Скачать:PDFTXT
Статьи

друг другу стали ставить здесь гораздо ранее люди, легкомыслие которых в нынешнее время их жизни уже не может искать себе оправданий в молодости лет. В пятидесятых годах Киевский университет уже переносил частые страдания от интриг, подрывавших и достоинство совещательных бесед его совета и ронявших некоторых его профессоров во мнении студентов. В начале шестидесятых годов профессорские нелады нередко доходили до крайностей. В это время в Киеве явились профессоры, адъюнкты и отчасти соискатели кафедр, которые, не ладя с советом, стремились создать себе популярность между студентами. В целях приобретения этой популярности завелись панибратские отношения нескольких таких господ с учащимися, разговоры о товарищах профессорах по окончании лекций в аудиториях, застольные беседы о том же самом с студентами за пивными столами в ресторанах и кофейнях — одним словом, пошло в ход искание популярности per fas et ne fas.[199] Рядом с возвышением своего авторитета обыкновенно шло принижение значения, какое имел для слушателя другой профессор; авторитеты свергались, характеры профессоров представлялись в карикатурах, совесть их заподозревалась, поступки получали неблагонамеренные истолкования. Нравы студентов и их отношение к профессорам портились преднамеренно и бесцеремонно. Это недостойное злоречие, пользовавшееся значением “очистительной критики”, эта недостойная игра в “популярничанье” скоро дали свои плоды: профессорам, окритикованным в заседаниях в “шато” или в “аглицкой” кофейне, студенты скоро же начинали свистеть, лаять, останавливать некоторых из них на коридорах и делать им указания, что они мало знают, и тому подобное… Все это было заготовлено и припасено впрок не теми, кого числят ныне в молодой партии. В этой партии действительно есть люди, которые вышли из школы, которая повсеместно вела “очистительную критику” против своих собратий по профессуре, и, может быть, некоторые из этих новых деятелей преемственно продолжают то, что приняли в лета юности от своих популярных в то время руководителей, но… их ли мы главным образом станем упрекать в этом? Платон говорил: “Горе той молодежи, на глазах которой не умели себя вести старцы!” Может, молодые ученики, подняв оружие, которым в их глазах бивались их наставники, далеко превосходят своих учителей и отливают некоторым старым котам мышиные слезки. Дескать,

Любили вы других в шуты рядить,

— Угодно ль на себя примерить?

Но что делать? — таков закон судеб: все совершенствуется, и искусство делать зло и удивлять неблагодарностью подлежит сему же роковому закону. Правда, в вековечной книге сказано, что “ученик не будет больше учителя своего и посланный более того, кто его послал”, но это не касается законов прогресса, и на это некстати опираться тем, кто в свое свежее время выпевал, что

Профессор Деллен

Годен лишь для богаделен…

Судьбы совершают свое: юношество, которому внушалось шутя или не шутя, что “профессор Деллен годен лишь для богаделен”, возросло, укрепилось разумом и духом и… зачислило было профессора Деллена “по богадельням”, да так, как оно решило, не сталось. Этот уважаемый Европою полезный и достойный всякого почтения ученый приглашен другим университетом и воспитывает еще одно поколение, которое уже владеет “ошибками отцов и поздним их умом”. Профессор Деллен на закате дней своих, всеконечно, видит в этом новом поколении крепнущее сознание торжества вековечных идей, а те… “изрывавшие ямы ближним своим сами впали в оную” и тем запечатлели созерцающему все это потомству роковой завет, что новому, входящему в жизнь гражданину мира передает разгибаемая перед ним рукою матери старая пропись.

Одним словом, то, что происходило, а может быть, и поднесь происходит в Киевском университете, по нашему мнению, не должно и не может быть рассматриваемо как отдельное, одному Киевскому университету свойственное, явление. Дух, пролетевший столь недавно над умственною нивою Руси, в низменном полете своем черкнул своим крылом по кровле училища, считающего своим покровителем равноапостольного князя, и был то дух смятенный, дух бурный. Он возмутил сонные дотоле волны жизни, и в том возмущении легковесные плевелы, несяся по ветрам погоды, заносили здоровое зерно, которое прозябало, дабы дать плод свой. Что носилось над всею почти интеллигенциею страны, то не могло обминуть и Киевский университет, несмотря на то, что он стоял несколько далее других от коловорота, разносившего бурное веяние. Его стерегущие могли и должны были бы защитить его, но, может быть, это мало их озабочивало, а может быть, они бдели всуе. Судьбам было угодно дать простор роковому течению. Но “дух бурный” уже пал за горою, и позади его пути начинает уже все успокаиваться и приходить в порядок. Перед новыми преподавателями, из какой бы из них кто школы ни вышел, стоит новое молодое поколение, умственные требования которого трезвее, а нравственные принципы определеннее и строже, чем у поколения, которого шаткая молодость началась непосредственно за застоем, цепенившим жизнь, бывшую, по выражению Хомякова, чашею “всякой мерзости”.

Перед лицом нового поколения, во сретение которому жизнь русская идет в неведомой ей доселе правде и преподобии истины, должна сломать свои бодливые рога ничтожная гордыня мелкого себялюбия и уступить место высоким и святым заботам, бывшим задачею жизни Кудрявцева и Грановского, которых следующий по стопам их ученик их и ученик ученика их вечно благословит, а не осудит.

Будем ждать и надеяться, что строгий, но справедливый урок, данный г. министром народного просвещения Киевскому университету, не пройдет без самых благих последствий не только для тех, к кому он относится непосредственно, но и для всех, кому в наше великое время пробуждения русской жизни выпало счастье совершать святое дело воспитания грядущего на смену нам поколения. Да будет храм науки чист и соблюден от вменения его с местами торжищ.

АЛЛАН КАРДЕК,

недавно умерший глава европейских спиритов

Недавно умер в Париже Лев Ипполит Ривайль, известный более под псевдонимом Аллана Кардека, глава и руководитель европейских спиритов. Возвещая о его кончине, одно из русских иллюстрированных изданий поместило даже очень хорошо исполненный портрет этого мистика, снабдив, впрочем, гравюру крайне неуважительною для покойника подписью. Аллан Кардек назван “шарлатаном спиритизма” без всяких, впрочем, указаний на его шарлатанство.

Между тем в “Revue spirite (Journal d’études psychologiques)”[200] за май месяц 1869 года помещена биография г. Кардека — этого странного и во всяком случае замечательного человека, ставшего во главе нескольких тысяч созерцателей, объединявшихся и укреплявшихся в духовном единомыслии во время наибольшего разгара самого крайнего материализма.

* * *

Лев Ипполит Ривайль (псевдоним: Аллан Кардек) родился в Лионе 3-го октября 1804 г. и вовсе не был круглым невеждою, как многие о нем распускали. Напротив, он учился немало. После усвоения себе элементарного образования, он очень рано начал заниматься высшими науками и в ряду их особенно философиею. Он воспитывался в Ивердене, в школе знаменитого Песталоцци, и был его искренним сторонником. Аллан Кардек ревностно распространял систему и научный метод преподавания этого известного педагога. Вначале Аллан Кардек решился было посвятить себя педагогической деятельности и, вернувшись во Францию, занялся переводом на немецкий язык различных сочинений по части воспитания. Тут он, между прочим, перевел сочинения Фенелона. Потом, в 1835 г., он открыл у себя на дому бесплатные курсы и сам читал лекции химии, физики, сравнительной анатомии, астрономии и др. Постоянно стараясь вводить в преподавание систему Песталоцци, Аллан Кардек изобрел новый метод для преподавания арифметики и составил мнемоническую таблицу истории Франции. До 1850 г. все сочинения Кардека состоят из различных учебников или других книг, которые во всяком случае написаны в целях педагогических.

Но затем с ним происходит переворот, и отсюда начинается его новая деятельность.

* * *

Проведя детство в семье католической, но в то же время воспитанный в протестантской школе в Швейцарии, Аллан Кардек представлял нечто не совсем обыкновенное в его религиозных понятиях и взглядах. На его живую и впечатлительную натуру сильно повлияла религиозная нетерпимость, которую постоянно выражали люди, его окружающие, и он, будучи еще почти ребенком, начал уже предаваться мечтам о слиянии всех религий воедино. В 1850 г. начали сильно говорить о различных проявлениях духов и о присутствии их между людьми. Аллан Кардек не отнесся к этому скептически и тотчас же посвятил себя изучению этого феноменального явления. Сначала он (по его словам) находил еще во всем, что говорили о духах, одно только проявление неизвестных нам сил природы, но потом получил какие-то спиритские открытия, из которых узнал, что те силы, о которых ведем речь, соединяют мир видимый с миром невидимым. “Убедившись в этом сообщении, — говорит биография, — Аллан Кардек признал возможным, сообщаясь с миром невидимым, разъяснить многие религиозные вопросы, которые до сих пор оставались неразрешенными. Он не стал беседовать с духами о житейских пустяках и вздорах, которыми допекают их спиритские медиумы, а заставил свои спиритские способности в сообщениях с загробным миром перейти на почву чисто религиозную”. По этому предмету Аллан Кардек написал несколько сочинений, из коих особенно имели большой успех в обществе: “Книга духов”, как руководство для изучения философии спиритизма; “Книга медиумов”, заключающая в себе учение спиритизма и объясняющая приемы медиумов; “Толкование на евангелие”, где выражена нравственная сторона спиритского учения, и мн. др. Наконец, в 1858 г. под руководством Аллана Кардека было образовано целое общество спиритов, которые держатся дружно и до сих пор собираются как с целию изучения своей непостижимой и непризнаваемой науки, так и для забот о распространении спиритизма в целом мире.

* * *

Одно из главных начал учения Аллана Кардека основано на том, что все миры всей сферы мироздания обитаемы душами, более или менее чистыми и возвышенными, которые могут совершенствоваться и возрождаться. Воспоминанием об этих покинутых мирах или стремлением к ним спиритизм объясняет различные человеческие странности и стремления. Врожденное чувство, призвание объясняется запасом знаний, приобретенных в прежней жизни; движение и прогресс народов появлением людей, прежде живших и уже совершенствовавшихся; симпатии и антипатии объясняются также прежними отношениями людей в прошедшем. Главный догмат спиритизма не тот, что “без веры нет спасения”, но он изменен так: “без милосердия нет спасения”, и таким образом проповедуются выше всего дела милосердия, безграничная веротерпимость и полная свобода мысли.

* * *

Аллан Кардек жил очень скромно, в самом тесном ограничении этого слова, — лучше сказать, он был просто беден и среди всех его знавших слыл за человека добродушного и честного. Он издавна страдал болезнию сердца и умер скоропостижно, занятый переездом на новую квартиру.

После его смерти парижское общество спиритов выбрало, вместо него, своим председателем г. М. Мале. Оригинальнее всего, что хотя этот выбор пал на г-на Мале по загробному указанию самого Аллана Кардека, но усопший глава спиритов еще все-таки продолжает и сам руководить свою общину. Спириты беспрестанно “держат общения” с духом своего прежнего учителя.

*

Скачать:PDFTXT

друг другу стали ставить здесь гораздо ранее люди, легкомыслие которых в нынешнее время их жизни уже не может искать себе оправданий в молодости лет. В пятидесятых годах Киевский университет уже