Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в 11 томах. Том 6

время, изданного по-французски, письма к Герцену, содержавшего критику идей «Колокола» («Lettre de М. Hertzen à l’Amdassadeur de Russie à Londres, avec reponse de M. Shedo-Ferroti, 5 изданий, 1861–1862) — эта брошюра была разрешена к ввозу в Россию. Ответ на эту брошюру содержится в знаменитой статье Д. И. Писарева <«О брошюре Шедо-Ферроти»>, послужившей поводом к его аресту в июне 1862 года и заключению в Петропавловской крепости до ноября 1866 года. Статья была впервые опубликована лишь в 1902 году. См. Д. И. Писарев, Сочинения, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 120–126.

455

Гайнау, Юлий (1786–1853) — австрийский фельдмаршал, жестоко подавивший революционные вспышки в Италии и Венгрии в 1848–1849 годах.

456

Кобден, Ричард (1804–1865) — английский государственный деятель, горячий защитник принципов свободной торговли.

457

Сакос и митра — верхнее архиерейское облачение и головной убор во время богослужения.

458

Нельзя, не видя океана. Себе представить океан. — Источник этой частой у Лескова цитаты не установлен. См. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 199.

459

Платон (Левшин) (1737–1812) — митрополит московский с 1775 г. и до смерти.

460

В моих руках находится очень редкая вещь…— Дневник священника Фоки Струтинского (1805–1854) вскоре после статьи Лескова, но без упоминания о нем, стал предметом обширной статьи Л. Мациевича «О дневнике священника Фоки Струтинского» («Древняя и новая Россия», 1880, № 5, стр. 37–53, № 6, стр. 260–287, № 8, стр. 686–704, № 12, стр. 734–765). Многочисленные цитаты из дневника иногда совпадают с приведенными Лесковым. (Ср. также заметку Л. М<ациевича> «Священник Фока Назарьевич Струтинскнй и его полемическая заметка против «Киевских губернских ведомостей» — «Киевская старина», 1903, № 1, стр. 1–5.) После 1903 года рукописи дневника, хранившиеся у родных, поступили в Киевский «Художественно-промышленный и научный музей имени императора Николая Александровича». Описание их см. у С. А. Щегловой в «Известиях отделения русского языка и словесности имп. Академии наук», 1916, т. 21, кн. 2, стр. 16. В настоящее время эти рукописи хранятся в Государственной Публичной библиотеке Академии наук УССР в Киеве.

461

То, что издано под подобным заглавием гг. Ливановым и кн. Владимиром Мещерским, — есть, кажется плод собственной фантазии этих авторов…— Лесков имеет в виду книгу «Жизнь сельского духовенства», ч. 1–3, Ф. В. Ливанова, М., 1877, и «Изо дня в день. Записки сельского священника», СПб., 1875, В. П. Мещерского. На первую из названных книг Лесков напечатал обширную отрицательную рецензию — «Карикатурный идеал. Утопии из церковно-бытовой жизни. Критический этюд» — «Странник», 1877, № 8, стр. 129–143, № 9, стр. 259–276, и № 10, стр. 71–86.

462

«Записки Добрынина». — «Записки» Г. И. Добрынина (1752–1824) напечатаны в «Русской старине», 1871, №№ 1-10. Они живо рисуют быт русского духовенства XVIII века.

463

Некоторые, подобно Ионе, уже и храпляху…— В библейской Книге пророка Ионы рассказывается, как он во время жестокой бури крепко спал «во внутренности корабля» (гл. 1, ст. 5).

464

Андреево стояние — православное богослужение четвертой седмицы великого поста: на нем читается канон, составленный Андреем Критским (конец VII в.).

465

Фриштык (от нем. Fruhstück) — завтрак.

466

Викарий—в духовном ведомстве: заместитель.

467

Аполлинарий (Вигидянский) — епископ Чигиринский в 1845–1858 годах.

468

Дижде (укр.) — дождется.

469

…чтобы лядвия наша не наполнилась поругания…— Лядвия — верхняя половина ноги от таза до колена, бедро; здесь в значении: «чтобы тело наше не подверглось избиению».

470

…антиминс и св. дары…— напрестольный платок с зашитой в него частицей мощей и хлеб и вино, освящаемые на литургии и служащие для причащения верующих.

471

Подлясье — старинное название части Польши, составлявшей в царской России Седлецкую губернию и частично Люблинскую и Ломжинскую.

472

Соломонов суд — по имени израильского царя Соломона Мудрого (X в. до н. э.); здесь употреблено в ироническом смысле.

473

Запрещен — церковный термин: запрещено отправлять духовную службу.

474

Во II томе сборника г. Любавского…— Лесков имеет в виду издание юриста А. Д. Любавского «Русские уголовные процессы», т. II, СПб., 1867. Упоминаемое им дело о рядовом Карле Орлове, стрелявшем (в припадке помешательства) в церкви из ружья, изложено на стр. 150–154 назв. издания.

475

…напоминаю историю о некрещеном попе. — См. в наст. томе рассказ Лескова «Некрещеный поп».

476

«Не слышат, — видят и не знают» — цитата из стихотворения Державина «Властителям и судиям» — переложение 81-го псалма.

477

…в духе «человеческих трагикомедий» Шерра — по имени немецкого писателя, критика и публициста Иоганна Шерра (1817–1886), автора книги «Menschliche Tragikomoedie» («Человеческая трагикомедия»), русский перевод, М., 1877.

478

…усматривали манну небесную…— По библейскому преданию, пища израильтян во время их странствования по пустыне из Египта в Палестину состояла из падавшей с неба манны.

479

…ищут оправданий… «пекуниею»…— то есть деньгами (от лат. pecunia).

480

исследование… г. Кузнецова о черемисах…— Лесков имеет в виду статьи С. К. Кузнецова о черемисах в «Древней и новой России», 1877, № 8, 1879, № 5.

481

…получаем июньскую книгу журнала «Русская речь», где с религиозными вопросами обращаются почтительно и бережно. — Лесков имеет в виду статью А. Н. <А. А. Навроцкого> «Наше духовенство» в № 6 за 1880 г.

482

…коих великий Петр в духовном регламенте назвал «несытыми архиерейскими скотинами» — см. примечание на стр. 671.

483

Столичный протоиерей. — По указанию А. Н. Лескова, здесь подразумевается священник Иоанн Образцов, настоятель храма Спаса на Сенной в Петербурге (А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 299, сноска).

484

…поправил у себя на груди важные кавалерии…— Подразумеваются ордена (кавалер ордена).

485

…устроили его за одним столом «в мотью»…— В словаре Даля (т. II, стр. 351) указано, что орловское областное слово «мотья» обозначает «пленки, силки, волосяные петли на бечевке для ловли птиц»; здесь это слово употреблено в значении: усадили вместе.

486

Один довольно известный в свое время литератор…— В «Новом времени» (1879, 30 марта, № 1108, стр. 3) в рецензии Н. К. на «Мелочи архиерейской жизни» указано, что речь идет о З-не, сотруднике «Литературной библиотеки» и «Библиотеки для чтения», то есть о реакционном критике Е. Ф. Зарине (1829–1892).

487

…принимал к себе в дом тоже довольно известного педагога. — О ком идет речь, не установлено.

488

…записывал у него в церковной квартире свой «обыск»…— Обыскособый письменный акт православной церкви, совершаемый перед венчанием: под обыском должны быть подписи священника, свидетелей, жениха и невесты.

489

…ей забило памороки (народное выражение) — она упала в обморок.

490

…начнем хоть с отца нашего Иакова. Посмотрите, пожалуйста, что это за молодчина был по сердечной части! — В библии (Первая книга Бытия, глава 29) содержится рассказ о том, как Иаков, плененный красотой младшей дочери Лавана — Рахили, семь (а не шесть, как у Лескова) лет прослужил пастухом у Лавана. Но Лаван обманом сделал Иакова мужем другой, старшей дочери Лии, и Иаков служил еще семь лет ради Рахили.

491

Блаженный Августин — см. примечание на стр. 631.

492

…наставшая вскоре затем филаретовщина всех их свела и скорчила. — Лесков имеет в виду режим, установленный московским митрополитом (с 1821 г.) Филаретом Дроздовым (см. стр. 634).

493

…Урию на войну услал, а к его Вирсаве со грехом ходит. — В библейской Второй книге Царств рассказывается, как царь Давид, чтобы овладеть понравившейся ему Вирсавией, услал ее мужа Урию на войну, где он и погиб; от брака с Вирсавией у Давида родился сын Соломон (Мудрый).

494

…когда, бывало, ему что-нибудь из Евстафия Плакиды приведет…— Евстафий Плакида — римский вельможа и полководец, христианский великомученик (ум. ок. 118 г.).

495

архиерей в ту пору был Г-иил. — В 1821–1828 годах архиереем в Орле был Гавриил Розанов (1781–1858).

496

Ему бы, по-моему, «Весельчака» издавать. — «Весельчак» — еженедельный юмористический и сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1858–1859 годы.

497

…отвлеченнее, чем в Аристофановой комедии, — все «на облаках» происходит. — «Облака» — комедия древнегреческого драматурга Аристофана (IV–V в. до н. э.).

498

дворник, которому сама полиция верит больше, чем любому ученому и литератору. — Здесь и дальше у Лескова намек на то, что в царской России дворники систематически использовались полицией для слежки и доноса за проживающими в доме.

499

…плюнул так решительно, как мог плевать только известный Костанжогло…— В главе третьей второго тома «Мертвых душ» Костанжогло несколько раз гневно плюет.

500

…«раннего батюшку» за себя нанимал…— Состоятельные священники, чтобы не утруждать себя ранним вставанием, нанимали вместо себя какого-либо безработного и нуждавшегося попа. В больших городах, вблизи церквей и соборов, порою образовывались своеобразные «биржи труда».

501

…таких своих энгелистов привели…— то есть нигилистов. Ср. стр. 259 наст. тома.

502

Есть чем стесняться? суньте два пальца вместо руки, — вот и сановник. — Эти слова — изложение эпизода, случившегося на вечере у Лескова, когда писатель, камергер Б. М. Маркевич подал генерал-майору А. П. Щербатову два пальца (А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 299).

503

Им и молебна-то жаль, — не токма что Исайю для них беспокоить. — «Исайя, ликуй» — молитва, исполняемая при венчании.

504

Конклавсобрание католических кардиналов; здесь в значении — высокое собрание.

505 Афрапировал — ошеломил.

Скачать:TXTPDF

время, изданного по-французски, письма к Герцену, содержавшего критику идей «Колокола» («Lettre de М. Hertzen à l’Amdassadeur de Russie à Londres, avec reponse de M. Shedo-Ferroti, 5 изданий, 1861–1862) — эта