Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Несколько слов о духоборских и других сектах

(Посл. к римлянам, гл. 14, ст. 4): «Кто ты судяй чуждому рабу! Перед своим Господом стоит он или падает; силен Бог восставит его». Принимая это с верою, «мыслим убо верою оправдатися» (Рим., 3, 28). Отпадения от церкви совершаются не в одном нашем слое русского общества: они так же идут вверху, как и внизу: всем ведомо (кроме тех, которые ничего не хотят ведать), что в Петербурге, где ежегодно собираются все наши митрополиты, одновременно с ними прибывают из чужих краев особливые вероучителя, «имущий образ благочестия, силы же его отвергшиеся, поныряющие в домы и пленяющие женищь, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущие» (2 Тимоф., 3, 5-7). Что же сделано всем сонмом наших иерархов против сих «поныряющих в домы и пленяющих женищь»? Ни-че-го! А тут, кажется, много бы можно сделать и сделать в самом христианском духе: «учаще человецы растленны умом и неискусны о вере».

КОММЕНТАРИИ

Опубликовано в газете «Гражданин» No 15-16 в апреле 1875 г. с редакционным примечанием, что записка киевского митрополита Арсения нуждается в «критической оценке», а поскольку за Н. Лесковым, автором «Соборян», «нельзя не признать большого знакомства с бытом нашего духовенства», то «редакция с удовольствием даст место его замечаниям, не стесняясь тем, что она не со всеми из них вполне согласна». Статья Лескова — блистательный пример чисто гражданской публицистики, иронически выдержанной в жанре богословского прения: защита свободы вероисповедания, яростный протест против своеволия и нетерпимости властей, скорбь о насильственно переселяемых русских людях — под прикрытием казуистики, стилизованной в духе того бюрократического. церковного циркуляра, проект которого оспаривает и осмеивает Лесков. Обычно его ратоборство с церковью представляют по широко известной книге «Мелочи архиерейской жизни», где духовенство увидено и низведено со стороны быта. Полемика Лескова с киевским иерархом — пример прямой борьбы с учением и духовно-практической деятельностью церкви, каковых баталий Лесков был большой мастер.

Стр. 157. Арсений (в миру Москвин Федор Павлович, 1795-1876) — богослов, церковный деятель и педагог, митрополит киевский и галицкий с 1860 г. Стр. 164. Закревский Арсений Андреевич (1783-1865) — военный деятель и администратор, участник войны 1812 г., дослужился до поста финляндского губернатора, затем стал министром внутренних дел. В 1831 г. уволен от службы, в 1848-м вновь призван и назначен московским генерал-губернатором. Вошел в легенды как человек малообразованный, решительный до самодурства и предельно консервативный, за что и уволен окончательно в 1859 г., с наступлением либеральной эпохи.

Л. Аннинский

Необходимо отметить, что статья эта написана была Н.С.Лесковым за несколько лет до знакомства с Л.Н.Толстым — то есть без влияния его идей. А также отметить, что мысли митрополита Антония нашли себе практическое воплощение, особенно с приходом на место обер-прокурора Синода К.Победоносцева: происходили и отнятия с помощью полиции детей у молокан для воспитания их в православном духе, и заточения «ересеначальников» в монастыри (См. А.С.Пругавин «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», М., «Посредник», 1906 г.), и гонения на духоборов, особенно усиливающиеся по мере все более явного проявления ими антимилитаризма — что привело их к эмиграции в Канаду, где уже канадское правительство отбирало у них детей для воспитания «в надлежащем духе». Дух этой записки периодически проявляется и в настоящее время.

Скачать:TXTPDF

(Посл. к римлянам, гл. 14, ст. 4): "Кто ты судяй чуждому рабу! Перед своим Господом стоит он или падает; силен Бог восставит его". Принимая это с верою, "мыслим убо верою