68] В первобытном обществе, не знающем разделения на классы, производительная деятельность человека непосредственно влияет на его миросозерцание и на его эстетический вкус

[81-82] Если бы мы захотели кратко выразить взгляд Маркса-Энгельса на отношение знаменитого теперь «основания» к не менее знаменитой «н а д с т р о й к е», то у нас получилось бы вот что: 1) Состояние производительных сил; 2) Обусловленные им экономические отношения; 3) Социально-п олитический строй, выросший на данной экономической «основе»; 4) Определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека; 5) Различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики…

[98] Возьмем для примера наш современный аграрный вопрос. Умному помещику — кадету

«принудительное отчуждение земли» может казаться более или менее, — т. е. обратно пропорционально величине «справедливого вознаграждения», — печальной исторической необходимостью. А вот крестьянину, стремящемуся достать «землицы», более или менее печальною

458
В. И. ЛЕНИН

необходимостью будет представляться, наоборот, только это «справедливое вознаграждение», а само

«принудительное отчуждение» непременно покажется ему выражением его свободной воли и самым драгоценным обеспечением его свободы.

Говоря это, мы касаемся, может быть, самого важного пункта в учении о свободе, пункта не упомянутого Энгельсом, конечно, только потому, что человеку, прошедшему школу Гегеля, этот пункт понятен и без всяких пояснений…

Фейербах и Дицген. 24*.

Пометки сделаны не ранее мая 1908 г.

Впервые напечатаны частично в 1933 г. в Ленинском сборнике XX V

Полностью напечатаны в 1958 г. в 4 издании Сочинений

В. И. Ленина, том 38

Печатаются по подлиннику

* Имеется в виду 24 стр. книги Плеханова (см. настоящий том, стр. 455). Ред.

459

В. ШУЛЯТИКОВ. «ОПРАВДАНИЕ КАПИТАЛИЗМА

В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ОТ ДЕКАРТА ДО Э. МАХА»

МОСКВА, 1908

[5-10] В интеллигентских кругах установилось традиционное отношение к философии… Философские идеи представляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой…
Того же взгляда придерживаются весьма и весьма многие марксисты. Они убеждены, что в рядах пролетарского авангарда допустимо пестрое разнообразие философских воззрений, что не имеет большого значения, исповедуют ли идеологи пролетариата материализм или энергетику, неокантианство или махизм…

Придерживаться изложенного взгляда значит впадать в наивную, прискорбнейшую ошибку… Все без остатка философские термины и формулы, с которыми она * оперирует, … служат |ей| для обозначения общественных классов, групп, ячеек и их взаимоотношений. Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества, нарисованной помощью условных знаков и воспроизводящей социальное profession de foi известной буржуазной группы…

Нельзя принимать эти картины за нечто такое, что можно было бы утилизировать и согласовать с пролетарским мировоззрением. Это значило бы впадать в оппортунизм, пытаться сочетать несочетаемое… C:\Program Files\Far\… Первый, блестящий опыт подобной переоценки имел место еще несколько лет тому назад.

Статья

sic! . неверно неверно!

* философия. Ред.

+ 212

460
В. И. ЛЕНИН

тов. А. Богданова «Авторитарное мышление»* открывает, несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи, спекулятивная философия потеряла право оперировать со своими двумя основными понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что последние сложились на фоне авторитарных отношений и антитеза между ними отразила социальную антитезу — антитезу организующих «верхов» и исполнительских «низов». С изумительной последовательностью буржуазная критика замалчивала работу русского марксиста…

При таких условиях социально-генетический анализ философских понятий и систем является не только желательным, но прямо-таки необходимым. Задача из весьма и весьма нелегких и сложных. … Современные модные системы, например, неокантианство или махизм…

Наш очерк предназначается не для ограниченного круга специалистов… К философии обнаруживает интерес демос… Наше изложение носит несколько элементарный характер… Защищаемая нами точка зрения… может быть легче усвоена, если будет иллюстрирована не громоздким, а экономно подобранным материалом…

I

ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА»

[11-14] Явилось экономическое неравенство: организаторы постепенно превратились в собственников орудий производства**, принадлежавших некогда обществу…

Производственные отношения «авторитарного» общества… Первобытный ||дикарь|| всюду начинает усматривать проявление организаторской воли. «… Исполнитель доступен

!! экий вздор! ?? вот и ясен вздор!!

* Помещена в сборнике его статей «Из психологии общества».
** В данном случае, мы несколько отступаем от объяснения, предложенного тов. Богдановым: тов. Богданов не придает последнему обстоятельству значения, которое оно, несомненно, имело, даже не выдвигает его. О данном вопросе мы имели случай говорить в другом месте: «из истории и практики классовой борьбы» (в главах, посвященных генезису командующих классов). Изд. С. Дороватского и А. Чарушникова.

461
ЗАМЕЧАНИЯ НА КНИГЕ В. ШУЛЯТИКОВА

внешним чувствам — это физиологический организм, тело; организатор им недоступен, он предполагается внутри тела; это — духовная личность»…

Очень уже «обще»!! Фразы. Дикарь и первобытный коммунизм смазаны. Материализм и идеализм в Греции тоже.

Понятие о духе приобретает все более и более отвлеченный характер.

Когда в истории греческой философии был поставлен

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн