Скачать:PDFTXT
Статьи

руководствовалось министерство внутренних дел при разработке вопроса о местном самоуправлении. Мы потому-то до сих пор и не говорили об этом проекте, что сразу поняли важность его и не считали себя вправе поверхностно отозваться о новой великой реформе, которая, не менее освобождения крестьян, прославит настоящее царствование и тех государственных деятелей, которым Россия будет обязана осуществлением начала местного самоуправления. Быть может, по этой же причине мало говорят о ней и другие периодические издания наши. Если же общество наше не с таким, по-видимому, восторгом встретило этот проект, какого он вполне заслуживает и с каким, например, несколько лет тому назад встретило оно официальное объявление о крестьянской реформе, то это потому, во-первых, что оно по необходимости очень занято в настоящее время польским вопросом; во-вторых, слишком мало знакомо с проектом министерства внутренних дел, а, в-третьих, — и это едва ли не главная причина — оно, к сожалению, далеко не вполне сознает важность подобной реформы. Чтобы оценить такую реформу, необходимо большее или меньшее политическое образование, а многие ли из нас имеют его?

Общество наше почти и не подозревает, что осуществление прекрасного проекта министерства внутренних дел в короткое время наделит русских людей, между прочим, таким политическим образованием, какого не доставляют своим воспитанникам ни университетские, ни разные другие более или менее подобные им курсы и что такое образование будет тем лучше всякого теоретического образования и тем благотворнее для России, что оно, опираясь на действительную жизнь народа и государства, будет противодействовать всевозможным ложным политическим и социальным теориям и увлечениям.

Но чем менее сознает общество значение и пользу от той или другой реформы, тем более обязана журналистика разъяснить ему как сущность реформы, так и все то, что оно может и должно извлечь из нее для себя и для государства. С этою-то целию и приступаем мы к изложению и рассмотрению проекта о земских учреждениях, сожалея, что пределы газеты слишком тесны для того, чтоб рассмотреть подобный проект с тою подробностию, какой он вполне заслуживает.

II

В основании проекта министерства внутренних дел лежит одно из самых коренных и рациональных начал государственной жизни, а именно призыв земства к возможному и необходимому местному самоуправлению, то есть заведыванию земскими делами чрез своих представителей. Опыт всех веков и народов свидетельствует, что, каков бы ни был образ правления в государстве и как бы заботливо ни следило правительство за нуждами и потребностями своих подданных, тем не менее цель государственной администрации нигде и никогда не достигается не только вполне, но даже и в удовлетворительной степени, если правительство не пользуется надлежащим содействием земства во внутреннем управлении частями государства. Понятно, почему подобное явление повторяется повсюду и всегда. Это, во-первых, потому, что правительство, каково бы оно ни было, как бы ни отличалось заботливостию о благе подданных и даже гениальностию, все-таки состоит из людей, а людей всезнающих, всевидящих и повсюду сущих нет и быть не может. Во-вторых, одно общее политическое внутреннее и внешнее управление государством представляет собой такой обширный круг деятельности и требует стольких познаний и способностей, что по необходимости должно поглощать собой все время и все труды высших правительственных лиц, а потому эти лица могут заведывать специальными местными делами не иначе, как только при помощи многих посредствующих лиц. Таким образом, при всей готовности и способности высших правительственных лиц с полной подробностию вникать во все нужды и средства государства, они не имеют очень часто никакой физической возможности делать это, потому что местные нужды и средства каждой страны в высшей степени разнообразны и многочисленны. Вот почему, при отсутствии необходимого местного самоуправления, повсюду развивается, в крайне усиленных размерах, чиновнический класс, который нигде и никогда, как само собой разумеется, не заменяет собой и не исполняет назначения добросовестных и способных государственных людей и почти всегда относится к нуждам и потребностям разнообразных классов народонаселения страны, как к интересам, ему мало близким.

По этой-то причине чиновничество в благоустроенном государстве должно быть допускаемо в той лишь степени, в какой оно крайне необходимо. Притом же с развитием чиновничества увеличиваются расходы казны, а с увеличением расходов казны увеличиваются налоги, уменьшаются средства народонаселении, и, конечно, уже одно подобное условие непомерного развития чиновничества прямо свидетельствует в пользу мнения, что размер чиновнического класса должен обусловливаться одною крайнею необходимостию. Но это требование может быть удовлетворено только там, где допускается в достаточной степени местное административное самоуправление.

Сверх того, начало местного самоуправления поддерживается и обусловливается всеми теми естественными и нравственными законами, которые требуют, чтобы человеческой личности было предоставлено возможно полное свободное развитие, законная свобода жизни, без которой человек навсегда и во всем остается нравственно несовершеннолетним существом. На основании этих-то законов политическая экономия требует свободы труда, точно так же, как на основании этих же законов законодательства цивилизованных народов предоставляют совершеннолетним гражданам большую или меньшую степень свободы в образе их действий и жизни вообще. Без такой свободы человек плохо разивается физически и почти нисколько не развивается умственно и нравственно, и наоборот: чем более такой свободы, то есть чем более предоставляется законодательством и администрацией государства полноправности естественно полноправным гражданам, тем развитее бывает умственно и нравственно народ, тем богаче страна, тем могущественнее правительство, и тем более находит оно содействия и сочувствия в гражданах. Этим объясняется, почему Англия, страна относительно очень небольшая, занимает во многих отношениях первое место в ряду государств, почему она так богата, богаче всех остальных стран в мире, и почему нигде так не уважаются и не исполняются гражданами законы, как в Англии. Многие, как известно, приписывают могущество Англии ее конституции, в тесном значении этого слова, то есть в смысле ограниченности монархической власти. Это мнение, почти общее, крайне ложно. Не конституция, в этом смысле, а более широкая, нежели во многих других государствах, свобода труда, мысли, слова и жизни вообще, а в том числе и достаточное развитие местного самоуправления — вот что служит источником богатства и могущества Англии, а также и основным социальным началом ее умственного и нравственного развития. Конституция же Англии, в тесном смысле этого слова, более противодействует такому развитию, богатству, могуществу и благосостоянию вообще этой страны. Англия развивается и богатеет в умственном, нравственном и материальном отношении не потому, что у ней есть конституция, а потому, что в основании административной и общественной вообще жизни Англии лежит возможно полное признание человеческих прав граждан, уважение к человеческой личности, выражающееся в признанной и узаконенной свободе или степени свободы труда, мысли и совести, а также и в начале местного самоуправления. Современная Россия подтверждает справедливость наших слов. Никогда правительство не было у нас столь могущественно, и притом не только материально, но и нравственно; никогда не пользовалось оно таким уважением и сочувствием подданных, как в настоящее время, и это именно потому, что никогда не было у нас той степени свободы труда, слова, мысли и совести, которой наделяет оно своих подданных в настоящее время. С развитием и расширением истинных человеческих и гражданских прав подданных, и у нас, как это должно повторяться везде и всегда, расширяются и развиваются нравственное значение и нравственные права правительства, а так как с развитием личности (с освобождением крестьян, например и т. п.) развивается и материальное благосостояние народа, и как с развитием материального благосостояния народа увеличиваются и материальные средства правительства, то, конечно, и наше правительство может только выиграть, и действительно уже выигрывает и в материальном отношении от мер, подобных освобождению крестьян, уничтожению откупов, расширению сферы свободного слова, свободной мысли и т. п.

Особенно крайне необходимо отсутствие и устранение препятствий к умственному и нравственному, а также и материальному развитию народа и государства в те эпохи, когда уже в некоторых государствах устранены подобные препятствия. Вот почему общество наше постоянно и некстати увлекалось до последнего времени разными западноевропейскими явлениями и учениями, более или менее пригодными для Запада, но нисколько не соответствующими нашему быту и несообразными с потребностями и средствами России. Словом, Россия в умственном и нравственном отношении была часто слишком подчинена влиянию западноевропейской цивилизации, и вот причина многих крайне неправильных и вредных явлений в нашей жизни.

В последнее время у нас совершается и в этом отношении переворот к лучшему, и совершается именно потому, что, благодаря мудрым правительственным мерам наша жизнь вообще с каждым днем все более и более освобождается от искусственных и лишних стеснений. Благодаря таким мерам, народ русский развивается к умственно и материально, начинает сознавать себя, свои нужды и средства, а потому и общество наше менее прежнего увлекается теми началами западноевропейской жизни, которые расходятся с нашим бытом, с средствами и нуждами России. Таким образом, Россия, как государство, только выигрывает во всех отношениях от освобождения крестьян и вообще таких мер, в основании которых лежит признание человеческих прав и всего того, чем обусловливается законная свобода жизни и развития народа.

III

Вполне сознавая, как по всему видно, необходимость, для государственного могущества и народного благосостояния, признать и по возможности осуществить начало местного самоуправления, министерство внутренних дел, составляя проект земских учреждений, не теряло из вида и вполне выказало уважение и к другому, не менее великому закону государственной и народной жизни, а именно к закону исторического и постепенного развития народной жизни. Составители проекта не увлекались никакими политическими и социальными теориями, а, напротив, высказали полное уважение к действительной жизни, к быту, средствам и нуждам страны, для которой трудились. Они не задали себе задачи перестроить Россию по образцу того или другого государства или по требованию какой-либо политической или социальной теории; нет, они задали себе менее обширную, но зато и более разумную и скорее разрешимую задачу — освободить Россию от лишних стеснений в местной администрации. Вот почему проект их в высшей степени несложен и легко осуществим, если только осуществление его не встретит препятствий.

Земские учреждения, по этому проекту, должны быть двух родов: уездные и губернские, ибо земское хозяйство и земские дела вообще имеют двоякую территорию: уезд и губернию. Само собой разумеется, что такое деление земских учреждений в проекте принято потому, что более или менее незначительные, относительно по крайней мере, сельские и городские общества имеют свое частное хозяйство и управление. Нет никакого сомнения, что и это управление, как основной элемент в общественной жизни и в общем государственном управлении, улучшится с введением и устройством уездных и губернских земских учреждений.

Уездные и губернские земские учреждения должны быть составлены по одному типу, то есть состоять из уездных и губернских земских собраний и уездных и

Скачать:PDFTXT

руководствовалось министерство внутренних дел при разработке вопроса о местном самоуправлении. Мы потому-то до сих пор и не говорили об этом проекте, что сразу поняли важность его и не считали себя