Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Повести и рассказы

в карман и достал оттуда один рубль, потом снова опустил руку во второй раз, но… карман мой был пуст. Мой неразменный рубль уже не возвратился. он пропал. он исчез. его не было, и на меня все смотрели и смеялись.

Я горько заплакал и. проснулся.

Глава восьмая

Было утро; у моей кроватки стояла бабушка, в ее большом белом чепце с рюшевыми мармотками, и держала в руке новенький серебряный рубль, составлявший обыкновенный рождественский подарок, который она мне дарила.

Я понял, что все виденное мною происходило не наяву, а во сне, и поспешил рассказать, о чем я плакал.

– Что же, – сказала бабушка, – сон твой хорош, особенно если ты захочешь понять его, как следует. В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаенный смысл. Неразменный рубль, по-моему, – это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастия своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив – чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке сверх теплого полушубка есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Сделавши кое-чтоочень немного в сравнении с тем, что бы ты мог еще сделать, владея безрасходным рублем, ты уже стал гордиться собою и отвернулся от меня, которая для тебя в твоем сне изображала опыт жизни. Ты начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что не нужные стеклышки, и – рубль твой растаял. Этому и следовало быть, и я за тебя очень рада, что ты получил такой урок во сне. Я очень бы желала, чтобы этот рождественский сон у тебя остался в памяти. А теперь поедем в церковь и после обедни купим все то, что ты покупал для бедных людей в твоем сновидении.

Кроме одного, моя дорогая.

Бабушка улыбнулась и сказала:

– Ну конечно, я знаю, что ты уже не купишь жилета со стекловидными пуговицами.

– Нет, я не куплю также и лакомств, которые я покупал во сне для самого себя.

Бабушка подумала и сказала:

– Я не вижу нужды, чтобы ты лишил себя этого маленького удовольствия, но… если ты желаешь за это получить гораздо большее счастие, то. я тебя понимаю.

И вдруг мы с нею оба обнялись и, ничего более не говоря друг другу, оба заплакали. Бабушка отгадала, что я хотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. И когда это мною было сделано, то сердце исполнилось такою чистейшею радостию, какой я не испытывал до того еще ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.

Каждый может испробовать сделать в своем нынешнем положении мой опыт, и я уверен, что он найдет в словах моих не ложь, а истинную правду.

О серии

По словам А. П. Чехова, «человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». Как тут не вспомнить и крылатую фразу Тертуллиана о том, что «душа человека по природе своей христианка»!

Русская литература с ее вниманием к человеческой душе, к «проклятым вопросам» бытия пронизана поиском веры, стремлением «дойти до самой сути». Именно такие произведения – рассказывающие о силе духа, поднимающие вопросы об истинном смысле жизни, о Боге и человеке – представлены в серии «Классика русской духовной прозы».

Эта серия объединила книги, которые при других обстоятельствах едва ли могли бы оказаться на одной полке. Наряду с хрестоматийными «Повестями Белкина» и «Тарасом Бульбой» вы встретите здесь и менее популярные произведения русских классиков, а также сможете познакомиться с творчеством авторов не так хорошо известных современному читателю, например с художественной прозой протоиерея Валентина Свенцицкого. Некоторые произведения, такие как повесть «Архиерей» иеромонаха Тихона (Барсукова), для многих станут открытием. В серию также вошла яркая проза современных писателей, продолжающих традиции классической литературы.

Мы рекомендуем

1. Александр Сергеевич Пушкин. Повести

2. Николай Васильевич Гоголь. Повести

3. Федор Михайлович Достоевский. Повести и рассказы

4. Антон Павлович Чехов. Повести и рассказы

5. Иван Алексеевич Бунин. Рассказы

6. Л. Пантелеев. Повести и рассказы

7. Константин Николаевич Леонтьев. Дитя души (повесть). Мемуары

8. Валентин Павлович Свенцицкий. Избранное

9. Василий Акимович Никифоров-Волгин. Дорожный посох (повесть). Рассказы

10. Иван Сергеевич Шмелев. Няня из Москвы

11. Алексей Константинович Толстой. Князь Серебряный

12. Священник Николай Агафонов. Повести и рассказы

13. Борис Николаевич Ширяев. Неугасимая лампада

14. Алексей Николаевич Варламов. Повести и рассказы

15. Александр Иванович Куприн. Повести и рассказы

16. Владимир Галактионович Короленко. Повести и рассказы

17. Борис Константинович Зайцев. Избранное

18. Иеромонах Тихон (Барсуков). Архиерей

19. Иван Сергеевич Шмелев. Повести и рассказы

Следите за новинками серии!

Об издательстве

«Живи и верь»

Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги.

В мире суеты, беготни и вечной погони за счастьем человек бредет в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье!

Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни.

Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни!

Примечания

1

День памяти святого Василия Великого – 14 января (1 января по ст. ст.).

2

То есть не тремя, а двумя пальцами, как старовер.

3

Скиния (греч.) – переносная церковь.

4

Изограф – иконописец. Новгородская иконописная школа (XIV–XV века) и продолжавшая ее традиции строгановская характеризовались мелким письмом по золоту.

5

Деисус (Деисис) – трехличная икона – Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи.

6

Индикт – церковное исчисление времени, при котором мерой отсчета был пятнадцатилетний период. Началом отсчета было 1 сентября. Здесь: посвященная этому дню многоличная икона.

7

Святцыздесь: двенадцать икон с изображением святых, чтимых в каждом месяце. Соборикона с изображением архангелов Михаила или Гавриила, держащих икону Младенца Христа. Отечествоикона с изображением Бога Саваофа с Младенцем Христом на руках в окружении архангелов.

8

Шестоднев – икона с шестью сюжетными изображениями, к каждому дню недели. Целебники – иконы с изображением святых, избавлявших от болезней.

9

Сюжет иконы, на которой изображены три святых в гостях у Авраама.

10

Олинфы – оливковые деревья.

11

Тороци (тороки) – ток Божественного или ангельского слуха, изображаемый на иконах в виде струи или лучей.

12

Рясно – ожерелье или подвески.

13

Пернат (пернач) – булава с перистым набалдашником.

14

Рамена – плечи.

15

Веселиил – главный мастер, которому было поручено изготовление Скинии собрания, построенной евреями в пустыне после их исхода из Египта.

16

Пестрядь – грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из пестрых ниток.

17

Штоф – здесь: плотная шелковая ткань с разводами.

18

Тябло – киот, полочка, ярус иконостаса.

19

Аналогий (аналой) – высокий церковный столик для

чтения стоя.

20

Начал – молитва раскольников.

21

Старинный способ обозначения нот, без линеек.

22

Амалфеев рог – рог изобилия.

23

Мраволев – фантастическое животное, смешение муравья со львом.

24

Гуменцо (гуменце) – темя, выстригаемое при посвящении церковнослужителей.

25

Щаповатый (щапливый) – нарядный, щегольской.

26

Велиар (библейск.) – темная, мрачная сила.

27

Оцет (пол.) – уксус.

28

Колоника – загустевший на осях телеги деготь.

29

Жвир (пол.) – крупный песок.

30

Балдаздесь: большой молот, кувалда.

31

Потаскун – развратник, блудник.

32

Нетяг – дармоед, тунеядец.

33

Заставки – здесь: подставные иконы.

34

Омет – здесь: кайма платья.

35

Цыбастая – тонконогая.

36

Сойга (сайга) – степная коза.

37

Срачица (церк.) – сорочка.

38

Гаплик – застежка.

39

Остегны – шаровары.

40

Шпилман (нем.) – странствующий музыкант; здесь в ироническом смысле.

41

Ботвит – бодрится, чванится, бахвалится.

42

Слышишь, ты (идиш).

43

Ротитися – божиться.

44

Иродиада – жена своего дяди, иудейского царя Филиппа, добившаяся смертной казни Иоанна Крестителя, который разоблачил ее преступную связь с братом Филиппа Иродом Антиппой.

45

Кучился – умолял.

46

Котёлки – баранки.

47

Водный трудводянка.

48

Амос (VIII век до н. э.) – библейский пророк, проповедовавший милосердие к бедным.

49

Петр Могила (1596–1647) – митрополит Киевский, издавший в 1646 г. руководство к церковной службе (требник).

50

Вапа – краска.

51

Мстера – поселок во Владимирской области, древнейший центр русской миниатюрной живописи и иконописи.

52

Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686) – выдающийся русский художник и теоретик искусства, призывавший к «правдивому отображению земной красоты».

53

Парамшин – русский иконописец XIV века.

54

В дальнейшем было установлено, что эти так называемые «капонические створы» (по имени итальянского коллекционера Капони) написаны во второй половине XVII века. Не подтверждается и тот факт, что «створы» были подарены итальянцу самим Петром I, хотя несомненно, что они выполнены русскими мастерами.

55

Князь Потемкин-Таврический – Потемкин Григорий Александрович (1739–1791) – политический и государственный деятель при дворе Екатерины II. В 1783 г. получил титул «Таврический» за присоединение к России Крыма.

56

Студодейный – непотребный.

57

Митраголовной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.

58

Даниил – пророк, предсказывавший падение Вавилона, приход Мессии, восстановление Иерусалима и смерть Христа.

59

Притоманный (диалект.) – сородич, близкий.

60

Пакибытие – духовное возрождение.

61

Клинцы, Злынка, Орел – центры старообрядчества.

62

Оле – увы.

63

Рефть – краска, смесь голубого и черного цветов. Нефть – белая краска, обычно смешивавшаяся с золотом.

64

Нарохтиться – бахвалиться.

65

Аристетелевы (Аристотелевы) врата – сборник неканонических текстов, запрещенный на Руси в 1551 г. как еретический.

66

Невегласы – здесь: бессмыслица, заблуждение.

67

Анахорит (анахорет) – отшельник.

68

Избутелый – гнилой.

69

Восточная (греко-православная) ветвь христианства, в отличие от западной (римско-католической).

70

Свайка – изогнутый металлический прут (обычно на деревянной ручке), используемый для плетения веревочных, лыковых и других изделий.

71

То есть идолопоклонническая.

72

Вавилон – здесь: мирская жизнь.

73

Согласно Евангелию от Матфея, иудейский царь Ирод, чтобы избавиться от новорожденного Христа, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола.

74

Пядница (пядь) – расстояние между большим и указательным пальцами, раздвинутыми по плоскости. Здесь: доска соответствующей меры.

75

Левкас – шпаклевка у иконописцев, смесь клея с мелом.

76

Соломия – мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.

77

Сухолапль – птица из породы чаек.

78

Бокан (бакан) – краска багряного цвета.

79

Вохра (вохря) – желтая краска.

80

Крыга – льдина, плывущая по реке.

81

Халепа – зимняя непогода, мокрый снег.

82

Еспер-звездапланета Венера.

83

Долонь (устар.) – ладонь.

84

Басматонкий образной оклад, тисненое серебро

или кожа.

85

Ковчежец – ларец для хранения религиозных реликвий.

86

Корнавка – куртка.

87

Нырище – развалины, руины.

88

Шафранкраска ярко-красного цвета, приготавливаемая из одноименного растения.

89

Катавасияпеснопение, которое исполняется обоими клиросами (хорами), выходящими в середину храма.

90

Головщик – управляющий одним из клиросов.

91

Половый – о масти

Скачать:TXTPDF

в карман и достал оттуда один рубль, потом снова опустил руку во второй раз, но… карман мой был пуст. Мой неразменный рубль уже не возвратился. он пропал. он исчез. его