не получишь ты елея милосердия, чтобы помазать главу больного отца твоего: это невозможно, это должно быть, когда пройдут пять тысяч и пятьсот лет. Тогда возлюбленный Сын Божий придет на землю, чтобы поднять [падшего] Адама и воскресить с ним тела умерших».
Стр. 354. Пророк и царь Давид… возгласив: «… изведе я из тмы и сени
«…Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная, се бо входит Царь славы». — «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы» (Псалом 23, 7).
Кто есть сей Царь славы?… — Господь силен в брани, Той есть Царь славы». — Псалом 23, 8.
«Прискорбна есть душа моя даже до смерти». — «Душа Моя скорбит смертельно» (Евангелие от Матфея, XXVI, 38).
«Се аз готов есмь прияти Иисуса Назарянина Иже непщева Себе на земли Сыном Божиим быти». — «Я готов принять Иисуса Назарянина [из Назарета была родом Богоматерь], Который на земле выдумал, что Он Сын Божий».
Стр. 355. «…не Сей ли, Иже Лазаря воздвиже четверодневна…?» «…не Он ли воскресил Лазаря на четвертый день [после смерти]?» — О воскрешении Лазаря рассказано в Евангелии от Иоанна, XI.
Абие — тотчас.
Отец земнородных — Адам.
Стр. 356. «…вси… иже осуждени быша преступлением заповеди, еже о древе…» — «…все… кто был осужден за то, что преступили заповедь о древе» — т. е. вкусили плода от запретного древа познания добра и зла (Бытие, III).
«Воспойте Господеви [Господу] песнь нову… Слава сия будет всем преподобным Его» — Псалом 149, 1, 9.
Антифоны — песнопения, исполняемые двумя хорами поочередно.
…»изшел еси во спасение людий Твоих, спасти помазанныя Твоя» — «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» Книга пророка Аввакума, III, 13.
«Благословен грядый [идущий, шествующий] во имя Господне» — Евангелие от Матфея, XXI, 9.
Стр. 357. Фесвитянин — житель города Фесвы.
Рамо — плечо.
Зрак разбойника имый — имеющий облик разбойника.
Стр. 358. «Вниде Пилат в церковь и собрав архиереи и книжники, повеле заключити двери и глагола: увидев, яко имаше книгохранительницу церковную, сего ради заклинаю вы Богом отец ваших, не сокройте правды от мене, рцыте ми, еда ли в Писании обретаете, яко Иисус, Егоже распясте, Сын Божий бе? Тогда повелеста Анна и Каиафа изыти из церкви всем, и заключивше двери, рекоста Пилату: егда распяхом Иисуса, не ведехом Его Сына Божия быти, мняще яко волхвовании знамения творяше. Таже по смерти Его поискахом еже содела; и обретохом свидетелей мнозех от колена нашего, иже видевша Его жива по страдании и смерти; и сами видехом двою свидетелю, ихже воскреси Иисус от мертвых. …обычай же имамы на всякое пето искати от Писаний свидетельства Божия, и обретохом в первой книзе толкований, яко глагола архангел третьему сыну Адама, яко по пяти тысящах и пятистах летех имать приити с небесе возлюбленный Сын Божий Христос; и разумехом, яко Той есть Бог Израилев» «Пилат вошел в церковь и, собрав первосвященников и книжников, приказал закрыть двери и сказал: увидел я у вас книгохранительницу церковную; поэтому заклинаю вас Богом отцов ваших, не скройте от меня правды и скажите мне, говорится ли в Писании, что Иисус, Которого вы распяли, был Сын Божий? Тогда Анна и Каиафа приказали всем выйти из церкви и, заперев двери, сказали Пилату: когда мы распяли Иисуса, мы не знали, что Он Сын Божий, думая, что Он колдовством чудеса творит. А после смерти Его расспросили о том, что Он содеял; и нашли свидетелей многих из колена нашего, которые видели Его живым после страданий и смерти; и сами мы свидели двух свидетелей, которых Иисус воскресил из мертвых. …у нас есть обычай каждый год искать в Писании свидетельства Божии, и нашли мы в первой книге толкований [Писания], что архангел сказал третьему сыну Адама [Сифу], что через пять тысяч и пятьсот лет должен сойти с небес возлюбленный Сын Божий Христос; и поняли, что Он Бог Израилев».
Церковная реформа — замена патриаршества Синодом.
«Фрязьские [фряжские] мастера» — т. е. итальянские (устар.).
Стр. 358. Митрополит Антоний Семашко — Лесков имеет в виду митрополита Литовского и Виленского (Семашко; 1798 — 1868), главного деятеля по воссоединению униатов с православной церковью.