Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений. Том 3

рабочих своего уезда: напр., в малопромышленных Можайском и Волоколамском уездах 92- 93% фабрично-заводских рабочих — уроженцы того же уезда, где они и работают. В очень промышленных: Московском, Коломенском и Богородском уездах процент рабочих своего уезда падает до 24% — 40% — 50%. Исследователи делают отсюда тот вывод, что «значительное развитие фабричного производства в уезде благоприятствует наплыву в этот уезд сторонних элементов» *. Эти данные показывают также (добавим от себя), что передвижение промышленных рабочих характеризуется теми же чертами, которые мы констатировали относительно передвижения земледельческих рабочих. Именно, и промышленные рабочие уходят не только из тех мест, где рабочих избыток, но и из тех мест, где в рабочих недостаток. Напр., Бронницкий уезд привлекает 1125 рабочих из других уездов Московской губернии и из других губерний, отпуская в то же время 1246 рабочих в более промышленные уезды: Московский и Богородский. Рабочие уходят, след., не только потому, что не находят «местных занятий под руками», но и потому, что они стремятся туда, где лучше. Как ни элементарен этот факт, о нем не мешает лишний раз напомнить народникам-экономистам, которые идеализируют местные занятия и осуждают отхожие промыслы, игнорируя прогрессивное значение той подвижности населения, которую создает капитализм.

Описанные выше характеристические черты, отличающие крупную машинную индустрию от предыдущих форм промышленности, можно резюмировать словами: обобществление труда. В самом деле, и производство на громадный национальный и интернациональный рынок, и развитие тесных коммерческих связей с раз-

* «Сборник стат. свед. по Моск. губ.», отд. санит. стат., т. IV, ч. I (M. 1890), стр. 240.

551

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

личными районами страны и с разными странами по закупке сырых и вспомогательных материалов, и громадный технический прогресс, и концентрация производства и населения колоссальными предприятиями, и разрушение обветшалых традиций патриархального быта, и создание подвижности населения, и повышение уровня потребностей и развития работника, — все это элементы того капиталистического процесса, который все более и более обобществляет производство страны, а вместе с тем и участников производства *.

По вопросу об отношении крупной машинной индустрии в России к внутреннему рынку для капитализма изложенные выше данные приводят к такому выводу. Быстрое развитие фабричной промышленности в России создает громадный и все увеличивающийся рынок

* Изложенные в трех последних главах данные показывают, по нашему мнению, что классификация капиталистических форм и стадий промышленности, данная Марксом, более правильна и более содержательна, чем та, распространенная в настоящее время, классификация, которая смешивает мануфактуру с фабрикой и выделяет работу на скупщика в особую форму промышленности (Гельд, Бюхер). Смешивать мануфактуру и фабрику — значит брать в основу классификации чисто внешние признаки и просматривать те существенные особенности техники, экономики и бытовой обстановки, которые отличают мануфактурный и машинный период капитализма. Что касается до капиталистической работы на дому, то она, несомненно, играет очень важную роль в механизме капиталистической промышленности. Несомненно также, что работа на скупщика особенно характерна именно для домашинного капитализма, но встречается она (и в немалых размерах) в самые различные периоды развития капитализма. Понять значение работы на скупщика нельзя, не поставив ее в связь со всем строем промышленности в данный период или на данной стадии развития капитализма. И крестьянин, плетущий корзины по заказу деревенского лавочника, и павловский черенщик, изготовляющий дома черенки для ножей по заказу Завьялова, и работница, шьющая платье, обувь, перчатки, клеющая коробки по заказу крупных фабрикантов или торговцев, все это — работающие на скупщика, но капиталистическая работа на дому имеет во всех этих случаях различный характер и различное значение. Мы отнюдь не отрицаем, конечно, заслуги, напр., Бюхера в исследовании докапиталистических форм промышленности, но его классификацию капиталистических форм промышленности считаем неправильною. — Со взглядами г. Струве (см. «Мир Божий», 1898, № 4) мы не можем согласиться постольку, поскольку он принимает теорию Бюхера (в указанной ее части) и прилагает ее к русскому «кустарничеству». (С тех пор, как писаны эти строки — 1899 г. — г. Струве успел закончить цикл своего научного и политического развития. Из колеблющегося между Бюхером и Марксом, между либеральной и социалистической экономией, он сделался чистейшим либеральным буржуа. Пишущий эти строки гордится тем, что по мере сил способствовал очищению социал-демократии от подобных элементов. Прим. по 2-му изданию.)

552

В. И. ЛЕНИН

на средства производства (строительные материалы, топливо, металлы и пр.), увеличивает особенно быстро долю населения, занятого изготовлением предметов производительного, а не личного потребления. Но и рынок на предметы личного потребления быстро увеличивается вследствие роста крупной машинной индустрии, которая отвлекает все большую и большую долю населения от земледелия к торгово-промышленным занятиям. Что касается до внутреннего рынка на продукты фабрики, то процесс образования этого рынка был подробно рассмотрен в первых главах настоящей работы.

553

ГЛАВА VIII

ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

Нам остается теперь подвести итоги тем данным, которые были рассмотрены в предыдущих главах, и попытаться дать представление о взаимозависимости различных областей народного хозяйства в их капиталистическом развитии.

I. РОСТ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Как известно, товарное обращение предшествует товарному производству и составляет одно из условий (но не единственное условие) возникновения этого последнего. В настоящей работе мы ограничили свою задачу разбором данных о товарном и капиталистическом производстве и потому не намерены подробно останавливаться на важном вопросе о росте товарного обращения в пореформенной России. Для того, чтобы дать общее представление о быстроте роста внутреннего рынка, достаточно нижеследующих кратких указаний.

Русская железнодорожная сеть возросла с 3819 километров в 1865 г. до 29 063 км. в 1890 г. *, т. е. увеличилась более, чем в 7 раз. Соответствующий шаг был сделан Англией в более продолжительный период (1845 г. — 4082 км., 1875 г. — 26 819 км., увеличение в 6 раз), Германией — в более короткий период (1845 г. — 2143 км., 1875 г. — 27 981 км., увеличение в 12 раз). Количество открываемых за год верст жел. дорог сильно

* «Uebersichten der Weltwirtschaft», l. c. («Обзоры мирового хозяйства», в цитированном месте. Ред.). В 1904 г. — 54 878 километров в Европейской России (с Царством Польским, Кавказом и Финляндией) и 8351 в Азиатской России. (Прим. ко 2-му изд.)

554

В. И. ЛЕНИН

колебалось в различные периоды: напр., в 5 лет, 1868- 1872, открыто 8806 верст, а в 5 лет, 1878-1882, только 2221 *. По размерам этих колебаний можно судить о том, какая громадная резервная армия безработных необходима для капитализма, то расширяющего, то сокращающего спрос на рабочих. В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема: конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял 11/2 тыс. километров, а с 1893 по 1897 — около 21/2 тыс. километров.

Перевозка грузов по железным дорогам определялась в таких размерах: 1868 г. — 439 млн. пуд.; 1873 г. — 1117 млн. пуд.; 1881 г. — 2532 млн. пуд.; 1893 г. -4846 млн. пуд.; 1896 г. — 6145 млн. пуд.; 1904 г. — 11 072 млн. пуд. Не менее быстро возрастало и пассажирское движение: 1868 г. — 10,4 млн. пассажиров; 1873 г. — 22,7; 1881 г. — 34,4; 1893 г. — 49,4; 1896 г. — 65,5; в 1904 г. — 123,6 **.

Развитие транспорта по водным путям сообщения представляется в таком виде (дан-ные о всей России) ***:

Годы Пароходы Число непаровых судов Подъемная способность в млн. пуд. судов Стоимость в млн. рублей судов Число служащих на судах

Число Сил паро-

вых не-

паро-

вых Всего паро-

вых не-

паро-

вых Всего паро-

вых не-

паро-

вых Всего

1868 646 47313 — — — — — — — — — —

1884 1246 72105 20095 6,1 362 368,1 48,9 32,1 81 18766 94099 112865

1890 1824 103206 20125 9,2 401 410,2 75,6 38,3 113,9 25814 90356 116170

1895 2539 129759 20580 12,3 526,9 539,2 97,9 46,0 143,9 32689 85608 118297

* В. Михайловский. «Развитие русской жел.-дор. сети». «Труды ИВЭ Общ.», 1898, № 2.

** «Военно-стат. сборник», 511. — Г-н Н. -он, «Очерки», прилож. — «Произв. силы», XVII, 67 стр. — «Вестн. Фин.», 1898, № 43. — «Ежегодник России», 1905 г. СПБ. 1906.

*** «Военно-стат. сборник», 445. — «Произв. силы», XVII, 42. — «Вестн. Фин.», 1898, № 44.

555

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

Грузов по внутренним водным путям Европейской России было перевезено в 1881 г. — 899,7 млн. пуд.; в 1893 г. — 1181,5 млн. пуд.; в 1896 г. — 1553 млн. пуд. Стоимость этих грузов была 186,5 млн. руб.; — 257,2 млн. руб.; — 290 млн. руб.

Коммерческий флот России состоял в 1868 г. из 51 парохода, вместимостью в 14,3 тыс. ластов 160, и из 700 парусных судов, вместимостью в 41,8 тыс. ластов, а в 1896 г. — из 522 пароходов, вместимостью в 161,6 тыс. ластов *.

Развитие торгового судоходства по всем портам внешних морей было таково. За пятилетие 1856-1860 гг. число судов, пришедших плюс отшедших, было в среднем по 18 901, вместимостью в 3783 тыс. тонн; в среднем, за 1886-1890 гг. — 23 201 судно (+23%), вместимостью в 13 845 тыс. тонн (+266%). Вместимость возросла, следовательно, в 32/3 раза. За 39 лет (с 1856 по 1894) вместимость возросла в 5,5 раза, причем, если выделить русские и заграничные суда, то окажется, что число первых увеличилось за эти 39 лет в 3,4 раза (с 823 до 2789), а вместимость их — в 12,1 раза (с 112,8 тыс. тонн до 1368,0 тыс. тонн), тогда как число вторых увеличилось на 16% (с 18 284 до 21 160), а вместимость их — в 5,3 раза (с 3448 тыс. тонн до 18 267 тыс. тонн) *. Заметим, что размер вместимости приходящих и уходящих судов колеблется по отдельным годам тоже весьма значительно (напр. 1878 г. — 13 млн. тонн, 1881 г. — 8,6 млн. тонн), а по этим колебаниям можно судить отчасти о колебаниях в спросе на чернорабочих, портовых рабочих и пр. Капитализм и здесь требует существования массы людей, всегда нуждающихся в работе и готовых, по первому требованию, взяться за нее, как бы непостоянна ни была эта работа.

Развитие внешней торговли видно из следующих данных ***:

* «Военно-стат. сборник», 758, и «Ежег. мин-ва фин.», I, 363. — «Произв. силы», XVII, 30. «Произв. силы». Внешняя торговля России, стр. 56 и следующие.

** Ibid., с. 17.

*** «Ежегодник России» за 1904 г. СПБ. 1905.

556

В. И. ЛЕНИН

Годы Число жителей

в России

без Финляндии

в миллионах Ценность

отпуска и привоза

вместе взятых

в млн. кредитных

рублей Ценность всего

оборота внешней

торговли

на жителя

в рублях

1856-1860 69,0 314,0 4,55

1861-1865 73,8 347,0 4,70

1866-1870 79,4 554,2 7,00

1871-1875 86,0 831,1 9,66

1876-1880 93,4 1054,8 11,29

1881-1885 100,6 1107,1 11,00

1886-1890 108,9 1090,3 10,02

1897-1901 130,6 1322,4 10,11

О размерах банковых оборотов и накопления капитала общее представление дают следующие данные. Общая сумма выдач Госуд. Банка возросла с 113 млн. руб. в 1860- 1863 гг. (170 млн. руб. в 1864-1868 гг.) до 620 млн. руб. в 1884-1888 гг., а сумма вкладов на текущий счет с 335 млн. руб. в 1864-1868 гг. до 1495 млн. руб. в 1884- 1888 гг.* Обороты ссудо-сберегательных товариществ и касс (сельских и промышленных) возросли с 23/4 млн. руб. в 1872 г. (21,8 млн. руб. в 1875

Скачать:PDFTXT

Полное собрание сочинений. Том 3 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 3 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 3 Владимир читать онлайн