Скачать:PDFTXT
Сибирские картинки XVIII века

что когда «бумажное делопроизводство» «о злоупотреблении простотою» сделалось «чрезмерно велико» и его неудобно стало ни возить с собою, ни пересылать по почте, тогда нашли нужным посадить за это дело подьячих, чтобы они составили из него «экстракт».

Подьячие в туруханском духовном правлении были «лядащие», малотолковитые, и «в сочинении не искусные», а притом «были подавлены тяжкими обстоятельствами при самоничтожнейшем жаловании». Они жили «даяниями» и «вымоганиями», которые могли собирать с дел, по которым был налицо живой проситель, а по необъятному делу «о злоупотреблении простотою» некому было ни ходить, ни приносить поминки, и потому оно подьячих не интересовало. Но и кроме того они не смогли бы разобраться в этом деле при его страшном объеме и при той путанице, которой оно было преисполнено; однако они все-таки «экстракт» сделали, и притом очень замечательный; а когда туруханское духовное правление захотело проредактировать это произведение, то оказалось, что в нем нельзя ничего понять!.. Довольно бы, кажется, но нет! – духовное правление послало отношение в турухауский земский суд, прося его: «выслать в оное правление всех прикосновенных к делу, для подтверждения их первоначальных показаний и длярукоприкладства под экстрактом».

Так как это происходило уже в тридцатых годах ныне уже истекающего XIX-го столетия, то тут только этому делу «о злоупотреблении простотою» наступил конец; туруханский земский суд, увидав, что от него требуют нечто чудовищное, – чтобы он собрал и «выслал в Туруханск всех дикарей, кочующих по северной Сибири от Чукотского носа до Урала», то он и признал за самое лучшее – ничего не делать.

Таким образом, только через такое благоразумное отношение к этому делу оно и получило конецслишком после столетнего производства. Может быть, что акта о зачислении его конченным и о сдаче в архив и до сих пор нет, но тем не менее с тридцатых годов истекающего столетия о деле этом больше нигде не упоминается, и оно теперь не имеет уже никакого значения для канцелярий, а представляет собою только ценный материал лишь для бытовой истории Сибири прошедшего века.

Впервые опубликовано – журнал «Вестник Европы», 1893.

Примечания

1

«Сибирская Библиография», Вл. Изм. Межова (Издание И. М. Сибиряков, СПб., 1892 г.), содержащая в себе «Указатель книг и статей о Сибири». (Прим. Лескова.)

2

Указ Св. синода 29-го марта 1721 г. (Прим. Лескова.)

3

Указы Св. синода 20-го и 29-го марта 1721 года. (Прим. Лескова.)

4

См. Сочинения Посошкова, стр. 10. (Прим. Лескова.)

5

Сибирский митрополит Филофей Лещинский правил митрополиею будучи в схиме. Он был на митрополии с 1702 года, и в 1711 году принял в тюменском монастыре схиму с именем Феодора; но «по указу» в 1715 году опять был назначен к управлению кафедрою, и как раз попал под нетерпеливые настояния о взысканиях за «небытие». Отошел на покой в 1721 г. и почил 1727. (Прим. Лескова.)

6

Митрополит сибирский Антоний Стаховский с 1721 года. – † 7-го марта 1740 г. (из малороссиян). См. указ его от 29 апреля 1737 года. (Прим. Лескова.)

7

Варлаам Петров (хиротонисан (1768–1802), архиепископ тобольский. (Прим. Лескова.)

8

10-го июля 1786 г. (Дела архива томской духовной консистории). (Прим. Лескова.)

9

«Закащиками» в Сибири называли «благочинных». (Прим. Лескова.)

10

См. дела и духовные росписи за обозначенные годы, хранимые в архиве, помещающемся в колокольне томского Алексеевского монастыря. (Прим. Лескова.)

11

При тех же делах под колокольнею. (Прим. Лескова.)

12

Дело в архиве колокольни томского монастыря. (Прим. Лескова.)

13

См. «Историческое обозрение Сибири». Словцова, стр. 323. (Прим. Лескова.)

14

См. письма Антона Чехова. (Прим. Лескова.)

15

Журнал Министерства Народн ого Просвещения. 1854 г., месяц март, отдел V, стр. 40. (Прим. Лескова.)

16

Указ тобольской духовной консистории5 9-го ноября 1799 г. и журнал томского духовного правления на 12 генваря 1801 г. (Прим. Лескова.)

17

Указ тобольской духовной консистории 11-го мая 1784 года. (Прим. Лескова.)

18

Указ тобольской консистории, 1776 г. (Прим. Лескова.)

19

Указ тобольской духовной консистории, 5-го мая 1785 г. (Прим. Лескова.)

20

Указ Тобольской консистории 15-го июля 1790 г., № 118, и донесение Красноярского духовного правления 14-го июня 1791 г. (Прим. Лескова.)

21

Указ Тобольской консистории 5-го апреля 1791 г. (Прим. Лескова.)

22

Павел Конюскевич, из малороссиян, хиротонисан 23-го мая 1758 г. из архимандритов Юрьева монастыря. Уволен в 1768 г. из Сибири «по обещанию» в Киево-Печерскую лавру, где и теперь тело его находится под правым приделом «Великой церкви». (Прим. Лескова.)

23

Тело Павла тобольского, лежащее во гробе под церковью Киево-Печерской лавры, до недавнего времени можно было видеть. (Прим. Лескова.)

24

Указ тобольской духовной консистории 26-го июля 1782 г. Варлаам Петров тогда был еще епископом. В архиепископы произведен в 1792 т. (Прим. Лескова.)

25

Сильвестр Гловатский, митрополит сибирский, из архимандритов Свияжского монастыря, 1749, июля 6-го. Переведен в Суздаль 9-го октября 1755 г. (Прим. Лескова.)

26

Указ тобольской духовной консистории 3-го сентября 1752 г. (Прим. Лескова.)

27

По книге Юрия Толстого в сибирской епархии с 1768 значится Варлаам Петров, а с 1803 – Антоний Знаменский. Варлаам – это тот, который постановил дело о «небытии» на степень «самонужнейшего и государственного». (Прим. Лескова.)

28

Указ тобольской духовной консистории 3-го сентября 1752 г. (Прим. Лескова.)

29

Указ тобольской духовной консистории 18-го ноября 1777 г., № 1044. (Прим. Лескова.)

30

Указ тоббольской духовной консистории 27-го апреля 1764 г. (Прим. Лескова.)

31

См. «Русский Архив», 1884, № 1, стр. 32. «Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника сенатора И. В. Лопухина, сочиненные им самим». (Прим. Лескова.)

32

Указ 11-го мая 1767 года. (Прим. Лескова.)

33

Очевидно, «в канцелярию губернатора». (Прим. Лескова.)

34

В указе от 15-го сентября 1771 г. сказано, что высочайший выговор последовал в том году, 24 августа. (Прим. Лескова.)

35

Указ консистории 20-го августа 1790 г. (Прим. Лескова.)

36

Указ 17-го апреля, № 1414. (Прим. Лескова.)

37

Указ 24-го февраля 1794, № 234. (Прим. Лескова.)

38

В числе сибирских священников того времени было много малограмотных, «едва умевших только читать церковное». Религиозная образованность их была такая, что даже один «градский священник» г. Кузнецка, по фамилии Ломшаков, на вопрос протоиерея Комарова: «Как читается седьмая заповедь?» – отвечал: «Помилуй мя, Боже»; а на вопрос: «Сколько таинств и какая их сущность?» – дал ответ; «Таинств есть десять, а сущность их непостижима» (Указ тобольской духовной консистории 27-го апреля 1770 г.) (Прим. Лескова.)

39

Дело томск ой духовной консистории в «Колокольном Архиве» Алексеевского монастыря. (Прим. Лескова.)

40

См. «Сибирский летописец» о ясаке. (Прим. Лескова.)

41

По требнику, какой ныне находится в употреблении, нет разделения разных видов «скверноядства». «Молитва о скверноядных» читается так: «Владыко Господи Боже наш, Иже в вышних живый и на смиренныя призираяй: приклони ухо Твое и услыши нас, молящихся Тебе, и подаждь прощение твоему рабу имя рек скверно ядшему, и вкусшему мяс или каковых любо (sic) брашен нечистых ихже снести отрекл еси в законе святем Твоем, – сих же неволю причастившагося прости и сподоби его неосужденно причаститися страшных таинств честнаго Тела же и Крове Христа Твоего, яко да избавится прочее всякаго нечистаго восприятия и деяния, яко напитаваяся Божественными Твоими таинствы и наслаждаяся святыя Твоя и тайныя трапезы и бессмертных таинств и сохраняемый с нами во св. Твоей Церкви восхвалит и прославит Имя Твое вышнее во вся дни живота своего (Требник, гл. 52)». (Прим. Лескова.)

42

Из «синодальных иеромонахов», хиротонисан 26-го марта 1741 г. во епископа сибирского и тобольского; 1742 мая 13 митрополит ростовский. (Прим. Лескова.)

43

28-го февраля 1742 г. (Прим. Лескова.)

44

Указ тобольской духовной консистории 22-го ноября 1752 г. (Прим. Лескова.)

45

Денис Ив. Чичерин, капитан семеновского полка; при восшествии императора Петра III «отставлен премьер-майором, но не долго находился в бездействии: императрица Екатерина II, переименовав его в бригадиры, определила губернатором в Сибирь. Пользовался особенным доверием монархини» (Словарь достопочтенных людей разных званий, т. V) (Прим. Лескова.)

46

Павел Конюскевич был митрополитом в Тобольске с 1758 по 1768 г. Вместе с Чичериным служил в Тобольске шесть лет (с 1762 по 1768). (Прим. Лескова.)

47

Об этой «мантии», или «мантилии», в которой Чичерин сделал «орденское шествие», рассчитанное на то, чтобы импонировать тобольскому митрополиту Павлу Конюскевичу, упомянуто у Бантыша-Каменского, но указание, кажется, не обстоятельно и сбивчиво. Чичерин приехал в Сибирь в 1762 г., а в 1765 получил орден св. Анны, тогда еще голштинский; орден же Александра Невского дан ему в 1785. Митрополит же Павел «спасовал» перед Чичериным и «уволился в Киев по обещанию в 1768 году». Следовательно, демонстративное «шествие», в виде короля, Чичерин мог произвесть не ранее 1765 года и, вероятно, был при том в «орденской одеянии» или в мантии св. Анны, а не Александра Невского, красная бархатная мантия которого на белом подбое установлена только в 1797 г. императором Павлом, при «улучшении одеяния» этого ордена. Чичерин тогда уже не жил (†1785). (Прим. Лескова.)

48

Упоминается в Стоглаве, № 525. (Прим. Лескова.)

49

Выписано из «Тобольского Летописца». (Прим. Лескова.)

50

Словарь достопамятных людей, т. V, стр. 279. (Прим. Лескова.)

51

Предложение министра духовных дел, полученное архиепископом тобольским Амвросием Келембетом 16-го апреля 1820 г. (Прим. Лескова.)

52

С 16-го ноября 1817 г. (Прим. Лескова.)

53

В 1819 г. (Прим. Лескова.)

54

Словарь достопамятных людей, т. I, стр. 418 (Прим. Лескова.)

55

Ibidem.

56

Такой образ действий тогда не считался за дерзкое вмешательство «непризванного самозванства», и все знали, что откровенные мнения сенатора Лопухина о русской набожности были приняты государем как умное и правдивое слово, а Лопухин смотрел так, что «хотя у нас в школах и на кафедрах твердят: „люби Бога, люби ближнего“, но не воспитывают той натуры, коей любовь свойственна; а это все равно как бы расслабленного больного, не вылечив и не укрепив, заставить ходить» («Русский Архив» 84 г., стр. 17). (Прим. Лескова.)

57

Епикскоп тобольский с 1806 по 1822 г. (уволен 21-го декабря 1822 г.). См. Юр. Толстой. (Прим. Лескова.)

58 Например, тазовский приход – 900 верст, хантайский – 1.200 и хатаганский – 1.350 верст. (Прим. Лескова.)

Скачать:PDFTXT

что когда «бумажное делопроизводство» «о злоупотреблении простотою» сделалось «чрезмерно велико» и его неудобно стало ни возить с собою, ни пересылать по почте, тогда нашли нужным посадить за это дело подьячих,