небо глубокие,
Душа навстречу им
а. Как в тексте.
б. Из груди рвется.
И плакать хочется,
Ну так на шею бы
«Как небеса твой взор блистает»
Варианты автографа:
а. Как в тексте.
б. Заманчиво звучит,
И сердце робкое трепещет,
И тешится джигит;
«Она поет — и звуки тают»
Варианты автографа:
Начато: В э<фире?>
Вариант, приведенный в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание»:
Пред подвигом добра постыдно-малодушны,
Пред властию ничтожные рабы.
<А. Г. Хомутовой> («Слепец, страданьем вдохновенный»)
Варианты берлинского автографа:
И прежних лет [огонь] священный
Как отголосок [прежних] дней
Всё, что вы прежде [поселили]
Варианты автографа:
В серебряных ножнах блистает мой кинжал,
Геурга старого изделье[86]
а. Для нас утраченное зелье!..
б. Давно утраченное зелье!..[87]
а. Орудьем гибельного мщенья,
И слышал он один его полночный бред
И сердца гордого биенье.
б. Как брату старшему и другу
в. Как в тексте.
г. Служил без платы за услугу; *
б. Не по одной груди провел кровавый след
в. Не по одной груди провел он вечный след
а. И как сестра делил печали,
Тогда ни золото, ни хитрая резьба[88]
Его ножон не украшали.
б. Начато: Сверк<ал>
б. Тогда ему была узорная резьба *
Нарядом лишним и постыдным. *
а. Ножон, изрубленных когда-то на войне,
б. И вот родных ножон, избитых на войне,
в. Ножон, изрубленных на играх, на войне *
а. И нынче в золоте блистает на стене,
б. И нынче в золоте он блещет на стене, *
а. Никто привычною, знакомою рукой
б. Никто привычною, суровою рукой
И надписи его, моляся по утра<м>
В наш век изнеженный поэт, не так ли ты
На злато променял ты власть, которой свет *
Когда-то мерный звук твоих могучих слов *
Стихи вписаны позднее.
а. Величествен и прост был гордый твой язык.
б. Как в тексте.
в. Но скучен нам простой и детский твой язык
г. Но скучен нам простой и сильный твой язык, *
а. Начато: Твои волшебные ра<ссказы>
б. Нам нужны блестки и обманы;
в. Начато: Иные нуж<ны>
Но наш усталый век, как ветреный старик
Начато: Об <не дописано>
Начато: Проснешься ль ты опять на зв<не дописано>
Как упраздненный меч неправду и порок[89]
ВАРИАНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ 1839 ГОДА
Молитва («В минуту жизни трудную»)
Разночтение текста «Отеч. записок»:
Памяти А. И. О<доевско>го
Варианты автографа:
Начато: Делили дружно мы
Вернулся я, и годы испытанья *
а. Начато: Умчалися, как дым;
б. В прошедшее умчалися как дым,
в. Промчалися законной чередой; *
а. В могилу он унес волшебный рой
б. В могилу взял он смутный рой
в. В могилу взял он темный рой
Рассеянных, незрелых вдохновений,
Обманутых надежд и сожалений…
а. Но сохранил среди волнений трудных
б. Но цвет души среди волнений трудных
в. Но посреди волнений жизни трудных
а. Он цвет души… его живой рассказ
б. Начато: Он сохранил святой огонь
а. Глубокий ум, лазурный пламень глаз,
б. Живая грусть, лазурный пламень глаз,
а. Мужчины детский смех и ум игривый.
б. И детский смех и ум и речь живую,
а. Всё в памяти моей теперь так живо.
б. И веру теплую в людей и жизнь иную.
После стиха было:
И не был он ни злом ожесточен.
Ни избалован нежностью излишней
а. Начато: Он умер
б. Он жил и умер не познав
в. Он жил и умер чужд
г. Но он погиб без пользы в цвете дней,
д. Он был мне друг, уж нет таких друзей,
е. Как призрак он промчался средь людей,
Пусть спит оно в земле чужих полей, *
Не тронуто никем, как дружба наша *
а. Как в тексте.
б. Он умер как немногие без шума *
Блуждала верно на челе твоем,
а. Когда глаза закрыл ты вечным сном;
б. Когда глаза сомкнул ты вечным сном; *
И было ль то привет земле родной *
Названье ли покинутого друга, *
а. Кто скажет мне! твоих последних слов
б. Кто знает? И твоих последних слов
а. Начато: До нас не д<олетел?>
б. Начато: Сюда не долетел
в. Потеряно… и жизнь твоя, мученья,
г. Потеряно… и жизнь твоя, и мненья, *
а. И после них на свете нет следа,
б. И после них на небе нет следа, *
Как от любви поэта безнадежной,
а. Он не открыл вниманью дружбы нежной,
б. Он не вверял вниманью дружбы нежной
а. Прощай же друг!.. Ты светом позабыт
б. Что за нужда!.. Ты светом позабыт
в. Что за нужда!.. Тебя забудет свет
а. На что тебе надменное вниманье
б. На что тебе любовн<ое> вниманье
в. На что тебе венец его вниманья
Ты не служил ему, ты с первых лет *
Любил ты моря шум, и выси гор, и степи.
После стиха было:
Ничем не очернит наследник благодарный.
И мрачных гор немые высоты,
И вкруг твоей могилы безымянной
Начато: Кругом тебя немая степь
а. И над тобой обвал грозящий дремлет,
б. Над морем он склоняся тихо дремлет,
в. Начато: Как
г. Над морем он могучий тихо дремлет. *
Разночтение печатных источников («Отеч. записки» — ОЗ; «Стихотворения М. Лермонтова», 1840 — С):
И свет не пощадил, и рок не спас! ОЗ, С
«На буйном пиршестве задумчив он сидел»
Варианты автографа:
На шумном пиршестве задумчив он сидел
Средь звона чаш, наполненных вином,
После стиха было:
Он говорил: ликуйте, о друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира…
Над вашей головой колеблется секира,
Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.
<Э. К. Мусиной-Пушкиной> («Графиня Эмилия»)
Варианты автографа:
а. Как в тексте.
б. Стройнее чем лилия
Начато: Как стянется в
ВАРИАНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ 1840 ГОДА
«И скучно и грустно»
Варианты автографа:
Любить, но кого же? — любить на минуту
Начато: Надолго л<юбить>
А сердце, и мысли, и всё так ничтожно *
Начато: А что
а. Такая пустая, сухая и глупая шутка!
б. Такая пустая, и плоска как глупая шутка!
в. Такая пустая, тяжелая шутка!
Разночтения текста «Лит. газеты»:
И скучно!.. и некому руку подать
И радость, и муки, и всё там ничтожно.
<М. А. Щербатовой> («На светские цепи»)
Варианты автографа:
На шум утомительный бала
а. Но жаркого юга
Знакомые чувству приметы
Ни снежная вьюга
Не смоет, ни хладные леты.
б. Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного
И чувства мертвящего света.[90]
Начато: Исполнена
Таинственно сини,
Безжалостно жгут ее ласки.
И свято внимая
У мира опоры не просит,
Насмешку и грусть переносит.
От хитрого взора
Любовь в <ней> не вспыхнет пожаром
Разночтения копии и текста «Отеч. записок»:
На блеск упоительный бала
На ней сохранились приметы
«Есть речи — значенье»
Текст, помещенный в сборнике «Вчера и сегодня»:
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Тоскою желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья…
Их кратким приветом,
Едва он домчится,
Как божиим светом
Душа озарится.
Средь шума мирского
И где я ни буду,
Я сердцем то слово
Узнаю повсюду;
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Надежды в них дышат,
И жизнь в них играет, —
Их многие слышат,
Один понимает,
Лишь сердца родного
Коснутся в дни муки
Волшебного слова
Целебные звуки,
Душа их с моленьем,
Как ангела, встретит,
И долгим биеньем
Им сердце ответит.
Журналист, читатель и писатель
Варианты автографа:
Эпиграф следует после начальной ремарки.
А как-то страшно без перчаток!..
Разночтения копии В. Соллогуба:
Эпиграф и ремарка отсутствуют.
Обдумать резкое творенье?
Все на войну неслись душою.
Взывали с тайною тоскою,
Но как-то страшно без перчаток
Откроешь прозу — перевод.
Читал я. Громкие нападки
Владеет он приятным слогом
Но эти странные явленья
То соблазнительную повесть
Закрытых дел и тайных дум
Чтоб яд пылающей страницы
Нарушил сон отроковицы
И сердце юноши увлек
Соседка
Варианты автографа:
а. Я в тюрьме и мечтаю о воле
б. Кто в тюрьме не мечтает о воле
в. Кто в тюрьме не тоскует о воле.
г. Кабы крылья имел я как птицы
а. Сердце бьется и просится в поле;
б. Ночью: Дни про<ходят>
Но окно высоко над землей,
А у двери стоит часовой.
Душно стало бы мне в этой клетке,
Да с плохою решоткой окно;
Я своей не позволил бы дочке
У окна так садиться в сорочке;
Но сидит она долго вздыхая
а. На далекое небо глядя,
б. Видно горькую думу тая,
Начато: И всё видно,
У отца ты украдь мне ключи,
Часовых разойтись подучи.
а. А для тех, что у двери стоят
б. А уж с тем, кто поставлен к дверям,
а. Я сберег наточеный булат.
б. У меня есть надежный булат.[91]
Ребенку
Варианты автографа:
И очи темные и кудри золотые *
Ребяческий рассказ рассердит и встревожит.
Названье в этот миг забытое тобой…*
Ты вспомнишь, и его, дитя, не прокляни.
А. О. Смирновой
Варианты автографа из альбома М. К. Полуденского:
Вместо стихов:
Стесняем радостию детской, *
Нет, не впишу я ничего *
В альбоме жизни вашей светской, * —
Ни даже имя своего. *
Мое вранье так неискусно, *
Что им тревожить вас грешно… *
Всё это было бы смешно, *
Когда бы не было так грустно! *
Разночтения «Отеч. записок»:
Стихи отсутствуют.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Разночтения копии В. Соллогуба:
Короче знать желал я вас
После:
Словами важными порою
Что делать. Речи не искусно<й>
К портрету
Варианты чернового автографа ЦГЛА:
а. Глаза говорят как слова
И блещ<не дописано>
б. Глаза говорят как слова,
И светят обманчивым светом.
в. Глаза говорят как слова,
И блещут язвительным светом.
г. Всё дышит в ней жизнью и светом,
Глаза говорят как слова,
д. Глаза говорят как слова,
Слова ж ее дышат приветом.[92]
а. Как в тексте.
Как цепь ей несносна привычка, *
б. Ей нравиться долго нельзя: *
Не скроет ни радость, ни горе!..
а. Как в тексте.[93]
б. В душе ее темно, как в море, *
В глазах — как на небе светло. *
а. Как в тексте.
б. То всё в ней притворно и ложно, *
То дышит в ней истиной всё. *
Ее не любить невозможно.
Валерик
Варианты автографа:
Я к вам пишу. Не странно ль! право
И кто мне дал на это право!
а. Притом вам это всё равно.
б. И вам же это всё равно.
Конечно, знать вам нету нужды,
Душой уж мы друг другу чужды,
И их как критик разбирая,
Так долго пред самим собой;
Где нынче ждать любви заочной?
Лишь я вас помню — да и точно,
Ну как же б вас забыть я мог!
а. Влачил напрасно много лет;
б. Влачил тяжелых много лет;
в. Влачил напрасных много лет;
И в размышлении холодном
а. Топил напрасно жизни цвет.
б. Убил напрасно жизни цвет.
Одно, другое ль наказанье?
Не всё ль равно. Я жизнь постиг;
За всё я молча благодарен;
Воображенью нет простора…
И дремлешь под густою тенью
Под тенью пушек спит прислуга,
Начато: Дымятся фитили
В Чечню, к аварцам, в Дагестан;
Как мы дрались, как мы их били,
Мирной татарин наш сидит
а. Порою выстрел раздается,
б. Порою выстрел мимо уха,
а. Начато: Где
в. Что вьючить? — Где же капитан?..
После стиха было:
Встают сверкая батальоны,
Цепь потянулась; казаки
Гремят орудья; генерал
Вперед со свитой проскакал…
Вот показалися значки
Вон там в чалме один мюрид
А вот сейчас, вот в шапке черной
Вот близко… виден легкий дым,
Начато: Вперед — нам
Как на балет столичной сцены…
Начато: Как на ба<лет>
Лазурно темный свод небес.
После стиха было вписано и зачеркнуто:
И шли мы в тишине глубокой
Чечня восстала вся кругом;
У нас двух тысяч под ружьем
Не набралось бы. Слава [богу][94]
Выходит из кустов обоз,[95]
В цепи стрельба; но началось[96]
И в арьергарде понемногу;[97]
Вот жарче, жарче… Крик! Глядим,
Уж тащут одного, — за ним
Других… и много… ружья носят[98]
И кличут громко лекарей![99]
Уж им не в мочь — подмоги просят[100]
Картечи»… тихо развернулся[102]
Меж тем в поляне весь отряд[103]
Кругом зеленый лес замкнулся;
Дымится весь. Свистят, жужжат
Над нами пули.