— это мышление, а мышление — жизнь
мысли. Нужно воспитывать в людях любовь к
глубине и красоте самой мысли. Творческое
мышление успокаивает человека, делает его
здоровым не только психически, но и физически, ободряет его для работы и помогает ему
ставить человечески достижимые цели. Все это
раньше называлось «идеализмом», причем идеализм здесь понимался как весьма дурная философия. Если вы и сейчас считаете меня дурным
идеалистом за проповедь спокойного, умиротворяющего и отрезвляющего мышления, значит,
сказать вам на тему о техническом прогрессе
больше уже нечего. Если буржуазно-капиталистический накал в изобретении средств для массового уничтожения вы считаете нормой технической цивилизации, то разговаривать мне с вами не о чем.
— Но то, что вы сказали о любви к самой
мысли как таковой, действительно напоминает
— У нас мышление часто понимают как деятельность, совершенно оторванную от всякой
действительности. Такое мышление в самом деле было бы уродством, если бы оно было возможным. Но это невозможно, потому что мышление — это не какое-то частичное ущербное
отражение действительности, но отражение всестороннее. А это значит: если действительность
развивается, то и мышление развивается; и если
действительность есть творчество нового, то и
мышление есть творчество нового; и если действительность всегда сама себя переделывает для
достижения новых форм, то это же относится и
к мышлению; и если каждая вещь и событие
294действительности не существуют в абсолютной
изоляции, но являются всегда зарядом, методом,
скрытым планом и программой всех последующих результатов этих вещей и событий, то и
мышление есть тоже не что иное, как планирование действительности. Подлинное мышление
является руководством к действию, оно неотделимо от своего практически-технического осуществления. А иначе разговоры о том, что мышление есть отражение действительности, являются пустым и бессодержательным занятием.
Кто хороша мыслит, тот хорошо действует. Математика, исходя из тех или иных эмпирических
данных астрономии, составляет и решает свои
собственные уравнения при помощи чистейшего
математического мышления; но в результате
оказывается, что практическое применение этих
чисто мыслительных математических операций
помогает предвидеть то или иное состояние неба
в будущем и даже открывает целые планеты.
Вот что значит мышление, если оно развивается по присущим ему действительным законам.
— Мне кажется, что, говоря о роли мышления в наше время, вы тем самым затрагиваете
и вопрос о молодежи.
— Да, затрагиваю. Но прежде чем говорить
о нашей современной молодежи, вы должны
учесть, что эта молодежь не переживала мировых катастроф, не переживала двух мировых
войн и не переживала социальной революции.
Это, конечно, делает ее во многих отношениях
легкомысленной, склонной к мечтательству и
лишает крепких общественно-политических основ. Зато умственное настроение такой молодежи менее связанно, более восприимчиво и отзывчиво и более склонно к выработке объек-
295тивно правильного мировоззрения. Но это-то и
заставляет меня как старого педагога стремиться насаждать в этих молодых умах более здравое отношение к действительности и вместо безрассудного техницизма — умение верить в более
умиротворенные человеческие идеалы. И вообще я не знаю, как жить, если вы отнимете у
меня и моих воспитанников веру в полную возможность и даже необходимость для человечества наступления достойного его общества. Еще
Гегель понимал смысл всего исторического процесса как тайное или явное стремление к свободе. Я не знаю, как жить, если не мыслить всеобщего освобождения человечества и от всех
неожиданностей природы, и от всяческой злобы
в самом человеческом обществе. Пусть где-то
там изобретают средства для массового уничтожения человечества. А я и мои ученики все-таки
верим в наступление всеобщего мира и свободы.
Разум, мышление, честно проводимое до конца,
только об этом и говорит. Я убежден, что воспитанная в этом духе молодежь уже не будет
устремляться на огонь, как бабочка на горящую
свечу, а будет считать, что в силу самой истории наступает полное разочарование в целесообразности вечных войн и вечного приготовления к войне. Человечество скоро осознает, что
это просто невыгодно.
— В заключение меня интересует вопрос
уже чисто личного характера. А именно, мы знаем, что в течение многих лет вы пишете много
разных научных работ, печатаете их и в то же
самое время страдаете тяжелой болезнью глаз,
лишающей вас возможности самому читать и
писать. Как это происходит?
— Это происходит очень просто — и тоже
296при помощи мышления. То, что я сам не пишу,
а диктую, в этом нет ничего особенного, поскольку многие писатели даже с нормальным
зрением предпочитали диктовать свои произведения. То, что для исследования какой-нибудь
темы требуется ознакомление с большим количеством отечественной и зарубежной литературы, это тоже ясно; и то, что эту литературу мне
читают, тоже не представляет собой ничего особенного. А вот в чем действительно заключается
трудность, так это в продумывании изученной
мною темы до самого конца, продумывании в
полном уединении и до такой степени подробно,
что на другой день я могу диктовать почти готовый текст. Многие удивляются, как это я могу диктовать трудный текст прямо набело. Но
удивляться здесь нечему, если принять во вни-.
мание свойственный мне напор и постоянный, я
бы сказал, поток мышления. В этом смысле я
неизменно считаю себя молодым. Если хотите
быть вечно молодыми, используйте методы
мышления, практическое осуществление которого возникает как бы само собой. Я потому долго
живу, что неустанно размышляю. Я потому так
много написал и напечатал, что всегда верил то
ли в неизменную вечную молодость, то ли во
О МИРОВОЗЗРЕНИИ
Вы спрашиваете меня, что такое мировоззрение и как можно было бы его построить. Готов
ответить на ваш вопрос, но только с одним условием. Если вы хотите разговаривать со мною,
я прошу вас отказаться от предрассудков, которые часто возникают у людей даже помимо их
297воли, и оставаться только на почве здравого
смысла. Возможно, вы и сами не понимаете, какой огромной властью над умами пользуются
обывательщина и просторечное, совершенно некритическое использование слов и понятий. Или
мы с вами будем оставаться на почве здравого
смысла, какие бы неожиданные выводы отсюда
ни возникали, или нам с вами не о чем будет говорить.
Термин «мировоззрение» состоит из двух
слов, «мир» и «воззрение». Если нам начать со
слова «мир», то вот вам первый предрассудок,
который очень часто встречается и у людей ученых, и у людей неученых. Обычно говорят: мы
не знаем, что такое мир, объясните нам. Я категорически утверждаю, что люди только прикидываются, будто они не знают, что такое мир.
Если я вас спрошу, можно ли Солнце считать
миром, то вы, конечно, тут же скажете: это
только часть мира. Хорошо. А Луна? Конечно,
скажете вы, и Луна тоже еще не весь мир, а
только его часть. А Земля? А вся солнечная система? А любое созвездие? На все эти вопросы
вы будете решительным образом отвечать, что
ни то, ни другое, ни какая бы то ни было вещь
вообще ни в коем случае не есть мир, а всегда
мы имеем тут дело только с частями мира. И почему же вы так говорите? А потому, что вы хорошо понимаете слово «мир». Иначе вы не отвечали бы так решительно ни о Солнце, ни о Луне; и сам этот вопрос, который я вам задаю, считали бы бессмысленным.
Правда, это знание о мире, которое вы здесь
проявляете, еще весьма туманное и неопределенное. Оно, конечно, требует научной разработки.
298Мир есть вся действительность в целом, в ее
прошедшем, в ее настоящем и в ее будущем.
Частей мира бесконечное количество, но мир
один, и вся бесконечность его частей есть нечто
одно, а именно сам мир и ничто другое. Но как
же это возможно? Это возможно только потому,
что мир есть целое, целостность. Сколько бы
разнообразных частей мы ни находили в этом
целом, оно остается самим собой и в этом смысле совершенно неделимо.
Итак, если вы хотите оставаться на почве
здравого смысла, вы должны сказать, что, хотя
мир и является в виде своих бесконечных частей, тем не менее он есть нечто целое, нечто
одно; и это целое не есть только сумма его частей. Оно является совершенно новым качеством по сравнению с ними. А иначе получилось
бы так, что если стул деревянный и стол тоже
деревянный и каждый из этих предметов не есть
своя специфическая неделимость частей, то мне
будет все равно, садиться ли на стул или на
стол. Поэтому дерево, из которого состоят части
стула и стола, не есть сами эти предметы, поскольку они могут быть сделаны не только из
дерева, но, например, из металла. Следовательно, и мир, взятый в целом, тоже есть неделимая
цельность, из каких бы частей он ни возникал
фактически.
Теперь остается еще один шаг, чтобы понятие мира получило для нас не только непосредственно воспринимаемую, но и логическую значимость. Дело в том, что, хотя целое невозможно без его частей, а части невозможны без
целого, все-таки логическая функция целого и
частей совершенно разная для целого и для его
частей.
299Целое невозможно без его частей, но оно может содержать эти части в себе потенциально,
а отнюдь не в виде фактического и материального существования. В таком потенциальном виде части целого существуют, например, в инженерно-техническом проекте дома, который предполагается построить. В то же самое время фактические и материальные части целого не могут
существовать без своего целого. Вернее сказать,
они вполне могут существовать без своего целого, но тогда каждая такая часть уже не будет
частью целого, а будет иметь вполне самостоятельное существование, и целое рассыплется на
множество таких частей, которые не будут иметь
к нему никакого отношения, и целое вообще перестанет в них существовать. Части только потому и могут существовать, что они воспроизводят целое. А иначе они вообще не были бы частями никакого целого.
Но тут важен еще один момент. Если части
существуют только благодаря тому, что они воспроизводят целое, а целое воплощается в отдельных своих частях, то это значит, что каждая часть целого утверждает себя не только благодаря воспроизведению целого, но также и благодаря воспроизведению других частей. Части
целого находятся не только в своем целом, но и
одна в другой. Правда, мир есть не просто целое, но и вечно изменчивое целое, вечно становящееся целое. Однако если есть становление,
то это возможно только потому, что есть и то,
что становится. Точно так же, если имеется становление, то имеется и направление этого становления. Но становление есть сплошной переход одного в другое, то есть борьба одного с другим. Тем не менее эта борьба происходит внутри
300самого же мира и мир ею управляет. Борьба противоположностей только потому и возможна,
что существует сам мир, который выше этой
борьбы и который уже не есть борьба, а только
тот мир, о котором мы говорим в смысле мирного состояния. Мир — Вселенная в основе своей
есть мир в смысле мирного состояния. Если в
мире существует борьба, то это только в силу
того, что мир — Вселенная, когда он рассматривается в процессе его становления и потому является борьбой, сам по себе, в своей основе представляет собой единство противоположностей,
то есть является миром в смысле мирного состояния. Это прямой и простейший вывод из того, что мир есть целое. Если борьбу рассматривать как стремление к уничтожению, то это не
борьба, а только смерть для всякого становления и развития. И лишь в том случае, если борьба противоположностей имеет своей целью мирное состояние, она является