Скачать:PDFTXT
С людьми древлего благочестия

да незабвенна бует оных мужей ревность и труды, имиже о правде боряхуся от блуда».

«А понеже их писания много и пространна бяху, а мы немощны, все вполне напечатати не могохом:[20] но малая некая из оных, еже токмо мнехом нужнейшая быти избрахом, а иная за безсилие и за тожде подобствия оставихом: в сочинениях же смысл сочинителей весь цел соблюдохом, токмо некая укоризненная словеса оставихом, — да не ко свару, рече, будут. Рабу бо божию не подобает сваритися, но в кротости наказывати». — «И тако сию книгу Сборник сочинений о браках часть первую напечатахом, — ревнующе и тщащеся браком, а блуду и тому последующим безчиниям входы затворити». — «Блуда ради кождо свою жену имать. Девство же, яко вольный дар Богу увещевающе не по нужде (как у федосеевцев, по неимению священства), но от усердия Богу приносити и не порочно соблюдати» («за веником», значит, уж не ходить к оставленной сожительнице, как у рижан).

В «Сборнике» сгруппированы сочинения, доказывающие необходимость брака; разговоры приемлющего браки старовера с старовером, не приемлющим браков; извлечения из книги Павла Любопытного; извлечение из книги «Двоположника», «что брак в Христовой церкви может производиться окроме священства», рассуждение о тайне супружества, «содержащее истинное доказательство, что брак в нужде и без священнословия может состояться»; о молитвах по рождении младенца; о послужении женам во время родов; извлечение из «Кормчей» о брацех не написанных и о том, что подобает наследити неимущим жен, и толкование, что значат слова «имущий жены, яко же неимущии будут».

Резюмируя все, составляющее павловский сборник, мы можем так формулировать апробованное им мнение о браке.

Жизнь с переменными женщинами и оставление своей подруги и детей, с нею прижитых, греховно. Самый принцип, во имя которого такая жизнь оправдывается, — безнравствен и ложен в своем основании, «противясь словесам евангельским». Брак есть тайна, «но вещь сея тайны есть муж и жена, совокупитися изволящии». — «Вещество убо сожительства есть мужа и жены ко друг другу изволение». — «Сие и есть материя брака, что и всегдашний опыт доказывает: когда есть жених и невеста и взаимное их согласие к составлению супружества, то из того всегда и во всех брак производится». — «Форма брака сие есть образ или совершение ея суть словеса совокупляющихся, изволения их внутреннее, перед иереем». — Когда бы от священника проистекало браку совершенство, то бы в Кормчей было сказано: «Браку совершенство получать от иерея, а не пред иереем». — «Действенник брака первее сам Господь Бог, а посем сами брачащиеся». — «Посем брачащиеся сами сию тайну действуют. Аки сам кто продается, сам есть вещь и купец: сице и в сей тайне сами себе продаются и предаются оба себе купно в сию честную работу». (Катехизис малый, старопечатный, лист 68.) — «Или и сие кого не уверит, что достояние брака бывает от тех, иже входят в то достояние, а входят в оное жених и невеста, а не иной аще кто». — Союз брачный должен быть «точию не потаенне». — Обеты (по Гавриилу Филадельфийскому) должны быть сказаны «пред обретающимися». — Союз этот необходим и установлен «во умножение рода человеческаго и в воспитание чад; в неразрешимый (sic) союз любве, дружества и взаимную помощь и во еже огребатися греха блудодеяния». Люди, утверждающие (то есть федосеевцы), «что бытие законного брака прекратилось и прекратится прежде кончины мира», лгут. Если же будут идти от своих положений последовательно, «то должны доказать, что умножение людей и соблюдение рода человеческаго Бог отменил; рождать запретил; воспитывать чад отказал; законным чадородием составлять исполнение церковное отрешил; признавать брак предохранительным средством от любодейнаго осквернения оставил; жену помощницею мужу не числит». Вообще Павел все ведет к тому, что «да отец будеши, а не прелюбодей».

Сборник представляет очень много интересного, особенно в компиляции известных библейских случаев, где брак происходил только естественным образом, как, например, у Товии с Сарой. «И далее, продолжая путь, ангел Рафаил, сопутник за Товиею, сватал невесту Товию, девицу Сару, и уверял о ней, что девица красна и умна и тебе должно взять ея себе в жену и в сию нощь она дана будет тебе в жену».

Вообще во взгляде на брак Павел преимущественно высказывается несколько материалистом и, давая большое значение правам «материи» и «естества», разумеется, резко противоречит древним раскольничьим принципам, зато попадает в тон позднейшим стремлениям молодого федосеевства, начинающего гнушаться развратом и бессильного жить девственно. Но он не пренебрегает и историческими аргументациями, ссылаясь на древних христианских князей, которые, окрестя народ свой, не разрушали браков, заключенных в язычестве, ибо брак уже был совершен (например, св. князь Владимир). «Прежде новой заповеди Комнина российский великий князь Владимир получил православную веру от Греции, но браки в России уже у всех совершались», Кормчая повелевает браки иноверных и неверных принимать в своей силе и дополнять их ни в чем не предписывает. — «А священнословие иерейское, установленное в Греции, не брак, но моление о благополучии брачащихся». — «Венцы же полагаются во образовании победы, яко непобедими быша от сласти и тако приходят к ложу». — И идя все путем таких доказательств, против отвергающей брак федосеевщины, Павел наконец заставляет их с скрежетом зубовным читать, что тайну брака сотворил Господь Бог, а венчание изобретено властью гражданскою. «Тайна брака устроена прежде Адамова в рай введения, где Адам и Евва были в естестве ангельском, нетленном, а венчание установлено в закон в Цареграде греческаго государства в народе тленном». «Да и в той Греции до XII века церковь Христова навсегда производила без священническаго венчания со одним согласием сопрягающихся лиц и благословением их родителей». Все учение о браках, склоняющее человека «да отец будеши, а не прелюбодей», потом сформулировано в четырех крупно напечатанных строках:

а) «Материя брака есть сами брачащиеся».

б) «Форма есть вечный их обет».

в) «Действователь того есть бог и сами брачащиеся».

г) «Конец его есть исполнение отпадшаго члена».

Конечно, учение это, противное духу учения бракоборов, не соответствует и учению господствующей церкви, но во всяком случае его нельзя не поставить далеко выше толкований федосеевских и жизнь по этому учению уже ни в каком случае не федосеевский разврат.

После доказательств естественного существования брака у людей всех вер в «Сборнике» есть резкие обвинения против федосеевского верования, что «несогреша, непокаешься», верования, делающего грех как бы необходимостью. В «Сборнике» сказано, что «покаяние установлено для пресечения грехов, а не для того, чтобы человек надеялся на покаяние и, надеясь на милосердие божие, грешил сколько похочется. Если же кто, намереваясь грешить, прежде, нежели согрешит, преджелает в мысли, то хотя он и согрешит, однако через покаяние получит прощение: то такое размышление двойственне содержит в себе грех, в рассуждении Бога и в рассуждении человека». Это место до крайности раздражает федосеевских толковников, обязывающих своих единоверцев к девству, но разрешающих плотский грех пастырским прощением и заботящихся не о том, «да отец будеши, а не прелюбодей», но о том, «да свободно будем женам всходити на ложе мужское». «Сборник» тоже не проповедует затруднения этого «восхождения на ложе», в нем даже прямо говорится словами апостола Павла (к Коринфянам послание 1-е): «сие невозбранно есть с женою», и далее: «не лишайте себя друг друга, точию по согласию, зане велия от воздержания сего раждаются злая, ибо прелюбодеяния и блуды, и домовом превращения отсюду многажды быша». — «За что же отлучаете живущих с женщиною? — спрашивают издатели Сборника. — Аще за совокупление, то сие с женою невозбранно (а что такое жена по понятиям издателей — это уж изъяснено выше); аще за рождение, то куда же употребить зачатое?»

Блудящие федосеевцы находят, что и самое рождение младенца, хотя и обоюдная вина блудивших, есть скверна, и некоторые из них, особенно «ревностные», считают недостойным своей чистоты помочь женщине, когда та расправляется с этою скверною. Ревностный не только сам не идет на помощь к родильнице, боясь при сем случае оскверниться, но и сколько-нибудь близкую ему и, следовательно, некоторым образом зависимую от него женщину также не пустит «послужить рождающей». Это ужасно возмущает брачных поморцев, и Павел в главе «о послужении женам во время рождения младенца» передразнивает блудящих людей древлего благочестия и пишет об этом следующее:

«Тии, аще увидят каковую жену на послужение к рождающей идти хотящую, призывают к себе и ласкательными и грозными словесы увещавающе глаголят (здесь находится изображение руки с указывающим вперед перстом): — Не твое есть дело, не твое ходити к рождающим женам. Не твое есть дело служити им в таковых случаях; как оне хощут, так да творят. Довольно тебе смотрети себя, ибо ныне несть иерея нам согласного, то кто может тебя очистить от скверны молитвословием? Того ради престань от таковых дел (то есть от стремления послужить родильнице), престань, да не будет тебе за преслушание наказания».

«Сия и сим подобная, — продолжается в Сборнике, — тако обретословцы сии глаголюще, многих жен от послужения рождающим воспрещают. Тии же, яко суще малосмыслении, внемлюще тех наставников словесем льстивым, оставляют требующия помощи безпомощными» («Сборник сочинений о браках», стр. 214).

Этот жестокий обычай доходит в некоторых случаях до неописанного бесчеловечия. Лет шесть тому назад я служил в одной торговой компании, имевшей дела по всему Поволжью от Астрахани до Рыбинска и далее по Мариинской и Тихвинской системам до Петербурга. Три года я провел в беспрерывных разъездах по делам моих доверителей, беспрестанно сталкиваясь с различными людьми, между которыми было очень много староверов. Один раз, именно лет шесть или семь назад, я выехал из Москвы в Пензу с двумя попутчиками: саратовским купцом и одною молоденькою провинциальною актрисою. Дело было зимой, так после Николы, а уж были ухабцы. Ехали мы в рогожном возке, купленном нами сообща в Москве. По моим делам и делам купца нам выпадало ехать по рязанскому тракту, а актрисе было все равно, она с нами не спорила. Мы и поехали на Рязань, на вольных. Едем ночью, мороз сухой, ночь светлая, дорога натертая, — славно. А уж, я говорю, местами были ухабцы и таки раскатисто становилось. В одном таком-то местечке возок наш со всего разбега бух в ухаб, а оттуда прямо в раскат, да полозом о мерзлый гребень раската, — так двух копыльев как и не было. Неприятное дело! Дотащил нас ямщик до первой деревни и стой: чиниться нужно. Деревня была раскольничья: жили в ней федосеевцы. Деревенька так не очень большая, и дворов постоялых в ней всего один был, потому что упряжка тут

Скачать:PDFTXT

да незабвенна бует оных мужей ревность и труды, имиже о правде боряхуся от блуда». «А понеже их писания много и пространна бяху, а мы немощны, все вполне напечатати не могохом:[20]