перенеси бог! – а потом вдруг как вспрыгнет и сам словно пьяный пляшет, а сам кричит: – Перенес бог, перенес бог!»
Яков Яковлевич в величайшее отчаяние пришел, думает:
«Ну, конец: глупый старик помешался, и я погиб», – ан смотрит, Марой с Лукою уже обнимаются.
Дед Марой шавчит:
«Я тебя назирал, как ты с фонарями по цепи шел».
«Со мною не было фонарей».
«Откуда же светение?»
Лука отвечает:
«Я не знаю, я не видал светения, я только бегом бежал и не знаю, как перебег и не упал… точно меня кто под обе руки нес».
Марой говорит:
«Это ангелы, – я их видел, и зато я теперь не преполовлю дня и умру сегодня».
А Луке как некогда было много говорить, то деду он не отвечает, а скорее англичанину в форточку обе иконы подает. Но тот взял и кажет их назад.
«Что же, – говорит, – печати нет?»
Лука говорит:
«Как нет?»
«Да нет».
Ну, тут Лука перекрестился и говорит:
«Ну, кончено! Теперь некогда поправлять. Это чудо церковный ангел совершил, и я знаю, к чему оно».
И сразу бросился Лука в церковь, протеснился в алтарь, где владыку разоблачали, и, пав ему в ноги, говорит:
«Так и так, я святотатец и вот что сейчас совершил: велите меня оковать и в тюрьму посадить».
А владыка в меру чести своея все то выслушал и ответствует:
«Это тебе должно быть внушительно теперь, где вера действеннее: вы, – говорит, – плутовством с своего ангела печать свели, а наш сам с себя ее снял и тебя сюда привел».
Дядя говорит:
«Вижу, владыко, и трепещу. Повели же отдать меня скорее на казнь».
А архиерей ответствует разрешительным словом:
«Властию, мне данною от бога, прощаю и разрешаю тебя, чадо. Приготовься заутро принять пречистое тело Христово».
Ну, а дальше, господа, я думаю, нечего вам и рассказывать: Лука Кирилов и дед Марой утром ворочаются и говорят:
«Отцы и братие, мы видели славу ангела господствующей церкви и все божественное о ней смотрение в добротолюбии ее иерарха и сами к оной освященным елеем примазались и тела и крови Спаса сегодня за обеднею приобщались».
А я как давно, еще с гостинок у старца Памвы, имел влечение воедино одушевиться со всею Русью, воскликнул за всех:
«И мы за тобой, дядя Лука!» – да так все в одно стадо, под одного пастыря, как ягнятки, и подобрались, и едва лишь тут только поняли, к чему и куда всех нас наш запечатленный ангел вел, пролия сначала свои стопы и потом распечатлевшись ради любви людей к людям, явленной в сию страшную ночь.
16
Рассказчик кончил. Слушатели еще молчали, но, наконец, один из них откашлянулся и заметил, что в истории этой все объяснимо, и сны Михайлицы, и видение, которое ей примерещилось впросонье, и падение ангела, которого забеглая кошка или собака на пол столкнула, и смерть Левонтия, который болел еще ранее встречи с Памвою, объяснимы и все случайные совпадения слов говорящего какими-то загадками Памвы.
– Понятно и то, – добавил слушатель, – что Лука по цепи перешел с веслом: каменщики известные мастера где угодно ходить и лазить, а весло тот же балансир; понятно, пожалуй, и то, что Марой мог видеть около Луки светение, которое принял за ангелов. От большой напряженности сильно перезябшему человеку мало ли что могло зарябить в глазах? Я нашел бы понятным даже и то, если бы, например, Марой, по своему предсказанию, не преполовя дня умер…
– Да он и умер-с, – отозвался Марк.
– Прекрасно! И здесь ничего нет удивительного восьмидесятилетнему старику умереть после таких волнений и простуды; но вот что для меня действительно совершенно необъяснимо: как могла исчезнуть печать с нового ангела, которого англичанка запечатала?
– Ну, а это уже самое простое-с, – весело отозвался Марк и рассказал, что они после этого вскоре же нашли эту печать между образом и ризою.
– Как же это могло случиться?
– А так: англичанка тоже не дерзнула ангельский лик портить, а сделала печать на бумажке и подвела ее под края оклада… Оно это было очень умно и искусно ею устроено, но Лука как нес иконы, так они у него за пазухой шевелились, и оттого печать и спала.
– Ну, теперь, значит, и все дело просто и естественно.
– Да, так и многие располагают, что все это случилось самым обыкновенным манером, и даже не только образованные господа, которым об этом известно, но и наша братия, в раздоре остающиеся, над нами смеются, что будто нас англичанка на бумажке под церковь подсунула. Но мы против таковых доводов не спорим: всяк как верит, так и да судит, а для нас все равно, какими путями господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с отечеством утолил. А вон мужички-вахлачки уже вылезают из-под снегу. Отдохнули, видно, сердечные, и сейчас поедут. Авось они и меня подвезут. Васильева ночка прошла. Утрудил я вас и много кое-где с собою выводил. С Новым годом зато имею честь поздравить, и простите, Христа ради, меня, невежу!
1873
Примечания
1
Святки – период от рождества (25 декабря) до крещенья.
2
День святого Василия – 1 января.
3
Т.е. не тремя, а двумя пальцами, как старовер.
4
Скиния (греч.) – переносная церковь.
5
Новгородская иконописная школа (XIV-XV вв.) и продолжавшая ее традиции строгановская характеризовались мелким письмом по золоту.
6
Деисус – трехличная икона – Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи.
7
Индикт – церковное исчисление времени, при котором мерой отсчета был пятнадцатилетний период. Началом отсчета было 1 сентября. Здесь – посвященная этому дню многоличная икона.
8
Святцы – месяцеслов с перечнем святых; здесь двенадцать икон с изображением святых, чтимых в каждом месяце. Собор – икона с изображением архангелов Михаила или Гавриила, держащих икону младенца – Христа (Эммануила). Отечество – икона с изображением бога Саваофа с младенцем Христом на руках в окружении архангелов.
9
Шестоднев – икона с шестью сюжетными изображениями, к каждому дню недели. Целебники – иконы с изображением святых, избавлявших от болезней.
10
Сюжет иконы, на которой изображены три святых в гостях у Авраама.
11
Олинфы – оливковые деревья.
12
Тороци (тороки) – ток божественного или ангельского слуха, изображаемый на иконах в виде струи или лучей.
13
Рясно – ожерелье или подвески.
14
Пернат (пернач) – булава с перистым набалдашником.
15
Веселиил – согласно Библии, основатель храма, построенного евреями в пустыне после их ухода из Египта.
16
Тябло – киот, полочка, ярус иконостаса.
17
Лествица – лестница.
18
Аналогий (аналой) – высокий церковный столик для чтения стоя.
19
Начал – молитва раскольников.
20
Старинный способ обозначения нот, без линеек.
21
Амалфеев рог – рог изобилия.
22
Мраволев – фантастическое животное, смешение муравья со львом (по «Физиологу»).
23
Гуменцо (гуменце) – темя, выстригаемое при посвящении церковнослужителей.
24
Щаповатый (щапливый) – нарядный, щегольской.
25
Велиар (библейск.) – темная, мрачная сила.
26
Оцет (польск.) – уксус.
27
Колоника – загустевший на осях телеги деготь.
28
Жвир (польск.) – крупный песок.
29
Заставки – здесь: подставные иконы.
30
Цыбастая – тонконогая.
31
32
Гаплик – застежка.
33
Остегны – шаровары.
34
Шпилман (нем.) – странствующий музыкант; здесь в ироническом смысле.
35
Ботвит – бодрится, чванится, бахвалится.
36
Ротитися – божиться.
37
Иродиада – по Евангелию, жена дяди своего, иудейского царя Филиппа, добившаяся смертной казни Иоанна Крестителя, который разоблачил ее преступную связь с братом Филиппа Иродом Антиппой.
38
Кучился – умолял.
39
Котелки – баранки.
40
41
Аммос-пророк – библейский пророк, выступавший против израильских властителей.
42
Петр Могила (1596–1647) – киевский митрополит, издавший в 1646 году руководство к церковной службе (требник).
43
Вапа – краска.
44
Мстера (Мстера) – поселок Владимирской области, древнейший центр русской миниатюрной живописи и иконописи.
45
Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686) – выдающийся русский художник и теоретик искусства, призывавший к «правдивому отображению земной красоты».
46
Парамшин – русский иконописец XIV века.
47
В дальнейшем было установлено, что эти так называемые «капонические створы» (по имени итальянского коллекционера Капони) написаны во второй половине XVII века. Не подтверждается и тот факт, что «створы» были подарены итальянцу самим Петром I, хотя несомненно, что они выполнены русскими мастерами.
48
Архистратиг – военачальник, главный воевода.
49
Князь Потемкин Таврический – Потемкин Г.А. (1739–1791) – политический и государственный деятель при дворе Екатерины II. В 1783 году получил титул «Таврический» за присоединение к России Крыма.
50
Студодейный – непотребный.
51
Скрижаль – доска с заповедными письменами.
52
Митра – архимандритская и архиерейская шапка – при полном облачении.
53
Давид – царь израильский (X в. до н.э.).
54
Даниил – библейский пророк, предсказывавший падение Вавилона, приход мессии – освободителя народа иудейского из плена, восстановление Иерусалима и смерть Христа.
55
Притоманный (диалект.) – сородич, близкий.
56
Пакибытие – духовное возрождение.
57
Клинцы, Злынка, Орел – центры старообрядчества.
58
Оле – увы.
59
Рефть – краска, смесь голубого и черного цветов. Нефть – белая краска, обычно смешивавшаяся с золотом.
60
Нарохтиться – бахвалиться.
61
Аристетелевы (Аристотелевы) врата – сборник неканонических текстов, запрещенный на Руси в 1551 году как еретический.
62
Анахорит (анахорет) – отшельник.
63
Избутелый – гнилой.
64
Восточная (греко-православная) ветвь христианской религии, в отличие от западной (римско-католической), находящейся под управлением римского папы.
65
Свайка – изогнутый металлический прут (обычно на деревянной ручке), используемый для плетения веревочных, лыковых и других изделий.
66
Скорбь демоноговейная – то есть идолопоклонническая.
67
Согласно Библии, после потопа древние вавилоняне пытались построить башню до небес, но бог смешал их языки, и они, перестав понимать друг друга («Вавилонское столпотворение»), рассеялись по всей земле. Здесь – мирская жизнь.
68
Согласно Евангелию от Матфея, иудейский царь Ирод, чтобы избавиться от новорожденного Христа, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола.
69
Пядница (пядь) – расстояние между большим и указательным пальцами, раздвинутыми по плоскости. Здесь – доска соответствующей меры.
70
Левкас – шпаклевка у иконописцев, смесь клея с мелом.
71
Иоанн Предтеча (Креститель) – согласно Ветхому завету, последний из пророков, предрекавших пришествие Христа.
72
Соломия – по Евангелию, мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова.
73
Бокан (бакан) – краска багряного цвета.
74
Вохра (вохря) – желтая краска.
75
Халепа – зимняя непогода, мокрый снег.
76
Еспер-звезда – планета Венера.
77
Басма – тонкий образной оклад, тисненое серебро или кожа.
78
Ковчежец (от ковчег) – серебряный ларец для хранения церковных драгоценностей и грамот.
79
Корнавка – куртка.
80
Сочельник – канун рождества Христова.
81
Шафран – краска ярко-красного цвета, приготавливаемая из одноименного растения.
82
Катавасия – вступительный стих церковной песни.
83 Головщик – управляющий одним из клиросов в церкви.