Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Задачи союзов молодежи

и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого

детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи полного

усвоения всего того, что дала прежняя наука. Все то, что было создано человеческим обществом, он

переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Все то, что человеческою мыслью

было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы,

которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди

сделать не могли.

Это надо иметь в виду, когда мы, например, ведем разговоры о пролетарской культуре2

. Без

ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества,

только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой

задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является

выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной

вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые

человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества,

чиновничьего общества. Все эти пути и дорожки подводили и подводят, и продолжают подводить к

пролетарской культуре так же, как политическая экономия, переработанная Марксом, показала нам то,

к чему должно прийти человеческое общество, указала переход к классовой борьбе, к началу

пролетарской революции.

Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи, и среди некоторых защитников

нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрежки, мы говорим

им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы

того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых

ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться

2

Имеются в виду пролеткультовцы — члены культурно-просветительной организации Пролеткульт. Возникший еще

в сентябре 1917 года как независимая самодеятельная рабочая организация, Пролеткульт, руководство которым

сосредоточилось в руках А. А. Богданова и его сторонников, продолжал и после Октябрьской революции отстаивать свою

«независимость», тем самым противопоставляя себя пролетарскому государству. Вследствие этого в Пролеткульт проникли

и стали оказывать решающее влияние на его позицию буржуазные интеллигенты. Пролеткультовцы фактически отрицали

значение культурного наследия прошлого, стремились отгородиться от задач массовой культурно-просветительной работы

и в отрыве от жизни, «лабораторным путем» создать особую «пролетарскую культуру». Признавая на словах марксизм,

главный идеолог Пролеткульта Богданов на деле проповедовал субъективно-идеалистическую, махистскую философию.

Пролеткульт не был однородной организацией. Наряду с буржуазными интеллигентами, которые верховодили во многих

организациях Пролеткульта, в них входила также и рабочая молодежь, которая искренне стремилась помочь культурному

строительству Советского государства. Наибольшее развитие пролеткультовские организации получили в 1919 году. В

начале 20-х годов они пришли в упадок; в 1932 году Пролеткульт прекратил свое существование.

В. И. Ленин в проекте резолюции «О пролетарской культуре» (см. настоящий том, стр. 336—337), как и в ряде

других своих работ, подверг ошибочные установки Пролеткульта решительной критике.— 304.

4

коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не

создашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех

богатств, которые выработало человечество.

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого

обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую

вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все

полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним

критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием

всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист

вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя

серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан

критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы

решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но

если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего

похожего на коммуниста из него не выйдет.

Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из

людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это

значит, что мы должны ее убрать. Но если мы должны ее убрать, если мы должны разрушить, значит ли

это, что мы не должны взять из нее все то, что было накоплено человечеством необходимого для

людей? Значит ли, что мы не должны суметь различить то, что являлось необходимым для капитализма

и что является необходимым для коммунизма?

На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле

большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с

ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы

для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных,

разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы

будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян

наше дело безнадежно. Без этого победить капиталистов и помещиков всего мира мы не сможем. Мы не

закрепим даже фундамента, не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое,

коммунистическое общество. Также и отрицая старую школу, питая совершенно законную и

необходимую ненависть к этой старой школе, ценя готовность разрушить старую школу, мы должны

понять, что на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье

взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то

таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые

являются неизбежными с точки зрения современного образования.

Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче: научиться коммунизму.

Чтобы это вам пояснить, подходя в то же время к вопросу, как учиться, я возьму пример

практический. Вы все знаете, что перед нами сейчас же вслед за задачами военными, задачами охраны

республики, встает задача хозяйственная. Мы знаем, что коммунистического общества нельзя

построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому.

Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что

этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех

отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя

сможете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение.

Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и

земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной

науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди

не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое

электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к

отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому

все подрастающее трудящееся поколение. Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным

коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает

себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодежи, взял на себя задачу помочь партии

строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество. Он

должен понять, что только на основе современного образования он может это создать, и, если он не

будет обладать этим образованием, коммунизм останется только пожеланием.

У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была

5

критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить

свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что вы должны

объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия

капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе

коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество. Первая

половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить,

оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена

почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое

общество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем

современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов,

предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить

коммунизм в руководство для вашей практической работы.

Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, подъема

всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди

миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без

привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы

коммунистического общества не построите.

Здесь я естественно подхожу к вопросу о том, как мы должны учить коммунизму, в чем должна

состоять особенность наших приемов.

Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали.

Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза молодежи — поставить свою

практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь

воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо,

чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней

коммунистической морали.

Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность?

Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто

буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять

понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.

В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из

велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от

имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои

эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности,

из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда

сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем.

Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах

помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы

пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.

Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и

крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать

объединение. Боженька такого объединения не создаст.

Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только пролетариат, обученный,

пробужденный от старой спячки. Лишь тогда, когда этот класс образовался, тогда началось массовое

движение, которое привело к тому, что мы видим сейчас, — к победе пролетарской революции в одной

из самых слабых стран, три года отстаивающей себя от натиска буржуазии всего мира. И мы видим, как

пролетарская революция растет во всем мире. Мы говорим теперь на основании опыта, что только

пролетариат мог создать такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное,

Скачать:TXTPDF

Задачи союзов молодежи Владимир читать, Задачи союзов молодежи Владимир читать бесплатно, Задачи союзов молодежи Владимир читать онлайн