этом смысле будет для него совершенно безграничным. Тем не менее сам-то шар
вполне измерим в отношении поверхности и даже обладает вполне конечной величиной. Так
это или не так?
— Как будто бы так.
— Но если это действительно так, то ты
должен понять современных ученых, которые
утверждают, что совместимость безграничности
и конечности мира не только возможна, но что
только так и может быть. В своем путешествии
по миру ты нигде не найдешь его границы, и
поэтому ты думаешь, что мир действительно бесконечен. А на самом деле он конечен, хотя дви-
15гаться по этому миру ты можешь бесконечно.
Более того, этот конечный мир может расширяться, и ученые даже вычисляют, с какой скоростью происходит это расширение.
— Позвольте, позвольте! Вернемся к нашему муравью. Мне хочется спросить: а почему
бы этому муравью не отделиться от шара, по
которому он ползет, и не взлететь в то пространство, которое уже не есть шар, а только пока
еще окружает этот шар?
— Взлететь, конечно, можно,— сказал я.—
Но ведь это значило бы для муравья перестать
быть плоскостным существом и перестать ползать по поверхности шара, а взлететь в какое-то
новое пространство, уже не плоскостное, то есть
взлететь в какое-то новое измерение.
— Конечно.
— Но тогда и тебе тоже будет необходимо
оказаться в пространстве какого-нибудь высшего измерения, ну, например, хотя бы в четырехмерном пространстве. Тогда ты действительно мог бы судить о пространстве трех измерений, в котором ты движешься. А иначе тебе просто невозможно будет сказать, бесконечно ли
на самом деле то пространство, в котором ты
двигаешься, или, может быть, оно вполне конечное.
— Да, да! Вот об этом-то я и не подумал.
Ведь и на самом деле, судить о трехмерном пространстве можно только с точки зрения четырехмерного пространства, а об этом последнем —
с точки зрения пятимерного пространства»
И так далее.
— Но тогда ты не должен считать уж такими последними глупцами древних философов,
которые тоже умели совмещать бесконечность
16мира и его конечность, вечное движение по мировому пространству и в то же время его
пространственную ограниченность.
— Но ведь тогда будет необходимо признать,
что силою самого пространства я не могу выйти
за его пределы.
— Правильно, правильно. Ты двигаешься по
мировому пространству, но, доходя до предполагаемой его пространственной границы, ты не
можешь выйти за пределы этой границы, а начинаешь двигаться по периферии целого или
как-нибудь еще. Ведь говорят же физики, что
световой луч, пущенный в мировое пространство,
после известного времени возвращается в ту же
самую точку, откуда он начал двигаться, но
только с другой стороны.
Чаликов покраснел от возбуждения и продолжал говорить совсем уже увядшим голосом:
— Ага. Но ведь это значит, если говорить
попросту, что мировое пространство имеет какую-то свою собственную структуру; и мы действительно не можем выйти за пределы мира,
как и козявка, помещенная в банке, не может
выйти за пределы банки, хотя может двигаться
бесконечно.
— Так, так,— сказал я.— Структура — да.
Это самое главное. Ведь без структуры нет никакой раздельности. А если в предмете нет никакой раздельности, то это значит только то,
что мы не можем приписать ему никаких
свойств. Ведь всякое свойство предмета уже
вносит в него какую-то раздельность.
— Да, да, да! Это — так. Но тогда меня начинает беспокоить другое. Мне приходит мысль:
не обладает ли определенной структурой также
и то пространство, в которое верил я до сих пор
17и с точки зрения которого называл глупцами
всех древних?
— Несомненно, так. Ведь ты только представь себе: твое пространство бесконечно, оно
нигде не имеет никакой пространственной особенности, то есть оно везде однородное, нигде
не оформленное. Да еще прибавь к этому, что
космическое пространство абсолютно темное,
прямо-таки сказать, черное. Да кроме того, температура космического пространства, как говорят, двести семьдесят три градуса ниже нуля
по Цельсию. В этой страшной бесконечности
даже бесчисленные галактики и скопления неведомых светил кажутся заброшенными в одиночество и пустоту. При механической связанности всех небесных тел эта бесконечность попахивает каким-то трупом. Ну и структура же
мирового пространства у тебя! Это не структура, а какая-то тюрьма, если не прямо кладбище.
— Да ведь оно, конечно, вроде этого,— сказал Чаликов, но уже не таким упавшим голосом, а с некоторой надеждой на выход из тупика.— Однако не я же один так думаю?!
— А кто же еще так думает?
— Да все учебники так думают.
— Учебники! Так зачем же ты приходишь
ко мне, если ты мыслишь по учебникам, да еще
по плохим или допотопным. Ведь ты потому ко
мне и пришел, что одних учебников тебе не
хватает. Да и что такое учебники? Я тебе скажу, они зачастую излагают предмет так, что
сам собой напрашивается вывод о бесконечном,
однородном, непрерывном и лишенном всякой
малейшей кривизны пространстве. Однако это
не больше и не меньше, как миф, созданный
18Ньютоном еще в XVII веке. Да и просуществовал он, самое большее, лишь два столетия.
А теперь этот миф исповедуют только учебники,
и притом только школьные, да и то не все.
А уже учебники для высшей школы рисуют
дело в гораздо более сложном виде. Конечно, с
маленькой, узенькой точки зрения все тысячелетия человеческой мысли трактовались тобой
как нечто детское, глупое и коренным образом
противоречащее научному знанию. Вот посмотри-ка на пространство иначе, не так, как
приучила тебя твоя рутина и твоя косность
мысли. Тогда, может быть, и древние покажутся тебе не столь глупыми.
— Но ведь тогда нужно древних изучать
заново. Нужно все, что мы знаем о них, перевернуть на совершенно обратное?
— Вот и посмотри, вот и переверни, а уж
потом будешь ругаться.
— Да, конечно, но, вероятно, это будет очень
долгое занятие — пересматривать материалы о
пространстве и времени, существовавшие в науке до эпохи Ньютона.
— Но ведь ты хотел учиться мыслить, то
есть хотел учиться плавать по безбрежному морю. Вот и бросайся в море, вот и начинай плавать. Зато мыслить будешь. Понял?
— Понял,— сказал Чаликов, почесав затылок.— Понять-то я понял, но ведь работища-то
предстоит какая!
— Да, конечно. Мы же ведь и условились с
тобою понимать человеческую мысль как безбрежное море. Вот и давай плавать по нему.
Но только я хотел сказать еще кое-что. Ведь мы
с тобой пришли к выводу, что бесконечность и
конечность есть, собственно говоря, одно и то
19же. Вот я хотел бы на этом несколько укрепиться. Ты читал Канта?
— Нет, не читал.
— А вот Кант тоже говорит, что конечность
и бесконечность мира нужно признать одновременно.
— Ага, ага, значит, мы с вами кантианцы?
— Постой, постой, не швыряйся так словами, как мячиком. То, что Кант говорит, если
опустить все тонкости и детали, сводится к тому, что обычно, эмпирически мы всегда ограничены каким-нибудь небольшим пространством,
но что для цельного, теоретического мышления
такого ограниченного времени и пространства
недостаточно. Для целей полного знания мы
еще должны привнести от себя некоторого рода
идею, которая будет уже не какой-нибудь эмпирической данностью, но априорной идеей чистого разума. И это будет идея бесконечного
времени и пространства.
— Однако я тут не во всем разбираюсь. Как
же это так? Время и пространство эмпирически конечны, а теоретически бесконечны?
— Выходит, так.
— Мне кажется, что это выходит довольно
плохо. Получается, что в объективном смысле
мир сам по себе конечен, а бесконечность его
появляется только благодаря нашим субъективным привнесениям. Нет, не могу согласиться.
Если уж мир бесконечен, то лучше пусть будет
на самом деле бесконечен. А не то, что мы
только субъективно делаем его бесконечным.
Раз уж бесконечность, то давайте бесконечность
всерьез, без шуток. Если она действительно
есть, то существует объективно. А если она существует только субъективно, то мне не нужна
20такая бесконечность. Пусть сам Кант услаждается ею.
— Но ведь и конечность тоже объективна?
— Несомненно.
— Но тогда так и скажем, что бесконечность и конечность вовсе не существуют одна
вне другой. Здесь, дескать, конечное и никакой
бесконечности нет. А вот там, где-то далекодалеко, существует бесконечное; и уж там,
брат, ничего конечного не ночевало. Да, как
мне, по крайней мере, кажется, конечное и бесконечное должны буквально пропитывать друг
друга, буквально быть неотличимыми друг’ от
друга, быть тождественными друг другу.
— Но тогда, значит, уже всерьез, что ни
шаг, то тут же обязательно и бесконечность.
— Это ты правильно заметил. И я тебе скажу, что из бесконечности мы никуда не вылезаем, даже в своих операциях с конечными величинами. Возьми натуральный ряд чисел. Казалось бы, чего проще? Прибавил к единице
еще одну единицу — получилась двойка. Прибавил к двойке еще одну единицу — получилась
тройка. Ведь, казалось бы, всякому ясно, что
рядом стоящие числа натурального ряда отличаются друг от друга всего только единицей,
простейшей единицей. А вот попробуй эту единицу разделить хотя бы на два. Получится половина. А теперь раздели половину на два. Получится четверть. А попробуй эту четверть разделить на два — получится восьмая. И попробуй
эту восьмую тоже разделить на два — получится шестнадцатая. И сколько бы ты ни делил,
получаются все более дробные числа, а нуля ты
никогда не получишь. Нужно пройти целую
бесконечность этих делений одной и единствен-
21ной единицы, только тогда ты получишь нуль.
А ведь что это значит? Это ведь значит не больше и не меньше как то, что между соседними
числами натурального ряда, хотя и залегает
всего только единица, на самом деле залегает
бесчисленное количество дробей, то есть бесконечность. И когда мы перешли от единицы к
двойке, мы как были в бесконечности, так в
ней и остаемся. И когда мы перешли от двойки
к тройке, мы так же, как были в бесконечности,
так в ней и остались. Но ведь это значит именно то, что ты сказал,— что бесконечность и конечность неразличимо пронизывают одна другую; переходя от одной конечной величины к
другой, мы как были в бесконечности — так и
остаемся в ней. Притом имей в виду: для математики это самое элементарное суждение,
самое простое и очевидное. А для профана тут
обязательно какая-то мистика.
— Это ведь требует совмещения относительного и абсолютного, так и говорили нам на
лекции, если не путаю. Преподаватель не сумел нам, видимо, разъяснить.
Тут я взял с полки «Философские тетради»
В. И. Ленина и запальчиво сказал:
— Вот слова Ленина на 162 странице о совмещении относительности всякого знания и абсолютного содержания в каждом шаге познания
вперед. А на странице 95 Ленин так и говорит:
«Абсолютное и относительное, конечное и бесконечное = части, ступени одного и того же
мира».
— Если бы аспирант, который вел у нас
занятия, понимал, что между единицей и двойкой или между двойкой и тройкой залегает целая бесконечность, то он, разумеется, так бы и
22сказал нам, просто и ясно. А теперь вот оно и
выясняется, что мир одновременно и конечен и
бесконечен. Но, знаете ли, мы за это короткое
время настолько много с вами наговорили, что
мне хотелось бы подвести маленький итог, чтобы не запутаться. А после этого будет у меня
к вам один вопрос, после которого я уже не решусь вас больше беспокоить.
— Давай, давай. Действительно, пора подвести итог. Но после этого у меня тоже будет
к тебе один вопрос. И тогда мы уже можем с
тобой расстаться.
— Очень хорошо. Так, значит, как же мы
резюмируем наш разговор?
— Это резюме напрашивается