Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в 11 томах. Том 11

критикой основных догматов православной церкви, освободил своих крестьян. Вместе с Феодосием Косым был объявлен еретиком и сослан в монастырь.

998

…которая, однако, сродни и Киту Китычу…— В комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье» жена купца-самодура Тита Титыча Брускова Настасья Панкратьевна на его вопрос: «Смеет меня кто обидеть?» — отвечает: «Никто, батюшка, Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите» (д. II, явл. 5).

999

…сказал ей, что она — «Мария на развалинах». — Игра слов, имевшая в основе своей известные слова, приписывавшиеся римскому полководцу Каю Марию (156-86 до н. э.), изгнанному в Карфаген и велевшему людям, присланным пленить его, передать Сулле, что они видели Мария на развалинах Карфагена. Слова эти неоднократно использовались художниками в качестве сюжета для исторических картин.

1000

…ко мне приедут два гостя…— Веселитская и Меньшиков.

1001

…когда выходят… письма Энгельгардта? — то есть посмертное издание отдельной книгой писем «Из деревни» А. Н. Энгельгардта.

1002

…поправившийся Глеб Ив<анович> Успенский…— Г. И. Успенский психически заболел в 1892 году и был помещен в больницу. В начале 1893 года ему стало легче, он съездил в Нижний Новгород, но затем снова почувствовал себя больным и был вынужден возвратиться в больницу, почти не покидая ее до самой смерти.

1003

За диссертацию о Герберте…— В 1893 году H. M. Бубнову была присуждена академическая премия митрополита Макария за книгу «Сборник писем Герберта как исторический источник» (СПб., 1885–1890).

1004

Ввиду запрещения высокопробных трудов Терновского и Голубинского…— Лесков ошибается; формально труды Ф. А. Терновского и Е. Е. Голубинского по истории церкви не запрещались, однако авторы их находились у представителей официальной церкви «на сильном подозрении» в исповедании «еретических» мыслей.

1005

Предтеченский, Андрей Иванович (1832–1893) — профессор-историк Петербургской духовной академии, редактор журналов «Христианское чтение» и «Церковный вестник».

1006

Городецкий, Митрофан Иванович (1846–1893) — историк и публицист. Статьи П. В. Быкова о нем и Предтеченском см. в «Новом времени», 1893, №№ 6174–6175, 6199.

1007

…Ваше последнее литературное произведение — «Царство божие внутри нас».

1008

Хирьяков, Александр Модестович (1863–1937) — литератор, последователь Толстого. В письмах к Веселитской он упоминается по отчеству («Модестыч»).

1009

Попов, Евгений Иванович (1864–1938) — близкий знакомый и последователь Толстого, сотрудник издательства «Посредник».

1010

Позвольте мне просить Вас или Татьяну Львовну написать нам…— Ответное письмо Толстого неизвестно. Сохранился отрывок письма к Лескову от 10 июля 1893 года (см. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 66, М., 1953, стр. 366), но в нем о «Царстве божием» не упоминается.

1011

…в «В<естнике> Евр<опы> есть Винницкая…— то есть начало повести А. А. Винницкой «Без мужей».

1012

Карабчевский, Николай Платонович (1851–1920) — адвокат, беллетрист. В «Вестнике Европы», 1893, №№ 6–8, печаталась его повесть «Господин Арсков».

1013

Ковалевский, Максим Максимович (1851–1916) — буржуазный историк и социолог. В «Вестнике Европы», 1893, № 7, напечатана его статья «Токвиль в его воспоминаниях, письмах и разговорах».

1014

Энгельгардт — «невкусно подан». — Речь идет о статье А. Фаресова «Воспоминания об А. Н. Энгельгардте» — «Вестник Европы», 1893, № 7, 8.

1015

Ковалевский, Евграф Петрович (род. в 1865 г.) — деятель народного образования. В «Вестнике Европы», 1893, № 7, напечатана была его статья «Поездка на польдеры».

1016

нынешний кусок Смирновой…— то есть так называемых ее «Записок»; см. примечание к письму 226. Лесков, по-видимому, очень бегло просматривал «Северный вестник», так как место, на которое он ссылается ниже, не дает повода для каких бы то ни было недоразумений. Пушкину здесь приписываются рассуждения о народности, сводящиеся к тому, что «я не могу перестать быть русским, не чувствовать как русский, но я должен заставить понимать себя всюду, потому что есть вещи общие для всех людей. Библия — еврейская книга, а между тем она всемирна; книга Иова содержит всю жизнь человеческую» и т. д.

1017

Бедная наша добрая знакомая! — Л. Я. Гуревич.

1018

То же и о Герберте…— то есть о диссертации H. M. Бубнова.

1019

Вашу статью…— «Воспоминания об А. Н. Энгельгардте»; см. примечание к письму 245.

1020

…не исключая даже Николая Павловича — то есть Николая I.

1021

Александра Адамовна — жена Фаресова.

1022

Грановский, Тимофей Николаевич (1813–1855) — был признанным мастером исторических характеристик. Лесков упоминает его книгу «Четыре исторические характеристики» (М., 1851).

1023

…горячая и умная статья о нем Меньшикова…— «Критический декаданс» — «Книжки «Недели», 1893, № 7.

1024

Сердечно благодарю Вас за присланное Вами мне письмецо. — Должно быть, письмо от 10 июля, дошедшее до нас лишь в отрывке (см. примечание к письму 244).

1025

Молодой поп Григорий Спиридоныч — Г. С. Петров (род. в 1868 г.), публицист, «специализировавшийся» на вопросах религии и морали. За свои выступления был лишен сана. Рекомендация Веселитской имела в виду совпадение отчества Петрова с именем мужа Мимочки, героини трилогии Веселитской.

1026

брат наш «Николавра», Черниговский и Нежинский…— то есть H. H. Ге, проживавший на хуторе в Черниговской губернии, близ Нежина.

1027

…нашего «благочинного из Россоши»…— то есть В. Г. Черткова, жившего в это время у себя на хуторе, в Воронежской губернии, неподалеку от станции Россошь.

1028

…начнется гусевское обстреливание из Казани. — Профессор Казанской духовной академии Александр Федорович Гусев (1842–1904) неоднократно выступал с полемическими брошюрами и статьями, «опровергавшими» религиозное инакомыслие Толстого.

1029

…о которых доносил Муравьев…— В конце первой главы сочинения Толстого «Царство божие внутри нас» приводилась «никому почти в России не известная выписка из дневника Ник. Ник. Муравьева-Карского, не пропущенная цензурой» — о нескольких крестьянах, сданных в солдаты, но отказавшихся служить; они были присланы в Кавказскую армию «для приведения… к настоящим мыслям». «Их уже несколько раз кнутом секли и сквозь строй гнали, но они отдают себя охотно на самые жестокие мучения и на смерть, дабы не служить», — писал Муравьев. Муравьев-Карский, Николай Николаевич (1794–1856) — генерал, в 1855 году командовал взятием турецкой крепости Карс.

1030

Фадеев, Ростислав Андреевич (1824–1883) — генерал, славянофильствующий публицист.

1031

…и ввел его в рассказе «Дурачок»…— Герой рассказа «Дурачок» Панька «пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в «профосах» — «за всеми позади рвы копал да пакость закапывал».

1032

Янышев, Иоанн Леонтьевич (1826–1913) — духовник царской семьи.

1033

…или «инфаму»— то есть гадину (франц. infâme). Лесков пользуется здесь выражением Вольтера, который называл так официальную церковь.

1034

…Вы свое дело сделали, а остальное не от Вас зависит. — По-видимому, Меньшиков сообщал Лескову о каких-то препятствиях (цензурного свойства?) появлению статьи. Возможно также, что речь шла о статье «Художественная проповедь», появившейся несколько месяцев спустя («Книжки «Недели», 1894, № 2).

1035

…Вашего принципала…— Гайдебурова, издателя «Недели».

1036

…«сильному не нужно счастье: в борьбе таится наслаждение неистощимое»…— неточная цитата из поэмы Тургенева «Помещик» (строфа XXIV).

1037

«Продукт природы» есть à propos, которые я очень люблю писать…— Рассказ Лескова «Продукт природы» напечатан в сборнике «В путь-дорогу» (СПб., 1893); см. т. 9 наст. издания, стр. 340–355.

1038

Мне «Шурочка» кажется слишком искусственною. — См. наст. том, письмо 240.

1039

Св. Цецилия — по преданию, юная римская патрицианка, принявшая христианство и приговоренная к смерти. В средние века Цецилия была признана святою.

1040

Джордж Эллиот — псевдоним Мари-Анны Эванс (1819–1880), английской писательницы-романистки.

1041

…я на днях послал маленькую заметочку о Тургеневе в «Орловский вестник» — «Тургеневский бережок» (Письмо в редакцию) — «Орловский вестник», 1893, № 228, 26 августа.

1042

«апропо де бот» — кстати (франц. à propos des bottes).

1043

Отчего Вы молчите о Тургеневе? — в связи с десятилетием смерти писателя.

1044

О том, что Л. Н. отвечал Вам, я слышал. — Письмо Толстого к Меньшикову от 3 августа 1893 года см. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 66, М., 1853, стр. 375.

1045

«Пределы критики» — статья Меньшикова в «Книжках «Недели», 1893, № 9.

1046

Читали ли: «Мимочка отравилась»? — В «Вестнике Европы», 1893, №№ 9, 10.

1047

Павлу Александровичу…— Гайдебурову.

1048

Будет он называться: «У свиного корыта». — Как явствует из дальнейших писем к Меньшикову, речь идет о рассказе «Загон».

1049

писатель, которого я нахожу очень умным…— Меньшиков; см. также письмо 253.

1050

«Рассказ кстати» — «Загон» («Книжки «Недели», 1893, № 11). Упоминая о том, что рассказ написан à propos статей «Недели» о «Китайской стене», Лесков имеет в виду статью Меньшикова «Две правды» («Книжки «Недели», 1893, №№ 4, 5) с размышлениями о подлинной сущности понятий либерализм и консерватизм.

1051

П. А. Богословский («отец Пэтр») — переписчик Лескова.

1052

Сегодня вернулась от Вас Л<идия> Ив<ановна> В<еселитcкая>…— Веселитская была в Ясной Поляне в начале октября 1893 года. Вероятно, под свежим впечатлением от ее посещения Толстой 19 октября читал повесть «Мимочка отравилась».

1053

Стасов, Владимир Васильевич (1824–1906) — критик-искусствовед. В октябре 1893 года Толстой обратился к Лескову с просьбой порекомендовать ему какого-нибудь знающего синолога (китаеведа) в связи с задуманной книгой «о китайской мудрости». 10 октября 1893 года Лесков отвечал по этому поводу: «Синологов теперь я лично не знаю, и думаю, что и вопрошать их, о чем Вы пишете, было бы напрасно. Это люди совершенно равнодушные к духу учений и знают разве только историческую сторону предмета. Все их дело, как у экономок: разложить принятое белье по сортам, в подлежащие ящики комода; а все прочее их нимало не интересует. Об этом я могу говорить с «достаточным основанием». Был тут и жил по соседству со мной «добрый китаец» из посольства, который говорил немножко по-русски и любил рассуждать о вере (мы часто гуляли вместе в Таврическом, саду), и он был почитатель Лао-цзы и удивлялся: как западные религиозные люди «начинают с конца», то есть с определенных представлений о боге, а не с того, чтобы разъяснить себя самого и натуру и в свете этого понимания прозревать дальнейшее умом, освобожденным от мимотекущего обмана! Я думаю, что, быть может, он и подвинул меня читать все, что я мог находить из творений Конфу-цзы и Лао-цзы; но я этого китайца не видал уже 2 или 3 года…» («Письма Толстого», стр. 148–149). В связи с этой просьбой Толстого и возникло предположение встретиться со Стасовым, который, обладая широкими знакомствами, мог порекомендовать нужного и сведущего человека.

1054

Виктор Петрович — Буренин.

1055

«Океан глупости» — демонстративное посещение Тулона русской военной эскадрой, знаменовавшее франко-русское сближение. Толстой посвятил этой демонстрации статью «Христианство и патриотизм», появившуюся, в соответствии с настоящим письмом Лескова, в английской газете «Daily Chronicle».

1056

«Многие книги в неистовство тя прелагают». — В «Деяниях апостолов» (гл. 26, ст. 24) эти слова говорит Павлу правитель Фест (ср. в письме 259).

1057

Каблиц, Иосиф Иванович (псевдоним: Юзов; 1848–1893) — публицист, один из теоретиков позднего народничества.

1058

…Шулера мысли признали в нем свои родственные черты и позвали его к себе «на совет нечестивых», и… он пошел…— Фаресов дает следующий комментарий к этим словам: «Лесков подразумевает здесь одно частное собрание славянофилов-журналистов, куда приглашен был и О. И. Каблиц. Последний, однако, никогда не принадлежал к ним и очень скоро разошелся с ними» (А. Фаресов Против течений, стр. 236).

1059

Спенсер, Герберт

Скачать:TXTPDF

критикой основных догматов православной церкви, освободил своих крестьян. Вместе с Феодосием Косым был объявлен еретиком и сослан в монастырь. 998 …которая, однако, сродни и Киту Китычу…— В комедии А. Н.