Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Дерзание духа

необходимо вечно стремиться, разрешать вечную

проблему человека. И необходимо приближаться к абсолютной истине, необходимо в относительном искать абсолютное; наконец, необходимо дышать воздухом свободы.

— Ты, мой друг, здорово все это закруглил,— сказал я.— Только имей в виду истину,

которую ты сам же и высказал. Для того чтобы

дело делать, не надо никакой предварительной

философии. Тем не менее только философия и

обнаруживает ту истину, что дело делать — это

значит создавать условия для свободных решений. Но я бы сказал: это значит просто быть

подлинным человеком. Без теории, а так, путем

вдыхания воздуха, естественно.

— Оно конечно. Так сказать можно и нужно,— ответил Чаликов.— Только вот как бы не

стали смеяться, если мы скажем, что дело делать — это значит попросту быть человеком.

— А если кто будет смеяться, ты ему объясни. Если монтер чинит звонки, то как бы хорошо и как бы добросовестно он это ни делал, это

еще не значит дело делать. Ты ему скажи, твоему скептику, что дело делать — значит иметь

перспективу, что это есть свобода. Это значит

делать дело добровольно, а всякое необходимое

разумное принуждение принимать как акт своего собственного и вполне независимого реше-

55ния. Если ты роешь картошку, то освободиться

от этого не значит перестать рыть картошку.

А это значит ощутить такое действие как добровольно и чистосердечно совершаемый тобою

акт свободы и как твое собственное намерение,

пусть маленькое, но зато вполне свободное. Вот

это и будет значить дело делать.

— Да, оно конечно. Но ведь, пожалуй, тот,

кто дело делает, и среди бытовой дребедени чувствует себя свободным и даже властителем.

— Хорошо,— сказал я.— На этот раз довольно. Если что будет не так, приходи поболтать.

Очень, очень вам благодарен. Спасибо.

— И тебе тоже. Хорошо поговорили?

Здорово!

— А в случае чего, не поминай лихом.

— Ни-ни,— сказал он.

— И, по Пушкину, «не оспоривай глупца».

— А мне до этих глупцов, как до лампочки.

До скорого,— сказал Чаликов.

— До скорого.

ДИАЛЕКТИКА

И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

О диалектике написаны горы книг и статей.

Это трудный предмет для разговора. Но я постараюсь, чтобы меня понимал всякий. Другими

словами, для определения и разъяснения диалектики я собираюсь употребить всего несколько положений, причем таких, которые не требуют особых доказательств. В науке такие основные положения называются аксиомами.

Само собой разумеется, на основании таких

аксиом можно строить огромное количество раз-

56ных теорем, которые уже требуют для себя доказательств. Однако нельзя же все на свете только

доказывать. Если все обязательно доказывать,

то доказательств наберется целая бесконечность;

а так как бесконечности достигнуть нельзя, то

тогда и окажется, что доказываемый тезис в

конце концов лишается достаточного для себя

обоснования. Доказательство возможно только

там, где признаются какие-нибудь недоказуемые элементы, причем не в силу доказательств,

но исходя из простого здравого смысла. Вот теперь и спросим себя: что же это за аксиомы?

Движение. Первая такая аксиома гласит: все

движется.

Неужели тут надо что-нибудь доказывать?

И не сочтем ли мы душевнобольным человека,

который будет утверждать, что все на свете абсолютно неподвижно, что ничего на свете нельзя сдвинуть с места и что мертвый покой раз

и навсегда объял всю действительность? Правда, движение бывает разное, быстрое или медленное и разнообразное в связи с качеством

предмета, который движется. Движение ветра —

это одно, движение волн в реке — это другое, а

когда живое существо переходит из одного своего возраста в другой, то это, очевидно, уже движение в третьем смысле. Но судите сами, можно ли на основании разнокачественности движения отрицать само это движение? Даже если

вещи и совсем не движутся и находятся в состоянии покоя, то ведь покой-то этот тоже требует для себя времени. А уже того, что время

движется,— этого никакой здравомыслящий человек отрицать не может.

Спорить тут, очевидно, не о чем.

Покой. А вот и вторая аксиома: все покоится.

57Тут читатель, правда, может замахать руками в знак протеста и отрицать, что все покоится. Но с моей стороны, как мне кажется, требуется только одно небольшое разъяснение, чтобы

эта аксиома стала понятной.

«Скажи мне, пожалуйста, ты родился в таком-то году?» — «Да, я родился в таком-то году». — «А скажи, пожалуйста, когда ты поступал в школу, тебе сколько было лет?» — «Мне

было тогда 7 лет». — «А поступая в школу, ты

был как раз тем самым Иваном, который родился 7 лет назад, или в момент поступления в

школу ты был уже не Иван, а, допустим, Петр

или Семен?» — «Конечно, я был тот же самый

Иван». — «А когда ты станешь взрослым человеком, ты тоже будешь продолжать быть Иваном или станешь каким-нибудь Генрихом или

Ричардом?» Конечно, ты опять-таки останешься

все тем же Иваном… Ясно, что человек, с одной

стороны, непрерывно движется и меняется с

возрастом, а с другой стороны, вовсе никак не

движется и не становится каким-то иным человеком, и это вовсе не только теория.

Посмеешь ли ты подумать хоть одно мгновение, что вчера ты был Иван, а сегодня ты не

Иван, а Людовик? Другими словами, можно ли

двигаться, не пребывая в покое? И можно ли

пребывать в покое ровно без всякого движения?

И тут вполне ясно, что такое отождествление

движения и покоя вовсе не относится только к

человеку или только к живому существу. А камень? А поверхность Земли? Ведь всякая вещь

вообще, о которой можно сказать хотя бы одно

слово, является и все время разной, и все время

одной и той же, пока она реально существует.

И это не просто моя теория, да и не теория во­

58обще, это очевиднейший факт, самоочевидная

действительность. Разве это теория, если старик

умирает, будучи тем же самым, кем он родился

в свое время? Доказывать, что в свои 20 лет ты

не тот же самый человек, которым ты был в свои

10 лет, значит заниматься софистикой.

Поэтому софист не тот, кто утверждает необходимую совместность движения и покоя, а тот,

кто эту совместность отрицает. Герой гоголевских «Записок сумасшедшего» тоже однажды

почувствовал себя испанским королем Фердинандом VII. Вот ты как раз и будешь гоголевским сумасшедшим, если станешь отрицать наличие в человеке самотождественности наряду с

саморазличием.

Подвижной покой. Но тут я подошел к той

третьей и к той четвертой аксиомам, которые

тоже составляют самое ядро диалектики.

Ясно, что Иван одновременно и меняется и

не меняется, или, говоря вообще, и движется и

не движется. И если я теперь скажу, что всему,

что только существует и мыслится, обязательно

свойствен подвижной покой, можешь ли ты чтонибудь возразить? Нет. А между тем звучит-то

этот подвижной покой как будто бы чересчур

непонятно и абстрактно. Непонятно это бывает

только в том случае, если люди отказываются

от здравого смысла. На самом же деле это самый

обыкновенный факт, что ты в течение всей своей

жизни остаешься Иваном, а не перестаешь быть

Иваном и становишься вдруг испанским королем Фердинандом VII. Но если бы ты и стал

фактически этим королем, все равно это был бы

тот же самый ты. Уже само слово «превратился»

свидетельствовало бы в данном случае о том, что

ты при всех своих превращениях в основе своей

59остаешься тем же. А иначе и само слово «превратился» потеряло бы всякий смысл.

Могу сказать и иначе. Если ты всегда и везде один и тот же, правда в своей основе, то, с

другой стороны, ты, как мы сейчас твердо с тобой установили, в то же время и везде различный. Я хочу сказать, что все существующее и

все мыслимое обязательно есть всегда и всюду

самотождественное различие. Для уяснения такого словосочетания не нужно ничего другого,

кроме здравого смысла. Это тебе понятно так

же, как и то, что сейчас хорошая погода и светит

солнце и что для установления такого факта

нужно только выйти из своей квартиры или хотя бы открыть окно.

Итак, третья аксиома гласит: все является

подвижным покоем и самотождественным различием.

Единство противоположностей. Чтобы понять

четвертую аксиому, потребуется, как и везде,

только разъяснение, а не доказательство. Но

чтобы эту аксиому разъяснить, необходимо начать как бы издалека, хотя на самом деле это

вовсе не издалека, а все тут же.

Стол деревянный? Деревянный. Но одной

деревянности мало для стола? Мало, потому что

стул тоже деревянный, и шкаф деревянный.

И стол состоит из доски и четырех ножек? Конечно, но шкаф тоже состоит из полок и тоже

имеет четыре ножки. А то, что стол покрашен в

коричневую краску, это для него важно? Важно. Но шкаф тоже выкрашен в коричневую

краску. Тогда что же получается? Деревянность — признак стола, но не сам стол. Наличие

досок характерно для стола, но сами по себе

взятые они еще не есть сам стол. Также и опре-

60деленная окраска хотя и характерна для стола,

но еще не есть сам стол. Но где же сам-то стол?

Если в столе ничего нет, кроме отдельных признаков стола, то это значит, что никакого стола

вообще не существует. Либо стол есть специфический носитель всех своих признаков и свойств

и не сводится к ним, тогда он действительно существует, о нем можно говорить и им можно

пользоваться. Либо никакого носителя признаков, отличного от этих признаков, ни в каком

смысле не существует; и тогда неизвестно, куда

же надо относить все эти признаки и чему же

они нами приписываются, то есть стол перестает

быть столом не только для нашего употребления, но просто даже для нашего представления

об этом столе.

А вот теперь я спрошу: куда же деваются все

признаки стола, если на самом деле важны не

признаки стола, а сам стол? Но вопрос этот

поставлен неправильно. Я ведь не утверждал,

что признаки стола никакого значения не имеют. Наоборот, я их признавал именно как признаки стола; но чтобы им быть как раз признаками стола, а не чего-нибудь другого, необходим

и сам стол, так как иначе наши признаки ни

к чему не будут относиться, ни о чем не будут

свидетельствовать. Но в таком случае стол необходимо понимать как носителя его признаков,

как то, в чем совмещаются все эти признаки,

в чем они совпадают и в чем они уже перестают быть чем-то самостоятельным и разобщенным, в чем они совпадают до неузнаваемости, но что как раз и образует собою всю данную

вещь в ее цельности. Ведь если я сел за этот

стол, это еще не значит, что сел за деревянность

этого стола, что сел за данный признак стола.

01И когда я воспользовался этим столом, чтобы

распределить на нем свои книги, то воспользовался не его доской или ножками и не его коричневым цветом, но воспользовался самим этим

столом, в котором все его отдельные признаки,

конечно, существуют, но в котором все они совпали в одно неделимое целое. И если мне захотелось сдвинуть этот стол с одного места на

другое, то я должен двигать не его деревянность

и не его коричневый цвет, но самый этот стол.

А ведь деревянность не есть коричневость, но

противоположность ей, поскольку говорит совсем о другом предмете. Стол обязательно есть

неделимое и нечленимое единство всех своих

признаков, как бы они ни относились к другим

предметам, то есть какими бы они ни были в

отношении друг друга противоположностями.

Иначе он ничем не будет отличаться, например,

от стула или от шкафа, которые тоже деревянные.

Когда я говорил о движении и покое и о совмещении

Скачать:PDFTXT

Дерзание духа Лосев читать, Дерзание духа Лосев читать бесплатно, Дерзание духа Лосев читать онлайн