Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
На краю света

Нифонту ряд вопросов, касающихся главным образом обрядовой стороны православия.

69

Силлогизация – логическое построение доказательств в порядке посылок и выводов.

70

Худог – искусен (отсюдахудожество).

71

Малицашуба-рубаха из оленьей шкуры.

72

Орстель – длинный шест, которым сдерживают и погоняют собак.

73

Зайсан – старшина.

74

Карл Эккартсгаузен (1752–1803) – немецкий писатель-мистик. Сочинения его усердно переводились на русский язык и распространялись масонами в царствование Александра I.

75

Массильон, Жан-Батисг (1663–1743) – знаменитый французский проповедник.

Бурдалу (1632–1704) – иезуит, блестящий духовный оратор эпохи короля Людовика XIV. Как к Бурдалу, так и к Массильону Лесков проявлял немалый интерес.

76

…ему надо вымирать со всем родом своим… – В «Путевых записках» архиепископ Нил дает страшную картину вырождения сибирских народов, обреченных на голод и вымирание.

77

Ацтеки – одно из индейских племен, населявших Мексику.

78

Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере… – Согласно Евангелию от Иоанна (гл. XI), Христос воскресил Лазаря на четвертый день после смерти.

79

Юкола – вяленая рыба.

80

Преферанс (франц. preference) – предпочтение, превосходство.

81

Репетир – пружина в старинных дорогих карманных часах, служившая для проверки времени звоном.

82

…как в Черной пещере… – В 1756 г. бенгальский раджа Сараджуд-Даула, взяв Калькутту, заключил пленных англичан (146 мужчин и женщин) в глухую тюрьму, с двумя крошечными отдушинами, носившую название «Черной ямы», или «Черной пещеры». За одну ночь в ней умерло, задохнувшись, 123 человека.

83

Таилга – жертвоприношение.

84

Застремить – воткнуть.

85

Запощеванцы – русская староверческая секта, отвергавшая священство и проповедовавшая крайний аскетизм.

86

Авва (древнееврейск.) – отец.

87

Гермес – в греческой мифологии вестник богов.

88

Августин, прозванный Блаженным (354–430) – христианский мыслитель и писатель, оказавший огромное влияние на развитие католической мысли и на оформление догматики католической церкви.

89

…как Еммор и Сихем… – Согласно Ветхому Завету, ханаанский князь Еммор и его сын Сихем, желая породниться с родом патриарха Иакова, дочь которого обесчестил Сихем, в качестве условия для заключения племенного союза приняли обрезание. Когда все мужчины рода Еммора болели после операции, сыновья Иакова в отмщение за позор сестры вырезали их поголовно (Бытие, XXXIV, 24–26).

90

Семидал – самая тонкая пшеничная мука.

91

«Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» – «… и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Книга пророка Аввакума, II, 3).

92

Сам Сый – всегда и везде пребывающий бог.

93

Пышнее здесь эфир одевает пространства в убранство пурпурного света, и познают люди здешние солнце свое и звезды свои! (лат.)

94

Виргилий – Вергилий Марон Публий (70–19 гг. до н. э.) – великий римский поэт. Цитируются стихи из «Энеиды».

95

…повергались ниц перед истуканом деирского поля. – Согласно Ветхому Завету, вавилонский царь Навуходоносор воздвиг на поле Деире золотого истукана и приказал собравшимся под страхом лютой смерти пасть перед ним и поклониться, как только затрубят трубы, свирели и другие музыкальные инструменты. (Книга пророка Даниила, III, 1–6).

96

Иеремия – один из великих библейских пророков. Ссылаясь на молодость, он отказывался пророчествовать, но бог приказал ему не малодушничать, а смело возвещать то, что он вложит в его уста (Книга пророка Иеремии, I, 6–7).

97

Никодим – один из начальников иудейских, явившийся ночью на беседу к Христу (Евангелие от Иоанна, III).

98

Вари – здесь: спеши на помощь.

99

Стегно (церковнослав.) – бедро.

100

Кирилл (1130–1182) – епископ Туровский (Минская губерния) – выдающийся писатель и проповедник.

101

В святой простоте (лат.)

102

Канюшкевич – П. Конюскевич (ум. в 1770 г.). – митрополит Тобольский (с 1758 г.); стремился распространять в Сибири православие, был оклеветан и уволен на покой в Киево-Печерскую лавру.

Арсений Маииевич (1697–1772) – митрополит Ростовский. Сторонник восстановления патриаршества. За отнятие у монастырей их имущественных прав провозгласил негласную анафему Екатерине II (1763), за что был лишен митрополичьего сана и заточен в монастырь простым монахом. Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину II. В 1767 г. был судим вторично и по снятии монашеского сана заточен в тюрьму в Ревеле. Здесь он содержался под именем арестанта «Андрея Враля», по преданию – с заткнутым кляпом ртом.

103

…инородцы… уже просили крещения… – Распространение христианства в конце XVIII и начале XIX в. среди туземных народов Сибири нередко проводилось с помощью воинских команд.

104

Князь Андрей Боголюбский (1110–1174) – выдающийся политический деятель древней Руси. Стремясь к единодержавию, он перенес столицу из Киева во Владимир. Был убит боярами-заговорщиками, опасавшимися усиления его власти. Его смерть была горько оплакана слугой Кузьмой Киевлянином. Лесков приводит текст из этого похоронного причитания.

105

Митрофорный священник (лат.) – то есть священник, награжденный митрой.

106

…бремена неудобоносимые… – Эти слова, ставшие крылатыми, взяты из Евангелия от Луки (XI, 46).

107

Иерарх – высшее духовное лицо (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

108

Печалование – здесь: заступничество.

109

…во имя «бога Иустинова». – Св. Иустин, философ, писатель II в., автор «Обличения эллинов», логикой своих доказательств привел своего собеседника – язычника – к решению принять христианство – веру «в бога, которому служит Иустин».

110

…вменявший ни во что целование креста малого… – В 1154 г. князь Владимирко Галицкий присягнул на верность великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу и венгерскому королю Гейзе II; при нем целовал крест как чудотворное наследие его предка, св. Стефана. Владимирко не замедлил обмануть поверивших его клятве союзников. А когда посол Изяслава упрекнул его: «Ведь ты же крест целовал!» – Владимирко возразил: «Вот еще: что мне этот маленький крестик

111

…не хуже… заезжих проповедников… – Имеется в виду лорд Редсток, проповедь которого на евангельские темы имела огромный успех в петербургском свете. В 1877 году Н. Лесков выпустил книгу: «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь). Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе».

112

Кимвал звенящий (бряцающий) – Кимвалдревний музыкальный инструмент. Кимвал бряцающий – библейское выражение; означает торжественную, но малосодержательную речь. (Первое послание апостола Павла к коринфянам, XIII, 1).

113

…в Сигор не уйдет, а… к своему Содому обернется и столбом станет – Сигор. – название маленького городка, который, согласно Ветхому Завету, бог назначил спасительным убежищем патриарху Лоту, его жене и дочерям, когда вывел их из обреченного на гибель нечестивого Содома. Вопреки запрещению бога, жена Лота обернулась назад и взглянула на пылавший Содом, за что была обращена в соляной столп (Бытие, XIX).

114

…имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие… – Сравнение заимствовано из «Слова о власти и чести царской» (1718) Феофана Прокоповича. Прузи (церковнослав.) – саранча.

115

«Камень веры» – полемическое сочинение «местоблюстителя патриаршего престола» Стефана Яворского (1658–1722), содержащее основы православной догматики и направленное против протестантской проповеди в России и косвенно против Петра I как покровителя немцев-лютеран. Написано в 1718 г., опубликовано в 1728 г., в дальнейшем (до 1749 г.) было вновь запрещено. «Молот» (точное название «Молоток на камень веры») – памфлет на «Камень веры» (автор его не установлен).

116

…нас… в аббатиков переделать желали… – т. е. окатоличить. (Аббатпочетный титул настоятелей католических монастырей).

117

Протасов, Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор св. синода. Улучшил условия в духовных училищах и семинариях и значительно расширил их программу обучения. Вместе с тем свел на нет роль св. синода.

118

Чебышев П. П. – бригадир, обер-прокурор св. синода при Екатерине II в 1768–1774 гг.

119

Певни – петухи.

120

…и не познают они места своего. – Не совсем точная цитата из 102-го псалма (ст. 16).

121

…обложив туком свои лядвии… (церковнослав.) – обрастив жиром бедра свои.

122 Аминь – еврейское слово, перешедшее в европейские языки и означающее: воистину так.

Скачать:TXTPDF

Нифонту ряд вопросов, касающихся главным образом обрядовой стороны православия. 69 Силлогизация – логическое построение доказательств в порядке посылок и выводов. 70 Худог – искусен (отсюда – художество). 71 Малица –