Скачать:TXTPDF
Избранные произведения

Елизавете до восшествия на престол. Штелин также представил стихи, которые было поручено Ломоносову перевести или написать собственные. Получив это предложение 9 октября 1751 г., Ломоносов уже 12 октября представил сочиненные им стихи, в которых лишь отдельные выражения являются переводом стихов Штелина.

«Среди прекрасного Российского Рая…»*

Пекарский. Т. 2. С. 478. Стихи написаны на иллюминацию в день рождения Елизаветы Петровны (18 декабря), по проекту Штелина. На одном из иллюминационных щитов было помещено изображение солнца.

«Веселием сердца год новый оживляет…»*

Спб. вед. 1752, 14 января, без подп. Написано вместо стихов, представленных Штелиным, составлявшим план иллюминации на новый 1752 г.

Надпись на иллюминацию, представленную в день коронования ее величества апреля 25 дня 1752 года*

Спб. вед. 1752, 1 мая., без загл. и подп. – Соч. 1757 Написана согласно плану иллюминации, составленному Ломоносовым.

(1) Побеждены и спасены соседи – т. е. Швеция и Австрия.

(2) Созвездие Тельца. В апреле, когда происходила коронация Елизаветы, Солнце вступило в созвездие Тельца.

Надпись на иллюминацию, представленную в тезоименитство ее величества сентября 5 дня 1752 года*

Спб. вед. 1752, 21 сентября, без загл. и подп. – Соч. 1757, с исправлением опечаток по Спб. вед. Написана согласно плану иллюминации, разработанному Ломоносовым. Иллюминация произвела большое впечатление на современников. А. Т. Болотов писал, что он «глаза свои растерял, смотря и любуясь на оную». «По обоим краям представлено было два храма, а посредине в превеликом возвышении превеликая картина, изображающая родосского колосса, стоящего ногами своими на двух краях гавани, простирающейся в прошпективическом виде от оного до самых храмов» (Болотов А. Т. Записки. Спб., 1870. Т. 1, стлб. 192).

(1) Колосс Родосский – огромная статуя Солнца на острове Родос (в Эгейском море), считавшаяся одним из «семи чудес древнего мира». Рухнула во время землетрясения в 223 г. до н. э.

Надпись на иллюминацию, представленную на день восшествия ее величества на всероссийский престол ноября 25 дня 1752 года*

Спб. вед. 1752, 8 декабря. – Соч. 1757. Написана в соответствии с планом иллюминации, разработанным Ломоносовым, где предусматривалось: «В сосудах изобразить приятно растущие сенситивные, то есть чувствительные, травы, которые ночью сжимаются, а при восхождении солнца отворяются, и так цветут во весь день». Растения, известные под названием «сенситива» (мимозы и др.) привлекали внимание Ломоносова, пытавшегося установить действие на них электричества; упоминаются в его «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753).

Надпись на иллюминацию, представленную в Москве на новый 1753 год*

Соч. 1757. Составление проекта иллюминации, которая должна была состояться в Москве по случаю намечавшегося прибытия туда Елизаветы, было поручено Ломоносову и Штелину 30 октября 1752 г., и 16 ноября проект был ими представлен в Канцелярию главной артиллерии и фортификации, на которую возлагалось устройство фейерверков. План предусматривал сооружение храма Януса «с затворенными воротами», обведенного круглой оградой из зеленеющих оливных ветвей, что знаменовало мирную политику русского правительства.

(1) Между Петровых стен. Имеются в виду Петропавловская и Адмиралтейская крепости на Неве в Петербурге.

Надпись на отъезд из Санктпетербурга в Москву ее величества 1752 года декабря дня*

Соч. 1757, с пропуском даты в загл. Елизавета Петровна выехала в Москву 16 декабря 1752 г. на санях.

По толь бурливых днях? Перед отъездом Елизаветы несколько дней стояла оттепель с сильными ветрами, а в самый день отъезда выпал обильный снег, и санный путь восстановился.

Надпись на иллюминацию, представленную в Москве в день коронования ее величества апреля 25 дня 1753 года*

Соч. 1757. Написано согласно проекту иллюминации, составленному Ломоносовым и Штелиным. На «торжественных вратах», украшения которых были составлены «из сердец, связанных между собой лавровыми фестонами», была помещена колесница с вензелем Елизаветы.

Надпись на оказание высочайшей милости ее величества в Москве 1753 года*

Соч. 1757. Написано после 15 марта 1753 г., когда был подписан Елизаветой Петровной указ о пожаловании Ломоносову имения Усть-Рудицы (неподалеку от Ораниенбаума). Добиваясь этого пожалования, Ломоносов ездил в Москву, где находился двор.

Надпись на день тезоименитства ее величества 1753 года*

Соч. 1757. Написано ко дню тезоименитства Елизаветы Петровны (5 сентября), согласно проекту, разработанному Ломоносовым и Штелиным. Тема иллюминации – мир, «твердость общего покоя», как гласила надпись на декоративной пирамиде в центре.

Надпись на день восшествия на престол ее величества 1753 года*

Соч. 1757. Проект предусматривал сооружение полуамфитеатра «по римскому обыкновению»; перед ним на троне фигура Минервы с копьем; внизу «бегущий от трона Дракон с львиною, тигровою, крокодиловою, веприною, змеиною, волчею и лисьею головами». Подпись – «Природою и мужеством».

Надпись на день рождения ее величества, где оное восходящей заре уподобляется, во время торжественного въезду Петра Великого от Полтавы*

Соч. 1757. Иллюминация состоялась в Москве 18 декабря 1753 г. Согласно проекту, «на одном фитильном плане» надлежало изобразить «выехавшую в колеснице на белых огнедышущих конях Аврору с факелом в руке и утреннею звездою на челе», на другом «триумфальные ворота, подобные тем, в которые 1709 года декабря 19 числа… Петр Великий от Полтавы с пленными шествовал».

Надпись на новый 1754 год*

Отд. изд. Спб., 1753. – Соч. 1757. Написано согласно проекту иллюминации, разработанному Ломоносовым. На «иллюминационном театре» (помосте) было изображено «здание вечности» с «признаками и мирных и военных времен».

На изобретение роговой музыки*

Соч. 1778. Кн. 1. Написано в честь егермейстера Семена Кирилловича Нарышкина (1710–1775), по поручению которого чешский валторнист Антон Мареш (1719–1794) составил ансамбль из 16 охотничьих рогов, каждый из них мог издавать только один звук большой силы. К 1752 г. Мареш усилил оркестр до 36 рогов. Роговые оркестры стали принадлежностью царской охоты, катаний на реке и других празднеств (Вертков К. А. Русская роговая музыка. М.; Л., 1948). О роговой музыке вспоминал также Г. Р. Державин в одах «Фелица» (1792) и «Развалины» (1799). Датируется предположительно 1753 г.

Надпись на день коронования ее величества 1754 года*

Соч. 1757. Иллюминация состоялась в Москве 25 апреля 1754 г.

Надпись на иллюминацию, представленную в день тезоименитства ее величества 1754 года*

Соч. 1757. Датирована Ломоносовым, составившим проект иллюминации.

(1) Мытари – сборщики податей. Здесь намек на уничтожение в 1753 г. внутренних таможен.

(2) Коварники в судах. На заседании Сената в 1754 г. Елизавета выразила намерение положить конец таким порядкам в судах, когда многие «при всей справедливости их дела чрез разные коварные и ябеднические вымыслы должного себе удовлетворения… получить не могут».

Надпись на маскарад 24 числа октября 1754 года в доме Ивана Ивановича Шувалова*

Соч. 1757. Сочинена на следующий день после маскарада, устроенного 24 октября 1754 г. И. И. Шуваловым по случаю рождения великого князя Павла Петровича (20 октября 1754 г.).

Надпись на иллюминацию и маскарад графа Петра Ивановича Шувалова, октября 26 дня 1754 года*

Отд. изд. 1754 и (одновременно) Прибавление к Спб, вед., 1754, 1 ноября. Написана для празднества, устроенного генерал-фельдмаршалом Петром Ивановичем Шуваловым (1711–1762) по случаю рождения великого князя Павла Петровича, предков которого перечисляет надпись.

(1) Святослав Игоревич (ум. 972 или 973) – великий князь киевский, полководец.

(2) Ярослав Мудрый (978-1054) – великий князь киевский, крупный государственный деятель Древней Руси.

(3) Два строги Иоанны – Иван III Васильевич (1440-15051, великий князь московский, и его внук Иван IV Васильевич (1530–1584), первый русский царь.

Надпись на день восшествия на престол ее величества 1754 года*

Соч. 1757. Ст. 3 исправлен по проекту иллюминации, составленному Ломоносовым.

(1) Отца отечества, Великого Петра. «Дела» Петра знаменовались эмблематическими украшениями– военными трофеями, якорями, морскими квадрантами, «знаками правосудия» (весы, меч), «математическими и физическими инструментами» (циркуль, зрительные трубы) и т. д., а наверху помещена «небесная сфера».

Надпись на новый 1755 год*

Соч. 1757. Стихи написаны Ломоносовым в проекте, составленном им по поручению академической канцелярии от 3 ноября 1754 г. и представленном им 19 ноября. Проект Ломоносова не был утвержден, и вместо него был принят проект Штелина с немецкими стихами, переведенными на русский язык Н. Н. Поповским.

Надпись на новое строение Сарского Села*

Соч. 1757. Датируется предположительно временем перестройки Большого дворца в Сарском Селе (см. с. 505), по проекту В. В. Растрелли, законченной в 1756 г. (Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Спб., 1910. С. 71–78).

Надпись на конное, литое из меди изображение Елисаветы Петровны в амазонском уборе*

Соч. 1757. Существование такого изображения достоверно не установлено. Возможно, это была небольшая статуэтка работы итальянского мастера А. Мартелли, которую иногда считают изображением Екатерины Второй (в фондах Русского музея).

Надпись на то же изображение*

Соч. 1757. Существование такого изображения достоверно не установлено. Возможно, это была небольшая статуэтка работы итальянского мастера А. Мартелли, которую иногда считают изображением Екатерины Второй (в фондах Русского музея).

На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии пред старою*

Соч. 1778. Кн. 2. Вероятно, имеется в виду проведенное 28–31 января 1760 г. в Мариенведере испытание артиллерийского оружия, старого и «новоизобретенного». Русские «инвенторы» (изобретатели), артиллеристы и литейщики, прилежно разрабатывали новые типы орудий. Например, в 1744 г. «по инвенции» токаря Петра Великого Андрея Нартова была отлита медная пушка «без сверления». С 1756 г., после вступления в должность генерал-фельдцейхмейстера П. И. Шувалова, эта работа была продолжена с большим успехом. Были созданы новые типы орудий, изобретение которых приписывалось П. П. Шувалову: «секретная» гаубица (1753), стрелявшая картечью, которая, благодаря эллиптическому очертанию канала, наносила значительное поражение (при орудиях находилась особая команда, приносившая присягу о сохранении тайны), «близнята» и наконец знаменитые «шуваловские единороги» – длинные гаубицы с коническими каморами. Эти эффективные усовершенствования обеспечили превосходство русской артиллерии в Семилетней войне, в том числе разгром войск Фридриха II под Кунерсдорфом.

(1) Варта – приток Дуная.

(2) Секвана и Дунай – намек на союзников России в этой войне, Францию и Австрию.

(3) Там Одра, Темза, Рен кровавы движут волны – намек на Пруссию и ее союзницу Англию. Рен – Рейн.

На Сарское Село августа 24 дня 1764 года*

Отд. изд. Спб., 1764. – Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах, 1764, сентябрь.

(1) Сарское Село; гора, Откуда видим град Великого Петра? См. с. 505.

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову*

Соч. 1784. Ч. 1, с подстрочным примеч. редактора: «Сие письмо написано августа 18 дня 1750 года. Тогда его высокопревосходительство, нынешний обер-камергер Иван Иванович Шувалов был камер-юнкером». Эта дата совпадает со временем выезда Елизаветы Петровны в Сарское Село.

(1) Меж стен и при огне. Ломоносов говорит о своей работе в химической лаборатории, организованной им при Академии наук и открытой в октябре 1748 г.

Письмо о пользе Стекла*

Отд. изд. Спб., 1753, – Соч. 1757. Представляет собой просветительскую поэму, написанную в форме дружеского послания к И. И. Шувалову. Ломоносов отстаивает право науки истолковывать явления природы независимо от религиозных представлений и традиций; защищает учение Коперника и Кеплера о солнечной системе, а также взгляды Джордано Бруно о множестве населенных миров.

(1) Две ночи сложены

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения Ломоносов читать, Избранные произведения Ломоносов читать бесплатно, Избранные произведения Ломоносов читать онлайн