Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Дерзание духа

которое обладает известными правами и обязанностями. Конечно,

это ближе к понятию личности, хотя и не

вскрывает ее внутренней жизни, а затрагивает

лишь внешнюю сторону.

Все вышеназванные термины следует понимать по-античному, в космологическом смысле.

6* 163Все эти личности, личные свойства представляют собой эманацию, истечение звездного неба,

эфира, который находится наверху Вселенной.

Это — эманация космологического абсолюта.

Вы скажете: как же так? Стало быть, всемирная личность в данном случае есть лишь результат эманации мирового эфира, результат

эманации космологического принципа?

Личность рассматривается здесь не как чтото неразложимое; она сводима на процессы,

которые происходят в небе, но касаются также

и земли.

Тезис XI. Какая же действительность вырисовывается в результате такого космологизма? Здесь перед нами не объект, не субъект, но

нечто характерное для античного понимания

личности. Обратимся к основным категориям,

которыми располагают идеалистическое и материалистическое направления философии. На

первом плане стоит «логос». «Логос» — это и

слово, и мысль, но нигде и никогда это не значит личность. Слово «логос» лишь в христианстве стало означать личность. А огненный «логос» Гераклита? Или воздушный «логос» Диогена Аполлонийского? Или числовые «логосы»

пифагорейцев? Стоики учили о «семенных логосах», неоплатоники — о «логосах», которые

существуют в материи. «Логос» — понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное,

связанное с воздухом, с огнем, с землей, со всеми стихиями, которые признавались в античном мире. Но в античном «логосе» нет никакой

личности.

Второй термин — «идея», или «эйдос»

(сравните латинское «видео» — «вижу»). Здесь

164это только то, что видно. Могут сказать! это —

отдаленное значение корня, оно давно забыто.

Ничего подобного! У Платона мы читаем: мальчик хорош лицом, прекрасен, но если его раздеть, то его идея будет еще лучше. Как переводить такой текст? Я перевожу так. Мальчик

прекрасен лицом, но его фигура, его стан еще

прекраснее. Что такое здесь идея? «Стан», «фигура» совершенно не выходят за пределы физического ощущения. Таким образом, начинается

«идея» с видимого, чувственного, а когда доходит до видимого в мысли, то там тоже видимость

на первом плане. Этим античное понятие идеи

отличается от понятия идеи в немецком идеализме, где оно представляет собой абстрактную

логическую категорию. А в античности эта категория опять-таки восходит к космосу. И когда Платон утверждает, что его идеи существуют в небесном мире, то это значит, что он не

может представить свою идею вне вещи, пусть

это будет эфирная вещь, а все-таки она есть то,

что воспринимается либо чувственным, либо умственным взором.

Вот что такое «идея» и «логос» в античном

представлении.

Далее. Я говорю об общих областях проявления космологизма, а не просто о субъективных и объективных, то есть взятых вместе.

«Логос» не субъективен и не объективен. То

же самое относится и к «идее».

Греческий язык не имеет термина «чувство».

Когда я по-русски перевожу греческое «айстесис» как «чувство», то на самом деле это неверно. Это греческое слово означает чувственное

ощущение. Еще сложнее обстоит дело в латыни.

«Сенсус» — это не только чувственное восприя-

165тие. Здесь имеется корень, присутствующий в

славянском «осязать». «Сенсус» не просто чувственное ощущение, а ощущение осязания.

И оказывается, при помощи этого «сенсус» обозначается все духовное, все душевное — и чувство, и настроение, и намерение, и стремление,

и любые чувства, которые только можно себе

представить. Так и должно быть. Основа здесь

какая? Космологическая. А космос есть тело.

Поэтому и черты человеческой личности материальны и чувственны.

Итак, ни греческий, ни латинский язык не

имеет слова «чувство». А слово «эмоция»? Погречески — «айстесис», по-латыни — «сенсус».

И другие субъективные переживания относятся

сюда же. «Фантасия» — это не «фантазия» в новоевропейском смысле, а чувственный образ,

субъективный, но совершенно пассивный; это —

отражение чувственной вещи. Греческое «патос»

ни в коем случае нельзя понимать как русское

«пафос». «Патос» есть пассивное состояние души; это — своеобразный страдательный залог,

причем никакой болезненности здесь нет. Я бы

перевел «патос» как «претерпевание». Могут

сказать: ведь этого же мало. Неужели личность

сводится к одним физическим претерпеваниям?

А я спрошу: но разве мало того, что это исходит

от неба? Мало того, что это есть результат эманации, истечения небесного космоса? Мало того,

что это — излияние небесного эфира? Если вам

этого мало, тогда вам нечего делать в античной

культуре.

И еще один термин — «техне». Как его перевести? Это — «ремесло», искусство, не только

человеческое, но и божественное, космологическое. Космос — это тоже величайшая «техне».

166Значит, греки не различали искусство и ремесло? Но не следует подходить к античности с

рамками новоевропейского человека. Конечно,

художник другой эпохи будет обижен, если вы

назовете его искусство ремеслом. «Я не ремесленник, я художник»,— скажет он. А грек гордился тем, что он ремесленник! Вот этот внеличностный характер и лишает «техне» значения

такого высокого искусства, которое выше всякого

ремесла. Вместе с тем и ремесло лишается своего внешнего и слишком материального и бессодержательного значения. Ремесло — это одухотворенная, одушевленная вещь, оно не отличается от искусства. «Техне» — это, во-первых, ремесло, во-вторых, искусство и, в-третьих, наука.

Получается, что грек не отличает ремесла и искусства от науки? Да, потому что науку он понимает практически. Конечно, чистое умозрение

возможно, но это — абстракция. Реальная наука

не есть чистое умозрение, это всегда практика.

Поэтому научная «техне» недалеко ушла от ремесленной или от художественной «техне». Вот

какие выводы приходится делать, если всерьез

отнестись к античной культуре как к строящейся на принципах материально-чувственного

космологизма. На эту тему можно говорить

много.

«София» — мудрость, но имеются тексты, которые говорят о том, что «софия» — это тоже

техническое умение. Разве не удивительно, что

когда Платон стал строить свой мир, то назвал

строителя «демиург»? А «демиургос» — это же

«мастер, плотник, столяр». И когда он начал

строить свой космос, то строил его как мастер.

Так что и в тезисе XI, где я рассматриваю космологизм с точки зрения объективно-субъ-

167ективной, тоже господствует внеличностный

принцип.

Наконец, тезис XII, в котором я хочу подвести итог.

Оказывается, основное представление о мире

у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят.

Откуда они приходят, неизвестно, куда уходят,

неизвестно. Впрочем, это известно: приходят они

с неба, ведь людиэманация космоса, космического эфира, и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля— это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры?

Отвечу: сам космос сочиняет драмы и комедии,

которые мы исполняем. Философу достаточно

знать только одно: что он актер и больше ничего.

Прибавьте к этому еще и то, что, согласно исследованию советского филолога А. А. Тахо-Годи,

наше понятие личности довольно часто выражается по-гречески термином «сома», а это есть

не что иное, как «тело». Значит, сами же греки

в своем языке раскрыли тайну понимания личности: это — хорошо организованное и живое

тело.

Вот в этом представлении как раз и проявляется огромный внеличностный характер космологизма, с одной стороны, а с другой — сказывается возвышенный, высокий, торжественный

космологизм. Поэтому не говорите, что мы тем

самым унижаем античность. Разве мало того,

что вы — порождение космоса, эманация эфира?

Если мало, то вам не следует заниматься античностью, так как вы подходите к ней с монотеистической точки зрения.

168Вот мои 12 тезисов.

Конечно, все это изложено в общей форме,

но я и говорю только о принципах античности.

Если желательны еще и подробности, то это значит желать от принципа того, что подчинено

этому принципу, то есть перейти к отдельным

слоям исторического процесса, к отдельным периодам античной культуры, но это уже совсем

другая тема. А эти 12 тезисов в виде первого

приближения к предмету кое-что все-таки дают.

Хочу сделать еще небольшое пояснение.

Античный человек свободен, и вместе с тем

он подчинен необходимости. Он космологичен,

внеличностен. Но я должен добавить к этому,

что античный человек — еще и рабовладелец.

Само рабовладение тоже безличностно, космологично, материально и чувственно.

Аристотель доказывает следующую теорию.

Все общее есть рабовладелец в отношении всего

частного. Если единичное подчинено общему,

значит, единичное есть раб, а общее есть рабовладелец. Таким образом, вся мировая система,

по Аристотелю, есть система рабовладельческая.

Рабовладение связано с чувственно-материальным космологизмом. Еще раз оговорюсь: все

сказанное сейчас выражено в общем виде; чтобы быть последовательно доказательным, нужно

об этом говорить отдельно.

В статье «История философии как школа

мысли» ‘ я показал, что понятие судьбы в античности — это понятие рабовладельческого общества. При этом речь шла о принципе. Если

же рассуждать конкретно, то нужно говорить

об отдельных периодах. Были периоды расцвета,

1 См. настоящее издание, с. 246—247,

169когда античный грек радовался светлым лучам,

исходящим из звездного неба, когда он молился

на восходящее солнце. В конце концов и античный человек стал чувствовать, что его система

слишком далека от личности и в этом смысле

слишком пустынна. Это создало возможность

для появления в дальнейшем, на развалинах античности, новой культуры, основанной на абсолютизации личности.

В связи с работой над многотомной историей

античной эстетики мне приходится уделять много внимания изучению неоплатоников, а это —

последняя и очень богатая философская школа

античности. Уже христианство стало государственной религией, уже гремели вселенские соборы, а небольшая группа языческих философов

создавала свою концепцию античности. Но дни

языческой античности были сочтены, и эти философы, глубоко понимавшие сущность античной философии, все-таки в конце концов пришли к выводу, что все это — пустыня. Почему?

Нет никого, раз нет личности, а есть только что.

Космос — это что, а не кто. Поэтому я бы так

сформулировал печальный и трагичный конец

этой замечательной античной внеличностной

культуры. Я бы сказал словами поэта нашего

века:

Я несусь и несу неизбывных пыланий

глухую грозу

И рыдаю в пустынях эфира.

Так кончились те светлые дни, когда человек

молился на звезды, возводил себя к звездам и

не чувствовал своей собственной личности.

170ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

В ЦЕЛОМ И В ЧАСТНОСТЯХ

1. Традиционные предрассудки. Всякого,

кто приступает без предрассудков к ознакомлению с историей античной философии, удивляет

одно обстоятельство, которое скоро становится

привычным, но, по существу, требует решительного искоренения. Казалось бы, такое понятие,

как «античность», представляет собой нечто определенное и цельное. Но эта определенность

обычно ограничивается лишь кое-какими территориальными или хронологическими данными;

и всегда бывает очень трудно добиться ответа

на вопрос, что же такое сама античность.

а) Вошло в обычай, особенно в популярных

изданиях, ограничиваться только философией

от Фалеса до Аристотеля. Этот период иной раз

носит название «античная классика». Ведь эта

классика занимает всего каких-нибудь два столетия (VI—IV вв. до н. э.), в то время как вся

античная философия охватывает по крайней мере 1200 лет. Последние античные философы доживали свой век в VI столетии н. э.

Иногда такой подход мотивируется тем, что

первые два века, именуемые классикой, представляют собой расцвет античной философии,

создавшей в это время все самое значительное.

Получается так, что сразу начался расцвет, а

потом в течение целого тысячелетия был только упадок античной философии. И бороться с

таким предрассудком очень трудно. Приходится

доказывать, что начальный период античной философии — натурфилософия VI—V вв. до н. э.—

является только примитивом в сравнении с

последующим тысячелетием, что Платон и Ари-

171стотель только заложили фундамент для последующего философского развития и что субъективизм последнего тысячелетия античности

создал небывалые формы тончайшего философского развития, представленные к тому же огромным литературным наследием. От всей досократовской философии не осталось ни одного

цельного трактата, в то время как последние

века античности изобилуют множеством

Скачать:PDFTXT

Дерзание духа Лосев читать, Дерзание духа Лосев читать бесплатно, Дерзание духа Лосев читать онлайн