Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 11 томах. Том 4

в совершенно ином, нерелигиозном духе.

213

…с греческих переводов старых московских царских мастеров. — Перевод здесь: образец; царские мастера — иконописцы, состоявшие на государственной службе в Москве в XVII веке.

214

— 324. …пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются…— Икона на этот сюжет появилась в России только в XVIII веке. Олинфы— оливковые деревья.

215

Ушки с тороцами. — «Иконописный подлинник» так объясняет символическое значение тороков: «Ангелы имеют над ушами тороки, то есть — покоище святого духа, который и действо имеет…» (Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, СПб., 1861, т. II, стр. 297).

216

Рясно — ожерелье или подвески.

217

Доспех пернат — доспех, нарисованный в виде крупной чешуи.

218

Рамена — (ед. число — рамо) — плечи.

219

младенческий лик Эмануилев — см. примечание к стр. 323.

220

Огнепалящий меч — меч, изображенный в виде извилистого пучка пламени.

221

Веселиил — по библейской легенде (Книга Исход), главный строитель храма, воздвигнутого евреями в пустыне после ухода из Египта.

222

…чтобы тут большой и ныне весьма славный каменный мост строить. — Здесь описана постройка висячего цепного моста через Днепр под Киевом в 1849–1853 годах.

223

Тябло — полочка для икон в иконостасе.

224

Лествица — лестница.

225

Аналогий (аналой) — высокий столик с наклонной доской для чтения стоя.

226

…положит благословящий начал…— Начал — молитва по обряду раскольников.

227

…пения, расположенного по крюкам…— До начала XVIII века православная церковь в России применяла особую безлинейную систему обозначения нот над текстом при помощи знаков (крюков), до сих пор не до конца расшифрованную.

228

Амалфеев рог — рог изобилия.

229

Мраволев — фантастическое животное, у которого, по утверждению древнерусского сборника «Физиолог», «передняя часть львиная, задняя же муравьиная».

230

Щаповатый — щеголеватый.

231

Велиар — библейское название темной силы; олицетворение нечестия и беззакония.

232

Оцетность — от оцет (польск. ocet), — уксус.

233

…толщины в руку рослого человека. — Болты, которыми скреплялись звенья мостовой цепи, была диаметром в 12,5 сантиметра.

234

Колоника — сгустившийся на осях деготь.

235

Жвир (польск. żwir) — крупный песок.

236

Цыбастый — тонконогий.

237

Сойга (сайга) — степная коза.

238

Молозиво — первое молоко после родов; здесь обозначает ягненка-сосунка.

239

Гаплик — застежка.

240

Остегны — штаны.

241

Ботвить — щеголять, чваниться.

242

Хабар — тюркско-татарское слово, означающее барыш или взятку.

243

…эта обновленная Иродиада…— По евангельскому рассказу, Иродиада, жена иудейского царя Филиппа, потребовала казни Иоанна Крестителя, смело обличавшего ее развратную жизнь.

244

Кучиться — просить неотступно.

245

Вскрамолились — Подняли мятеж.

246

Котелки — баранки.

247

Излиха — сердито.

248

Скиба (скипа) — куча, связка.

249

…будто сам архиерей такой дикости… не одобрил…— По-видимому, имеется в виду Филарет (Амфитеатров) (1779–1857), митрополит Киевский и Галицкий.

250

Водный трудводянка (болезнь).

251

Аммос — один из библейских пророков, смело обличал современных ему правителей израильских.

252

Отитлован — отмечен знаком.

253

…по полному требнику Петра Могилы…— Имеется в виду изданный Петром Могилой (1596–1647), митрополитом Киевским, требникруководство по богослужению под названием «Евхологион, альбо молитвослов» (1646).

254

Вапа — краска.

255

Животолюбивый — привязанный к земной жизни.

256

Мстера — поселок в Ивановской области РСФСР; исторически сложившийся в XVIII–XIX веках район иконописи.

257

…ушаковское писание. — Имеется в виду Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626–1686) — русский художник и теоретик искусства, один из крупнейших представителей русской живописи второй половины XVII века. В его творчестве наметился переход от иконописной условности к технике светской реалистической живописи.

258

…про рублевское…— Речь идет об Андрее Рублеве (ок. 1360–1430) — великом русском живописце, создателе московской школы иконописи. В Московской Руси Рублев пользовался большой популярностью; в «Стоглаве» (1551), сборнике постановлений церковного собора, указывалось: «писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы». Позднее Рублев был забыт, и наследие его стало доступно изучению только в начале XX века.

259

…про древнейшего русского художника Парамшина…— Парамша, пли Парамшин — «серебряных и золотых дел мастер». О нем известно, что в 1356 году делал икону и крест, «золотом кованы». Икона эта упоминается в завещаниях великих князей Московских Ивана Ивановича (1356–1359), Дмитрия Ивановича Донского (1389), Василия Дмитриевича (1455), Василия Васильевича (1462). Крест работы Парамшина упоминается в завещаниях Василия Васильевича (1462) и Ивана III (1505).

260

…в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали. — Эти же створы (складная трехцветная или двухчастная икона) упоминаются у Лескова в статье «О русской иконописи» («Русский мир», 1873, № 254, 26 сентября): «… Капонийские створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы…» Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком. Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века. Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683–1746), купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем.

261

…Христа Спаса жидовином пишут. — Это полемическое высказывание можно понимать двояким образом: возможно, что здесь имеется в виду картина А. Иванова «Явление Христа народу» (1832–1856), но более вероятно, что этой репликой Лесков включился в споры, которые шли вокруг картины Крамского «Христос в пустыне» (1872).

262

Студодейное — непотребное.

263

…рассказал, как писано в Новегороде звездное небо…— В новгородском Софийском соборе на иконе «Софии, премудрости божией» небо изображено в виде длинного темно-синего полотна, усеянного звездами и поддерживаемого ангелами» (Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII века, СПб., 1856, стр. 62).

264

…потом стал излагать про киевское изображение в Софийском храме…— Описание этого изображения имеется у И. П. Сахарова («Исследования о русском иконописании», СПб., 1849, ч. II, стр. 331.

265

Притоманный — коренной, основной.

266

Пакибытие — здесь: духовное возрождение, обновление духа.

267

Преполовение — половина, средина.

268

…мы… побывали в Клинцах и в Злынке, потом… в Орле…— Марк и Левонтий посетили наиболее важные раскольничьи общины.

269

…одному пишет рефтью, а другому нефтью…— Рефть — краска, составленная из лазури и чернил (т. е. голубой и черной красок); рефть белая употреблялась для растворения золота.

270

Нарохтятся (норохтятся), — собираются что-либо сделать.

271

Иосифов плач — духовное песнопение.

272

Крестует — распинает на кресте.

273

Анахорит (анахорет) — отшельник.

274

Аристетилевы врата — «Аристотелевы врата», название несохранившегося сборника, существовавшего на Руси до XVIII века. В постановлениях Стоглавого собора (1551) этот сборник был включен в список отреченных или еретических книг: «Аристотелевы врата и иные составы и мудрости… которые прелести от бога отлучают…»

275

путь в море по звезде языческого бога Ремфана определяют…— В библии и в «Деяниях апостолов» упоминается бог Ремфан, которому поклонялись иудеи в пустыне.

276

…он был Давиду-царю в дарах принесен. — По библейскому рассказу, Давид получил в дары кофейные зерна (Вторая книга Царств).

277

Невеглас — невежество.

278

Отрясовица — лихорадка.

279

Не спяй и бдяй сохранит — не спящего и бодрствующего сохранит.

280

Леторосль — здесь: молодое деревцо.

281

Демоноговейный — идолопоклоннический.

282

Поспешай Вавилон строить? — Библейский рассказ о Вавилоне и постройке в нем башни до неба (Книга Бытия) в духовной литературе (особенно раскольничьей) стал применяться в переносном значении к мирской жизни вообще.

283

Соломия — по евангелию, мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.

284

Призелень (празелень) — иссиня-зеленоватая краска.

285

Бокан (бакан): — багряная краска.

286

Червленый — ярко-малиновый.

287

Вохряный — желтый.

288

…и в патриаршей грамоте подтверждается: «аще убо кто…» — Лесков цитирует с некоторыми отступлениями от текста патриаршую грамоту по статье Ф. Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» («Сборник общества древнерусского искусства», М., 1868, ч. 1, стр. 23).

289

Крыга — льдина, пловучий лед.

290

Халепа — зкмняя непогодь, мокрый снег.

291

Жамкнуть — давить, здесь: ударить.

292

Еспер (Геспер) — вечерняя звезда, планета Венера, которая первой становится заметной после захода солнца.

293

Басма — вытисненное на тонкой серебряной пластине иконописное изображение,

294

Корнавка — куртка.

295

А она немует по-своему…— говорит так, что разобрать нельзя.

296

Катавасия — вид церковного хорового пения.

297

Валаам — остров в северной части Ладожского озера, на котором находился монастырь.

298

Послушник он был или постриженный монах…— Послушниками в русских монастырях назывались готовящиеся к принятию монашества и исполняющие разные послушания: церковные службы и хозяйственные работы. Пострижениеобряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого.

299

напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. — Имеется в виду большая картина Василия Петровича Верещагина (1835–1909) «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», исполненная в 1871 году для одного из петербургских дворцов; баллада А. К. Толстого — «Илья Муромец», напечатана в «Русском вестнике», 1871, № 9.

300

Епархия — церковно-административный округ, подчиненный епископу или архиепископу.

301

Преподобный Сергий — Сергий (1314–1392) — русский церковный деятель, основатель монастыря Троицы (г. Загорск); в 1452 году православной церковью объявлен святым.

302

Филарет (Дроздов) (1782–1876) — митрополит Московский, ученый богослов, один из наиболее реакционных деятелей высшего духовенства.

303

Стратопедарх — начальник военного лагеря.

304

Проскомидия — первая часть церковной службы.

305

Иеромонахмонах, имеющий сан священника.

306

Рясофор — ношение в монастыре монашеской одежды без пострижения.

307

Кантонист — В России до 1856 года кантонистами назывались дети солдат, обязанные уже в силу своего происхождения служить в армии.

308

Ремонтер — офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерийской части.

309

Рарей Джон (1827–1866) — американский дрессировщик лошадей, создатель особой системы гуманного обращения с животными. В 1857 году был в России и демонстрировал свой метод. Автор книги «Искусство укрощения и дрессировки лошадей», СПб., 1859.

310

…князя Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал…— Всеволод-Гавриил Мстиславич (ум. в 1137 г.), князь новгородский, сделал несколько удачных походов, воевал с соседями Новгорода; православная церковь объявила его святым.

311

Муравный — глазированный.

312

Граф К. — граф Сергей Михайлович Каменский (1771–1835), жестокий крепостник; вел расточительный образ жизни, держал крепостной театр и оркестр; количество дворни у него доходило до 400 человек. Он же выведен Лесковым в рассказе «Тупейный художник».

313

Ворок — скотный двор.

314

…старинною синею ассигнацией жалован. — Бумажные деньги пятирублевого достоинства синего цвета были выпущены а 1786 году.

315

Форейтор (нем. Vorreiter) — верховой кучер при запряжке четверкой или шестеркой на одной из передних лошадей.

316

…битюцкие…— битюги, русская порода лошадей, разводимая по реке Битюгу в б. Воронежской губернии.

317

Кофишенок (нем. Kaffeeschenk) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем.

318

Я… пустынь — по-видимому, Предтечева Яминская пустынь; находилась в Трубчевском уезде б. Орловской губернии.

319

…в Воронеж, — к новоявленным мощам… — в 1832 году в Воронеже были «открыты» мощи Митрофания, первого воронежского епископа.

320

Село Крутое находится в 10 километрах к юго-западу от г. Ельца.

321

разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию…— Ассигнационный рубль стоил тогда, в 1830-1840-х годах, 27 копеек серебром.

322

Заседательвыборный от дворян член уездного суда или судебной палаты.

323

…от Митрофания…— из воронежского благовещенского Митрофаниевского монастыря.

324

Сарацины — в русском народном творчестве — мусульманские народы.

325

Хан Джангар — хан (начальник) Букеевской киргизской орды, кочевавшей в пределах б. Астраханской губернии; назначенный русским правительством в 1824 году, Джангар числился на государственной службе, получал ордена и чины. Он вел крупную торговлю лошадьми в основанном им в 1826 году поселке Ханская ставка и выезжая на дальние ярмарки.

326

Рынь-пески (нарын — по-казахски — узкий песок) —

Скачать:PDFTXT

в совершенно ином, нерелигиозном духе. 213 …с греческих переводов старых московских царских мастеров. — Перевод здесь: образец; царские мастера — иконописцы, состоявшие на государственной службе в Москве в XVII веке.