самом сумбурном капризе всегда есть некий
Теперь спросим себя: может ли все невообразимое разнообразие бесконечных проявлений
закона единства и борьбы противоположностей
не иметь своего принципа? Конечно нет. Однако
в таком случае наше познание действительности
без его принципиального оформления тоже будет беспорядочным, хаотическим и слепым, то
есть вовсе не будет отражать действительности
в ее хотя бы некоторого рода цельности, некоторого рода системном протекании, пусть это
последнее будет на первых порах и ограниченным, и примитивным, и лишенным широкого
охвата.
Итак, вот третья предпосылка для получения
формулы диалектической системы; единство и
борьба противоположностей, присущие действительности, всегда содержат в себе определенный
принцип, без которого все эти противоположно-
86сти становятся слишком слепыми, слишком хаотическими.
О содержании и характере принципов диалектической системы можно спорить сколько
угодно, из этих споров и состоит реальная история философии. Но, говоря о третьей предпосылке всякой диалектической системы, мы пока
не входим в содержание этого принципа и принимаем его в максимально «оголенном», бессодержательном виде. Однако и на этот раз данная предпосылка не требует никаких доказательств. Отрицать указанный принцип значило
бы отрицать возможность человеческого знания
В этом отношении тот, кто, не задумываясь,
употребляет выражение «закон единства и борьбы противоположностей», не отдает себе достаточного логического отчета в использовании такого рода слов. Дело в том, что термины «единство» и «борьба» обычно понимаются как нечто
несовместимое и как нечто необъединимое.
Борьба вовсе не единство, ведь она предполагает
противоречивую направленность борющихся
элементов. Поэтому сказать «единство и борьба»
значит указать на нечто противоречивое: если
люди находятся в единстве, это значит, что они
не борются; а если заявить, что они борются,
то это значит предполагать отсутствие в них
единства. И тем не менее такое словосочетание,
как «единство и борьба», вполне может обладать
определенным смыслом и при этом не указывать
на нечто противоречащее и раздвоенное. Но это
возможно только в случае расширенного употребления термина «единство». Если бесформенные нагроможденные тучи или облака мы все
же понимаем как единую и общую картину, то
87это возможно только потому, что под «общей
картиной», или «формой», мы имеем здесь в виду не просто рациональное распределение частей в едином целом, но и совсем нерациональное нагроможденное множество вещества при
любом сочетании составляющих его элементов.
Поэтому когда мы говорим о диалектической
системе, то здесь на первых порах мы вовсе не
мыслим какую-нибудь обязательно рациональную упорядоченность, а мыслим вообще всякое
единство, хотя бы и состоящее из чего-то неупорядоченного.
Эту максимальную общность в понимании
терминов «единство» и «борьба» мы непременно должны допустить как необходимую предпосылку для установления тех или иных возможных диалектических систем. А то, что мы
должны понимать под этими терминами, нужно
выяснять не при анализе еще только предпосылок для формулирования того самого диалектического построения, которое мы сами примем
за единственно правильное. Другими словами,
общеизвестная и прославленная диалектическая
триада только тогда получает свое осмысление,
когда в ней выражен еще и принцип ее определенной направленности.
Далее, возникает вопрос и о содержании сaмого этого принципа, без которого невозможна
никакая диалектическая система. Kaкoe-то
пусть хотя бы в высшей степени формальное,
содержание диалектического принципа установить все-таки необходимо, так как иначе мы рискуем свести все дело к констатации совершение
бесполезных фактов.
Ясно, что принципом построения диалектической системы всегда является то или иное ми
88ровоззрение. Но различных мировоззрений было
в истории так много, что перечислить их здесь
было бы невозможно, да и не нужно. Ведь для
этого существует специальная дисциплина, а
именно история философии. Впрочем, и историк
философии не перечисляет всех существовавших исторически реальных систем мировоззрения, а подходит к ним выборочно, в соответствии
с избранным им методом исторического исследования. А для формулирования основных типов
диалектических систем нам вовсе не нужно перечислять все исторически известные мировоззрения, в которых так или иначе фигурировал
диалектический метод. Здесь необходимо воспользоваться чем-то максимально общим и в
первичном смысле основным, раз мы поставили
своей целью формулировать именно только основные типы диалектических построений.
Итак, четвертая предпосылка для формулирования основных диалектических систем гласит следующее: любая диалектическая система
всегда определяется тем или иным содержательным принципом; на первых порах он должен
быть максимально простым, предельно общим,
первичным, наиболее понятным и, вообще говоря, конкретно-историческим.
Теперь наконец мы можем сформулировать
последнюю, пятую предпосылку, без которой невозможно опознание диалектической системы в
целом. Тут мы исходим из того ясного предположения, что если речь идет об основных типах
диалектических систем, то нельзя ограничиваться только тем или другим субъективным построением такой системы, как бы глубока она ни была. Если речь зашла о чем-то основном, простом
и всеобщем, то обойтись без истории уже никак
89не возможно. Какая же это будет простая и основная всеобщность, если мы не учтем никаких
исторических эпох человеческого развития? Раз
что-нибудь мы толкуем как всеобщее, то уже
никак нельзя ограничиваться нашей современностью. Всеобщее — значит в первую очередь
всемирно-историческое, общеисторическое. Но
тут опять нас ожидает роковая опасность, грозящая полным провалом нашего построения.
Ведь если мы взялись за формулирование
именно основных типов диалектических систем,
то это значит, что исторические эпохи, принимаемые нами к сведению, тоже должны быть
основными и всеобщими. Их не может быть
много, чтобы не потребовалось многотомного исследования или не пришлось ограничиваться
одними общими фразами.
На первых порах мы хотели бы остановиться
только на пяти основных социально-исторических, а значит, и общественно-экономических
формациях, а именно мы будем иметь в виду
первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Здесь не место для подробного
рассмотрения этих формаций. Они нам нужны
только в связи с формулированием пяти принципов основных диалектических систем. Мы не
будем доказывать, что эти формации не разделяются какими-то неподвижными перегородками и часто заходят одна в другую; что их отношение к отдельным слоям культурно-исторического процесса отнюдь не прямое и они должны,
сохранять специфическое лицо каждого культурно-исторического слоя; что различные культурно-исторические слои, играющие роль над-,
стройки над общим социально-историческим
90базисом, возникают иной раз раньше самого
базиса и исчезают позже его гибели, а зависимость различных видов надстройки от базиса не
мешает им иметь свою собственную историю;
что зависимость надстройки от базиса не только
не требует, но исключает механическое их соответствие; что та или иная надстройка по своему
содержанию не является простым отражением
порождающего ее базиса и обладает специфическим содержанием; что тут возможно и даже
необходимо активное воздействие надстройки на
сферу базиса и прямое его преобразование; что
многие исторические явления зависят от разновременных типов базиса или от каких-либо
трудноопределимых переходных отношений между ними.
Более того. Базис и надстройка часто не
только плохо соответствуют друг другу, но и находятся во взаимном противоречии. К. Маркс
пишет: «Относительно искусства известно, что
определенные периоды его расцвета отнюдь не
находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием
материальной основы последнего, составляющей
как бы скелет его организации. Например, греки
в сравнении с современными народами, или также Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, например эпоса, даже признано, что
они в своей классической форме, составляющей
эпоху в мировой истории, никогда уже не могут
быть произведены, как только началось производство искусства как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусств. Если это в
пределах самого искусства имеет место в отно-
91шениях между различными его видами, то тем
менее поразительно, что это обстоятельство имеет место и в отношении всей области искусства
к общему развитию общества»1.
Далее К. Маркс рассуждает о том, что античная мифология и эпическое творчество приходят в упадок как раз в те времена, когда растет
экономика и развивается техника. В период процветания фабрично-заводских предприятий и
банков люди мало интересуются мифологией.
Их больше занимает наука. И поэтому именно
в эти периоды прогресса и нарастает антагонизм
между мифологией и наукой, которого не было
раньше, в период слабого развития экономики и
техники. Следовательно, согласно учению
К. Маркса, соотношение между базисом и надстройкой может быть не только весьма разнообразным, но даже исключительно противоречивым.
Однако при изучении соотношения базиса и
надстройки возникает один фундаментальный
вопрос, избежать которого никак не возможно.
Он сводится к следующему. Если каждый культурно-исторический слой по своему содержанию специфичен, то что же в таком случае oft*
щего между надстройкой и базисом и почему мы
находим нужным говорить здесь именно о базисе и надстройке? Имеется самая насущная потребность точно сформулировать соотношение
данных понятий, не ограничиваясь обычными
довольно расплывчатыми их характеристиками.
Мы считаем, что в подлинном смысле общим
между этими понятиями является не их содержание (подобного рода вульгаризм уже давно
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 47.
92почти всеми осознан), а метод развертывания
этого содержания, его структура, тип его построения.
Так, классическая скульптура Древней Греции по своему содержанию не имеет ничего общего с рабовладением. Тем не менее гармония
между физическим человеком и его функционированием в меру его физических сил (то есть
без использования специально умственных сил,
без внутреннего настроения и без самостоятельно выраженной психологии), такого рода гармония, безусловно, продиктована опытом в условиях социально-исторической действительности
тех времен.
Новоевропейский человек в отличие от средневекового верил в вечный и непрерывный прогресс. Но уже в XVII в. появилось учение Ньютона и Лейбница о бесконечно малых, причем
бесконечно малая величина определялась не как
неподвижный атом, но как постоянное и непрерывное стремление к бесконечному уменьшению
или увеличению. По содержанию между учением о вечном прогрессе и математическим учением о переменных величинах, ставших предметом
специальной науки — дифференциального и интегрального исчисления, нет ничего общего.
И тем не менее сам тип развертывания содержания, сама структура его построения, то еоть
непрерывное становление бесконечного ряда,
там и здесь одно и то же.
Чтобы не затягивать изложения, других примеров такого структурного соответствия между
культурно-историческими слоями, совершенно
несравнимыми по своему содержанию, приводить не будем. Заметим только, что соотношение между социально-историческими базисом и
93надстройкой исключительно структурно и что
только с учетом этого и можно сохранить специфику содержания каждого из культурно-исторических типов и не объединять в них то, что
необъединимо.
Теория базиса и надстройки выходит за пределы нашего исследования; пятью социальноисторическими формациями, повторяем, мы
пользуемся только как самыми общими, самыми
простыми и для нас максимально понятными
историческими категориями, не входя в изучение их по существу.
Таким образом, пятой совершенно необходимой предпосылкой для формулирования основных типов диалектики является установление достаточно обширных и глубоких исторических
эпох, каждая из которых обладает определенным
типом или структурой своего развития, накладываемыми ею также и на развитие соответствующих культурно-исторических систем. Без такого
точно проводимого историзма рассмотрение диалектического развития применительно к обществу не только бессмысленно, но и просто невозможно.
ЕДИНСТВО ТРЕХ ПОНЯТИЙ
Меня просили высказаться по поводу одного
очень важного философского мнения В. И. Ленина. Я это охотно сделаю, но только при условии соблюдения вами определенной позиции.
В первую очередь вы должны критически относиться решительно ко всем предрассудкам,
которые еще встречаются в научной и ненаучной литературе. Вы будете читать, что существует только объект, а все субъективное ничтож-
94но и как бы даже совсем не существует. Вам будут твердить, что на первом плане должен быть
только человеческий субъект, а все объективное
всегда сомнительно, всегда условно, всегда на
последнем месте. Все подобного рода утверждения, все подобного рода предрассудки идут вразрез с самыми простыми жизненными ощущениями человека. Если вы не хотите расставаться
с реальной жизнью, то жизнь потребует от вас
признавать и реальность объекта, и реальность
субъекта, и реальность их жизненных соотношений. Мало того, жизнь полна недостатков и
требует борьбы. Жизнь требует не идеального
созерцания