Скачать:TXTPDF
Переписка. Николай Семенович Лесков, Лев Николаевич Толстой

Хилкова не имели последствий. Это дело глубоко возмутило Толстого, 5 ноября он написал письмо Ю.П.Хилковой, в котором просил ее объяснить ему, зачем она это сделала (Толстой. Т. 66, с. 423). В письме к Хилкову от 18 ноября он высказал свое сочувствие и возмущение всей этой историей (Толстой. Т. 66, с. 431). Он также обращался с письмом к Александру III (Толстой. Т. 67, с. 4). Статья М. О. Меньшикова «Работа совести» (по поводу статьи «Неделание» Толстого) опубл. — «Книжки «Недели», 1893, No 11). Я пишу то же… — «Христианстве и патриотизм». Закончена в марте 1894 г.

48

Вы пишете по поводу флотских визитов… — Лесков имеет в виду статью «Христианство и патриотизм». «Работа совести» превосходна. Я Вам писал о ней. — Письмо неизвестно. Фаресов передал восторженный отзыв Лескова об этой статье: «Готов и в третий раз читать эту статью. Такая деликатность в ней. У нас давно так не писали… Давно я не читал ничего подобного» (А.Фаресов. Против течений, с. 211). …как материал, может быть годный для… работы. — См. письмо 46 и примеч. к нему. Сквитался с Хилковым за сцену в Сумах. — Дети Хилкова были крещены при участии Иоанна Кронштадтского, которого Лесков называет «пержаном» (от фр. Pere Jean — «Отец Иоанн»), Лесков имеет в виду письмо Хилкова о нем (см. письмо 23 и примеч. к нему). «Письма Сенеки к Люцилию». — В библиотеке Лескова сохранилась книга: Люций Анней Сенека. Избранные письма к Люцилию. Перевод с латинского Пл. Краснова, СПб., б.г., с многочисленными замечаниями и пометами («Литературное наследство», Т. 87, с. 150). …редактор… Василии Евгеньевич Миляев. — Речь идет об издававшейся киевским книгопродавцем Ф.А.Иогансоном «Библиографической библиотеке». Ее редактор В.Е.Миляев просил Лескова принять участие в сборнике этой серии, доход с которого предназначался для устройства читален в деревнях. Издание не было осуществлено, и, по-видимому, редакция сборника к Толстому не обращалась.

49

…у Жуковского о смертной казни». — Меньшиков приезжал в Москву в конце января 1894 г. и тогда познакомился с Толстым. Статья Жуковского «О смертной казни» вызвала возмущение Толстого. Он упоминает ее в черновиках своего трактата «Царство Божие внутри вас» (Толстой. Т. 28, с. 349), а Лесков — в повести «Заячий ремиз». Герой повести «Перегуда из Перегудов» говорит: «Желал Жуковский, чтобы казнь в России происходила не как у иностранцев, а без всякого свирепства и обиды, а как «спасающий порядок, установленный самим Богом» (Лесков. Т. 7, с. 532). Вспоминаю Вас за этим чтением… — Толстой проявлял большой интерес к философии Сенеки. В «Круге чтения» помещены многие его изречения.

50

Анри Амиэль приобрел широкую известность своим дневником, «Fragments d’un journal intime», который был переведен М.Л.Толстой, отредактирован Толстым под названием «Из дневника Амиэля», опубликован в «Северном вестнике» 1894, No No 1-7. В предисловии Толстой писал: «Он чувствует то… что мы все приговорены к смерти, и казнь наша только отсрочена. И от этого-то так искренна, серьезна и полезна эта книга» (Толстой. Т. 29, с. 212). Лесков писал Т.Л.Толстой 6 июня 1894 г.: «Перевод Амиэля изумительно хорош и кусок от куска становится лучше. Есть страницы просто поразительные, как, например, в июньской книжке стр. 986-987, проходящий через себя жизненный вихрь и многое другое» («Вопросы литературы», 1964, No 10, с. 254). …соскребя пометы и грязь… в храме живого Бога. — В последние годы жизни Лесков в своих произведениях («Загон», «Заячий ремиз», «Зимний день» и др.) резко и открыто выступал против официальной церкви, ортодоксального христианства, разоблачал его лицемерие, ханжество и лживость.

51

Я Вам писал тогда… — См. письмо 36.

52

…написал бы «Записки расстриги»… — Этот замысел изложен в письме Веселитской 27 ноября 1893 г.: «Охотно написал бы «Записки расстриги», а может быть еще напишу их. Клятвы разрешать, ножи благословлять, браки разводить, детей закрепощать, выдавать тайны, держать языческий обычай пожирания тела и крови, прощать обиды, сделанные другому, оказывать протекцию у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицировать все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника» — вот что я хотел бы показать людям, а не Варнавкины кости! Но это небось называется «толстовством», а то, немало не сходное с учением Христа, есть «православие!» (Лесков. Т. 11, с. 529). Ваш новый фотографический портрет. — Фотография, выпущенная фирмой «Шерер-Набгольц и К°». Портрет Толстого, написанный художником Н.А.Ярошенко, был закончен лишь летом 1894 г.

53

Катехизация христианской веры. — Работа Толстого «Христианское учение» сначала была задумана в форме вопросов и ответов и именовалась им «Катехизисом». Однако в процессе работы Толстой пришел к мысли изменить форму. 2 ноября 1894 г. Он записал в своем дневнике: «Все верчусь в самом начале… Думал тоже о том, что надо бросить катехизичную форму» (Толстой. Т. 52, с. 153). Издана в 1898 г. в Лондоне. В.Стасов, намереваясь составить книгу о Ге, обращался за материалами к лицам, близко его знавшим. Она первоначально печаталась в «Северном вестнике», 1895, No No 1-3, а затем была издана «Посредником» — «Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка». Лесков вначале также предполагал написать свои воспоминания о Ге, но, как это видно из письма к Т.Л.Толстой от 3 июля 1894 г., раздумал, боясь, что его очерк не подойдет Стасову. «Однако я намереваюсь о нем сказать одну правду, которою он отличался от всех художников (кроме Каульбаха и Габриэля Макен), — писал он ей, — в нем не было ничего «лакейского», без чего, по замечанию Шопенгауэра и Гейне, художника «не бывает», «лакей непременно скрыт во всяком художнике». В Ге это не было: он был независим и благороден и не подделывался ни к каким милостивцам, как делают все (В России теперь все без изъятия)… но не думаю, чтобы это понравилось Стасову» (см.: «Вопросы литературы», 1964, No 10). См. письма 54, 55. Шишкин, Репин и Маковский…. будут ходить в мундирах. — В 1894 г. художник В.А.Серов отказался от должности профессора-руководителя в Академии художеств, желая сохранить независимость своей общественно-художественной позиции, в то время как В.Е.Маковский и другие именитые художники приняли должности профессоров Академии художеств.

54

Работа, за которую я взялся… — «Христианское учение» («Катехизис»). Закончено в 1896 г. Картины Ге «Суд Синедриона, или Повинен смерти! и «Распятие» летом 1894 г. были доставлены в Ясную Поляну, а затем отправлены в Москву к П.М.Третьякову и впоследствии проданы за границу. Толстой находил, что эти картины Ге превосходят живописное творчество большинства современных ему художников. В письме к Д.А.Хилкову 11 июня 1894 г. Он утверждал. Что «Распятие» нынешнего года удивительная картина. В первый раз все увидали, что распятиеказнь, и ужасная казнь» (Толстой. Т. 67, с. 143). Силу последних творений Ге Толстой видел в том, что «в них выражен не Христос как человек, один сам с собою и с Богом, как у него же в Гефсиманском саду… а Христос в известном олицетворяющем всегдашнее и теперешнее положение всех последователей Христа отношении его к окружающему миру» (Толстой. Т. 67, с. 175). Хорошо, если бы вы написали о нем. — Лесков, несмотря на то, что был убежден в необходимости писать воспоминания о Ге, ибо «он и сам стоит внимания, да и по поводу его есть о чем пораскинуться» («Памяти В.А.Гольцева». М., 1910, с. 254), все же этого своего желания не осуществил (см. письмо 53 и примеч. к нему). Должно быть, и я напишу… — Толстой специальных статей или воспоминаний о Ге не писал, но в своих письмах, особенно В.В.Стасову (например, 12 июня и 4 сентября 1894 г. — Толстой. Т. 67, с. 147-148, 216), он дал оценку личности и творчества этого художника. Не написав воспоминаний о Ге, Толстой попросил это сделать Т.Л.Сухотину-Толстую, которая посвятила Ге целую главу в своей книге «Друзья и гости Ясной Поляны» (см.: Т.Л. Сухотина-Толстая. Воспоминание. М,. 1976).

55

«сообщить письма». — Лесков не передал Стасову своей переписки с Ге, которая остается до сего времени неразысканной. «Пренепорочная Лидия — Л.И.Веселитская. …о стасовском национализме… — Стасов интересовался проблемой национального искусства. В своих статьях он резко выступал против импрессионизма французской живописи и подчеркивал преимущество русской художественной школы, предостерегал от подражания западным направлениям. Эта тенденция не вызывала сочувствия у Ге и Лескова, не принимавшего славянофильских идей. …тот путь, которым пошел Алехин. — Чертков в письме к Толстому от 20 декабря 1891 г. цитирует письмо Лескова к нему: «Здесь есть Аркадий Алехин, и он знает много интересного и сам очень интересен. Он мне рассказывал «как растаяли толстовские бетизы». И жалостно, и смешно, и уныло. Любовь к Льву Николаевичу скинулась в ненависть к нему и презрение. Сам Аркадий Алехин в каком-то мистическом угаре и тяготеет к Вл.Соловьеву» (Толстой. Т. 87, с. 121). Лесков цитирует послания Нила Сорского (см.: «Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России». (СПб., 1869). «Командор» — в библиотеке Лескова сохранился экземпляр книги: Э.Золя. Лурд. СПб., 1894, с его пометами, одна из которых является комментарием к настоящему письму. Лесков подчеркнул слова лектора Шассена: «Командор был прав. Нет ничего лучше смерти, но для того, чтобы начать новую жизнь» («Литературное наследство». Т. 87, с. 147-148). Отзывы Толстого об этом романе неизвестны.

56

Работа подвигается… «Христианское учение» («Катехизис»).

57

Владимир Великий — В.В.Стасов. Вы и Ваши дочери отдали, бывшие у Вас письма. — В книге Стасова о Ге использованы письма Ге к Толстому и его дочерям Татьяне Львовне и Марии Львовне. Н.Ф.Щербина в Эпиграмме «Наше время» (1867) писал о Стасове:

Когда стал чином генерал

Служебный якобинец Стасов.

Я сожалею, что за это взялся Владимир Васильевич — Стасов был убежденным атеистом и не сочувствовал религиозным исканиям Ге, и, вероятно, этим в известном мере объясняется неприязненное отношение Лескова к работе Стасова. об Энгельгардте… — Статья А.фаресова «Воспоминание об А.Н.Энгельгардте» («Вестник Европы, 1893, No No 7, 8). …совсем уж изготовился строчить о Ге… — Статья Фаресова о Ге не появлялась в печати. Воспоминания… Стасова. — Книга Стасова «Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка» (см. письмо 53 и примеч. к нему). …достопочтенную Надежду Васильевну… — Лесков имеет в виду сестру Стасова — деятельницу женского освободительного движения. Она организовала ответный адрес-альбом и подарок французской журналистке Жюльетте Адан, по чьей инициативе русским морякам в Тулоне были преподнесены подарки от «женщин Франции». Лесков не прав, приписывая Стасову инициативу в этом деле, к которому он не имел никакого отношения. …я «совпал с Толстым». — Слева Меньшикова

Скачать:TXTPDF

Хилкова не имели последствий. Это дело глубоко возмутило Толстого, 5 ноября он написал письмо Ю.П.Хилковой, в котором просил ее объяснить ему, зачем она это сделала (Толстой. Т. 66, с. 423).