Лопухиной от 4 августа 1833г. в т. 4 наст, издания).
Г [-ну ] Павлову (етр. 810)
Николай Филиппович Павлов (1805-1864)-писатель, автор «Трех повестей». В начале 30-х годов Павлов был известен как переводчик и поэт. Лермонтов был знаком с ним и его женой, поэтессой Каролиной Павловой (Яниш).
Алябьевой (стр. 311)
Александра Васильевна Алябьева (1812-1891) славилась в Москве своей красотой (см. стихотворение Пушкина «К вельможе»),. В 1832 г. Алябьева вышла замуж за А. Н Киреева,
Л. Нарышкиной (стр. 311)
Адресат стихотворения не установлен.
Толстой (стр. 811)
Адресат стихотворения не установлен.
Бартеньевой (стр. 311)
Печатается по беловому автографу ИРЛИ (альбом П. А. Бартеневой).
Лермонтов ошибся, написав «Бартеневой» через «ь». Прасковья Арсеньевна Бартенева (1811-1872)-известная певица.
Иартыновой (стр. 312)
Мадригал адресован одной из сестер Н. С. Мартынова — Елизавете или Екатерине,
391
Додо (erf. .112)
Додо — Евдокия Петровна Сушкова-Ростопчина (1811 — 1858), поэтесса. В 1830 г. Лермонтов посвятил ей стихотворение «Крест на скале». В этом же году П. А. Вяземский напечатал в альманахе «Северные цветы на 1831 год» ее стихотворение «Талисман», о котором Лермонтов и упоминает в своем мадригале. О первых московских встречах с Лермонтовым Ростопчина рассказала в своем письме к А. Дюма (см. «Записки» Сушковой).
Башн.юву (стр. 312)
Александр Александрович Баталов — тайный советник, сенатор, директор комиссии строении в Москве.
В другом автографе стихотворение носило заглавие: «A Son Ex[cellence] М-г Bachiloff» («Его превосходительству г-ну Баталову»)*.
Кропоткиной (стр. !)!!!)
Адресат стихотворения не установлен.
Щербатовой (стр. lif.’t)
Относится к княжне Анне Александровне Щербатовой, славившейся своей красотой (см. стихотворение «[М. А. Щербатовой]», стр. 39),
Булгакову (стр. Я’.Л)
Константин Александрович Булгаков — сын московского почт-директора А. Я. Булгакова, гуляка и повеса. Лермонтов учился с ним в Московском благородном пансионе.
Сабуровой (стр. .114)
Адресат стихотворения не установлен.
3 ихрикой («р. 314)
Адресат стихотворения не установлен.
392
«Вы не звавалв князь Петра…» (сир. ЯК)
Эпиграмма относится, вероятно, к кн. П. И. Шаликову. Он писал чувствительные стихи и повести, подражая Карамзину. В критике Шаликова называли «кондитером литературы», «князем вралей» и проч.
(Н. Н. Арсеньеву) (стр. 814)
Датируется предположительно. Печатается по автографу ЦГАЛИ.
Н. Н. Арсеньев (род. в 1809 г.)-двоюродный брат матери Лермонтова. Учился в кадетском корпусе, потом служил в кавалергардах.
(Эпиграмма на Н. Кукольника) (стр. 315)
Печатается по автографу из тетради Чертковской библиотеки. Впервые — в «Русской старине» (1875, No 9). Датируется н^ основании автографа, на одном листке с которым написаны «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет…», датированные самим Лермонтовым 1837 г. Дело, однако, в том, что глубоко реакционная по содержанию псевдопатриотическая пьеса Н. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге в январе 1835 г. Ю. Г. Оксман предполагает, что к этому времени относится и эпиграмма, записанная позднее-в 1837 г.
(Эпиграммы на Булгарина. I, П) (стр. 315)
Эпиграммы печатаются по автографу ГПБ. Впервые — в «Литературном наследстве» (т. 58).
Датируются 1837 г. по содержанию. В 1837 г. вышли три части книги реакционного писателя, агента III Отделения Ф. В. Булгарина «Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях…», которая, несмотря на рекламу и дешевую цену, не находила сбыта. В апреле этого года Булгарин напечатал в «Северной пчеле» пространное объявление о продаже книги, в котором, не зная меры, расхваливал «свой труд». Объявление Булгарина, очевидно, послужило непосредственным поводом для эпиграммы Лермонтова.
В первой строке — игра слов. Под продажей России подразумевается и вся антипатриотическая деятельность Булгарина,
393
и его измена русским войскам (переход на сторону противника во время Отечественной войны) и продажа книги под названием «Россия».
«Се Маккавей-водонийца …» (стр. 315), «Остаться без носу — наш Маккавей боялся …» (стр. 316)
Печатаются по автографам ГПБ. Впервые — в «Литературном наследстве» (т. 58).
Датируются 1837 г., так как речь идет о посетителе Кавказских минеральных вод («водопийца», «приехал на воды») где Лермонтов был в 1837 г., а также и по связи с эпиграммами иа Булгарина (написаны на обороте того же листа).
(А. Петрову) (стр. 316)
Печатается по «Русскому архиву» (1867, No 7). Впервые — в «Русском архиве» (1864, No 10) с неточностями.
Датируется 1837 г. на основании свидетельства А. П. Петрова, опубликовавшею стихотворение в «Русском архиве»в 1867 г»
Написано в альбом родственника М. Ю. Лермонтова — Аркадия Петрова, у отца которого, генерала П. И. Петрова, начальника штаба войск Кавказской линии и Черноморья, поэт бывал во время своего пребывания в Ставрополе в 1837 г Сыну Петрова было в то время двенадцать лет.
(К М. И. Цейдлеру) (стр. 316)
Печатается по «Библиографическим запискам» (1859, No 1). Впервые — в «Атенее» (1858, No 48).
С М. И. Цейдлером, товарищем по юнкерской школе, поэт встретился в 1838 г. в лейб-гвардии Гродненском полку. Экспромт написан во время проводов Цейдлера в армию на Кавказ 3 марта 1838 г. В концовке («но иной, не бранной сталью») — игра слов: Цейдлер был влюблен в жену дивизионного командира Софью Николаевну Стааль фон Гольштейн.
(К портрету старого гусара) («Смотрите, как летит, отвагою пылая …») (стр. 310)
Печатается по 03 (1843, No 11), где появилось впервые. В авторизованной копии текст находится под рисунком А. Долгорукова, изображающим Н. И. Бухарова верхом на коне. Ру
394
кой Лермонтова помета: «Рис. князь Долгорукий 2, 1838 г.» — и подпись.
Кн. Долгорукий А. Н. — товарищ Лермонтова по полку.
(А. А. Олениной) (Ах! Анна Алексеева…») (стр. 317)
Печатается по копии ГПБ (архив А. Н. Оленина). Впервые — в соч. изд. АН.
Копия сделана рукой старшей сестры А. А. Олениной, Варвары. Ниже приписка: «Приветствие больного гусарского офицера и поэта г. Лермонтова Анне Алексеевне Олениной в ее альбом 1839 года». В другой копии (ЦГАЛИ) приписка дополнена словами: «В день ее рождения». А. А. Оленина (18081888)-дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств А. Н. Оленина.
(Э. К. Мусиной-Пушкиной) (стр. 317)
Печатается по автографу из тетради Чертковской библиотеки. Впервые -в «Русском вестнике» (1860, No 4).
Датируется 1839 г., так как находится на одном листе с автографом окончания стихотворения «Памяти А. И. О[доевско]го».
«Посреди небесных тел …» (стр. 317)
Печатается по автографу ЦГАЛИ. Впервые — в «Библиографических записках» (1858, No 20). В недавно поступившей в ИРЛИ фотокопии с автографа, хранящегося в Германии, имеется точная дата, поставленная рукою Лермонтова: «16 мая 1840 г.» (в автографе ЦГАЛИ даты нет).
(Эпиграмма) («Под фирмой иностранной иноземец…») (стр. 317)
Печатается по «Библиографическим запискам» (1861, No18), где опубликовано впервые.
Датируется по содержанию началом 1841 г. По предположению И. Л. Андроникова, направлено против реакционных журналистов Греча, Булгарина и Сенковского, сотрудничавших в «Сыне отечества» (для них — «фирме иностранной»).
Бранится пошло: ясно, немец… — очевидно, Н. И. Греч,
395
допустивший в анонимной заметке о «Герое нашего времени» («Сын отечества», 1840) грубую брань.
Похвалит: видно, что поляк… — О. И. Сенковский в обычном для него развязном тоне, граничащем с издевательством, расхваливал роман Лермонтова (сначала в «Библиотеке для чтения», а затем в «Сыне отечества»). Несколько ранее Ф В. Булгарин в «Северной пчеле» написал хвалебную статью о «Герое нашего времени» за крупную взятку, полученную от издателя Глазунова.
И. II. Мятлеву («Па наших дам морозных …») (стр. 818) Печатается по ОЗ (1842, No 9), где появилось впервые. Датируется 1841 г. — временем выхода в свет юмористического романа в стихах Ивана Петровича Мятлева «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л’этранже». Роман написан макароническим стилем, основанным на смешении разноязычных слов. Лермонтов встречался с И. П. Мятлевым в салонах А. О. Смирновой и С. «Н. Карамзиной, ценил его
шутливые стихи.
В первой строке заключен каламбур, основанный на созвучии русского слова «мороз» с французским «morose» — угрюмый, мрачный. (А. А. Углицкой) («Ma chere Alexandrine…») (стр. 818)
Печатается по автографу ИРЛИ (из альбома А. А. Углицкой, по мужу Альбрехт). Впервые — в альманахе «Радуга»
(Пг., 1922).
Обращено к кузине Лермонтова А. А. Углицкой (1822
1862) в связи с ее предстоящим замужеством (в апреле 1841 г.). Написано в макароническом стиле.
«Надежда Петровна …» (стр. 818)
Датируется 1841 г. По воспоминаниям Э. А. Шан-Гирей, экспромт сочинен Лермонтовым в доме П. С. Верзилина в Пятигорске и обращен к его младшей дочери — Н. П. Верзилиной.
Обычно печатается в разделе стихотворений, приписываемых Лермонтову. Однако это единственный из его экспромтов 1841 г., который дошел до нас не в устной передаче, а в записи, внесенной в альбом Н. П. Верзилиной в 1842 г.
3SG
«Расписку просишь ты, гусар. ..» (стр. 819)
Печатается по автографу из тетради Чертковской библиотеки. Впервые (третья строфа)-в «Русской старине» (1875, No 9); целиком — в соч. под ред. Вмсковатова, т. I. Дата не установлена.
«Он был в краю святом …» (стр. 819)
Печатается по «Библиографическим запискам» (1861, No 1), где опубликовано впервые.
Пародия на стихотворение В. А. Жуковского «Старый рыцарь» (1832). Дата не установлена.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Коллективное Югельский бпрон (стр. 823)
Печатается по книге «Для избранных. Стихотворения Варвары Анненковой» (М. 1844), где появилось впервые. Окончание стихотворения, напечатанное в настоящем издании петитом, написано В. Н. Анненковой (1795-1866).
Датируется 1837 г. по содержанию. Стихотворение представляет пародию на балладу Жуковского «Иванова ночь» («Смальгольмский барон»), начинающуюся словами: «До рассвета поднявшись, коня оседлал…». Баллада посвящена А. М. Верещагиной, родственнице и близкой приятельнице Лермонтова. В июле 1837 г. она вышла замуж за министра иностранных дел Вюртембергского королевства барона Гюгеля (Hugel-Югель), от его имени произошло название баллады.
«О, как прохладно и весело нам…» (стр. 324)
Печатается по автографу В. А. Соллогуба (ГПБ, фонд В. Ф. Одоевского). Впервые — в «Литературном наследстве» (т. 58).
Датируется предположительно летом 1839 г., так как в это время Лермонтов и Соллогуб одновременно находились в Петербурге. Стихотворение было послано Соллогубом в письме к В. Ф. Одоевскому (лето 1839 г.) с указанием на то, что оно написано совместно с Лермонтовым, и с просьбою сочинить к нему музыку (см. «Литературное наследство», т. 58).
27 М. Лермонтов, т. 1
397
Стихотворения на французском; языке
«Л’оп, si j’en crois mon esperance …» (стр. 825)
Стихотворение было написано в альбом А. М. Верещагиной, очевидно, накануне переезда Лермонтова в Петербург, Б 1832 г. Печатается по копии из альбома (ИРЛИ).
Нет, если бы я верил моей надежде, я ждал бы лучшего будущего. Несмотря на расстояние, я буду с вами воспоминанием. Блуждая на другом берегу, я издали буду следить за вами; и если над вами разразится гроза, позовите меня, — и я
приду.
«Quand je te vois sourire…» (стр. 325)
Печатается по «Библиографическим запискам» (1859, т. 2, No 1). Дата написания не установлена.
Когда я вижу тебя улыбающейся, мое сердце расцветает, и я хотел бы высказать тебе, что говорит мне мое сердце. Тогда вся жизнь моя встает перед моими глазами; я проклинаю, и молюсь, и плачу тайно. Потому что без тебя, моего единственного путеводителя, без твоего огненного взгляда, мое прошедшее кажется пусто, как небо без бога. И потом — странная причуда! — я