Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
С людьми древлего благочестия

совсем не того, чего хотите вы. А потому знайте это и поступайте по нашему усмотрению».

Лучше же это сказать, чем из ложного стыда дожидаться, пока это само скажется. Ведь раскольники с упоением читали резкие выходки против воронежского Митрофана и задонского Тихона, а как добрались, что и Иона, и Алексей, и Филипп, и Кукша также пользуются не большим почетом, так что сделали? Сейчас же автора разжаловали из страстотерпцев в антихристы и полезли по своему норову из одной крайности в другую чрезвычайность. Этим опытом пренебрегать нельзя, ибо если Ивашке досталось по рубашке, то уж Никишкам будет по ладышкам. А правда, как она ни скромна, как ни безэффектна, все правда, и все полезней всякой лжи, и всегда умным людям покажет, что должно делать, и верней на настоящий путь выведет.

Вы не виноваты, что одни столбы приняли за другие, но, убедившись, что они стоят на вашей дороге, идите же лучше других путей искать, не дожидаясь, пока ноги отобьете. Раскол недоволен, но он легко может быть совершенно удовлетворен и умиротворен реформами, которые нимало не подвинут дела вашего прогресса, и хорошо еще, если раскол тогда только преспокойно оставит вас играть довольно жалкую роль. Но вместе с вами он прогрессировать нимало не способен и не намерен. Вы еретики и антихристовы дети, а он древлее благочестие; вы читаете Фурье, Бюхнера и Молешотта, а он «Кормчую»; вам хочется торжества естественных наук и еще многого другого, а ему торжества древлего благочестия, которого не вынесть человеку современного развития, и ничего больше, разве кроме права торжественно проклясть в Москве Никона и еретиков, утверждающих, например, что не солнце ходит около стоящей неподвижно земли, а земля вертится около солнца. А ведь вы непременно проговоритесь, что земля около солнца ходит и что давать по грошу на постель в больнице, да по полтине на певчих не значит отвечать вашим стремлениям к общинности.

Нечего сказать, тоже солидарность стремлений называется!

«Ей, оглянитесь, господа Фонведы?»

РУКОПИСНЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В ПСКОВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ

Из рукописей недавнего сочинения наиболее достопримечательны: 1) «Голос старообрядца поморского согласия», 2) «Проект старообрядцев беспоповщинского согласия», 3) «Мнение».

Из них наиболее распространен «Голос старообрядца поморского согласия».

— Прочти-ка, — сказал мне с сияющим лицом раскольник, подавая листочек, исписанный полууставом, — и у нас есть ученые люди.

Вот этот голос:

ГОЛОС СТАРООБРЯТЦА ПОМОРСКАГО СОГЛАСИЯ[29]

«Христианство Содержу Постаропечатным Книгам Согласно 7. вселенских Соборов и учителей церковных, бывших долет Никона Патриарха; завласть богомолю, браки Приемлю, Священной Сан и причастие признаю нужным, жалею и плачу о сем, да неимею, потому Лишен Сего властию; в лета Никоновы, а уповаю На бога Надеждою Священнаго Писания, речено Есть без Крещения и покаяния Нельзя Спасти душу, а продчия Тайны Чрез высокое житие в добродетелях Повере, Имущему Дается; ановов водных Никоновых Предании Неприемлю, и С Принимающими Новое Несоглашаюсь; и Судить их Неберусь, а судит им Сам Господь в последний день, а Теперь Судья Им Меч духовный Глагол божий, Священное Писания, обличает Их, кто Его читает Тот и разумеет все Настоящаго времени.

О церкви Западной доказывается Книгам. Св. Кирила Иеросалимскаго и Оправой вере Старопечатными; как рим Отпал, как вселенския учители Признали Папу в отступлении Совсем западом; Етого Папскова духу Никон заправил и Намоскву, от лет Никона в духе вселенских учителей верные Написали Поморския ответы, в которых Лицо Церкви Никоноваго Направление Спрашивает в 106 вопросах[30] обовсех религиозных церковных догматах; а Лице церкви в духе вселенских учителей Православнаго Христианства отвечают в 106. Ответах[31] Тут Явствует 2 лица, две Церкви восточная и западная;

Апостол Хощу убо дамолитву творят мужие Навсяком месте, воздеюще проподобныя руки безгнева и размышления: (златау) Спас Господь Наш Глаголет: Егда молитеся, Небудите якоже Лицемеры, Любят в Сонмищах и Настогнах улиц молитися, да видени будут отчеловек, Аминь Глаголю вам, Преемлют мзду свою, ты же Егда молишися вниди в клеть свою изатвори двери твоя, и помолися отцу твоему в тайне, и он тебе воздает Яве, Что убо Павел хощет Еже повелевает творити молитвы Навсяком месте, Едали противу господу своему завещавает, данебудет, и Христос убо небраняше молитися На всяком месте, Но отемлет даненапоказание молимся, инетщеславия ради, отсего бо востягая рече, донеувесть шуица твоя, Еже творит десница твоя, Неимать до места различия, Но токмо ненаявление творим, Еще же Сим являет апостол, Не яко Июдеом недостоит Кроме церковь. тако инам молитися. Намже веща всяко место лепо токмо аще преподобные руки воздеем».

О двух других документах теперь говорить я нахожу по многим соображениям несвоевременным.

ПЕСНИ

Молодые раскольники под веселую руку поют здесь самые обыкновенные песни русского народа и даже испорченные романсы, но вообще пение светских песен в здешнем расколе не в ходу. Оно хотя и не возбраняется прямо, но косвенно преследуется, как занятие некоторым образом богомерзкое, как утеха дьявольская. Из духовных же песен я записал только следующую.

«Как шел старец по дорожке,

Черноризец по широкой;

Идучи он слезно плачет,

Во слезах пути не видит,

В рыданьях слово не молвит.

Как навстречу ему идет

Сам Христос, царь небесный.

Как возговорит Христос старцу,

Сам Господь Бог, царь Небесный:

„Ох ты гой еси, етарец черноризец,

Ты о чем, старец, слезно плачешь,

Ты о чем, черноризец, возрыдаешь?“

Отвечал Господу старец,

Отвечал царю небесному черноризец:

„Ох ты гой еси Христос, царь небесный

Как мне, Господь, не плакать,

Как, Владыко, не рыдати,

Потерял я злату книгу,

Потопил ключ церковный в море“.

Отвечает Христос старцу,

Царь небесный, черноризцу:

„Не плачь, старец, не плачь, черноризец!

Я сыщу тебе злату книгу,

Ключ церковный из моря выну.

Ты поди, старец, в пустыню,

Ты спасай там свою душу“.

Как возговорит ему старец со слезами:

„Ох ты гой еси, батюшка Христос, царь небесный:

Ты поставь-ка мне в пустыне келью,

Где бы люди не ходили,

Одне бы пташки пролетали,

Меня бы старца потешали,

Ото сна бы пробуждали;

Ото сна бы я пробудился,

На правило становился“.

Как возговорит Христос, царь небесный:

„О вы люди, рабы мои Христовы,

Православные христиане,

Не забыв Бога, живите,

Не буянно поступайте,

Не речисто говорите.

Народился дух нечистый,

Дух нечистый, злой антихрист,

И пустил он свою прелесть

По городам и по селам

Моих людей изгоняет,

В свою веру принуждает,

В свою церковь ходить заставляет,

Своих попов поставляет,

Своих судей посылает,

Свои письма рассылает

По селам и по деревням,

По прекрасным по пустыням.

Не сдавайтесь вы, мои светы,

Тому змию седмиглаву,

Вы бегите в горы, вертепы,

Вы поставьте там костры большие.

Положите в них серы горючей.

Свои телеса вы сожгите.

Пострадайте за меня, мои светы,

За мою веру Христову:

Я за то вам, мои светы,

Отворю райския светлицы,

И поведу по царство небесно,

И сам буду с вами жить вековечно“».

Не знаю, в большом ли ходу здесь эта песня или стих, и не знаю, как она могла зайти и держаться в здешнем расколе. Обыкновенно этот стих называют «песнью нетовщины», хотя в других местах его считают песнью сумасшедших самосожигателей.

С следующего письма начнем заниматься Ригою.

Примечания

1

Выписки из львовской книги я помещаю в том порядке, в котором они следуют в тексте «страстей», указывая при том листы и главы оригинала. В объяснении же содержания мест, находящихся между этими выписками, никакой нужды не вижу, ибо повествование о страдании Христа известно каждому и в настоящем случае весь интерес заключается только в уснащениях этой повести поэтическими представлениями и вымыслами автора львовской книги (которые здесь и предлагаются). В этих выписках я также удерживаю орфографию подлинника, с которого писал их.

2

Это сказание встречается в Четьих-Минеях, употребляемых в православной церкви.

3

В книге страстей об аде постоянно говорится, как об индивидууме. Он беседует и с диаволом, и с содержащимися в нем людьми.

4

Это самое любимое место всех раскольничьих женщин. Его многие из них знают наизусть и обыкновенно повторяют с горькими слезами сочувствия скорбям девы Марии.

5

Между людьми древнего благочестия на этом основании распространено убеждение в первенстве, старейшинстве Иуды между всеми апостолами.

6

Евангел. от Марка, заг. 19.

7

Никодиму здесь очевидно приписываются слова, сказанные сонмищу еврейскому Гамалеилом.

8

Несмотря на это сказание, в древлем благочестии, так же как и в среде православного народа, верят, что Иуда повесился на осиновом дереве, отчего и до сих пор осиновые листья постоянно трепещут.

9

Предание это известно и в православной церкви, заимствовавшей его у церкви грузинской.

10

Очевидная опечатка. Вероятно, тамо, а не тако.

11

Староверческие начетчики — или, как об них относятся, «малограмотные, глубоко знающие слово Божие», — опровергают сказанное здесь, что сатану связал сам Христос, и еще связал «до последняго дне». Они говорят, что составитель страстей ошибся, потому что Иоанн Богословец во апокалипсисе во главе двадесятой ясне пишет, яко не сам Господь вязал сатану, но ангел, имевший ключ бездны, и ýже (т. е. узы, вязало) велико в руце своей. И ят змия (sic) древняго, иже есть диавол и сатана, и связа ú на тысящу лет, и в бездну затвори его, и заключи его, и запечатле над ним да непрельстит к тому языки, дондеже скончается тысяща лет, и по сих подобает ему отрешену быти на мало время (Апокалипсис, глава XX, 1–4).

Поэтому раскол и допускает ныне царствование и владычество змия, дьявола, антихриста, излетевшего из бездны по окончании своего тысячелетнего заключения.

12

Здесь слово ад напечатано с прописной буквы

13

Интересно сопоставить с этим сказание Иосифа Флавия, который повествует так: «В сие же время был и Иисус, муж мудрый, если только не мало будет назвать Его мужем. Ибо творил он удивительные дела: был учитель тех, кои со услаждением приемлют истину, и привлек к себе многих последователей как из Иудеев, так и язычников. Сей был Христос, которого, хотя Пилат по доносу знатнейших из народа нашего осудил на крестную смерть, однако любившие его прежде не престали и тогда любить его. Поелику он в третий день после своея смерти явился им паки жив, по предсказанию пророков, которые как сие, так и другое многое, достойное удивления, предрекли о нем. По имени его названное племя Христиан пребывает и доныне» (Иосиф Флавий. «Древности Июдейские», кн. XVIII, т. III, ст. 200)

14

У староверов есть сказание, что желчь, которую предлагали жаждущему Христу, была желчь свиная.

15

Буква б в слове Бог здесь употреблена прописная

16

Здесь опять интересно привести одно место из летописи Флавия, в которой о поездке Пилата к Тиверию после Христова распятия сказано так: «Тогда Вотелий (по доносу иудеев на жестокости Пилата), отправив Маркелла, друга своего, для чинения в Иудее суда и расправы, повелел Пилату ехать в Рим и оправдаться перед самим кесарем в приносимых на него от иудеев жалобах. Таким образом Пилат, препроводив десять лет в правлении Иудеи, отправился с поспешностью в Рим по повелению Вотелия, которому нисколько не смел он противоречить. Но прежде его в Рим прибытия скончался Тиверий» (Иосифа Флавия «Древности Иудейские», ч. III, гл. IV, стр.204)

17

Снова б прописное

18

Иудеям действительно уж как-то особенно не везло в это время, беспрестанно они

Скачать:PDFTXT

совсем не того, чего хотите вы. А потому знайте это и поступайте по нашему усмотрению». Лучше же это сказать, чем из ложного стыда дожидаться, пока это само скажется. Ведь раскольники