Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 29

чувства» (133) [605-606].

непосред-

ственно

Теисты видят причину движения в природе (превращаемой ими в мертвую массу или материю) в боге (134) [607]. Но сила бога есть на деле сила природы (Naturmacht: 135 [608]).

… «Ведь мы познаем свойства вещей только из их действий»… (136) [608-609].

Атеизм (136-137) [609] не уничтожает ни das moralische Uber ( = das Ideal), ни das naturliche Uber (= die Natur)*.

…«Не есть ли время только форма мира, способ, которым следуют друг за другом отдельные существа и явления мира? Как, следовательно, могу я приписывать миру начало во времени?» (145) [616].

время и мир

… «Бог есть лишь мир в мыслях… Различие между богом и миром есть лишь различие между духом и чувством, мышлением и представлением»… (146) [616-617].

Бога хотят представить существом, существующим вне нас. Но разве этим-то как раз и не признают истину чувственного бытия?

«Не признается ли» (тем самым), «что нет никакого бытия вне чувственного бытия? Разве мы имеем другой признак, другой критерий существования вне нас, существования независимого от мышления, кроме чувственности?» (148) [618].

бытие вне нас — независимо от мышления

… «Природа… в обособлении от ее материальности и телесности… есть бог»… (149) [619-620].

NB

природа вне, независимо от материи = бог

* — ни моральное высшее (= идеал), ни естественное высшее (= природу). Ред.

50

В. И. ЛЕНИН

NB

теория «копии»

«Выводить природу из бога — все равно, что желать выводить оригинал из изображения, из копии, вещь из мысли об этой вещи» (149) [620].

Человеку свойственна Verkehrtheit (149 i. f.), verselbstandigen* абстракции — например, время и пространство (150) [620]:

«Хотячеловек абстрагировал пространство и время от пространственных и временных вещей, однако их же он предпосылает этим последним как первые причины и условия их существования. Он мыслит себе поэтому мир, т. е. совокупность всех действительных вещей, вещество, содержание мира, возникшим в пространстве и во времени.

время вне временных вещей = бог

Даже у Гегеля материя возникает не только в пространстве и времени, но и из пространства и времени»… (150) [621]. «Непонятно также, почему время, отделенное от временных вещей, не могло бы быть отождествлено с богом» (151) [621].

время и пространство

… «В действительности имеет место как раз обратное, … не вещи предполагают существование пространства и времени, а, наоборот, пространство и время предполагают наличность вещей, ибо пространство, или протяженность, предполагает наличность чего-то, что протяженно, и времядвижение: ведь время — лишь понятие, производное от движения, — предполагает наличность чего-то, что движется. Все — пространственно и временно»… (151-152) [622].

* — способность извращать (149 в конце), делать самостоятельными. Ред.

51

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

«Вопрос о том, сотворил ли бог мир, … есть вопрос об отношении духа к чувственности» (152 [623]) — важнейший и труднейший вопрос философии, вся история философии вертится вокруг этого вопроса (153 [623]) — спор стоиков и эпикурейцев, платоников и аристотеликов, скептиков и догматиков в старой философии, номиналистов и реалистов в средние века, идеалистов и «реалистов или эмпиристов» (sic! 153) в новые времена.

cf. Engels idem в „Людвиге Фейербахе”

153

Отчасти от характера людей (книжные люди versus практики) зависит склонность к той или иной философии.

153

«Я не отрицаю… мудрость, добро, красоту; я отрицаю лишь, что они в качестве этих родовых понятий являются существами, в видели богов, или свойств бога, или в виде платоновских идей, или гегелевских самополагающихся понятий»… (158) [628] — они существуют лишь как свойства людей.

(материализм) contra теология и идеализм (в теории)

Другая причина веры в бога: человек переносит на природу представление о своем целесообразном творчестве. Природа целесообразна — ergo*, ее создало разумное существо (160) [629-630].

«Именно то, что человек называет целесообразностью природы и как таковую постигает, есть в действительности не что иное, как единство мира, гармония причин и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в природе существует и действует» (161) [630].

… «У нас нет никакого основания воображать, что если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы. Их не больше во внешнем мире, в неорганической природе, чем

Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы

* — следовательно. Ред.

52

В. И. ЛЕНИН

он больше вещей в мире? Нет.

в органической. У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности» (163) [632-633].

|

|

| —— —— |

|

|

важно против агностицизма 40

—— ——

168 [636-637] — Против Либиха за фразы о «бесконечной (бога) мудрости»…

||?Фейербах и естествознание!! NB Ср. ныне Мах и К° 41?||

174-175-178 [642-645] — Натура (природа) = республиканка; бог = монарх. |?Это не раз у Фейербаха!?|

188-190 [653-656] — Бог был патриархальным монархом, а теперь он конституционный монарх: правит, но по законам.

NB

(ср. Дицген 42)

Откуда явился дух (Geist)? — спрашивают теисты атеиста (196) [661]. Они составляют о природе слишком презренное (despectierliche: 196), о духе слишком высокое представление (zu hohe, zu vornehme (!!) Vorstellung*).

остроумно!

Из натуры прямо не объяснишь и Regierungsrath’а** (197) [662].

«Ведь дух развивается вместе с телом, с чувствами… он связан с чувствами… откуда череп, откуда мозг, оттуда же и дух; откуда орган, оттуда же и его функция» (197 [662]: ср. выше (197) «дух в голове»).

Idem Дицген 43

«И духовная деятельность — телесна» (197-198) [662].

Возникновение телесного мира из духа, из бога приводит к созданию мира из ничего — «ибо откуда дух берет

* — слишком высокое, слишком благородное (!!) представление Ред.

** — статского советника. Ред.

53

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

материю, телесные вещества, как не из ничего?» (199) [664].

…«Природа телесна, материальна, чувственна»… (201) [665].

природа материальна

Якоб Бёме = «материалистический теист»: он обожествляет не только дух, но и материю. У него бог материален — в этом его мистицизм (202) [666].

…«Где вступают в свои права глаза и руки, там прекращают свое существование боги» (203) [667].

«Зло в природе» (теисты) «вменяют в вину… материи, или неизбежной необходимости природы» (212) [675-676].

необходимость природы

======== зародыш исторического материализма 44

213 в середине [676] и 215 в середине [678] «naturliche» und «burgerliche Welt»*.

========

(226) [687-688]: Фейербах говорит, что кончает здесь 1-ую часть (о природе как основе религии) и переходит ко 2-ой: в Geistesreligion** обнаруживаются свойства человеческого духа.

(232) [692-693] — «Религия есть поэзия» — так можно сказать, ибо вера = фантазия. Но не уничтожаю ли я (Фейербах) поэзии? Нет. Я уничтожаю (aufhebe) религию «лишь постольку» (курсив Фейербаха), «поскольку она является простой прозой, а не поэзией» (233) [693].

NB

Искусство не требует признания его произведений за действительность (233).

Кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth *** (261) [717], практическая сторона (258) [714], поиски лучшего, защиты, помощи etc.

* — «естественный» и «гражданский мир». Ред.

** — религии духа. Ред.

*** — чувство. Ред.

54

В. И. ЛЕНИН

(263) [718-719] — в религии ищут утешения (атеизм-де trostlos*). — — —

необходимость природы

«Как раз таким-то представлением, соответствующим себялюбию человека, и является представление о том, что природа действует не с неизменной необходимостью, но что выше необходимости природы стоит существо, любящее человека» (264) [719]. И в следующей фразе „Naturnotwendigkeit” ** падения камня (264) [720].

NB

Стр. 287 в середине [738-739] дважды: тоже „Notwendigkeit der Natur” ***.

Религия = ребячество, детство человечества (269) [723], христианство из морали сделало бога, создало морального бога (274) [727-728].

Фейербах против зло-

употребления словом религия

Религия есть зачаточное образованиеможно сказать: «образование есть истинная религия»… «Однако это — злоупотребление словами, ибо со словом религия постоянно связываются суеверные и негуманные представления» (275) [728].

Гимн просвещению — (277) [730].

NB

«Поверхностный взгляд и утверждение, что религия для жизни, именно для общественной, политической жизни, совершенно безразлична». „Я гроша не дам за такую политическую свободу, которая оставляет человека рабом религии” (281) [733].

Религия прирождена человеку («это положение… переведенное на простой немецкий язык, означает») = суеверие прирождено человеку (283) [735].

* — безотраден. Ред.

** — «естественная необходимость». Ред.

*** — «необходимость природы». Ред.

55

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

«У христианина есть свободная причина природы, господин природы, воле которого, слову которого природа повинуется, бог, который не связан так называемой причинной связью, не связан необходимостью, не привязан к цепи, соединяющей следствие с причиной и причину с причиной, тогда как языческий бог связан с природной необходимостью и даже своих любимцев не может избавить от рокового жребия смерти». (Итак, Фейербах систематически говорит: Notwendigkeit der Natur).

необходимость природы

\

«Но у христианина есть свободная причина, потому что он в своих желаниях не связывает себя с общим порядком, с необходимостью природы» (301) [750]. ((И еще трижды на этой странице: Notwendigkeit der Natur.))

/

\

NB

NB

А стр. 302 [751]: «… все законы или необходимости природы, которым подчинено человеческое существование» …|?? cf. 307 [755]: „Lauf der Natur” *.

/

\ NB

«Делать природу зависимой от бога значит мировой порядок и необходимость природы делать зависимыми от воли» (312) [759-760]. А стр. 313 (сверху) [760] — „Naturnotwendigkeit”!!

/

320 [766]: „необходимость природы” (der Natur)…

В религиозных представлениях «мы имеем… примеры, как вообще человек превращает субъективное в объективное, т. е. делает чем-то существующим вне мышления, представления, воображения — то, что существует только в его мышлении, представлении, воображении»… (328) [773].

что такое объективное? (по Фейербаху)

* — «ход природы». Ред.

56

В. И. ЛЕНИН

Entleibter Geist* = бог

«Так христиане вырывают дух, душу человека из тела и делают этот вырванный, лишенный тела дух своим богом» (332) [777].

Религия дает человеку идеал (332). Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный:

«Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а — цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек» (334) [778].

———

Идеал Михайловского лишь вульгаризированное повторение этого идеала передовой буржуазной демократии или революционной буржуазной демократии.

———

_____

Sinnlich,

physisch **

(( замечательное приравнение! ))

«У человека нет никакого представления, никакого понятия о какой-то другой действительности, другом существовании, кроме чувственного, физического»… (334) [779].

?????

NB

«Если не стыдятся допускать происхождение чувственного, материального мира из мышления или воли какого-то духа, если не стыдятся утверждать, что вещи не потому мыслятся, что они существуют, но потому существуют, что мыслятся, то пусть не стыдятся также допускать их происхождение из слова, пусть не стыдятся утверждать, что не слова существуют потому, что существуют вещи, но что вещи существуют только благодаря словам» (341-342) [785-786].

* — лишенный тела дух. Ред.

** — чувственный, физический. Ред.

57

КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»

Бог без бессмертия души человека есть только по имени бог:

… «Таким богом является… бог некоторых рационалистических естествоиспытателей, который есть не что иное, как олицетворенная природа или естественная необходимость, универсум, вселенная, с чем, конечно, не согласуется представление о бессмертии» |?349?| [791].

Последняя (30-я) лекция, стр. (358-370) [799-810], может быть приведена почти целиком как типичнейший образчик просветительского атеизма, с социалистическим душком (о массе нуждающихся etc., стр. 365 в середине [805]) и т. д. Заключительные слова: моя цель вас, слушателей, сделать

«из друзей

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 29 Владимир читать онлайн