Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Дерзание духа

такие, например, понятия, как

«бытие-возможность». Это — понятие вечности,

являющейся вечным становлением, вечной возможностью всего нового, что и является ее

подлинным бытием. Таково же, например, и понятие вечной потенции, порождающей все

новое, так что эта потенция есть последнее

бытие.

В этой связи необходимо упомянуть Джордано Бруно (XVI в.), гераклитовски мыслящего пантеиста и материалиста, который тоже

учил и об единстве противоположностей, и о

тождестве минимума и максимума (понимая

этот минимум близко к учению о бесконечно

малом), и о бесконечности Вселенной (вполне

диалектически трактуя, что ее центр находится

повсюду, в любой ее точке). Такие философы,

как Николай Кузанский и Джордано Бруно, все

еще продолжали учить о божестве и о божественном единстве противоположностей, но в

этих концепциях большое значение приобретает принцип бесконечно малого, а через век

или полтора появилось и самое настоящее исчи-

128сление бесконечно малых, представлявшее

собой новый этап в развитии истории диалектики.

В новое время, в период господства рационалистической метафизики, математический

анализ (Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Ньютон,

Л. Эйлер), оперирующий переменными, то есть

бесконечно становящимися функциями и величинами, стал хотя и не всегда осознанной, но

фактически неуклонно назревавшей областью

диалектики. Ведь то, что в математике называют переменной величиной, является с философской точки зрения становящейся величиной; в результате этого возникают те или иные

предельные величины, которые в полном смысле слова оказываются единством противоположностей. Так, производная есть единство

противоположностей аргумента и функции, не

говоря уже о самом становлении величин и о

переходе их к пределу.

Необходимо иметь в виду, что, исключая

неоплатонизм, сам термин «диалектика» либо

вовсе не употреблялся в тех философских системах средних веков и нового времени, которые, по существу, были диалектическими, либо

употреблялся в смысле, близком к формальной

логике. Таковы, например, трактаты Иоанна Дамаскина «Диалектика» (VIII в.) в византийском богословии и «О разделении природы»

Иоанна Скота Эриугены (IX в.) в западном богословии. Относящиеся к XVII в. учения Декарта о неоднородном пространстве, Спинозы о

мышлении и материи, о свободе и необходимости, Лейбница о присутствии каждой монады во

всякой другой монаде, несомненно, содержат в

себе весьма глубокие диалектические построе-

5 А. Ф. Лосев 129ния, но у самих этих философов диалектической

логикой не именуются.

Философия нового времени также была шагом вперед к осознанию того, что такое диалектика. Эмпирики (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм)

при всей своей метафизичности и дуализме

приучали видеть в категориях отражение действительности. Рационалисты при всем своем

субъективизме и формалистической метафизике приучали находить в категориях некое самостоятельное движение. Были даже попытки

некоторого синтеза того и другого, но они не

могли увенчаться успехом ввиду засилья индивидуализма, дуализма и формализма в буржуазной философии нового времени и слишком

резкого противопоставления «Я» и «не-Я»,

причем примат обычно утверждался за «Я» в

противоположность пассивно понимаемому

«не-Я».

Достижения и неудачи такого синтеза можно продемонстрировать на примере Спинозы.

Первые определения в его «Этике» вполне диалектичны. Если в причине самого себя совпадают сущность и существование, то это — единство противоположностей. Субстанция есть то,

что существует само по себе и представляется

само через себя. Это также единство противоположностей — бытия и определяемого им же

самим представления о нем. Атрибут субстанции есть то, что ум представляет в ней как ее

сущность, есть совпадение в сущности того,

чего она является сущностью, и умственного

ее отражения. Два атрибута субстанции — мышление и протяжение — это одно и то же. Атрибутов бесконечное количество, но в каждом из

них отражается вся субстанция. Несомненно,

130здесь у Спинозы мы имеем дело с диалектикой.

И все-таки даже спинозизм слишком нечетко

говорит об отражении и слишком мало понимает обратное отражение бытия в самом бытии.

А без этого невозможно построить правильно и

систематически осознанную диалектику.

Классическую для нового времени форму

диалектики создал немецкий идеализм, начавший с ее негативной и субъективистской трактовки у Канта и перешедший через Фихте и

Шеллинга к объективному идеализму Гегеля.

У Канта диалектика является не чем иным, как

разоблачением иллюзий человеческого разума,

желающего достигнуть цельного и абсолютного

знания. Так как научным знанием, по Канту,

является только такое знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума

(бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не

обладают, то диалектика обнаруживает неминуемые противоречия, в которых запутывается

разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Однако эта чисто негативная трактовка

диалектики имела огромное историческое значение, так как обнаружила в человеческом разуме его необходимую противоречивость. Это

привело в дальнейшем к поискам путей преодоления данных противоречий, что и легло в основу диалектики в положительном смысле.

Следует отметить также, что Кант впервые в

новой философии указал на большое и самостоятельное философское значение диалектики.

Но даже Кант бессознательно поддался впечатлению от той огромной роли, которую диалектика играет в мышлении. И все же вопреки

своему дуализму, метафизике и формализму он

5* 131незаметно для самого себя весьма часто пользовался принципом единства противоположностей. Так, в главе «О схематизме чистых понятий рассудка» своего основного труда «Критика чистого разума» он вдруг задает себе вопрос: каким же образом чувственные явления

подводятся под рассудок и его категории? Ведь

ясно, что между тем и другим должно быть нечто общее. Это общее, которое он называет

здесь схемой, есть время. Именно время связывает чувственно протекающее явление с категориями рассудка, так как оно и эмпирично, и

априорно (доопытно). Тут у Канта, конечно,

путаница, потому что, согласно его основному

учению, время не есть нечто чувственное, так

что эта схема отнюдь не дает объединения чувственности и рассудка. Однако несомненно и то,

что бессознательно для самого себя Кант понимает здесь под временем становление вообще, а

в становлении каждая категория в каждый момент возникает и в тот же момент снимается.

Так, причина данного явления, характеризуя

собой его происхождение, обязательно в каждый момент проявляет себя по-разному, то есть

постоянно возникает и исчезает. Даже знаменитые антиномии Канта (как, например: мир

ограничен и безграничен в пространстве и во

времени) в конце концов тоже снимаются Кантом при помощи метода становления: фактически наблюдаемый мир конечен; однако найти

этот конец во времени и в пространстве мы не

можем; поэтому мир и не конечен, и не бесконечен, а существует только искание этого конца согласно требованию разума.

Таким образом, диалектический синтез (например, чувственности и рассудка) фактически

132строился уже самим Кантом, но метафизическидуалистические предрассудки помешали ему создать здесь ясную и простую концепцию.

Фихте выводил возможность систематической диалектики из понимания вещей в себе как

субъективных категорий, лишенных всякого

объективного существования. Получился абсолютный субъективизм и тем самым уже не дуализм, а монизм, что способствовало систематическому выделению одних категорий из других.

Стоило только внести в абсолютный дух Фихте

природу, что мы находим у Шеллинга, а также

и историю, что мы находим у Гегеля, как возникла система объективного идеализма, которая

в пределах этого абсолютного духа давала безупречную по своему монизму диалектику, охватывавшую всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, проходя

через природу и дух, и кончая диалектикой

исторического процесса.

Гегелевская диалектика (если не говорить о

всех прочих областях знания, хотя, по Гегелю,

они тоже представляют собой движение категорий, создаваемых мировым духом) — это систематически развитое учение, в котором дана

содержательная картина «всеобщих форм движения» ‘. Гегель прав со своей точки зрения,

когда выделяет в диалектике бытие, сущность и

понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры

(причем мера понимается как определенное и

количественно ограниченное качество). Гегель

понимает качество в виде исходного бытия, ко-

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 22.

133торое после своего исчерпания переходит в небытие и становление как диалектический синтез бытия и небытия (поскольку во всяком становлении бытие всегда возникает, но в тот же

самый момент и уничтожается). Далее Гегель

рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением его ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия, а в этой сущности Гегель находит сущность самое по себе,

ее явление и их диалектический синтез в категории действительности. Гегель исследует и ту

ступень диалектики, где фигурируют категории,

содержащие и бытие, и сущность. Это — понятие. Гегель как абсолютный идеалист именно в

понятии находит высший расцвет и бытия, и

сущности. Он рассматривает понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею. Гегелевское понятие можно, как это делал Ф. Энгельс, истолковать материалистически — как общую природу вещей, и тогда этот раздел

гегелевской логики теряет свой мистический

характер и приобретает рациональный смысл.

В общем же все категории продуманы у Гегеля

так глубоко и всесторонне, что, например,

В. И. Ленин, заключая конспект гегелевской

«Науки логики», говорит: «…в этом самом

идеалистическом произведении Гегеля

всего меньше идеализма, всего больше

материализма. «Противоречиво», но факт!» ‘

Создание Гегелем логики становления явилось наивысшим достижением западной философии. Все логические категории берутся Гегелем

в их динамике и творческом взаимопорождении,

хотя они оказываются порождением только ду-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 215.

134ха, который понимается как такое объективное

начало, где представлены природа, общество и

вся история.

Огромным шагом вперед в домарксистской

философии XIX в. явилась деятельность русских

революционных демократов — В. Г. Белинского,

А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которым их революционная теория и

практика не только дали возможность перейти

от идеализма к материализму, но и привели их

к диалектике становления, что помогло им создать самые передовые концепции в разных областях культуры. В. И. Ленин отмечал, что диалектика Гегеля явилась для Герцена «алгеброй

революции» ‘. Насколько Герцен глубоко понимал диалектику, например, в отношении физического мира, видно из следующих его слов:

«Жизнь природы — беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, не полного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство

вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию — это диалектика физического мира»2. Глубокие суждения о

диалектике высказывал и Чернышевский. По

условиям времени революционные демократы

могли только подойти к материалистической

диалектике.

Если формулировать общий вывод из истории диалектики, то, очевидно, эти исторические

периоды есть не что иное, как частный случай

общей теории общественно-экономических фор-

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 21, с. 256

2 Герцен А. И. Собр. соч. В 30 т. М., 1954, т. 3

с. 127.

135маций. Для античности характерна фиксация

чувственно-материального космоса; таковой же

является и ее диалектика. На место подобного

вещественно-телесного понимания диалектики в

эпоху средневекового феодализма приходит личностная интуиция, причем личность мыслится

лишь в своем абсолютном и надмировом состоянии. Поэтому диалектика характеризует здесь

в первую очередь тринитарную, то есть связанную с понятием троицы, проблему абсолютной

личности. В условиях капиталистической формации, основанной на частном предпринимательстве, диалектика продолжает оставаться

личностной, но уже в смысле абстрактной человеческой личности. После того как абсолютизировались отдельные стороны человеческой

личности, то есть после европейского рационализма и эмпиризма нового времени, человеческая личность впервые благодаря Канту начинает трактоваться как полноценная и

абсолютная, а историзм Гегеля приводит

домарксистскую диалектику к ее окончательному классическому виду’. В дальнейшем, в связи

с ростом и углублением буржуазного индивидуализма, философия Гегеля отстраняется и

заменяется позитивизмом и весьма дробным

рассмотрением отдельных, крайне дифференцированных сторон человеческого субъекта. Это

свидетельствовало о разложении домарксистской диалектики и о наступлении нового периода диалектики в связи с формированием предпосылок новой, коммунистической формации.

История диалектики приводит к весьма поучительным выводам относительно принципов

и законов диалектики, как они должны мыслиться в связи с потребностями материального

136и духовного развития новой

Скачать:PDFTXT

Дерзание духа Лосев читать, Дерзание духа Лосев читать бесплатно, Дерзание духа Лосев читать онлайн