Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений. Том 33

это весьма существенный пункт, потому что это и есть подлинная классовая организация пролетариата, в которой он ведет свою повседневную борьбу с капиталом, которая является для него школой и которую теперь уже никак не может задушить даже самая жестокая реакция (как теперь в Париже) (321). При той важности, которую эта организация приобретает также и в Германии, было бы, по нашему мнению,

NB (как в Швейцарии)

NB

Так!

NB

190

В. И. ЛЕНИН

NB

NB unbedingt notwendig, ihrer im Programm zu gedenken und ihr womoglich einen Platz in der Organisation der Partei offen zu lassen». (3) «… Ebenso fehlt (в программе) die erste Bedingung aller

Freiheit: da? alle Beamte fur alle ihre Amtshandlungen jedem

Burger gegenuber vor den gewohnlichen Gerichten und nach gemeinem Recht verantwortlich sind» (321).

(4) «… «Beseitigung aller sozialen und politischen Ungleichheit» ist auch eine sehr bedenkliche Phrase statt: «Aufhebung aller

Klassenunterschiede». Von Land zu Land, von Provinz zu Provinz, von Ort zu Ort sogar wird immer eine gewisse Ungleichheit der

Lebensbedingungen bestehen, die man auf ein Minimum reduzieren, aber nie ganz beseitigen konnen wird. Alpenbewohner werden immer andere Lebensbedingungen haben als Leute des flachen

Landes. Die Vorstellung der sozialistischen Gesellschaft als des

Reiches der Gleichheit ist eine einseitige franzosische Vorstellung, anlehnend an das alte: «Freiheit, Gleichheit, Bruderlichkeit», eine

Vorstellung, die als Entwicklungsstufe ihrer Zeit und ihres Ortes berechtigt war, die aber, wie alle die Einseitigkeiten der fruheren sozialistischen Schulen, jetzt uberwunden sein sollten, da sie nur

Verwirrung in den Kopfen anrichten und prazisere

Darstellungsweisen der Sache gefunden sind» (322). «необдуманное слово» Либкнехта

(5) Bakunin in seiner Schrift «Politik und Anarchie» делает нас ответственными за всякое «unuberlegtes Wort» Либкнехта… (322-323)…

191

МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

NB

NB

безусловно необходимо напомнить о ней в программе и по возможности отвести ей определенное место в партийной организации».

(3) «… Отсутствует также (в программе) первое условие всякой свободы — ответственность всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву» (321).

(4) «… «Устранение всякого социального и политического неравенства» — тоже весьма сомнительная фраза вместо «уничтожения всех классовых различий». Между отдельными странами, областями и даже местностями всегда будет существовать известное неравенство в жизненных условиях, которое можно будет свести до минимума, но никогда не удастся устранить полностью. Обитатели Альп всегда будут иметь другие жизненные условия, чем жители равнин. Представление о социалистическом обществе, как о царстве равенства, есть одностороннее французское представление, связанное со старым лозунгом «свободы, равенства и братства», — представление, которое как определенная ступень развития было правомерно в свое время и на своем месте, но которое, подоб но всем односторонностям прежних социалистических школ, теперь должно быть преодолено, так как оно вносит только путаницу и так как теперь найдены более точные способы изложения этого вопроса» (322).

(5) Бакунин в своем сочинении «Государственность и анархия» делает нас ответственными за всякое «необдуманное слово» Либкнехта… (322-323)… «необдуманное слово» Либкнехта

192

В. И. ЛЕНИН

NB ха-ха!

(6) «Im allgemeinen kommt es weniger auf das offizielle Programm einer Partei an als auf das, was sie tut. Aber ein neues Programm ist doch immer eine offentlich aufgepflanzte Fahne, und die Au?enwelt beurteilt danach die Partei…» (323).

Бебель отвечал Энгельсу от 21. IX. 1875, между прочим, — «Mit dem Urteil, das Sie uber die Programmvorlage fallten, stimme ich, wie das auch Briefe von mir an Bracke beweisen, vollkommen uberein (334-335). Ich habe auch Liebknecht uber seine Nachgiebigkeit heftige Vorwurfe gemacht…», но теперь дело уже сделано, «das Ganze ist eine Erziehungsfrage».

Что Бебель сам разделял немного раньше все эти путаные взгляды насчет «Volksstaat», доказывает его брошюра «Unsere Ziele» (изд. 9, 1886, в «Социал-демократической библиотеке», перепечатано без изменения с 3 изд. 1872 г.), S. 14: «Der Staat soll also aus einem auf Klassenherrschaft beruhenden Staat in einen Volksstaat verwandelt werden… und in diesem Staat soll … die genossenschaftliche Produktion an Stelle der… Privatunternehmungen treten…». И здесь же, S. 44, рекомендует и Маркса и Лассаля! ! ! Рядом! ! Их разницы о государстве Бебель тогда не видел.

«ELEND DER PHILOSOPHIE»

То место в «Elend der Philosophie» (S. 182), о котором говорит Энгельс в письме от 18/28. III. 1875 (см. выше, с. 13) — видимо, следующее:

193

МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

(6) «Вообще официальная программа партии имеет меньшее значение, чем то, что партия делает в действительности. Но все же новая программа всегда представляет собой открыто водруженное знамя, и внешний мир судит о партии по этому знамени…» (323) 175.

NB ха-ха!

Бебель отвечал Энгельсу от 21. IX. 1875, между прочим, — «Я вполне согласен с тем приговором, который вы вынесли проекту программы, как это доказывают также мои письма к Бракке (334-335). Я также резко упрекал Либкнехта за его уступчивость…», но теперь дело уже сделано, «все сводится к вопросам воспитания».

Что Бебель сам разделял немного раньше все эти путаные взгляды насчет «народного государства», доказывает его брошюра «Наши цели» (изд. 9, 1886, в «Социал-демократической библиотеке», перепечатано без изменения с 3 изд. 1872 г.), с. 14: «Итак, государство должно быть превращено из основанного на классовом господстве государства в народное государство… и в этом государстве… товарищеское производство должно занять место частных предприятий…». И здесь же, с. 44, рекомендует и Маркса и Лассаля! ! ! Рядом! ! Их разницы о государстве Бебель тогда не видел.

«НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»

То место в «Нищете философии» (с. 182), о котором говорит Энгельс в письме от 18/28. III. 1875 (см. выше, с. 13) — видимо, следующее:

* См. настоящий том, стр. 67. Ред.

** Там же, стр. 167. Ред.

194

В. И. ЛЕНИН

«Die arbeitende Klasse wird im Laufe der Entwicklung an die Stelle der alten burgerlichen Gesellschaft eine Assoziation setzen, welche die Klassen und ihren Gegensatz ausschlie?t, und es wird keine eigentliche politische Gewalt mehr geben, weil gerade die politische Gewalt der offizielle Ausdruck des Klassengegensatzes innerhalb der burgerlichen Gesellschaft ist». (S. 182, «Das Elend der Philosophie». Stuttgart, 1885.) (Предисловие датировано: 75. VI. 1847.)

«KOMMUNISTISCHE MANIFEST»

NB:

Коммунистический Манифест о государстве ¦ «Коммуниста- NB ческий

В «Коммунистическом

Манифесте» (XI. 1847) эта мысль выражена так:

Ma ни ? ест «: «государство, т. е. организованный, как господствующий класс, пролетариат». «… Indem wir die allgemeinsten Phasen der Entwicklung des Proletariats zeichneten, verfolgten wir den mehr oder minder versteckten Burgerkrieg innerhalb der bestehenden Gesellschaft bis zu dem Punkt, wo er in eine offene Revolution ausbricht, und durch den gewaltsamen Sturz der Bourgeoisie das Proletariat seine Herrschaft begrundet» (S. 31, 7-oro изд., 1906 г.) ((конец I главы)).

А в конце II главы, S. 37, читаем: «… Wir sahen schon oben, da? der erste Schritt in der Arbeiterrevolution die Erhebung des

195

МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

«Рабочий класс поставит, в ходе развития, на место старого буржуазного общества такую ассоциацию, которая исключает классы и их противоположность; не будет уже никакой собственно политической власти, ибо именно политическая власть есть официальное выражение противоположности классов внутри буржуазного общества» . (С. 182, «Нищета философии». Штутгарт, 1885 176.) (Предисловие датировано: 7 5. VI. 1847 177.)

«КОММУНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ»

NB «Коммунисты-

Ma ни ф ест «: «гоческии сударство, т. е. организованный, как господствующий класс, пролетари- ат» 178.

В «Коммунистическом

Манифесте» (XI. 1847) эта мысль выражена так:

NB:

«Коммунистический Ma ни фес т» о государстве

«… Описывая наиболее общие фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую гражданскую войну внутри существующего общества вплоть до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии» (с. 31, 7-ого изд., 1906 г.) ((конец I главы)).

А в конце II главы, с. 37, читаем: «… Мы видели уже выше, что первым шагом в рабочей революции является превращение» (буквально: повышение)

* См. настоящий том, стр. 23. Ред.

196

В. И. ЛЕНИН

«государство», т. е. организованный в господствующий класс пролетариат

NB:

«деспотическое вмешательство» «публичная власть теряет свой политический характер)

Proletariats zur herr sehenden Klasse, die Erkampfung der Demokratie ist.

Das Proletariat wird seine politische Herrschaft dazu benutzen, der Bourgeoisie nach und nach alles Kapital zu entrei?en, alle Produktionsinstrumente in den Handen des Staats, d. h. des als herrschende Klasse organisierten Proletariats, zu zentralisieren und die Masse der Produktionskrafte moglichst rasch zu vermehren». «Es kann dies naturlich zunachst nur geschehn vermittelst despotischer Eingriffe in das Eigentumsrecht und in die burgerlichen Produktionsverhaltnisse, durch Ma?regeln also, die okonomisch unzureichend und unhaltbar erscheinen, die aber im Lauf der Bewegung uber sich selbst hinaus treiben und als Mittel zur Umwalzung der ganzen Produktionsweise unvermeidlich sind…» (S. 37). И после перечня «мер» (§§ 1-10) авторы продолжают: «Sind im Laufe der Entwicklung die Klassenunterschiede verschwunden, und ist alle Produktion in den Handen der assoziierten Individuen konzentriert, so verliert die offentliche Gewalt den politischen Charakter. Die politische Gewalt im eigentlichen Sinne ist die organisierte Gewalt einer Klasse zur Unterdruckung einer andern. Wenn das Proletariat im Kampfe gegen die Bourgeoisie sich notwendig zur Klasse

* В этих мерах (§§ 1, 5, 6) говорится везде о «государстве» просто, ?. В., § 6: «централизация путей сообщения в руках государства».

197

МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

«пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. организованного, как господствующий класс, пролетариата, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» *.

«Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства…» (с. 37). И после перечня «мер» (§§ 1- 10) авторы продолжают:

«Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс,

«государство», т. е. организованный в господствующий класс пролетариат

NB:

«деспотическое вмешательство» «публичная власть теряет свой политический характер»

* См. настоящий том, стр. 23-24. Ред.

** В этих мерах (§§ 1, 5, 6) говорится везде о «государстве» просто, например, § 6: «централизация путей сообщения в руках государства».

198

В. И. ЛЕНИН

vereint, durch eine Revolution sich zur herrschenden Klasse macht und als herrschende Klasse gewaltsam die alten Produktionsverhaltnisse aufhebt, so hebt es mit diesen Produktionsverhaltnissen die Existenzbedingungen des Klassengegensatzes, die Klassen uberhaupt und damit seine eigene Herrschaft als Klasse auf…» (S. 38).

NB

Скачать:PDFTXT

Полное собрание сочинений. Том 33 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 33 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 33 Владимир читать онлайн