было сделано следующее авторское примечание: «При обозрении книг древних Прологов, с целью определить содержащийся в них повествовательный материал, которым нынче интересуются, я нашел в этом старинном источнике ровно сто тем или «прилогов», более или менее удобных для литературного воспроизведения. Из них здесь предлагается для образчика два свободные пересказа, — один в духе простонародных рассказов Л. Н. Толстого, а другой — в ином роде. Лица, выведенные в обоих сказаниях, или «повестях», отнюдь не почитаются за святых, а истории их в старое время предлагались только как занимательное и назидательное чтение — «с целью наказания духовного». Это просто «рассказы о благочестных и нечестных людях» (см. «Великое Зерцало», М., 1884). Читатель не должен забывать, что такие легенды отнюдь не имеют за собою в наше время церковного авторитета, а, напротив, они даже подвергались насмешке со стороны теологов, так, например, Феофан Прокопович в духовном регламенте прямо называет их «бездельными и смеху достойными повестями». Из сборников, имеющих отношение к «Великому Зерцалу», заимствовали некоторые сюжеты Шекспир, Боккачио и наш Гоголь, повесть которого «Вий» возникла, очевидно, из легенды, помещенной в «Великом Зерцале» под заглавием «Как демоны волшебницу извлекоша из церкви, в ней же погребена бысть» (см. исследование Владимирова по истории русской переводной литературы XVII в., изд. Общества истории и древностей, М, 1884, стр. 93)».
576
Верочка — дочь А. Н. Пешковой-Толиверовой, Вера Сергеевна Чоглокова.
577
Отец Пэтр — Петр Богословский; окончивший духовную семинарию, но не ставший священником, П. Богословский работал переписчиком у Лескова и у других лиц, по его рекомендациям.
578
…две мои приятельницы…— по-видимому, дочери тетки Лескова Натальи Петровны, бывшей замужем за М. А. Страховым. О переводе ими очерка Гончарова «Слуги старого века» сведений нет.
579
Вогюэ. — См. наст. том, стр. 636.
580
Статья в «Нови» — статья Виктора Русакова (С. Либровича), «Случайные встречи с И. А. Гончаровым» — «Новь», 1888, № 7, стр. 137–144. Гончаров был возмущен статьей, так как автор ее предал гласности факты его повседневного житейского обихода, которые Гончаров считал лишенными какого бы то ни было общественного интереса.
581
…благодарю Вас за внимание к легенде — «Совестный Данила»; см. примечание к письму 86. Положительным отзывом Гончарова о «легенде», как и не дошедшим до нас отзывом Толстого, Лесков воспользовался в недатированном письме к Суворину (по-видимому, середина февраля 1888 года) для определения возможностей продолжения печатания проложных повестей в «Новом времени» и «Историческом вестнике». «Л. Н. и Гончаров, — писал Лесков, — очень довольны нашим «Совестным Данилой». Мне это приятно было слышать, особенно от Гончарова, после того что я наслушался от «присных», — чем, думаю, и Вам надоедали. Боже мой! что это за пошлые требования! Чего такого они хотят «особенного»? И все это чтобы подгнести и «подложить под нозе». Надо этого, что ли? — У меня руки опустились от изложения второй легенды «о прелестнице» («Прекрасная Аза», — И. А.). Я так не могу, не умею и не хочу работать, — я не желаю ничего навязывать из деликатности и прошу Вас сказать мне так искренно, как всегда говорим друг другу: интересно ли Вам дать и вторую легенду «о прелестнице». Если Вам это надоело и «шмели гудят», то, пожалуйста, не деликатничайте со мною на этот счет. Легенде о прелестнице будет предшествовать этюд «о соблазнительных женщинах по Прологу». Самая легенда — очень невелика. Я ее передавал Гончарову, и мы ее пообсудили и нашли наивною, но «полезною» для людей «распутной свободы». Вывод критич<еского> этюда будет совсем оригинальный и, думается, неслыханный, но верный» (ИРЛИ).
582
Посылаю Вам рассказ — «Лев старца Герасима»; см. примечание к письму 86.
583
…рукопись «Сошествия» получил. — «Сошествие во ад (Апокрифическое сказание)» было опубликовано несколько лет спустя в «Петербургской газете», 1894, № 104, 16 апреля.
584
Я пишу для Вас…— В 1888 году Лесков не печатался в «Русской мысли». Упоминаемый здесь же сюжет «Фортинбрас и Оберон», вероятно, не был осуществлен.
585
Бахметьев, Николай Николаевич (1847–1909) — журналист, секретарь редакции «Русской мысли». В 1888 году судился за подлоги и был сослан в Сибирь. В ходе следствия, действительно, настаивал на вызове, в качестве свидетеля, M. E. Салтыкова. 27 февраля 1888 года последний писал по этому поводу В. М. Соболевскому: «Зачем оказалось нужным свидетельство мое — я недоумеваю, ибо видел Бахметьева всего один раз, когда Юрьев прислал его ко мне для переговоров о передаче «Р<усской> мысли» подписчиков «Отеч<ественных> зап<исок>». Конечно, я к следователю не явлюсь и пошлю докторское свидетельство» (Н. Щедрин (М. Е. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. XX, М., 1937, стр. 349–350).
586
Посылаю Вам… экземпляр «Захудалого рода» — то есть для издания в «Дешевой библиотеке». Сувориным повесть не была издана и спустя год вошла в состав уничтоженного цензурою шестого тома Собрания сочинений Лескова.
587
Чаев, Николай Александрович (род. в 1824 г.) — беллетрист и драматург.
588
«Катехизис» и «Исповедание» для Вас списывается. — Речь идет о штундистской рукописи, попавшей в руки Лескова и скопированной им для себя и для Суворина. Оценке этих рукописей посвящено письмо Лескова к Суворину от 9 марта 1888 года (ИРЛИ).
589
Посылаю Вам заметочку…— Как явствует из письма 94, заметка Лескова, опровергавшая какие-то измышления В. Русакова (Либровича) (см. примечание к письму 89), не была опубликована. Однако еще до посылки Гончарову своих возражений Лесков уже ответил Либровичу в бесподписной заметке «Литературный грех» («Петербургская газета», 1888, № 38, 8 февраля).
590
Наконец она сегодня только вышла. — «Прекрасная Аза» напечатана в «Новом времени», 1888, № 4347, 5 апреля; послесловие см. в наст. изд., т. 8, стр. 597–598.
591
Маковский, Константин Егорович (1839–1915) — русский живописец, автор многих исторических картин.
592
Ирина — Ирина Федоровна (1563–1603) — жена царя Федора Ивановича, сына и наследника Ивана Грозного.
593
Забелин, Иван Егорович (1820–1908) — историк и археолог, автор большого труда «История русской жизни с древнейших времен» (2 тома, М., 1876–1879), который, собственно, и имеет в виду Лесков.
594
…типический взгляд Кабанихи…— Кабаниха — персонаж пьесы А. Н. Островского «Гроза».
595
У меня есть этюд головы «боярышни»…— Вероятно, Лесков имеет в виду одну из работ Зинаиды Петровны Ахочинской (Тихоцкой); о ней см. примечание к письму 132.
596
«Монашеские острова». — «Путевые заметки» Лескова «Монашеские острова на Ладожском озере» печатались в газете «Русский мир», 1873, №№ 206–208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236. Включены в книгу «Запечатленный ангел», СПб., 1874, в серии «Библиотека современных писателей», издававшейся А. Базуновым.
597
Что Вы спрашиваете о Дамаскине?.. — Как явствует из следующего письма, Суворина интересовал игумен Валаамского монастыря Дамаскин (Демьян Кононов, 1795–1881). Лесков же здесь пишет об Иоанне Дамаскине (конец VII в. — ок. 754), византийском поэте и богослове, утверждавшем главенство церкви над светской властью (о нем написана поэма А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин»).
598
Исаак Сирин — христианский писатель V века.
599
«Маргарит» — сборник «Слов» Иоанна Златоуста; к ним, в русских переводах, добавлялись оригинальные беседы и поучения на разные случае.
600
«Великое Зерцало» — сборник занимательных рассказов и поучений, составленный в средние века католическими проповедниками и в XVII веке переведенный в Москве и на Украине.
601
…в Москву к Буслаеву ездить. — Обширным собранием старинных рукописей Ф. И. Буслаева неоднократно пользовался Лесков.
602
Вчера приходил. Полонский…— «Прекрасная Аза» была посвящена Якову Петровичу Полонскому.
603
Книгу Крамского взял…— то есть составленную В. В. Стасовым книгу «Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи» (СПб., 1888).
604
Ледаков, Антон Захарович — художник, товарищ И. H. Крамского по Академии художеств.
605
Булгаков, Федор Ильич (1852–1908) — искусствовед, редактор «Нового времени».
606
Лейкснер, Отто (род. в 1847 г.) — немецкий поэт и искусствовед. В издательстве Суворина вышла его двухтомная книга («культурно-исторический очерк») «Наш век», СПб., 1887.
607
Заметку о скотах опять Вам посылаю. — Заметка не была опубликована и, по-видимому, уничтожена.
608
Чехов милый юноша, он, может быть, в каком-нибудь увлечении. — По-видимому, Чехов в беседе с Сувориным советовал ему переиздать очерки Лескова о Валааме.
609
Я… описывал «старца Иону»…— В статье «Унизительный торг» — «Исторический вестник», 1885, № 5.
610
Васильчикова, Екатерина Алексеевна — «всевластная» жена киевского, подольского и волынского генерал-губернатора И. И. Васильчикова.
611
…как современные дуры веруют в Ивана Кронштадтского. — Иван Кронштадтский — священник Иван Ильич Сергиев (1829–1908), объявленный почитателями своими чудотворцем и «святым». См. наст. изд., т. 9, стр. 604–605.
612
…при содействии «церквина сына Тертия» — Т. И. Филиппова.
613
Солдатенков, Козьма Терентьевич (1818–1904) — купец-старообрядец, издатель, собиратель старинных рукописей.
614
Владимиров, Петр Владимирович (1854–1920) — профессор истории русской литературы Киевского университета.
615
Феофан — Феофан Прокопович (1681–1736).
616
«XIX век» еще не получил…— Вероятно, речь идет о книге О. Лейкснера «Наш век»; см. примечание к письму 97.
617
Неужели Гаршин не стоил траурной каемки…— В. М. Гаршин умер 24 марта 1888 года.
618
Скобелев, Михаил Дмитриевич (1843–1882) — генерал, получивший широкую известность в ходе покорения Средней Азии и во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
619
…я Вам дам «Пасхальную ночь в аду»…— по-видимому, рассказ «Сошествие во ад»; см. выше, примечание к письму 91.
620
Мордовцев, Даниил Лукич (1830–1905) — русско-украинский писатель, автор многих исторических романов.
621
Соловьев-Несмелов, Николай Александрович (1847–1901) — литератор, детский писатель.
622
Смайльс, Самуил (род. в 1816 г.) — английский писатель-моралист. В последние годы жизни Лесков интересовался его произведениями.
623
Касьян того и гляди перекинет кого-нибудь…— Согласно народным верованиям, «Касьян», то есть високосный год, отмечается повышенной смертностью.
624
Кущевский, Иван Афанасьевич (1847–1876) — беллетрист, сотрудник некрасовских «Отечественных записок».
625
Решетникова, Серафима Семеновна — вдова писателя Ф. М. Решетникова; Лескову приходилось хлопотать об устройстве произведений ее мужа.
626
Бурнашев, Владимир Петрович (1809–1888). — О хлопотах Лескова по устройству его дел см. примечание к письму 80.
627
…сборник в пользу нуждающейся «литературной бабушки Татьяны Петровны» — Т. П. Пассек.
628
Анатолий. — Здесь и дальше текст оригинала поврежден. Можно думать, что речь идет об Анатолии Федоровиче Кони.
629
Андреевский, Сергей Аркадьевич (1847–1920) — адвокат, поэт и критик-эстет.
630
…таится наслажденье…и далее — цитата из поэмы Тургенева «Помещик» (строфа XXIV).
631
…повесть Баборыкина «У плиты»…— напечатана в «Вестнике Европы», 1888, № 4. Боборыкин, Петр Дмитриевич (1836–1920) — беллетрист.
632
…«У пристани» Смирновой…— Повесть С. И. Смирновой была опубликована первоначально в «Отечественных записках», 1879, №№ 10–12, а затем была издана Сувориным отдельно (СПб., 1880).
633
«Пустой барабан» — очевидно, первоначальное название одного из рассказов Толстого.
634
…благодарю Вас… за экземпляр Радищева! — Суворин выпустил «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (СПб., 1888) в количестве 99 экземпляров — для узкого круга библиофилов.
635
Получилось письмо от Л. Н. об «Азе». — Письмо Толстого к Лескову по поводу «Прекрасной Азы» неизвестно. В письме к П. И. Бирюкову (возможно, Лесков имеет в виду именно его) от 14 апреля 1888 года Толстой писал: «Лескова легенду прочел в тот же день, как она вышла. Эта еще лучше той (то есть