Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Дерзание духа

значит прежде

всего бороться с тем плохим, что ты находишь

в любимом. А так как жизнь сложна и трудна,

то бороться с недостатками — значит неуклонно

идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни — это не

просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником — значит с юности готовиться к подвигу

жизни.

Наука требует внимания и сосредоточения,

а это вовсе не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания.

Но ученик пусть не думает, что во всех этих

делах все зависит от старших. Хороший, истинный ученик — это уже самостоятельный человек, хотя он может быть еще несовершеннолетним. Он тоже несет ответственность за себя, хотя пока в достаточно узких пределах.

Знающая любовь и любящее, очеловеченное

знание требуют от каждого еще и мирного благоденствия, без которого невозможны ни систематический труд, ни творческое напряжение

мысли. А так как это благоденствие надо еще

завоевать, то знать и любить — это значит быть

вооруженным против зла, то есть воспитать в

себе силу духа, и, таким образом, быть сильнее

тех, кто нарушает твое благоденствие. Поэтому

каждый знающий и любящий — это воин за общечеловеческое мирное благоденствие.

326Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое

благоденствие в будущем, не чувствует этого

всегда — при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоззренческого тезиса,— это плохой ученик. И лучше ему вовсе пока не учиться,

а подождать и набраться в жизненных университетах ума-разума.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека — это альфа и омега

всякой учебы.

Надо учиться, чтобы быть!

Ученик должен понимать, что любая математическая теорема, физический или химический закон, техническое изобретение, картина

той или иной исторической эпохи — все это возникло у людей как результат их жизненных порывов к истине и человеческому счастью, как

следствие их стремления найти приют в бесконечных исканиях на просторах человеческой

мудрости.

Чтобы создавать науку, нужно любить ее и

находить в ней отзвук всем своим стремлениям.

Надо трудиться над преодолением зла и быть

способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже еще проще: быть учеником — значит быть живым человеком.

ЧУДО БЕЗ ЧУДЕС

Чаликов вошел в мою комнату в каком-то

расстроенном виде, поникший и даже несколько

побледневший.

327— Ну что, Чаликов? Опять зарвался? Опять

не знаешь, куда деться? — сказал я благодушно, вовсе не желая в чем-то его упрекнуть.

— Пожалуй, зарвался. Но я не сам тому виной, а само оно. Понимаете? Само оно.

— То есть как это «само оно»? Мысль, что

ли?

— Да, да. Конечно. Мысль. Ведь нашему

брату только от мышления и приходится зарываться. Больше не от чего.

— Ну и что же?

— А то, что сегодня ночью я вдруг проснулся в состоянии волнения и даже болезни и взволновал меня вопрос о том, что кругом меня творятся какие-то чудеса.

— Ну почему же чудеса? Полегче разве ты

не мог выбрать выражение?

— Именно не мог. Это не вопрос, а какая-то

дубина, которой ударили меня по затылку. И дубина эта есть сведение всякого нашего чувственного восприятия на какое-то чудо.

— Чаликов, говоришь ты сильно, но невразумительно.

— Да что там говорить! Ведь водород же не

вода?

— И такие пустяки тебя взволновали?

— Нет, не пустяки. А в кислороде есть вода? Тоже нет. Значит, в водороде — нуль воды

и в кислороде — нуль воды. А когда соединили

два атома водорода и один атом кислорода, то

вдруг появилась вода. Разве это не чудо?

— Знаешь, что я тебе скажу, Чаликов? Ты

говоришь пустяки. Соединение водорода и кислорода — явление вполне естественное.

— Вот, вот. Я тоже говорю о том, что чудо

есть явление вполне естественное. И напрасно

328захаяли этот термин «чудо». Термин-то вы захаяли, а всю химию построили как науку о чуде.

— Ты слишком механицист и берешь вещи

в слишком грубом и неподвижном виде. Ведь

если ты рассуждаешь на основании учебников

химии, то ты должен прекрасно знать, что водород существует не только в виде газа, но есть

еще жидкий водород; и кислород вовсе не всегда только газообразен, а есть еще и жидкий кислород. Но если это действительно так, то в получении третьей жидкости из двух других жидкостей ты не имеешь никакого права находить

что-нибудь чудесное. Это вполне естественное

дело.

— Позвольте, позвольте. Я ведь говорю не о

жидкостях, а о превращении газа в жидкость.

И не только это. Главное — то, что и водород,

и кислород, в каком бы виде вы их ни брали, в

жидком или газообразном, все равно по своему

качеству ничего не имеют общего с водой, которая из них возникла и которая, между прочим,

тоже вовсе не обязательно есть жидкость, но может легко превращаться и в твердый лед, и в

газообразный пар.

— Но ты прибавь к этому еще и то,— сказал

я,— что и другие внешнефизические свойства

веществ тоже играют весьма немалую роль в вопросе о превращении одного элемента в другой.

Так, масса вещества тоже мало что говорит о переходе одного элемента в другой. Массы тел

вполне можно исчислить арифметически, но о

чудесной значимости четырех действий арифметики еще никто не говорил.

— Не понимаю,— сказал Чаликов.— Как же

это я вдруг должен расстаться с таким очевиднейшим и простейшим понятием, как понятие

329массы. Если рухнет понятие «масса», тогда ведь

все мое чувственное восприятие превратится в

какой-то непознаваемый туман. Массы тел, конечно, существуют. Но я не могу сводить их

только к одному количеству. Переход и превращение тел одного в другое — это ведь не только

количественное превращение. Это превращение

качественное, вполне физическое и телесное.

Вот тут-то я и становлюсь в тупик. На мое соображение о невозможности получения единицы

из суммы нулей я еще не нашел у вас ответа.

— Ну тогда нам с тобой необходимо отвлечься от слепых чувственных ощущений. Ты прекрасно знаешь, что в основе материальных вещей находятся атомы. Они отличаются один от

другого, обладают различной «планетарной»

структурой. Свойства химических элементов меняются в зависимости от увеличения или уменьшения зарядов их атомных ядер, в том числе и

от количества электронов, вращающихся вокруг

атомного ядра. При соединении кислорода с водородом и происходит соответствующее изменение как общего положительного заряда молекулы воды, так и количества входящих в состав

этой молекулы электронов. Если бы ты не рассуждал механистически, то зависимость свойств

химического элемента от определенной структуры его атома и точно так же зависимость

свойств молекулы от составляющих ее атомов

тебя нисколько не удивляли бы, и никакого чуда ты здесь не увидел бы.

— Но атомистическое объяснение качества

химического элемента опять представляет собой

ничем не обоснованный скачок,— сказал Чаликов.— Конечно, в основе слышимой мною мелодии лежат определенного рода движения волно-

330образной воздушной среды, воздействие этих

волн на мою барабанную перепонку и соответствующее раздражение слухового нерва. Но тот,

кто слушает музыку, удивительным образом не

мыслит ни воздушных волн, ни барабанной перепонки, ни слухового нерва. Какова атомная

структура кислорода, я не знаю. А что такое

кислород, мне известно. И поэтому и атомное

объяснение химического элемента или химических соотношений тоже основано на чуде. А

иначе вы должны признать, что познавать кислород, водород и воду и пользоваться ими могут только профессора физики, да и не всякой

физики, а обязательно молекулярной, атомной.

— Ну, я вижу, ты уж очень упорно задолбил

мысль о своем чуде. Я тогда скажу тебе так, что

ты уже вовсе не сможешь мне возразить. Именно, ведь и всякое целое таково, что оно, хотя и

состоит из частей, вовсе не сводится к этим частям, а есть некоторое новое качество, благодаря

которому отдельные, взаимоизолированные вещи превращаются именно в такие-то части и

именно такого-то целого. Другими словами, получение нового качества из двух других качеств,

не имеющих между собою ничего общего, есть

просто результат применения диалектического

закона единства противоположностей. Ты не

диалектик. Поэтому тебе и грезятся везде только

одни чудеса.

— Простите меня, мне это непонятно. Ведь

вы же сами говорите, что от двух противоположностей должен произойти скачок совсем в другую сторону. Вот этот скачок я и называю чудом, потому что обосновать его ничем нельзя, а

приходится его допускать как ничем не доказанный, но в то же время неопровержимый факт.

331— Ты рассуждаешь неправильно,— ответил

я.— Ты понимаешь элементы, из которых состоит диалектический переход, слишком изолированно и статично. Конечно, если и в водороде

содержится только нуль воды, и то же самое в

кислороде, то возникновение воды из кислорода

и водорода окажется каким-то чудом. Однако

понятия, которыми оперирует диалектика, вовсе

не являются какими-то мертвыми и неподвижными камешками. В каждом элементе целого

уже заложено так или иначе само целое, заложена его возможность. И вообще не существует

таких сущностей, которые были бы целиком

оторваны от своих проявлений и не обладали бы

никакой подвижностью. Те противоположности,

которые путем скачка переходят в неделимое

единство, еще до этого уже содержат в себе возможность такого скачка, его зерно или семя.

— Но если так, то и в химии каждый элемент тоже не берется в мертвом и застывшем

виде. В химии существует даже такой фундаментальный термин, как «валентность». А валентность и есть способность атома вступать в

разные связи с другими атомами.

— Но тогда я не знаю, против чего ты возражаешь,— ответил я.— Если хочешь, можно

сказать, что каждое диалектическое понятие обладает своего рода валентностью, которая обеспечивает его переход в другое понятие и, в частности, скачок от противоположностей к их

диалектическому единству, по своему качеству

не имеющему ничего общего с теми противоположностями, из которых оно произошло.

Конечно, диалектикам волей-неволей приходится понимать свои диалектические понятия

как в принципе потенциальные для других по-

332нятий, или как валентные. Но одной валентнооти

мало для получения скачков. Ведь в химии мы

имеем дело не с валентностью вообще, существуют только конкретные валентности, которые

определяются каждый раз своим собственным

содержанием. Валентность всегда определенным

образом целенаправленна. А целенаправленность атома зависит от его структуры. Изомеры

в химии — это такие соединения, которые, с одной стороны, имеют одинаковый состав и молекулярный вес, а с другой — различаются по своей структуре. Это структурное различие и ведет

к появлению у изомеров различающихся химических и физических свойств, то есть к появлению разных веществ за счет структурно различного строения единых по составу молекул. Так,

существуют две принципиально различающиеся

по своим физическим и химическим свойствам

кислоты, малеиновая и фумаровая, все различие которых с точки зрения их молекулярного

строения состоит только в изменении структурного места одного из элементов молекулярной

цепочки, а именно в изменении геометрического

положения этого элемента относительно центральной оси структуры молекулы. Значит, если

вы хотите сохранить в целости свою теорию

диалектики, вы должны признать, что диалектические понятия не только валентны, но и структурно-валентны.

— Но как же это может быть иначе? — сказал я.— Само собой разумеется, что диалектические понятия не только подвижны, но и целесообразно подвижны. Иначе диалектическое развитие было бы лишено всякой структурности

и превратилось бы в хаос противоборствующих

противоположностей.

333— Вот видите: свою диалектику вам волейневолей приходится приближать к

Скачать:PDFTXT

Дерзание духа Лосев читать, Дерзание духа Лосев читать бесплатно, Дерзание духа Лосев читать онлайн