Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

Сю и Рудольфа (должно быть герой романа Сю?), прожектов об ассоциации богатых и бедных и организации труда (что должно сделать государство) etc., — например, еще Armenbank|? 7) —

39

КОНСПЕКТ КНИГИ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО»

b) «Банк для бедных», стр. 314-318 [215-217] ?| = без % ссуды безработным. Маркс берет цифры проекта и показывает их мизерность сравнительно с нуждой. И по идее-де Armenbank ничем не лучше Sparkassen*… то есть beruht die Einrichtung** банка на «фантастическом представлении, что достаточно изменить распределение вознаграждения за труд для того, чтобы рабочий мог прожить в течение всего года» (316- 317) [217].

В § c 318-320 [218-219] «Образцовое хозяйство в Буквале» разносится восхваленный „критикой” прожект Рудольфа, рисующего образцовое хозяйство: Маркс объявляет утопией его, ибо на 1 француза в среднем приходится лишь 1/4 фунта мяса в день, только 93 frs. годового дохода etc., работают в прожекте вдвое больше обыкновенного etc. etc. ((Неинтересно.))

320 [219]: «Чудесное средство, при помощи которого Рудольф осуществляет все свои спасительные деяния и чудесные исцеления, заключается не в его красивых словах, а в его наличных деньгах. Таковы моралисты, говорит Фурье. Нужно быть миллионером, чтобы иметь возможность подражать их героям.

Мораль — это «Impuissance, mise en action» 29. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение. А Рудольф даже не возвышается до точки зрения самостоятельной морали, которая, по крайней мере, покоится на сознании человеческого достоинства. Его мораль, напротив, покоится на сознании человеческой слабости. Он — представитель теологической морали» (320-321) [219].

… «Как в действительности все различия все более и более сливаются в различие между бедными и богатыми, так в идее все аристократические различия превращаются в противоположность между добром и злом. Это различение есть последняя форма, придаваемая аристократом своим предрассудкам»… (323-324) [221].

* — сберегательных касс. Ред.

** — покоится учреждение. Ред.

40

В. И. ЛЕНИН

… «Каждому из движений своей души Рудольф приписывает бесконечную важность.

Он поэтому постоянно наблюдает и оценивает их…» (Примеры). «Этот высокопоставленный господин походит на деятелей «Молодой Англии», которые тоже хотят реформировать мир, совершают благородные подвиги и подвержены подобным же истерическим припадкам»… (326) [223].

|

|

|

| — — |

|

|

|

Не имеет ли в виду здесь Маркс английских филантропов-тори, проводивших 10-часовой билль? 30

— —

41

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА

«ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ» 31

Написано не ранее 1909 г.

Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи

43

Л. ФЕЙЕРБАХ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ,

Т. 8, 1851.

«ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ» 32

8°. R. 807

Предисловие помечено 1. I. 51, — Фейербах говорит здесь о причинах своего неучастия в революции 48 г. с ее «постыдным, безрезультатным концом» (VII)* [492]**. Революция 48 г. не имела Orts- und Zeitsinn ***, конституционалисты ждали свободы от слова des Herrn ****, республиканцы (VII-VIII) [492] — от своего пожелания («стоило только пожелать республику, чтобы ее тем самым вызвать к жизни»)… (VIII) [492].

«Если революция вспыхнет вновь и я приму в ней деятельное участие, тогда вы можете… быть уверены, что эта революция победоносная, что пришел день страшного суда над монархией и иерархией» (VII) [491].

Фейербах не понял революции 48 г.

1 лекция (1-11) [493-502].

Стр. 2 [494]: «Довольно с нас как философского, так и политического идеализма; мы хотим теперь быть политическими материалистами».

Sic!!

* L. Feuerbach. Sammtliche Werke, Bd. 8, Leipzig, 1851. Ред.

** Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. II, М., 1955. Ред.

*** — чувства места и времени. Ред.

**** — господина. Ред.

44

В. И. ЛЕНИН

«uberspann tes» долой!

3-4 [495-496] — Почему Фейербах уединился в деревне: разрыв с «миром, верующим в бога», стр. 4 (Z. 7 v. u.*) (ср. стр. 3 in f.**) — жить с «природой» (5) [496], ablegen все «uberspannten»*** представления.

7-11 [498-502] Фейербах дает очерк своих сочинений (7-9 [498-500]: «История новой философии») (9-11 [500-502] «Спиноза», «Лейбниц») 33.

2 лекция (12-20) [503-510].

12-14 [503-504] — «Бейль» («Bayle»).

«чувственность» у Фейербаха

15 [505-506]: Sinnlichkeit **** у меня значит «истинное, не надуманное и искусственное, а действительно существующее единство материального и духовного, оно у меня поэтому то же, что действительность».

Sinnlich не только Magen, но и Kopf***** (15) [505].

(16-20 [506-510]: Фейербах, сочинение о бессмертии 34, пересказ).

3 лекция (21-30) [510-518].

Мне возражали на „Сущность христианства” 35, что у меня человек ни от чего не зависит, «возражали против этого моего мнимого обожествления человека» (24) [513].

«Существо, которое человек считает себе предшествующим, … есть не что иное, как природа, а не ваш бог» (25) [513-514].

«Бессознательное существо природы есть по-моему существо вечное, не имеющее происхождения, первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физически, но не морально первое существо»… (27) [515].

В моем отрицании заключается и утверждение… «Конечно, вывод из моего учения тот, что бога нет»

* — Zeile 7 von unten — строка 7 снизу Ред.

** — in fine — в конце. Ред.

*** — отбросить все «сумасбродные». Ред.

**** — Чувственность . Ред.

***** — чувственны не только желудок, но и голова. Ред.

45

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

(29) [517], но это вытекает из познания существа бога (= выражение сути природы, сути человека). 4 лекция. «Основу религии составляет чувство зависимости» (31) [518] («Furcht»* 33-4-5-6 [519-523]).

«Так называемые спекулятивные философы суть… те философы, которые сообразуют не свои понятия с вещами, а, наоборот, вещи со своими понятиями» (31) [519].

cf.** Marx und Engels 36

(5 лекция)

— особенно смерть порождает страх, веру в бога (41) [527].

«Я ненавижу тот идеализм, который вырывает человека из природы; я не стыжусь своей зависимости от природы» (44) [530].

«Сколь мало в «Сущности христианства» я хочу обожествлять человека, как меня по глупости упрекали,.. столь же мало я хочу обожествлять природу в смысле теологии…» (46-47) [532].

6 лекцияКульт животных (50 [535] ff.***).

«То, от чего человек зависит… есть природа, предмет чувств… Все те впечатления, которые природа производит на человека при посредстве чувств… могут сделаться мотивами религиозного почитания» (55) [540].

(7 лекция.)

Под эгоизмом я разумею не эгоизм «филистера и буржуа» (63) [546], а философский принцип сообразности с природой, с разумом человека, вопреки «теологическому лицемерию, религиозной и спекулятивной фантастике, политической деспотии» (63 i. f.) [546]. Cf. 6 4 [546-547], очень важно 37.

Эгоизм” и его значение

Id.**** 68 i. f. [551] и 69 i. f. [551-552] — эгоизм (в философском смысле) корень религии.

* — «страх». Ред.

** — confer — сравни. Ред.

*** — und folgende — и следующие. Ред.

**** — Idem — то же. Ред.

46

В. И. ЛЕНИН

(70 [552]: Die Gelehrten* можно побить только их оружием, т. е. цитатами)… … «man die Gelehrten nur durch ihre eigenen Waffen, d. h. Zitate schlagen kann»… (70) [552].

к вопросу о слове энергия |

|

|

|

|

|

| ——

Между прочим стр. 78 [558] Фейербах употребляет выражение: Energie d. h. Thatigkeit**. Это стоит отметить. Действительно, в понятии энергия есть субъективный момент, отсутствующий, например, в понятии движения. Или, вернее, в понятии или в словоупотреблении понятия энергия есть нечто, исключающее объективность. Энергия луны (cf.) versus *** движение луны.

——

107 i. f. [583] …«Природа есть первоначальное, первое и последнее существо»…

чувственное = первое, само по себе существующее и истинное

111 [586]: …«Для меня… в философии… чувственное есть первое; но первое не только в смысле спекулятивной философии, в которой первое означает то, за пределы чего надо выйти, но и первое в смысле невыводимого из другого, через себя самого существующего и истинного».

… «Духовное — ничто вне и без чувственного».

NB вообще стр. 111 … «истинность и существенность (NB) чувств, из которой… философия… исходит»…

112 [586-587]… «Человек мыслит лишь посредством своей чувственно существующей головы, разум имеет прочную чувственную почву в голове, в мозгу, в месте средоточия чувств».

Еще стр. 112 о верности (Urkunden****) чувств.

* — Ученых. Ред.

** — энергия, т. е. деятельность. Ред.

*** — по отношению к. Ред.

**** — свидетельств. Ред.

47

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

114 [588-589]: Природа = первое, unableitbares, ursprungliches Wesen*. «Так связаны с „Сущностью религии” „Основы философии”» 38 (113) [588].

«Я не обожествляю ничего, а следовательно, не обожествляю и природу» (115) [589].

NB

116 [590-591] — ответ на упрек, что Фейербах не дает определения природе:

«Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое… Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека — независимо от сверхъестественных внушений теистической веры — представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим, — под словом «природа» я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического» (выше: в отличие от Спинозы).

Выходит, что природа = все кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок.

Энгельс глубже определяет отличие материализма от идеализма 39.

… «Природа есть все, что ты видишь и что не является делом человеческих рук и мыслей. Или, если вникнуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых именно проявляется и состоит их бытие и сущность, имеют свое основание не в мыслях, или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических

* — невыводимое из другого, первоначальное существо. Ред.

48

В. И. ЛЕНИН

или органических силах или причинах» (116-117) [591].

|

|

|

| —— —— |

|

|

|

И тут дело сводится к противоположению материи духу, физического психическому.

—— ——

121 [594-595] — против того довода, что должна быть первопричина (= бог).

«Только ограниченность человека и его склонность к упрощению ради удобства подставляют ему вместо времени вечность, вместо непрекращающегося никогда движения от причины к причине — бесконечность, вместо не знающей устали природы — неподвижное божество, вместо вечного движения — вечный покой» (121 i. f.) [595].

124-125 [598] Люди из субъективных потребностей заменяют конкретное абстрактным, созерцание понятием, многое одним, бесконечную ? * причин одной причиной.

objectiv = au?er uns**

Но этим абстракциям «не приписывается никакого объективного значения и существования, никакого существования вне нас» (125) [599].

… «У природы нет ни начала ни конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно»;…

не к чему тут бог (129-130 [602-603]; простые доводы против бога).

… «Причина первой и всеобщей причины вещей в смысле теистов, теологов, так называемых спекулятивных философов, есть человеческий рассудок»… (130) [603]. «Бог естьпричина вообще, понятие причины как олицетворенной сущности, ставшей самостоятельной»… (131) [603-604].

«Бог есть абстрактная природа, т. е. природа, отвлеченная от чувственного созерцания, мыслимая, превращенная в объект,

* — сумму. Ред.

** — объективно = вне нас. Ред.

49

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

в существо рассудка; природа в собственном смысле есть чувственная, действительная природа, как ее нам непосредственно обнаруживают и представляют

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн