всей Франции: с. 29 [216] № 10 и центральной власти: с. 29 [216] № 11. «Единство нации»: с. 29 [216-218] № 12. ?? = Коммуна не = средневековая, а новая: с. 29 [218] № 14; долой паразита — государство: с. 29-30 [220] № 15 idem* с. 30 [220] № 16.
* — то же самое. Ред.
320
В. И. ЛЕНИН
IV. ?? Наконец открытая политическая форма: с. 30 [220-222] № 18.
V. Условия всего: с. 30 [222] № 19
1. Попытка «разбить» государственную машину.
2. Чем заменить ее? Уничтожение постоянной армии и чиновничества.
3. Не парламентарные, а работающие,
4. Как организовать единство нации,
5. Долой паразита — государство. 6. Наконец открыто.
7. Условия.
3 ВТОРОЙ КОНСПЕКТ ГЛАВЫ III 241
Etwa:
1. В чем героизм попытки коммунаров? с. 18 [36].
2. Чем заменить разбитую государственную машину? с. 21 [40].
3. Уничтожение парламентаризма : с. 24 [45].
4. Организация единства нации : с. 29 [51].
5. Уничтожение»паразита» — государства : с.32 [54].
6. «Наконец открытая» политическая форма для перехода к социализму.
* В рукописи первоначально было написано так: «3. Не парламентарные, а работающие учреждения». Ред.
** В рукописи первоначально было написано так: «Как организовать единство нации». Ред.
*** В рукописи первоначально было написано так: «Долой паразита» — государство». Ред.
321
ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»
4 НАБРОСОК ПЛАНА ГЛАВЫ III
Etwa:
Глава III. 1. В чем устарел «Коммунистический Манифест»? 2. Анализ значения Коммуны. Marx .
* Пункты 1 и 2 В. И. Лениным перечеркнуты. Ред.
322
В. И. ЛЕНИН
6 МАТЕРИАЛЫ К IV ГЛАВЕ КНИГИ
1 ПЛАН ГЛАВЫ IV
Глава IV.
1. Энгельс 1872.
2. Энгельс 1873 и Marx.
3. Энгельс 1875.
Диктатура пролетариата. Отличие от анархизма. Коммуна не была «государством в собственном смысле» 242.
4. Энгельс 1891.
Глава IV. §4. Энгельс 1891. Критика программы. § 4. Критика проекта Эрфуртской программы. § 5. Энгельс 1891, предисловие. § 6. Энгельс 1894: против демократии. 2
КОНСПЕКТ ЦИТАТ ИЗ РАБОТЫ Ф. ЭНГЕЛЬСА «К ЖИЛИЩНОМУ ВОПРОСУ»
ПЛАНЫ ГЛАВЫ VII (НЕНАПИСАННОЙ)
1
1. Новое «народное творчество» в русской революции: Советы.
2. Уроки 1905 года.
3. Канун революции 1917 г. Тезисы 1915 г.
4. Опыт революции 1917 г. Советы и их роль. III-IV. Начало и перспективы.
5. Проституирование Советов меньшевиками и социалистами-революционерами. Упадок Советов.
V-VIII. Упадок.
6. Корниловщина 243. IX. Измена вождей 1-го призыва.
2
Глава VII. Опыт русских революций 1905 и 1917 годов: с. 85 —
Etwa: или ?
1. Новое «народное творчество» в революции.
Quid est? (Плеханов 1906.)
2. Уроки 1905 г. (Резолюции меньшевиков и большевиков 1906.)
3. Канун революции 1917 года: тезисы X. 1915.
4. Опыт 1917 года. Массовый подъем, Советы. (Их размах и их слабость» мелкобуржуазная зависимость.)
5. Проституирование Советов эсерами и меньшевиками:
324
В. И. ЛЕНИН
милиция, вооружение народа военный отдел. «Отдел ы» экономический отдел. обследование 3-5. VII
«независимость» власти от партийных организаций. 6. Корниловщина.
Разложение меньшевиков и эсеров. Подлог 14-19. IX 244.
7. «Мессианизм». Кто начнет? или это в «заключение»?
Заглавие должно быть: «Государство и революция».
Глава I. — (с. 2) [5] § 1. Государство — продукт непримиримости классовых противоречий… с. 2.
Один из источников оппортунистического искажения марксизма: «отмирание». Это = «социология» . § 2. Особые отряды «вооруженных людей», тюрьмы и пр. — с. 3 [8] in fi-nem. § 3. Государство — орудие эксплуатации угнетенного класса — с. 5 [12]. § 4. «Отмирание» государства и насиль-
* В рукописи первоначально было написано так: «Государство в доклассовом и в классовом обществе». Ред.
** В рукописи данный текст перечеркнут. Ред.
* В рукописи далее следуют зачеркнутые слова: «и биржа». Ред.
Глава П. Конкретное историческое развитие учения Маркса и Энгельса о государстве. I. Опыт 1848-1852 гг. Конкретная «политика» задачи революции
Гл. III. Продолжение.
П. Опыт Парижской Коммуны. может быть П. а. Маркс (1871) und 1873. (1872: Marx und Engels). ? ?. ?. Энгельс 1872, 1873, 1875. ственная революция: с. 8-11 [16-22].
Глава П. Государство и революция. Опыт 1848- 1851 гг. Стр. 7 7 18 [22-35].
1. Канун революции: с. 7 7 [22].
2. Итоги революции: с. 14 [27]. «Государство есть организованный в господствующий класс пролетариат». Необходимо разбить государственную машину буржуазии.
Глава III. Государство и революция. Опыт Парижской Коммуны. Анализ Маркса, стр. 18-3 4 [36-56]. §§ 1. В чем героизм попытки коммунаров?- с. 18 [36].
2. Чем заменить разбитую государственную машину? — с. 21 [40].
3. Уничтожение парламентаризма: с. 24 [45].
4. Организация единства нации: с. 29 [51].
5. Уничтожение паразита — государства — с. 32-34 [54-56]. 6.
Итоги, подведенные Энгельсом в 90-х гг.* Дополнительные пояснения. пояснения Энгельса… с. 34-52 [56- 83].
1. «Жилищный вопрос»… с. 34 [57].
2. Полемика с анархистами… с. 36 [59].
3. Письмо к Бебелю: стр. 39 [64]. (с. 39). + 39 а, б, в [65-66]
Глава V. Экономические основы отмирания (уничтожения) государства.
4. Критика проекта Эрфуртской программы! стр. 40-4 6 [67-74].
5. Предисловие 1891 г. к «Гражданской войне» Маркса: с. 46- 50 [75-80].
6. Энгельс о «преодолении» демократии: с. 50-52 [81-83].
Глава V. Экономические основы отмирания государства. Стр. 52 [83]. Стр. 52-70 [83-102]. с. 53
Постановка вопроса Map- ксом с. 5 3 [84].
2. Переход от капитализма к коммунизму; с. 55 [86].
* Текст от слова «Государство» и до слов «90-х гг.» в рукописи перечеркнут. Ред.
328
В. И. ЛЕНИН
3. Первая фаза коммунистического общества: с. 59 [91].
4. Высшая фаза: с. 63-70 [95-102].
Глава VI. Опошление марксизма оппортунистами: с. 70-84 [102-119].
1. Полемика Плеханова с анархистами: с. 70-71 [103-104].
2. Полемика Каутского с оппортунистами: с. 71-76 [104-111].
3. Полемика Каутского с Паннекуком: с. 76-84 [111-119].
Глава VII. Опыт русских революций 1905 и 1917 гг.: с. 55 — [119-].
1
ЗАМЕТКИ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «К ТЕОРИИ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА» 246
NB
Заметки на статью Бухарина («К теории империалистического государства») К теории империалистического государства. ? (4)
«Социологическая теория государства»: ее дает марксизм… (?) «… государство = наиболее общая организация господствующих классов…»
Лориа 247 (7)?
S, 7 248 — цитата из
S. 137. 3. Auflage* 1889
Энгельса
S. 180.6. Auflage (?) неточна («in der Regel»**) сравни S. 178: 6. Auflage (?) Niederhaltung не — порабощение, а удержание в подчинении… (?) Ausnahmsweise случаи… S. 11 — цитата из Энгельса (3. Auflage, S. 135 = S. 177
6. Auflage) 249. Engels в «Neue Zeit», XXXII, 1, S. 32 (?) («Dell’Autorita») 250.
* — издание. Ред.
** — по общему правилу. Ред.
*** — в виде исключения. Ред.
330
В. И. ЛЕНИН
S. 13: государство «отмирает» (а подробнее?).
S. 14: «различный тип» (неточно)… S. 14: государство =
«политическое выражение обширной (объемлющей?) общественно-экономической структуры» (???) S. 15-16: различие марксистов и анархистов в вопросе о государстве неверно (сравни «Anti-Duhring», 3. Auflage, S. 303 251). о государственном капитализме. Интересно. Легально, в сути с. 53. «Отсюда определенное тактическое требование: социал-демократия должна усиленно подчеркивать свою принципиальную враждебность государственной власти». (Курсив Бухарина, с. 53)… (Голосовать против бюджета etc.)
В конце (54-55) упомянуто, что пролетариат «создает свою временную государственную организацию власти» (unklar : «государственная организация власти…» власти над кем? над обществом в целом? власть над обществом и есть государственная власть. Плеоназм. Тавтология)… пролетариат-де «отменяет свою собственную диктатуру», «вбивая раз навсегда осиновый кол в могилу государства…» (последняя фраза статьи).
ЗАМЕЧАНИЯ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗБОЙНИЧЬЕ ГОСУДАРСТВО» 252
Империалистическое разбойничье государство
Важнейшим тактическим вопросом нашего времени не только тактическим является вопрос о так называемой «защите отечества», так как здесь лежит разграничительная линия между всем буржуазным и пролетарским миром. Уже в самом слове таится обман, ибо в действительности здесь речь идет не о стране, как таковой, т. е. об ее населении, а о государственной организации, о государстве. Если страна потеряет свою самостоятельность, то это не значит, что ее обитатели потеряют свою самостоятельность (таковой при капитализме они вообще не имеют), а только то, что перестанет существовать государственная организация. Безобидное словечко «страна» прикрывает таким образом отношения господства и подчинения, содержание которых составляют кровь и слезы, порабощение и угнетение, разбой и убийство. Тем «храбрее» многие «переучившиеся», которые — совершенно последовательно, — исходя из точки зрения защиты отечества, стали прославлять государство, петь восторженные гимны
В № 25 «Arbeiterpolitik» 253 Подзаголовок: Теоретическое (?) к вопросу о вспомогательной службе отечеству, неточно неточно
332
В. И. ЛЕНИН
1) действует 2)явление = не «это»… в честь «государственного разума» со всеми его священными атрибутами, начиная от проституированной науки и религии и кончая армией и флотом и даже полицейским насилием и классовой юстицией. Поэтому в высшей степени важно иметь ясное представление о государстве вообще и об империалистическом разбойничьем государстве в частности.
Государство является исторической категорией. Это значит, что государство 1) не представляет собой вечный закон общества, а только преходящую 2) общественную формацию. Другими словами: государство возникает лишь на определенной ступени развития и должно, наоборот, исчезнуть на другой ступени развития. Оно возникает как организация господствующего класса, и в этом его суть. Оно является организацией «наиболее могущественного, экономически господствующего класса, который через его посредство становится и политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Ф. Энгельс: «Происхождение семьи и т. д.», стр. 137). Таким образом, понятие государства имеет своей предпосылкой понятие классового господства. Бесклассовое государство так же бессмысленно, как, например, бесклассовый капитализм или сухая вода. Карл Маркс выразил это в следующих словах: «Даже радикальные и революционные политики, — пишет он (см. «Критические заметки и т. д.». Литературное наследство, т. 2, стр. 50), — ищут корень зла не в сущности государства, а в определенной государственной форме, вместо которой они хотят установить другую». Совершенно иными являются цели социалистов: «Все социалисты, — утверждает Ф. Энгельс (итальянская статья: «Об авторитете», напечатанная в «Neue Zeit» № 32, 1, стр. 39), — согласны в том, что государство, а вместе с ним и политиче- х — ? выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik» (9. XII. 1916)
вследствие скии авторитет, исчезнут будущей социальной революции; т. е., что общественные функции № 3 потеряют свой политический характер и превратятся в простые административные функции, наблю^шолше^за^сопиаль; ньми^шшресамиж Тот же Энгельс пишет в «Анти-Дюринге» (произведении, которое, как известно, было просмотрено, почти редактировано и отчасти написано Марксом), что государство «отмирает». Тот же прогноз ставит он и в «Происхождении семьи». Общество, которое реорганизует производство на основе свободной и равноправной ассоциации производителей, сдаст всю государственную машину туда, где ей и будет место: в музей древностей рядом с прялкой и бронзовым топором (стр. 140) . С уничтожением классового строя будет уничтожено (gesprengt) и его политическое вьфажение — государство, и возникнет бесклассовое, социалистическое общество, в котором не будет государства.
Государство есть наиболее общая организация господствующего класса, т. е. объектами эксплуатации здесь являются не только некоторые круги, а весь эксплуатируемый класс. Это колоссальная, чудовищная [высасывающая! машина, которая непосредст- № 3 V (услуги) неверно !
Церковь? и т. п.
* В этой связи мы хотели бы заметить,