Скачать:TXTPDF
Варианты, заметки, наброски

Мы

Эмилия, решися наконец…

Пойдем же; я велел тебе.

В последующей ремарке слова пилигрима и входит вписаны.

Рем. Вместо входит: входит вдруг

Рем. Слова быстро за руку и сцены вписаны.

Когда оно ее спасет… отдай ее мне.

Рем. (Бросается в дверь и кричит там)

Рем. (став на колени и руки сложив крестом, возле Фернандо)

Рем Вместо В эту минуту: Минуту

Рем. (бьет в лоб)

Рем. (входит другой доминиканец, монах)

После «Возьми с моей рукою обещанье» ремарка (Дает ему руку и жмет)

После «Брось шутки! ты тут не виновен?» ремарка (Качая головой и отойдя несколько)

Рем. (с улыбкой коварной)

После «Итак, начну писать я свой донос» ремарка (Начинает)

И волосы седые дыбом

Рем. а. (Ударяет ногой в кровь)

б. (Ударяет ногой в пол)

Рем. (Уходят с бумагой, надев шляпы)

Рем. (Уходят в радости ) вписано.

Рем. (Дом Алвареца — стол и стулья) В следующей ремарке у стола приписано.

К Фернандо — убежала с негодяем.

Ты болен по лицу, не хочешь ли прилечь?

Рем. Вместо подарки: подарок

Рем. После Ужас на всех лицах слова: Фернандо кладет тело на стул, и становится возле вписаны и зачеркнуты.

Дочь! дочь моя! и кровь ее засохла,

Но с глаз моих долой, убийца. Кровь ее

На эти мертвые черты, и отрекись

Что если я отрежу эту косу

И с ней умру, не легче ль будет мне

Рем. (Отрезывает косу кинжалом)

После слова любви была ремарка: (Кладет за пазуху)

Пожертвовал собой, своим блаженством,

Блаженство рая не отдаст тебя

Прощай! прощай! прощай ты спящий ангел! (молчание)

Рем. Вместо Шум за дверями: Слышен шум за дверями

Рем. Слово ничего вписано.

Рем. (Вырывается и отступает)

а. меня ведут на смерть?.. позорную!

б. Хотя меня они ведут на смерть?..

Фернандо

Здесь!

Фернандо

Не удивляюсь.

Рем. (Вынимает из-за пазухи косу Эмилии)

Я их отрезал с головы умершей! Далее приписана ремарка (указывая на тело Эмилии.)

А кто взял верх, тому и слава! ха! ха! ха!

Рем. После ранит его в руку. было: За руки его схватывают.

Издохни! (бросаются помочь Соррини)

Соррини (который упал от удара, встает)

Помогите!

Рем. а. (Бросает кинжал и топчет ногою)

б. (Бросает кинжал и топчет ногами)

Рем. а. (Они видя, что кинжал не в руках его, бросаются на него и схватывают и связывают руки)

б. (Все, видя, что кинжал не в руках его, бросаются на него и схватывают и связывают руки)

После слова свяжите: (связывают руки)

Соррини

(с перевязанной рукой)

После «Огонь, где этот еретик погибнет»:

а. О! ненависть! ты слаще для меня всех вин,

Когда тебя насытить я могу!

б. Начата правка второго стиха: хотя

а. В суде имею я довольно весу —

б. В суде имею я довольно силы —

Потеряно! (ломая руки) потеряно навек!

Рем. (Показывая на дверь, куда ушел жид)

Рем. (обвивая покрывалом тело на носилках, чтобы прикрепить и чтоб оно не упало.)

Пойдем… вот так! не опускай носилки

Рем. После (Уносят тело.) следовала вторая ремарка: (Сцена переменяется.)

а. Как в тексте.

б. Он смерть предпочитал печальной жизни,

Давно бы все жиды с ума сошли,

Рем. (Стонет) вписано.

Ужасный пламень жжет мне мозг

И сердце жмет свинец страданья.

Мой брат! мой брат! (рвет платья) — летите платья,

На воздух.

Сара

Что ты делаешь,

Пускай она издохнет!.. и Фернандо с нею!

Варианты чернового автографа:

«Не отвергай мой слабый дар… То — чтобы часть прощанья не пришел…» Отсутствуют.

Начато: Разлуки, бедная

Я видеть равнодушно, как они

Начато: Которое б

а. Начато: Пусть никогд<а>

б. Начато: Да никогд<а>

Начато: Не приходил… Так

О если рай небесный будет *

От неба добровольно — Ax! Эмилия. *

Умри… несчастия предвижу!

О, если б никогда ее не знал я (Целует ее)

Эмилия

Милый бредит!..

Вместо «Полночь!.. прости!.. но что за шорох.. Беги!..беги!..». Фернандо

Всего ужасней поцелуй разлуки…

(в сторону). [Стих начат: О, да]

Зачем пришел проститься я глупец!..

Эмилия

Уж месяц стал садиться.

Фернандо

(Бьет два часа [Бьет час] на башне)

Два часа! (вскакивает)

Эмилия

Куда ты? (Слышен шорох. Кто-то прибегает за куст.)

Фернандо

Слышала ль ты шорох!.. Слышишь

Трещат ломаясь ветви. Я не запер

Калитку за собою — кто-нибудь

Подслушал нас… беги… беги… (Она уходит на балкон) *

«Спаси нас царь небесный!… жених готов: богат он и умен…» Отсутствуют.

а. Начато: Он храбр — как чорт; любезен — как

б. Он храбр — как чорт; любезен и богат… *

Вместо Мария смущенная подходит: Мария смущенная подходит в страхе. *

Вместо Что хочешь ты?

а. Что надобно тебе?

б. Что надобно?

Вместо для чего Не тотчас: Я сломаю Твой ящик.

а. Зачем ломать напрасно ящик — как смешно!..

б. Зачем за глупость горячиться — как смешно!.. *

И ключ потерян — как досадно это.

Ждет лошадь у крыльца. *

Богат ты… и затем твои подарки малы; *

На предложение твое Сорриний!.. *

Лежать приятно также с стариком,

Как старой с молодым; затем

Что сила одного другого слабость

И хорошо что кто-нибудь нашелся

Избавить от нее; и жалко также

Мой муж уехал на два дни…

И завтра наш монах пришлет людей,

Начато:

а. Посыплют

б. Посыплются и появлюся

а. Начато: Но что ж —

б. Но — я придумала. — в Мадрит поеду

а. Начато: Куплю

б. И получу прощение грехов.

Рем. Вместо на кровать: под кровать

О! как любовь сильна. — (Эмилия закрывает лицо) Но успокойся!..

Тот, кто достоин в памяти твоей,

Начато: То счасть<е>

Начато: Я не ловлю

Он умер, — умер — и в земле лежит. *

Рем. (всё на коленях, но подняв голову) *

Рем. Обнимаючи ее со слезами *

Он умер — умер — я хочу исполнить

а. Начато: Его желанье… Мой Ферна<ндо>

б. Его желанье… тень его помыслит:

Ну, если он пойдет искать тебя *

Чтоб к алтарю вести своей невестой *

а. Начато:

Мария

Выкинь из ума

б. Нет в монастырь хочу я…

Мария

Выкинь из ума

в. Зачем он умер боже…

Мария

Выкинь из ума *

Рем. «(с укоризной)» Отсутствует.

Начато: И я соединю свою

а Начато: Клянусь тебе что всё

б. Клянусь тебе что жив он… ты увидишь

а. Его ты завтра… что с тобой?

б. Его ты ныне… что с тобой? *

а. Спасите! — что с тобой! скрепися!..

б. Спаситель! — что с тобой! скрепися!.. *

Я поведу на тайное свиданье завтра;

Начато: Так долго

Поверила и начала страдать *

Вас огорчил… простите мне

а. Я слишком мучилась… о продолжайте;

б. Я слишком тосковала… продолжайте;

в. Я слишком ветрена… скажите:

После «Где я с ним встречусь?» ремарка (Целует ей руку. Мария ее в голову) *

а. Начато: Смущалась ты п<редчувствием>

б. Смущала ты предчувствием себя.

Рем. Вместо мачехе руку: ей руку

Ха! xal xa! ха! ужели точно *

Начато: Получит руку брошенной

Рем. Еврейская мелодия (печальная музыка. Еврейки тихо поют) *

а. Начато: И пла<чьте>

б. Начато: И молитеся

Того, кто являлся пророку в огне… *

Тому только можно Сион ваш отдать, *

Рем. (выходит из домика) *

Рем. (Опять начинают песню) *

Я в мире не имею ничего;

Но всё хочу иметь; зачем, зачем?..

а. Как в тексте.

б. Пусть никогда богат не буду, чтоб *

Начато: И для меня

По делу он… на что тебе его? *

Фернандо

Я бы хотел благодарить его. *

Моим присутствием — мне тяжело *

Я был неблагодарным и боюсь *

Начато: Я уж сказ<ал>, что не могу; я

Вместо Ты хочешь знать зачем: Мне надо видеть

С опасностию жизни я найду

Начато: Увижу…

«Где твой отец?.. В лета надежд не прячут слез!.. О чем ты плачешь?» Приписано на полях позднее.

В твои лета не прячут слез… О чем ты плачешь?..

а. В том виноват, что я люблю его

б. В том виноват, скажу, что я люблю его, *

Как я люблю… паду в его обьятья; *

Но что хотела я?.. давно другая уж владеет

Но нет, она любить не может

а. У ног его единой ночи, не дрожала

б. У ног его ни ночи, не дрожала *

Чтобы желанный сон не усыпил *

а. Его без пробуждения…

б. Без пробуждения… нет! нет *

Рем. (входит жид); * ремарка печально отсутствует.

Начато: Послушай

И в этом правы. — Но меня ты знаешь, Моисей!.. *

Хочу идти… хочу гостеприимства

В его дому… я был воспитан там…

Ты знаешь, в людях деньги нужны

Рем. (с удивлением) вписано.

Начато: Есть дочь… я понимаю этот

После Что случилось? начато:

Ноэми

Что?

Рем. Моисей (к нему)

Вот ваша инквизиция! доминиканцы!.. *

Зловещий ворон!.. что случилось?..

Рем. Вместо хватает: берет *

Рем. «(Принужденно)» отсутствует. *

Печальный случайЕсть доминиканец *

По имени Соррини… и хотя уж стар, * стих вписан

Начато: Злодеи повлекли к Сорри<ни>

Я половину бы именья тотчас дал.

Рем. (Фернандо хочет что-то сказать, поднимает руки… вдруг с невольным стоном сложив их и подняв к небу глаза опускает и быстрыми шагами с отчаяньем уходит [Начато: убега<ет>] в горы). *

Его… он в бешенстве

Ноэми (смотрит вслед.)

Взгляните: он взбежал *

Уж на гору… бежит, остановился… сел… *

Над самой пропастью… он упадет… нет встал!.. *

Всё воля божия! — никто не может ей

Начато: Противустать!

Начато: Когда он зна<л>

Неизлечимые, что можно обмануть любовь

Рем. Вместо (Она уходит): (Отходит и садится на скамью в изнеможении.)

Что я заплачу? — нет! нет! не хочу я плакать. *

Скорее даст сто щелей это сердце *

Моисей

(берет его за руку)

Начато: Успокой себя.

Начато: Повиновался я судьбе — и полно

Отныне отдаю себя я мести,

а. Начато: И сделаю

б. Начато: Во всем насто<не дописано>

После ремарки начато:

а. Возьми

б. На, возьми

Вместо Эмилия, — моя!: Она моя;

Живая или мертвая, моя;

В бесчестьи иль невинная, моя…

О как я отомщу… прощай, отец мой, *

а. Когда я своего не знаю (обнимает его крепко.)

До свиданья.

б. Когда я своего не знаю (обнимает его крепко.)

Мстить прекрасно! *

Благослови меня… она моя… прощай.

После «Родительскому дому… мой отец» ремарка (Ноэми в это время встала и смотрела издали)

Храни его от всякого злодейства…

Как усмиряешь ветры гор… Ты бог *

Рем. (Комната у жида, как во 2-м действии) *

Его нежней, чем бога… он один мой бог. *

И небо запрещать любить его <не> может. *

Тебе ль со мною плакать?.. ты любила ль *

а. Начато: Скорей чт<не дописано>

б. Начато: Скорей ме<ня>

в. Скорей в сырую землю, о, скорей,

а. Вот Моисей придет. Его остановил

б. Начато: Вот Моисей придет. Он в

Рем. Моисей входит *

Кто он!.. и кто сказал… что сын твой! *

О горе! горе нам! он здесь был —

И нет его! — я спас… он спас меня…

Ему из-под ножа злодеев…

Рем. на пол вписано.

Рем. Вместо стоит недвижен: стонет; * после следовала ремарка: (Конец третьего действия);* вместо песочные часы: книги; далее следовала ремарка: (Песочные часы на столе). *

а. Мою красавицу. — Мою — но почему же?

б. Мою красавицу. — Мою! — так точно.

Я сотворен, чтоб жить и веселиться,

«У нашего отца святого выпросить» Вписано.

Начато: Своим

Начато: Обманывать и сп<не дописано>

Начато: С ней прямо в папы; —

«В кровавый путь отправлен уж Фернандо… Один лишь Алварец… да этот плох!». Вписано.

а. И некому за деву заступиться

б. Один отец… да он ведь глуп, как пробка. *

а. Ах, бедная Эмилия; давно ли

б. Попалась бедная Эмилия; давно ли

Любить и невозможно?.. Нынче *

Для нашего сословия; что это есть закон

Вместо «ужель закон в сей толстой книге Сильней закона вечного природы?»:

Ужель закон природы не сильнее.

а. Дал лишний совести укор; увеличил

б. Дал лишний совести укор;

Скачать:TXTPDF

Мы Эмилия, решися наконец… Пойдем же; я велел тебе. В последующей ремарке слова пилигрима и входит вписаны. Рем. Вместо входит: входит вдруг Рем. Слова быстро за руку и сцены вписаны.