в совершенно ином, нерелигиозном духе.
213
…с греческих переводов старых московских царских мастеров. — Перевод здесь: образец; царские мастера — иконописцы, состоявшие на государственной службе в Москве в XVII веке.
214
— 324. …пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются…— Икона на этот сюжет появилась в России только в XVIII веке. Олинфы— оливковые деревья.
215
Ушки с тороцами. — «Иконописный подлинник» так объясняет символическое значение тороков: «Ангелы имеют над ушами тороки, то есть — покоище святого духа, который и действо имеет…» (Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, СПб., 1861, т. II, стр. 297).
216
Рясно — ожерелье или подвески.
217
Доспех пернат — доспех, нарисованный в виде крупной чешуи.
218
Рамена — (ед. число — рамо) — плечи.
219
…младенческий лик Эмануилев — см. примечание к стр. 323.
220
Огнепалящий меч — меч, изображенный в виде извилистого пучка пламени.
221
Веселиил — по библейской легенде (Книга Исход), главный строитель храма, воздвигнутого евреями в пустыне после ухода из Египта.
222
…чтобы тут большой и ныне весьма славный каменный мост строить. — Здесь описана постройка висячего цепного моста через Днепр под Киевом в 1849–1853 годах.
223
Тябло — полочка для икон в иконостасе.
224
Лествица — лестница.
225
Аналогий (аналой) — высокий столик с наклонной доской для чтения стоя.
226
…положит благословящий начал…— Начал — молитва по обряду раскольников.
227
…пения, расположенного по крюкам…— До начала XVIII века православная церковь в России применяла особую безлинейную систему обозначения нот над текстом при помощи знаков (крюков), до сих пор не до конца расшифрованную.
228
Амалфеев рог — рог изобилия.
229
Мраволев — фантастическое животное, у которого, по утверждению древнерусского сборника «Физиолог», «передняя часть львиная, задняя же муравьиная».
230
Щаповатый — щеголеватый.
231
Велиар — библейское название темной силы; олицетворение нечестия и беззакония.
232
Оцетность — от оцет (польск. ocet), — уксус.
233
…толщины в руку рослого человека. — Болты, которыми скреплялись звенья мостовой цепи, была диаметром в 12,5 сантиметра.
234
Колоника — сгустившийся на осях деготь.
235
Жвир (польск. żwir) — крупный песок.
236
Цыбастый — тонконогий.
237
238
Молозиво — первое молоко после родов; здесь обозначает ягненка-сосунка.
239
Гаплик — застежка.
240
Остегны — штаны.
241
Ботвить — щеголять, чваниться.
242
Хабар — тюркско-татарское слово, означающее барыш или взятку.
243
…эта обновленная Иродиада…— По евангельскому рассказу, Иродиада, жена иудейского царя Филиппа, потребовала казни Иоанна Крестителя, смело обличавшего ее развратную жизнь.
244
Кучиться — просить неотступно.
245
Вскрамолились — Подняли мятеж.
246
Котелки — баранки.
247
Излиха — сердито.
248
249
…будто сам архиерей такой дикости… не одобрил…— По-видимому, имеется в виду Филарет (Амфитеатров) (1779–1857), митрополит Киевский и Галицкий.
250
Водный труд — водянка (болезнь).
251
Аммос — один из библейских пророков, смело обличал современных ему правителей израильских.
252
Отитлован — отмечен знаком.
253
…по полному требнику Петра Могилы…— Имеется в виду изданный Петром Могилой (1596–1647), митрополитом Киевским, требник — руководство по богослужению под названием «Евхологион, альбо молитвослов» (1646).
254
Вапа — краска.
255
Животолюбивый — привязанный к земной жизни.
256
Мстера — поселок в Ивановской области РСФСР; исторически сложившийся в XVIII–XIX веках район иконописи.
257
…ушаковское писание. — Имеется в виду Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626–1686) — русский художник и теоретик искусства, один из крупнейших представителей русской живописи второй половины XVII века. В его творчестве наметился переход от иконописной условности к технике светской реалистической живописи.
258
…про рублевское…— Речь идет об Андрее Рублеве (ок. 1360–1430) — великом русском живописце, создателе московской школы иконописи. В Московской Руси Рублев пользовался большой популярностью; в «Стоглаве» (1551), сборнике постановлений церковного собора, указывалось: «писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы». Позднее Рублев был забыт, и наследие его стало доступно изучению только в начале XX века.
259
…про древнейшего русского художника Парамшина…— Парамша, пли Парамшин — «серебряных и золотых дел мастер». О нем известно, что в 1356 году делал икону и крест, «золотом кованы». Икона эта упоминается в завещаниях великих князей Московских Ивана Ивановича (1356–1359), Дмитрия Ивановича Донского (1389), Василия Дмитриевича (1455), Василия Васильевича (1462). Крест работы Парамшина упоминается в завещаниях Василия Васильевича (1462) и Ивана III (1505).
260
…в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали. — Эти же створы (складная трехцветная или двухчастная икона) упоминаются у Лескова в статье «О русской иконописи» («Русский мир», 1873, № 254, 26 сентября): «… Капонийские створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы…» Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком. Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века. Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683–1746), купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем.
261
…Христа Спаса жидовином пишут. — Это полемическое высказывание можно понимать двояким образом: возможно, что здесь имеется в виду картина А. Иванова «Явление Христа народу» (1832–1856), но более вероятно, что этой репликой Лесков включился в споры, которые шли вокруг картины Крамского «Христос в пустыне» (1872).
262
Студодейное — непотребное.
263
…рассказал, как писано в Новегороде звездное небо…— В новгородском Софийском соборе на иконе «Софии, премудрости божией» небо изображено в виде длинного темно-синего полотна, усеянного звездами и поддерживаемого ангелами» (Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII века, СПб., 1856, стр. 62).
264
…потом стал излагать про киевское изображение в Софийском храме…— Описание этого изображения имеется у И. П. Сахарова («Исследования о русском иконописании», СПб., 1849, ч. II, стр. 331.
265
Притоманный — коренной, основной.
266
Пакибытие — здесь: духовное возрождение, обновление духа.
267
Преполовение — половина, средина.
268
…мы… побывали в Клинцах и в Злынке, потом… в Орле…— Марк и Левонтий посетили наиболее важные раскольничьи общины.
269
…одному пишет рефтью, а другому нефтью…— Рефть — краска, составленная из лазури и чернил (т. е. голубой и черной красок); рефть белая употреблялась для растворения золота.
270
Нарохтятся (норохтятся), — собираются что-либо сделать.
271
Иосифов плач — духовное песнопение.
272
Крестует — распинает на кресте.
273
Анахорит (анахорет) — отшельник.
274
Аристетилевы врата — «Аристотелевы врата», название несохранившегося сборника, существовавшего на Руси до XVIII века. В постановлениях Стоглавого собора (1551) этот сборник был включен в список отреченных или еретических книг: «Аристотелевы врата и иные составы и мудрости… которые прелести от бога отлучают…»
275
…путь в море по звезде языческого бога Ремфана определяют…— В библии и в «Деяниях апостолов» упоминается бог Ремфан, которому поклонялись иудеи в пустыне.
276
…он был Давиду-царю в дарах принесен. — По библейскому рассказу, Давид получил в дары кофейные зерна (Вторая книга Царств).
277
Невеглас — невежество.
278
Отрясовица — лихорадка.
279
Не спяй и бдяй сохранит — не спящего и бодрствующего сохранит.
280
Леторосль — здесь: молодое деревцо.
281
Демоноговейный — идолопоклоннический.
282
Поспешай Вавилон строить? — Библейский рассказ о Вавилоне и постройке в нем башни до неба (Книга Бытия) в духовной литературе (особенно раскольничьей) стал применяться в переносном значении к мирской жизни вообще.
283
Соломия — по евангелию, мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.
284
Призелень (празелень) — иссиня-зеленоватая краска.
285
Бокан (бакан): — багряная краска.
286
Червленый — ярко-малиновый.
287
Вохряный — желтый.
288
…и в патриаршей грамоте подтверждается: «аще убо кто…» — Лесков цитирует с некоторыми отступлениями от текста патриаршую грамоту по статье Ф. Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» («Сборник общества древнерусского искусства», М., 1868, ч. 1, стр. 23).
289
Крыга — льдина, пловучий лед.
290
Халепа — зкмняя непогодь, мокрый снег.
291
Жамкнуть — давить, здесь: ударить.
292
Еспер (Геспер) — вечерняя звезда, планета Венера, которая первой становится заметной после захода солнца.
293
Басма — вытисненное на тонкой серебряной пластине иконописное изображение,
294
Корнавка — куртка.
295
А она немует по-своему…— говорит так, что разобрать нельзя.
296
Катавасия — вид церковного хорового пения.
297
Валаам — остров в северной части Ладожского озера, на котором находился монастырь.
298
Послушник он был или постриженный монах…— Послушниками в русских монастырях назывались готовящиеся к принятию монашества и исполняющие разные послушания: церковные службы и хозяйственные работы. Пострижение — обряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого.
299
напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. — Имеется в виду большая картина Василия Петровича Верещагина (1835–1909) «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», исполненная в 1871 году для одного из петербургских дворцов; баллада А. К. Толстого — «Илья Муромец», напечатана в «Русском вестнике», 1871, № 9.
300
Епархия — церковно-административный округ, подчиненный епископу или архиепископу.
301
Преподобный Сергий — Сергий (1314–1392) — русский церковный деятель, основатель монастыря Троицы (г. Загорск); в 1452 году православной церковью объявлен святым.
302
Филарет (Дроздов) (1782–1876) — митрополит Московский, ученый богослов, один из наиболее реакционных деятелей высшего духовенства.
303
Стратопедарх — начальник военного лагеря.
304
Проскомидия — первая часть церковной службы.
305
Иеромонах — монах, имеющий сан священника.
306
Рясофор — ношение в монастыре монашеской одежды без пострижения.
307
Кантонист — В России до 1856 года кантонистами назывались дети солдат, обязанные уже в силу своего происхождения служить в армии.
308
Ремонтер — офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерийской части.
309
Рарей Джон (1827–1866) — американский дрессировщик лошадей, создатель особой системы гуманного обращения с животными. В 1857 году был в России и демонстрировал свой метод. Автор книги «Искусство укрощения и дрессировки лошадей», СПб., 1859.
310
…князя Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал…— Всеволод-Гавриил Мстиславич (ум. в 1137 г.), князь новгородский, сделал несколько удачных походов, воевал с соседями Новгорода; православная церковь объявила его святым.
311
Муравный — глазированный.
312
Граф К. — граф Сергей Михайлович Каменский (1771–1835), жестокий крепостник; вел расточительный образ жизни, держал крепостной театр и оркестр; количество дворни у него доходило до 400 человек. Он же выведен Лесковым в рассказе «Тупейный художник».
313
Ворок — скотный двор.
314
…старинною синею ассигнацией жалован. — Бумажные деньги пятирублевого достоинства синего цвета были выпущены а 1786 году.
315
Форейтор (нем. Vorreiter) — верховой кучер при запряжке четверкой или шестеркой на одной из передних лошадей.
316
…битюцкие…— битюги, русская порода лошадей, разводимая по реке Битюгу в б. Воронежской губернии.
317
Кофишенок (нем. Kaffeeschenk) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем.
318
Я… пустынь — по-видимому, Предтечева Яминская пустынь; находилась в Трубчевском уезде б. Орловской губернии.
319
…в Воронеж, — к новоявленным мощам… — в 1832 году в Воронеже были «открыты» мощи Митрофания, первого воронежского епископа.
320
Село Крутое находится в 10 километрах к юго-западу от г. Ельца.
321
разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию…— Ассигнационный рубль стоил тогда, в 1830-1840-х годах, 27 копеек серебром.
322
Заседатель — выборный от дворян член уездного суда или судебной палаты.
323
…от Митрофания…— из воронежского благовещенского Митрофаниевского монастыря.
324
Сарацины — в русском народном творчестве — мусульманские народы.
325
Хан Джангар — хан (начальник) Букеевской киргизской орды, кочевавшей в пределах б. Астраханской губернии; назначенный русским правительством в 1824 году, Джангар числился на государственной службе, получал ордена и чины. Он вел крупную торговлю лошадьми в основанном им в 1826 году поселке Ханская ставка и выезжая на дальние ярмарки.
326