Скачать:PDFTXT
Статьи

с неустранимыми и во всех отношениях, по возможности, законными финансовыми нуждами государства, то мы, для доказательства основательности мнения нашего о финансовом положении России, начнем, как и следует, с обозрения государственных расходов как более или менее неизбежного и действительного мерила финансовых нужд государства.

Само собою разумеется, что, как бы ни объяснялись, с одной стороны, историческими событиями и явлениями те или другие государственные расходы и как бы, с другой стороны, ни были они нерациональны, тем не менее правительство не всегда имеет возможность приостановить или заменить их другими вдруг и часто должно, по необходимости, во имя общего блага и правды, совершать подобное преобразование очень медленно, шаг за шагом. Сознавая такую необходимость, мы, конечно, не можем терять ее из виду при обсуждении и расходных бюджетных цифр, что и просим читателей принять в соображение при чтении некоторых из наших рассуждений, которые, без этого обстоятельства, показались бы им не довольно основательными. Если и правительства не всегда могут, без оскорбления множества законных интересов, разом преобразовать те или другие стороны общественной жизни, как бы разумна и законна ни была цель преобразований, то, конечно, не могут, без оскорбления здравого смысла, терять из виду это обстоятельство и те, которые рассуждают о мерах правительственных.

В бюджете нашем расходы разделяются на две категории: на расходы обыкновенные и на расходы на счет сумм, поступающих из разных источников на определенные предметы. Таким образом, бюджет заключает в себе как бы два бюджета: общий и частный. Общая цифра первого равняется 294110709 руб. 51 3/4 коп., а общая цифра второго 16509029 руб. 48 1/4 коп., а общая бюджетная цифра 310619739р.

Разумеется, такое подразделение бюджета прежде всего возбуждает вопрос: отчего и для чего такое подразделение? ибо без того не разрешается неизбежный вопрос: которая же собственно цифра — 294110700 р. или 310619739 р. — есть, в строгом смысле, настоящая бюджетная цифра на 1862 год?

Ответа на этот вопрос, конечно, надо искать в цифрах частного отдела бюджета.

Между этими цифрами самые крупные суть следующие:

1) На заготовление запасной пропорции вина — 7377107 руб.; но на приходной стороне бюджета эта цифра повторяется, а именно: за вино, отпускаемое откупщикам, сверх определенной пропорции, по заготовительной цене. Стало быть, это и не доход, и не расход, или доход и расход казны, которая в этом отношении есть не более как своего рода посредница. Значит, эта цифра не есть собственно обыкновенная бюджетная цифра и, может, даже должна быть исключена из него и, вероятно, уже ни разу не встретится в наших государственных бюджетах по уничтожении откупной системы.

2) Вторая по величине цифра — 3710624 руб. 48 1/4 коп., на приготовление снарядов и за медь для военного и морского министерств, которая также повторяется в приходном отделе бюджета — за снаряды и медь для военного и морского министерств. Если казна получает доходы за снаряды и медь и расходует их на снаряды и медь, и притом без всякого барыша для себя, то, конечно, и здесь она является, собственно, не казной, в обыкновенном смысле слова, и, разумеется, не промышленником, а тоже своего рода посредницей. Стало быть, и эта цифра не принадлежит собственно к числу бюджетных цифр. То же должны мы сказать и о 57089 руб., назначенных военному ведомству за порох и свинец для жителей Восточной Сибири.

3) Третья по величине цифра — 3101724 руб., на расходы по “гражданскому” управлению Закавказского края и на содержание православного духовенства в Грузии; но и эта цифра повторяется в приходной части бюджета как выражающая собою сумму доходов Закавказского края. Стало быть, Закавказский край имеет или, по меньшей мере, может иметь свой отдельный бюджет как имеют его Царство Польское и Финляндия, как имеет его, впрочем, и каждая часть государственной администрации. Но, разумеется, приходная часть кавказского бюджета не соответствует его расходной части, относительно слишком большой и объясняемой исключительным положением этого края, почему и значительная часть расходов его, именно военных, покрывается общерусскими доходами. Как бы то ни было, но приведенные здесь 3101724р. тоже не относятся к числу общих русских государственных доходов и расходов и принадлежат к разряду таких цифр бюджета, которые могут быть исключены из него по более или менее одинаковой причине с двумя вышеприведенными цифрами. Но, сказав это, мы не вправе идти далее, не остановившись несколько на этой цифре. Она знаменательна уже по своей относительной незначительности, много говорящей за возможность дальнейшего преуспеяния Закавказского края и объясняющей его промышленные, а частию и умственные успехи со времени соединения его с Россией. Если эта цифра не свидетельствует еще о полной соответственности администрации быту вообще страны, то, по крайней мере, она показывает, что закавказская казна довольствуется незначительными — относительно, разумеется, — доходами, ибо при таких доходах падает на каждого жителя податей от 1 руб. 15 к. до 1 р. 16 к. (при населении 2688173). Эта цифра должна быть тем отраднее, чем она вернее, то есть чем более обеспечивает закавказских граждан от неправильных и незаконных расходов, нигде не показываемых в бюджетах, но тем не менее превышающих иногда, как, например, в Турции, общую сумму бюджетных цифр. Для России эта цифра имеет и то важное значение, что в большей или меньшей степени определяет возможность перенести со временем часть наших военных государственных расходов на долю Закавказского края, что было бы и справедливо, ибо войско наше необходимо на Кавказе не только для окончательного покорения горцев или тому подобного, но и для охранения личности и собственности закавказских граждан от набегов диких племен. Впрочем, зная Кавказ только по немногим книгам и журнальным статьям, мы не очень-то ручаемся за основательность и в особенности за своевременность нашего мнения.

4) Четвертой цифре 1135600 руб., а также и пятой 225137 руб., определяющим собою сумму вознаграждений Царству Польскому, по случаю снятия таможенной линии, за соляные доходы и за дорожный и сплавной сборы, тоже соответствуют в приходной части бюджета совершенно равные им цифры, а именно: пошлин с иностранной соли, привозимой в Царство Польское и акциза на соль цехоцинского завода (1135600 руб.) и дорожного и сплавного сборов, поступающих с таможенными по Царству Польскому сборами (225137 руб.). Стало быть, эти цифры прямо относятся к бюджету Царства Польского и принадлежат к нашему бюджету не более того, как принадлежат к прусскому, например, бюджету все таможенные сборы Германского таможенного союза, состоящего, как известно, из Пруссии, Баварии, Виртемберга, Бадена и проч.

5) Шестой цифре 798218 руб., на содержание духовенства в западных губерниях, соответствует точно такая же в приходном отделе бюджета и определяется в этом отделе так: с имений, принадлежащих духовенству в западных губерниях, и с капиталов оного. То же самое должны мы сказать и о цифре 29269 р., на содержание духовно-учебных заведений в западных губерниях, назначаемое из экономических капиталов духовного ведомства, как значится в бюджете. Таким образом, мы имеем основание исключить и эти цифры из общей бюджетной суммы, как такие, которые выражают собою более или менее особенные, исключительные и самостоятельные источники доходов на известный и определительный предмет расходов.

Остальные две цифры суть следующие:

6) 60000 р. на усиление земского отдела и некоторые по губерниям расходы по крестьянскому делу. Эта цифра тоже не принадлежит к обыкновенным государственным расходам и покрывается не обыкновенными доходами, а из особого капитала, отложенного на крестьянское дело, не входящего в состав бюджета.

7) Расход в 14261 р. на статистический комитет покрывается из земских сборов; стало быть, тоже не входит по бюджету в разряд общих государственных расходов, хотя бы и следовало ему входить, как нам кажется, в этот разряд.

Таким образом, выходит, что все здесь только что поименованные расходы, кроме последнего (14261 р. на статистический комитет) должны быть вычтены из общего бюджетного итога, и, таким образом, общею бюджетною цифрою, равною всем остальным, вместе взятым бюджетным цифрам, следует принять не 310619739 руб., а 294110709 руб. 51 коп. Само собою разумеется, что при тождестве других условий и обстоятельств, чем меньше такая цифра, тем лучше.

Но, по-настоящему, и 294110709 р. тоже не представляет еще собою общего бюджетного итога, ибо к числу расходов причислены в бюджете 4000000 р. на непредвидимые расходы и 4000000 р. на недобор в доходах. Значит, общим бюджетным итогом или общей цифрой можно принять не 294110709 р., а 286 мил. с тысячами. Таким образом, при населении в 64383012 жителей (не считая Царства Польского, Закавказского края, Финляндии и Североамериканских владений) приходится на каждого податей до 4 р. 50 к. Эта цифра была бы одной из самых отрадных в ряду подобных цифр, если б к ней не нужно было приложить ни земских повинностей, ни разных таких поборов, которые преследуются и нашим законодательством, как и всеми другими.

Итак, общие расходы государственные равняются сумме 294000000 р., если только не 286 мил. Рассмотрим теперь эти расходы по бюджету и при этом позволим себе высказать некоторые соображения, на основании которых мы приходим к убеждению, что финансовое состояние России может быть, в близком будущем, одним из самых цветущих.

а) Первая цифра в расходном отделе бюджета — 54296187 р. 91 коп. назначается на платежи по внутренним и внешним долгам. Не входя на этот раз в подробности о государственных долгах России, ограничимся замечанием, что если приведенная здесь цифра представляет собой обязательный и необходимый ежегодный (по крайней мере, в течение многих лет) расход на покрытие государственного долга, то эта цифра неминуемо должна быть увеличена в нашем бюджете. Предположение это основано на том, что необходимо извлечь из обращения излишнее количество кредитных билетов, и это, между прочим, с целию преобразования, но не по-прежнему, конечно, наших кредитных установлений или восстановления с необходимыми улучшениями ныне ликвидируемых, а также и с целию основания более или менее частных кредитных учреждений. Положение собственников, а также торгующего и вообще промышленного класса по отношению, между прочим, к кредиту должно быть непременно изменено к лучшему, ибо в настоящее время оно тягостно. Без улучшения этого положения никоим образом не может быть улучшено и государственное финансовое положение; улучшение этого последнего, без первого, будет не прочно и искусственно, да и может казаться улучшением только тем лицам, которые кое-как знакомы с вершками политической экономии, но более ровно ни с чем не знакомы. Это вполне подтверждается настоящим состоянием частного кредита в России, состоянием, которым отечество наше обязано не чему и не кому иному, как только людям, решительно не знающим ни науки о финансах, ни политической экономии и считающими себя экономистами только потому,

Скачать:PDFTXT

с неустранимыми и во всех отношениях, по возможности, законными финансовыми нуждами государства, то мы, для доказательства основательности мнения нашего о финансовом положении России, начнем, как и следует, с обозрения государственных