Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Дерзание духа

философии рассматривала всю действительность как становящуюся, как совмещающую в себе противоположности, как вечно подвижную и самостоятельную. Философы ранней

греческой классики (VI—V вв. до н. э.) говорили о всеобщем и вечном движении, в то же

время представляя себе космос в виде завершенного и прекрасного целого, в виде чего-то

119вечного и пребывающего в покое. Они говорили,

далее, о всеобщей изменчивости вещей в результате превращения какого-либо одного оеновного элемента (земля, вода, воздух, огонь и

эфир) в другой. Это была диалектика движения

и покоя, тождества и различия. Вся ранняя греческая классика говорила о бытии как о чувственно воспринимаемой материи, усматривая в

ней те или иные закономерности. Числа пифагорейцев, по крайней мере в раннюю эпоху, совершенно неотделимы от тел. Логос Гераклита есть

мировой огонь, мерно вспыхивающий и мерно

угасающий. Мышление у Диогена Аполлонийского есть воздух. Атомы у Левкиппа и Демокрита — геометрические тела, вечные и неразрушимые, не подверженные никаким изменениям, но из них состоит чувственно воспринимаемая материя. Ранняя греческая классика

говорила о тождестве, вечности и времени: все

вечное протекает во времени, а все временное содержит в себе вечную основу — отсюда и теория

вечного круговорота вещества. Все создано богами; но сами боги — обобщение материальных

стихий, так что в конце концов космос никем и

ничем не создавался, а возник сам собой и постоянно возникает в своем вечном существовании.

Итак, уже ранняя греческая классика затрагивала основные категории диалектики, хотя,

находясь во власти стихийного материализма,

была еще далека от системы этих категорий и

от выделения диалектики в особую науку. У Гераклита и других греческих натурфилософов мы

находим формулы вечного становления как

единства противоположностей. Аристотель считал первым диалектиком элеата Зенона. Имен-

120но элеаты впервые резко противопоставили

единство и множество, или мысленный и чувственный мир. В Греции возникла и чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу

вещей и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до

полного нигилизма, не исключая и морали.

Впрочем, жизненные и житейские выводы из

диалектики делал уже и Зенон. В этом окружении Ксенофонт изображает Сократа стремящимся давать учение о чистых понятиях, но без софистического их толкования, ища в них наиболее общие элементы, разделяя их на роды и

виды, обязательно делая отсюда моральные выводы и пользуясь методом собеседования: «Да

и само слово «диалектика»,— говорил он,— произошло от того, что люди, совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам…»

Не следует принижать роль софистов и Сократа в истории диалектики. Именно они, отойдя от слишком связанной с бытием диалектики

ранней классики, привели в бурное движение

человеческую мысль с ее вечными противоречиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за все

более и более тонкими и точными мыслительными категориями. Этот дух эристики (споров)

и вопросно-ответный, разговорный характер теории диалектики отныне стали пронизывать всю

античную философию и свойственную ей диалектику. Этот дух чувствуется в напряженной

мыслительной ткани платоновских диалогов, в

различениях у Аристотеля, в словесно-формалистичной логике стоиков и даже у неоплатоников, которые при всей своей мистической на-

121строенности глубоко погружались в эристику,

в интерпретацию мифологии, в изощренпую

систематику всех логических категорий. Без софистов и Сократа немыслима античная диалектика, и даже там, где она не имеет ничего общего с ними по своему содержанию, древний

грек — всегдашний говорун, спорщик, словесный эквилибрист. Такой же была и его диалектика, возникшая на основе софистики и сократовского метода ученого разговора.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир

понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под

диалектикой не только разделение понятий на

четко обособленные родыСофист») и не

только искание истины при помощи вопросов и

ответов («Кратил»), но и «познание бытия,

подлинного и вечно тождественного по своей

природе»

1 («Филеб»). Достигнуть этого он

считал возможным только при помощи сведения

противоречащих частностей в цельное и общее

Государство»). Замечательные образцы этого

рода античной идеалистической диалектики

содержатся в диалогах Платона «Софист» и

«Парменид».

В «Софисте» рассматривается диалектика

пяти основных диалектических категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия.

Всякая вещь оказывается тождественной сама

с собой и со всем другим, различной сама с

собой и со всем другим, а также покоящейся и

подвижной в самой себе и относительно всего

другого. В «Пармениде» сначала дается диалектика единого как абсолютной и неразличи-

1 Платон. Соч. В 3 т. М., 1971, т. 3, ч. 1, с. 74—75.

122мой единичности, а затем диалектика единораздельного целого, как в отношении его самого, так и в отношении всего иного, которое от

него зависит. Рассуждения Платона о разных

категориях диалектики встречаются во всех его

произведениях. Можно указать хотя бы на диалектику чистого становления («Тимей») или

диалектику космического единства, стоящего

выше единства отдельных вещей и их суммы,

выше самого противопоставления субъекта и

объекта («Государство»). Недаром Диоген Лаэрций считал изобретателем диалектики именно Платона.

Аристотель, рассматривавший платоновские

идеи в пределах самой материи и тем самым

превративший их в формы вещей и, кроме того,

присоединивший сюда учение о потенции и

энергии и ряд других учений, поднял диалектику на высшую ступень. Всю эту область философии он называл «первой философией». Термин

«логика» он сохранял за формальной логикой,

а под «диалектикой» понимал учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости («Первая аналитика»).

Значение Аристотеля в истории диалектики

огромно. Согласно его учению о четырех причинах — материальной, формальной (вернее,

смысловой, эйдетической), движущей и целевой,— они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой

вещью. С современной точки зрения это, несомненно, есть учение о единстве противоположностей, как бы сам Аристотель ни выдвигал на

первый план закон противоречия (вернее сказать, закон непротиворечия) в бытии и познании. Учение Аристотеля о перводвигателе, ко-

123торый мыслит сам же себя, то есть является

сам для себя и субъектом, и объектом, есть не

что иное, как фрагмент все той же диалектики.

Правда, знаменитые десять категорий Аристотеля рассматриваются у него раздельно и вполне описательно. Но в его «первой философии»

все эти категории трактуются достаточно диалектично. Наконец, следует отдать должное

тому, что он сам называл диалектикой, а именно системе умозаключений в области вероятных допущений. Здесь Аристотель дает диалектику становления, поскольку сама вероятность

только и возможна в области становления. Ленин отмечал: «Логика Аристотеля есть запрос,

искание, подход к логике Гегеля,— а из нее, из

логики Аристотеля (который всюду, на каждом

шагу ставит вопрос именно о диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все

поиски, колебания, приемы постановки вопросов» ‘.

У стоиков «только мудрыйдиалектик».

Диалектику они определяли как науку правильно беседовать относительно суждений в

вопросах и ответах и как науку об истинном,

ложном и нейтральном. Судя по тому, что у

стоиков логика делилась на диалектику и риторику, понимание ими диалектики не было связано с учением о бытии.

Однако если принимать во внимание не терминологию стоиков, а их фактическое учение о

бытии, то в основном и у них мы находим гераклитовскую космологию, то есть представление о вечном становлении и о взаимном превращении элементов, об огне-логосе, о материаль-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 326.

124ной иерархии космоса. Таким образом, в учении

о бытии стоики оказываются сторонниками диалектики.

Линию Демокрита — Эпикура — Лукреция

ни в коем случае не следует понимать механистически. Появление каждой вещи из атомов

тоже есть диалектический скачок, поскольку

каждая вещь несет с собой совершенно новое

качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает. Известно также античное

уподобление атомов буквам: цельная вещь появляется из атомов так же, как трагедия и комедия из букв. Как видим, атомисты продумывают здесь диалектику целого и частей.

В последние столетия античной философии

диалектика Платона получила особенно большое развитие. У Плотина имеется специальный

трактат о диалектике. Чем дальше развивался

неоплатонизм, тем более утонченной и изощренной становилась здесь диалектика. Диалектична основная неоплатоновская иерархия

бытия: 1) единое, которое является абсолютной единичностью всего сущего, сливающей в

себе все субъекты и объекты и потому неразличимой в себе и допускающей только числовую

раздельность этого единого; 2) качественная

наполненность этих первочисел, или Нус-Ум,

представляющий собой тождество универсального субъекта и универсального объекта (заимствовано у Аристотеля), или мир идей;

3) переход этих идей в становление, которое

есть движущая сила космоса, или мировая

душа; 4) произведение и результат этой подвижной сущности мировой души, или космос;

5) постепенно убывающие в своем смысловом

наполнении космические сферы, начиная от

125неба и кончая землей. Диалектично в неоплатонизме и само учение о постепенном и непрерывном излиянии и саморазделении первоначального единого, обычно называвшееся эманационизмом (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл

и другие философы конца античности — I I I —

IV вв.). Здесь много диалектических идей, которые, однако, ввиду специфических особенностей данной эпохи часто излагаются в форме

мистических рассуждений и скрупулезно изощренной систематики. Диалектически важны, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании,

учение о вечной подвижности космоса, о чистом

становлении.

Таким образом, в античной диалектике были

продуманы почти все главные категории этой

науки на основе осмысления стихии становления. Но ни античный идеализм, ни античный

материализм не могли справиться с этой задачей до конца ввиду своей созерцательности,

слияния идеи и материи или же их разрыва,

ввиду примата либо религиозной мифологии,

либо просветительского релятивизма, ввиду

слабой осознанности самой сущности категорий

как отражения действительности и неумения

понять характер творческого воздействия мышления на действительность. В значительной’

мере это относится и к средневековой философии, в которой место прежней мифологии заняла другая мифология.

Господство монотеистических религий в

средние века перенесло диалектику в область

богословия, где философия Аристотеля и неоплатонизм использовались для создания схоластических учений о личном абсолюте.

126В смысле развития диалектики это было

шагом вперед, так как философское сознание

постепенно приучалось чувствовать свою собственную силу, хотя и возникавшую из персоналистски (личностно) понимаемого абсолюта.

Христианское учение о троичности (например,

у представителей каппадокийской школы

(IV в.) — Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина), Григория Нисского и вообще у отцов и учителей церкви, например у Августина) и арабско-еврейское учение о социальном абсолюте (например, у Ибн Рошда,

XII в.) строились по преимуществу методами

диалектики. Утвержденный на двух первых вселенских соборах (325 г. и 381 г.) символ веры

учил о божественной субстанции, выраженной в

трех лицах, при полном тождестве этой субстанции и этих лиц и при полном их различии,

а также при самотождественном развитии самих лиц: лоно вечцого движения (отец), расчлененная закономерность этого движения (сын,

или бог-слово) и вечное творческое становление

этой неподвижной закономерности (дух святой).

В науке уже давно выяснена связь этой концепции с платоно-аристотелевской, стоической

и неоплатонической диалектикой. Наиболее

глубоко эта диалектика выражена в трактате

Прокла «Первоосновы теологии» и в так называемых «Ареопагитиках». То и другое имело

большое значение для всей средневековой диалектики.

Эта диалектика, основанная на религиозномистическом мышлении, дошла до Николая Кузанского (XV в.), построившего свое учение на

основе идей Прокла и «Ареопагитик». Таковы его представления о тождестве знания и не-

127знания, о совпадении максимума и минимума, о

вечном движении, о троичной структуре вечности, о тождестве треугольника, круга и шара

в теории божества, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о свертывании и

развертывании абсолютного нуля. Кроме того,

антично-средневековый неоплатонизм смыкается у него с идеями зарождающегося математического анализа, так что в понятие самого абсолюта вносится идея вечного становления и

абсолют начинает пониматься как своеобразный и всеохватывающий интеграл или, в зависимости от точки зрения, дифференциал. У него фигурируют

Скачать:PDFTXT

Дерзание духа Лосев читать, Дерзание духа Лосев читать бесплатно, Дерзание духа Лосев читать онлайн