исторической
эпохи.
С точки зрения материалистической диалектики, формы мышления, категории являются
отражением в сознании всеобщих форм предметной деятельности общественного человека,
преобразующего действительность: «…существеннейшей и ближайшей основой человеческого
мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая,
и разум человека развивался соответственно
тому, как человек научался изменять природу» ‘.
Субъектом мышления является не просто индивид, а личность в системе общественных отношений. Все формы жизнедеятельности человека определяются не просто природой, но историей, процессом становления человеческой
культуры. Если вещь сделана человеком или
переделана им из другой вещи, то это значит,
что она сделана кем-то, как-то, когда-то и для
какой-то цели, то есть в данном случае вещь
представляет собой узловой пункт очень сложных производственных и социально-исторических отношений. Но даже если вещь и не сделана человеком (Солнце, Луна или звезды), а
только мыслится им, то и в этом случае общественно-историческая практика входит в определение вещи. Принцип практики должен входить в само определение предмета, поскольку
все предметы либо созданы субъектом, либо переделаны им самим из других, либо, по крайней
мере для тех или иных жизненных целей, выделены им из действительности.
Будучи осознаны, закономерности природы
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 545.
137и истории, в согласии с которыми человек изменяет любой объект, в том числе самого себя,
выступают как логические законы, одинаково
управляющие и движением объективного мира,
и движением человеческой жизни. В сознании
они выступают как идеальный образ объективной действительности: «Законы логики суть отражения объективного в субъективном сознании человека» ‘. Диалектика исходит из утверждения единства законов объективного мира и
мышления. «Над всем нашим теоретическим
мышлением господствует с абсолютной силой
тот факт, что наше субъективное мышление и
объективный мир подчинены одним и тем же
законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а
должны согласоваться между собой»2. Любой
универсальный закон развития объективного и
духовного мира в определенном смысле является вместе с тем и законом познания: любой закон, отражая то, что есть в действительности,
указывает также и на то, как следует правильно мыслить о соответствующей области действительности.
Основными наиболее общими законами развития явлений действительности являются закон единства и борьбы противоположностей,
закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания.
Существенный принцип диалектики — утверждение всеобщей связи и взаимозависимости явлений, а также их развития, осуществля-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 165.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 581.
138ющегося через противоречия. Отсюда следует
характерное для диалектики требование учета
всех (могущих быть выделенными на данной
ступени познания) сторон и связей изучаемого
предмета и его связей с другими предметами, а
также требование рассмотрения предметов в
развитии. Развитие имеет место только там, где
каждый момент является наступлением все нового и нового. Но если в этих наступающих новых моментах не будет присутствовать то самое,
что становится новым, и нельзя будет его узнавать во всех этих новых моментах, то окажется неизвестным то, что развивается, и, следовательно, рассыплется и само развитие. Исключение различия моментов становления
приводит к гибели само становление, поскольку
становится только то, что переходит от одного
к другому. Но полное исключение тождества
различных моментов становления тоже устраняет это становление, подменяя его множеством
неподвижных и ничем не связанных между собою точек. Таким образом, как различие, так
и тождество отдельных моментов необходимы
для всякого становления, без них оно делается
невозможным. Взятое в определенных границах
и в конкретном содержании развитие есть история диалектики, то есть прежде всего логика
развития, логика историческая. В. И. Ленин
писал, что диалектика — это «учение о развитии
в его наиболее полном, глубоком и свободном
от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» ‘. Историзм — сущность диалектики.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23, с. 43—44.
139Развитие есть такое осуществление противоречия и противоположностей, которое предполагает не только тождество и различие абстрактных моментов становления, но и их
взаимоисключение. Таким образом, реальное
становление есть не просто тождество и различие противоположностей, но их единство и
борьба. Диалектика изучает развитие категорий,
отражающих действительность, которая «сама
себя движет» и вне которой нет не только никакого двигателя, но и вообще ничего нет. Отражающие ее категории обладают относительной самостоятельностью и внутренней логикой
движения.
Замечательной характеристикой диалектики
являются следующие рассуждения В. И. Ленина: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или
стороны, а бесконечное количество других
свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и
«опосредствовании» со всем остальным миром.
Стакан есть тяжелый предмет, который может
быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение
для пойманной бабочки, стакан может иметь
ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от
того, годен ли он для питья, сделан ли он из
стекла, является ли форма его цилиндрической
или не совсем, и так далее и тому подобное.
Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как
инструмент для питья, то мне совершенно не
важно знать, вполне ли цилиндрическая его
форма и действительно ли он сделан из стекла,
но зато важно, чтобы в дне не было трещины,
140чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен
стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д.
Логика формальная… берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два
или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент для питья),
то мы получаем эклектическое определение,
указывающее на разные стороны предмета и
только.
Логика диалектическая требует того, чтобы
мы шли дальше. Чтобы действительно знать
предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от
ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х,
диалектическая логика требует, чтобы брать
предмет в его развитии, «самодвижении» (как
говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан
не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его,
связь его с окружающим миром. В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное
«определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи
предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х,
диалектическая логика учит, что «абстрактной
истины нет, истина всегда конкретна», как лю-
141бил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов…
Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого» ‘.
Можно обратить внимание еще на одно суждение В. И. Ленина о диалектике. Речь идет
об «элементах диалектики» 2. Прежде всего необходимо утверждение объективной реальности
самой по себе, вне всяких категорий. Для того
чтобы вещь была познаваема, необходимо познавать и ее отношение к другим вещам. Это
зафиксировано у Ленина в первых двух «элементах диалектики». Однако отношения, существующие между вещами в себе, не могут быть
мертвыми и неподвижными; вещи необходимым
образом изменяются, потому что им свойственны внутренние противоречия, приводящие в
дальнейшем к единству противоположностей.
На это указывается в следующих четырех «элементах». В процессе развития вместо исходной
и потому абстрактной вещи в себе возникает
реальная вещь, полная противоречивых тенденций, так что в ней потенциально и каждый раз
специфически содержится всякая другая вещь.
Об этом идет речь в дальнейших трех «элементах». Наконец, в последних семи «элементах»
отмечается, что этот процесс живой действительности вещей бесконечен по своему разнообразию, единство противоположностей вечно бурлит в нем, сменяя одни формы другими.
Таким образом, сформулированные В. И. Лениным 16 «элементов диалектики» представляют собой целостную картину диалектики. Здесь
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 42, с. 289—290.
2 См. там же, т. 29, с. 202—203.
142мысль Ленина идет от бытия материи через определение господствующих в ней существенных
отношений к живой, внутренне противоречивой,
вечно развивающейся конкретной действительности; теория этого процесса и есть диалектика.
В. И. Ленину принадлежит очень важное
высказывание и о том, что логика, теория познания и диалектика для правильной философии являются одним и тем же. Таким образом,
эти три философских термина настолько близки один к другому по своему содержанию, что
можно даже и не употреблять этих трех слов,
а ограничиться лишь одним общим принципом.
Действительно, логика есть учение о понятиях, суждениях, умозаключениях, доказательствах и научных методах. То же самое представляет собой и диалектика. Однако диалектика — это учение об элементах мышления, которые, как уже отмечалось, самоподвижны и
противоречивы, и в этом смысле она конечно
же не тождественна формальной логике. В свою
очередь, теория познания должна основываться
на признании объективной реальности, без которой познание является бессмысленной фикцией. Но диалектика тоже основывается на признании реальности бытия и материи и в этом
смысле ничем не отличается от теории познания. Но, конечно, это не относится к субъективистской теории познания, которая несовместима с диалектикой. Суждение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания
основано на диалектическом понимании этих
трех дисциплин и на констатации противоречий, одинаково присущих и мышлению, и самой
действительности.
Итак, сущность диалектики заключается в
143противоречивом переходе одной категории в
другую, как того требует объективная действительность. Здесь возникает необходимость раскрыть сущность диалектического перехода.
В чем она заключается?
В. И. Ленин писал, что понятия «должны
быть… обтесаны, обломаны, гибки, подвижны,
релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» ‘. Эта идея «всемирной, всесторонней, живой связи всего со
всем»
2
, очевидно, должна быть раскрыта в определенной последовательности категорий так,
чтобы была видна их диалектика. Всякая категория ввиду своей самопротиворечивости движется к снятию этого противоречия, что может
произойти только в результате появления новой
категории. Эта новая категория тоже находится
в противоречии сама с собой и в результате
снятия данного противоречия приходит к третьей категории и т. д.
Всякая категория непрерывно и бесконечно
становится, пока не исчерпает всех своих внутренних возможностей. Когда же эти возможности исчерпаны, мы приходим к ее границе, которая есть ее отрицание, переход к ее противоположности; а так как бесконечность нельзя
охватить при помощи конечного числа операций
(например, при помощи прибавления все новых
и новых единиц), то, очевидно, указанный предел бесконечного становления может быть достигнут только путем скачка из области конечных знаний данной категории в совершенно
новое качество, в новую категорию, которая и
1 Ленин В. И. Поля. собр. соч., т. 29, с. 131.
2 См. там же.
144является пределом бесконечного становления
предыдущей категории.
Противоречие как движущая сила становления не заменимо ничем, без него становление
рассыпается в дискретную множественность.
Однако здесь нас интересует сам механизм диалектического перехода, то есть возникновения
категорий из противоречия. Пока мы движемся
внутри самой категории, противоречие хотя и
остается на каждом шагу, но его не обязательно фиксировать здесь постоянно. Только когда
мы исчерпали все внутреннее содержание данной категории и натолкнулись на ее границу,
на ее предел, только тогда мы впервые начинаем отчетливо констатировать момент реального осуществления противоречия, поскольку
в окружности круга как раз совпадают противоположности круга и окружающего его фона.
Если уже самое простое движение есть единство противоречий, если в каждом явлении налицо противоречивые силы и сами противоречия
подвижны, то естественно искать такое противоречие, которое