в карман и достал оттуда один рубль, потом снова опустил руку во второй раз, но… карман мой был пуст. Мой неразменный рубль уже не возвратился. он пропал. он исчез. его не было, и на меня все смотрели и смеялись.
Я горько заплакал и. проснулся.
Глава восьмая
Было утро; у моей кроватки стояла бабушка, в ее большом белом чепце с рюшевыми мармотками, и держала в руке новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила.
Я понял, что все виденное мною происходило не наяву, а во сне, и поспешил рассказать, о чем я плакал.
– Что же, – сказала бабушка, – сон твой хорош, особенно если ты захочешь понять его, как следует. В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаенный смысл. Неразменный рубль, по-моему, – это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастия своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив – чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке сверх теплого полушубка есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Сделавши кое-что – очень немного в сравнении с тем, что бы ты мог еще сделать, владея безрасходным рублем, ты уже стал гордиться собою и отвернулся от меня, которая для тебя в твоем сне изображала опыт жизни. Ты начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что не нужные стеклышки, и – рубль твой растаял. Этому и следовало быть, и я за тебя очень рада, что ты получил такой урок во сне. Я очень бы желала, чтобы этот рождественский сон у тебя остался в памяти. А теперь поедем в церковь и после обедни купим все то, что ты покупал для бедных людей в твоем сновидении.
– Кроме одного, моя дорогая.
Бабушка улыбнулась и сказала:
– Ну конечно, я знаю, что ты уже не купишь жилета со стекловидными пуговицами.
– Нет, я не куплю также и лакомств, которые я покупал во сне для самого себя.
Бабушка подумала и сказала:
– Я не вижу нужды, чтобы ты лишил себя этого маленького удовольствия, но… если ты желаешь за это получить гораздо большее счастие, то. я тебя понимаю.
И вдруг мы с нею оба обнялись и, ничего более не говоря друг другу, оба заплакали. Бабушка отгадала, что я хотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. И когда это мною было сделано, то сердце исполнилось такою чистейшею радостию, какой я не испытывал до того еще ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.
Каждый может испробовать сделать в своем нынешнем положении мой опыт, и я уверен, что он найдет в словах моих не ложь, а истинную правду.
О серии
По словам А. П. Чехова, «человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». Как тут не вспомнить и крылатую фразу Тертуллиана о том, что «душа человека по природе своей христианка»!
Русская литература с ее вниманием к человеческой душе, к «проклятым вопросам» бытия пронизана поиском веры, стремлением «дойти до самой сути». Именно такие произведения – рассказывающие о силе духа, поднимающие вопросы об истинном смысле жизни, о Боге и человеке – представлены в серии «Классика русской духовной прозы».
Эта серия объединила книги, которые при других обстоятельствах едва ли могли бы оказаться на одной полке. Наряду с хрестоматийными «Повестями Белкина» и «Тарасом Бульбой» вы встретите здесь и менее популярные произведения русских классиков, а также сможете познакомиться с творчеством авторов не так хорошо известных современному читателю, например с художественной прозой протоиерея Валентина Свенцицкого. Некоторые произведения, такие как повесть «Архиерей» иеромонаха Тихона (Барсукова), для многих станут открытием. В серию также вошла яркая проза современных писателей, продолжающих традиции классической литературы.
Мы рекомендуем
1. Александр Сергеевич Пушкин. Повести
2. Николай Васильевич Гоголь. Повести
3. Федор Михайлович Достоевский. Повести и рассказы
4. Антон Павлович Чехов. Повести и рассказы
5. Иван Алексеевич Бунин. Рассказы
6. Л. Пантелеев. Повести и рассказы
7. Константин Николаевич Леонтьев. Дитя души (повесть). Мемуары
8. Валентин Павлович Свенцицкий. Избранное
9. Василий Акимович Никифоров-Волгин. Дорожный посох (повесть). Рассказы
10. Иван Сергеевич Шмелев. Няня из Москвы
11. Алексей Константинович Толстой. Князь Серебряный
12. Священник Николай Агафонов. Повести и рассказы
13. Борис Николаевич Ширяев. Неугасимая лампада
14. Алексей Николаевич Варламов. Повести и рассказы
15. Александр Иванович Куприн. Повести и рассказы
16. Владимир Галактионович Короленко. Повести и рассказы
17. Борис Константинович Зайцев. Избранное
18. Иеромонах Тихон (Барсуков). Архиерей
19. Иван Сергеевич Шмелев. Повести и рассказы
Следите за новинками серии!
Об издательстве
«Живи и верь»
Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги.
В мире суеты, беготни и вечной погони за счастьем человек бредет в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье!
Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни.
Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни!
Примечания
1
День памяти святого Василия Великого – 14 января (1 января по ст. ст.).
2
То есть не тремя, а двумя пальцами, как старовер.
3
Скиния (греч.) – переносная церковь.
4
Изограф – иконописец. Новгородская иконописная школа (XIV–XV века) и продолжавшая ее традиции строгановская характеризовались мелким письмом по золоту.
5
Деисус (Деисис) – трехличная икона – Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи.
6
Индикт – церковное исчисление времени, при котором мерой отсчета был пятнадцатилетний период. Началом отсчета было 1 сентября. Здесь: посвященная этому дню многоличная икона.
7
Святцы – здесь: двенадцать икон с изображением святых, чтимых в каждом месяце. Собор – икона с изображением архангелов Михаила или Гавриила, держащих икону Младенца Христа. Отечество – икона с изображением Бога Саваофа с Младенцем Христом на руках в окружении архангелов.
8
Шестоднев – икона с шестью сюжетными изображениями, к каждому дню недели. Целебники – иконы с изображением святых, избавлявших от болезней.
9
Сюжет иконы, на которой изображены три святых в гостях у Авраама.
10
Олинфы – оливковые деревья.
11
Тороци (тороки) – ток Божественного или ангельского слуха, изображаемый на иконах в виде струи или лучей.
12
Рясно – ожерелье или подвески.
13
Пернат (пернач) – булава с перистым набалдашником.
14
Рамена – плечи.
15
Веселиил – главный мастер, которому было поручено изготовление Скинии собрания, построенной евреями в пустыне после их исхода из Египта.
16
Пестрядь – грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из пестрых ниток.
17
Штоф – здесь: плотная шелковая ткань с разводами.
18
Тябло – киот, полочка, ярус иконостаса.
19
Аналогий (аналой) – высокий церковный столик для
чтения стоя.
20
Начал – молитва раскольников.
21
Старинный способ обозначения нот, без линеек.
22
Амалфеев рог – рог изобилия.
23
Мраволев – фантастическое животное, смешение муравья со львом.
24
Гуменцо (гуменце) – темя, выстригаемое при посвящении церковнослужителей.
25
Щаповатый (щапливый) – нарядный, щегольской.
26
Велиар (библейск.) – темная, мрачная сила.
27
Оцет (пол.) – уксус.
28
Колоника – загустевший на осях телеги деготь.
29
30
Балда – здесь: большой молот, кувалда.
31
Потаскун – развратник, блудник.
32
33
Заставки – здесь: подставные иконы.
34
35
Цыбастая – тонконогая.
36
37
Срачица (церк.) – сорочка.
38
Гаплик – застежка.
39
Остегны – шаровары.
40
Шпилман (нем.) – странствующий музыкант; здесь в ироническом смысле.
41
Ботвит – бодрится, чванится, бахвалится.
42
Слышишь, ты (идиш).
43
Ротитися – божиться.
44
Иродиада – жена своего дяди, иудейского царя Филиппа, добившаяся смертной казни Иоанна Крестителя, который разоблачил ее преступную связь с братом Филиппа Иродом Антиппой.
45
Кучился – умолял.
46
Котёлки – баранки.
47
48
Амос (VIII век до н. э.) – библейский пророк, проповедовавший милосердие к бедным.
49
Петр Могила (1596–1647) – митрополит Киевский, издавший в 1646 г. руководство к церковной службе (требник).
50
Вапа – краска.
51
Мстера – поселок во Владимирской области, древнейший центр русской миниатюрной живописи и иконописи.
52
Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686) – выдающийся русский художник и теоретик искусства, призывавший к «правдивому отображению земной красоты».
53
Парамшин – русский иконописец XIV века.
54
В дальнейшем было установлено, что эти так называемые «капонические створы» (по имени итальянского коллекционера Капони) написаны во второй половине XVII века. Не подтверждается и тот факт, что «створы» были подарены итальянцу самим Петром I, хотя несомненно, что они выполнены русскими мастерами.
55
Князь Потемкин-Таврический – Потемкин Григорий Александрович (1739–1791) – политический и государственный деятель при дворе Екатерины II. В 1783 г. получил титул «Таврический» за присоединение к России Крыма.
56
Студодейный – непотребный.
57
Митра – головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.
58
Даниил – пророк, предсказывавший падение Вавилона, приход Мессии, восстановление Иерусалима и смерть Христа.
59
Притоманный (диалект.) – сородич, близкий.
60
Пакибытие – духовное возрождение.
61
Клинцы, Злынка, Орел – центры старообрядчества.
62
Оле – увы.
63
Рефть – краска, смесь голубого и черного цветов. Нефть – белая краска, обычно смешивавшаяся с золотом.
64
Нарохтиться – бахвалиться.
65
Аристетелевы (Аристотелевы) врата – сборник неканонических текстов, запрещенный на Руси в 1551 г. как еретический.
66
Невегласы – здесь: бессмыслица, заблуждение.
67
Анахорит (анахорет) – отшельник.
68
Избутелый – гнилой.
69
Восточная (греко-православная) ветвь христианства, в отличие от западной (римско-католической).
70
Свайка – изогнутый металлический прут (обычно на деревянной ручке), используемый для плетения веревочных, лыковых и других изделий.
71
То есть идолопоклонническая.
72
Вавилон – здесь: мирская жизнь.
73
Согласно Евангелию от Матфея, иудейский царь Ирод, чтобы избавиться от новорожденного Христа, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола.
74
Пядница (пядь) – расстояние между большим и указательным пальцами, раздвинутыми по плоскости. Здесь: доска соответствующей меры.
75
Левкас – шпаклевка у иконописцев, смесь клея с мелом.
76
Соломия – мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.
77
Сухолапль – птица из породы чаек.
78
Бокан (бакан) – краска багряного цвета.
79
Вохра (вохря) – желтая краска.
80
Крыга – льдина, плывущая по реке.
81
Халепа – зимняя непогода, мокрый снег.
82
Еспер-звезда – планета Венера.
83
Долонь (устар.) – ладонь.
84
Басма – тонкий образной оклад, тисненое серебро
или кожа.
85
Ковчежец – ларец для хранения религиозных реликвий.
86
Корнавка – куртка.
87
Нырище – развалины, руины.
88
Шафран – краска ярко-красного цвета, приготавливаемая из одноименного растения.
89
Катавасия – песнопение, которое исполняется обоими клиросами (хорами), выходящими в середину храма.
90
Головщик – управляющий одним из клиросов.
91
Половый – о масти