того и другого в одной вещи, я еще не
говорил о качестве того, что движется и меняется, и о качестве того, что тождественно и
различно, а вот теперь меня интересует именно
качественная сторона и того предмета, который
движется, и того предмета, который покоится,
и того, что одновременно и движется, и не движется. Речь идет о признаках вещи, о свойствах вещи. И оказывается, что эти признаки,
взятые не в своей разорванности и дискретности, не в своем беспорядочно-хаотическом
состоянии, но именно в своей качественной отнесенности к определенной вещи, тоже теряют
свое взаиморазрывное состояние, свою взаимную противоположность и тоже становятся чем-
62то целым, в котором они, конечно, не перестают
существовать (иначе перестало бы существовать и возникшее из них целое), но уже отражают на себе смысл того целого, признаками
которого они являются, и в этом же совпадают
друг с другом, как и с тем целым, для которого
они являются признаками, то есть отдельными
частями.
Но теперь позвольте сформулировать четвертую аксиому в диалектике: все существующее
(а значит, и все мыслимое) есть единство противоположностей.
И тут я опять-таки совершенно категорически утверждаю, что данная аксиома не есть плод
рассуждающего мышления, абстрактного рассудка. Иначе вы должны будете говорить, что
вы сели не за стол, а за его деревянность или
за его коричневость. Другими словами, если тут
кто-нибудь и занимается абстрактной казуистикой, то это вовсе не я, который отличил носителя стола от его свойств и признаков, но именно
те, кто отрицает существование стола как неделимого единства всех характерных для него
свойств и признаков. Ведь кто отрицает вещь
как неделимое единство противоположностей,
тот в своей характеристике данной вещи, очевидно, базируется только на ее признаках и
свойствах. Но базироваться на признаках и
свойствах — это значит их овеществлять, то есть
представлять как отдельные вещи. Не рассыпается ли в таком случае вещь на огромное, если
не прямо на бесконечное, число отдельных и никак не связанных между собой вещей? У меня
вот есть стол, а у вас его нет, потому что он рассыпался для вас на бесконечное число ничем не
связанных между собой признаков; и это число,
63рассуждая теоретически, необходимейшим образом бесконечно, поскольку ведь каждая такая
вещь, в виде которой вы хотите представить отдельные свойства вещи, будет состоять у вас из
разных признаков, которые тоже будут у вас
овеществляться. Продолжая такие поиски стола
как определенной вещи, вы просто превращаете
ваш стол в бесконечное количество все более
мелких частей, то есть в какое-то марево неизвестно чего и в какой-то туман вещей, о которых можно сказать только то, что они стремятся
к нулю. Так что и весь ваш стол окажется просто какой-то вашей галлюцинацией. Поэтому
не лучше ли с самого начала признать в столе
его основу, при сохранении которой станет
вполне безопасным накопление любого числа
признаков и свойств вашего стола?
Замечу еще и следующее. До сих пор я говорил о столах, стульях и шкафах. Ну а если буду
говорить, например, о камне у меня во дворе
или о дереве под окном. Разве не то же ли самое единство противоположностей я должен находить у всех предметов? Ясно, что речь должна
идти, конечно, вовсе не о столах, стульях и шкафах. Но оставим отдельные вещи. А возьмем
все вещи, которые только существуют, и возьмем их все сразу и вместе. Что тут получится?
Мир существует или не существует? Мир, ко-;
нечно, существует. И это утверждение стало
возможным только в результате сложнейших и
абстрактнейших операций рассудка, только в
результате длительной и насильственной учебы?
Ничего подобного. То, что мир есть, это всякий
дурак знает. И для признания мысли, что мир
существует, не нужно долго учиться, а нужно
64только рассуждать на основании здравого
смысла.
Ну а если это действительно так, то можно
ли это «все» как-нибудь вообще мыслить? Я думаю, что если мир существует, а мир — это вообще все вещи, взятые в целом, то, очевидно,
Земля не есть мир, но только часть мира, и Луна не есть мир, но только часть мира, так же
как и Марс, и Юпитер, и Солнце, и все звезды и
созвездия. Но тогда спрашивается: а где же самто мир, само-то это «все»? Ведь здесь тоже придется признавать какого-то носителя всех мировых явлений, подобно тому как необходимо
было признать существование помимо отдельных признаков стола еще и определенного носителя этих признаков, а кроме частей стола
еще и стол как целое, несводимое к этим его частям. А отсюда нам придется признать существование в мире того совпадения всех царящих в
нем противоположностей, без которого становится бессмысленным признание и отдельных частей мира. Земля потому только и есть Земля, и
Луна только потому и есть Луна, что и Земля,
и Луна вместе со всеми другими частями мира
совпадают в одном единстве, нераздельном и нерушимом, без чего и всякая часть мира перестает существовать именно как часть мира, точно
так же, как и стол состоит вовсе не из деревянности, не из коричневости, не из досок и ножей
и не из его ящиков, а является тем целым, которое только и создает возможность мыслить все
эти признаки и части именно как признаки чего-то или части чего-то. Другими словами, мир,
взятый в целом, тоже есть сначала единство всех
своих внутренних противоположностей, а уже
потом и все эти противоположности, но взятые
65в свете целого. И всякая отдельная вещь есть
неделимое единство составляющих ее отдельных
и делимых признаков; и весь мир, взятый в целом, тоже есть вещь как неделимое единство
всех составляющих его признаков, свойств, частей и вообще явлений.
Единство противоположностей, определенным образом направленное. Теперь я перейду к
новой проблеме.
До сих пор я говорил все о столах да о столах. А ведь это, собственно, было разговором вовсе не о тех реальных столах, которыми мы
реально пользуемся, а только, так сказать, об общем «смысле» стола, о тех его особенностях, без
которых он и немыслим, и недоступен для его
использования. Чего не хватает в нашем предыдущем рассуждении? Не хватает той его значимости, благодаря которой он только и оказывается доступным для его использования.
И действительно, стол есть не просто вещь
вообще, а определенная вещь: это вещь, определенным образом сделанная, причем сделанная
для определенных целей. Если мы не будем обращать внимания на причинно-целевую предназначенность (определенность) стола, то, само собой разумеется, это уже не будет сам стол, а будет вещь вообще, потому что всякая вещь тоже
движется, тоже покоится, тоже пребывает в подвижном покое, тоже есть единство своих противоположностей. Где же тут специфика самого
стола? И можно ли без фиксации такой реальной и жизненной предназначенности стола говорить о самом столе?
И здесь я опять буду категорически настаивать, что жизненное назначение стола не есть
результат моей философской теории и вообще
66не есть результат каких-нибудь умозаключений,
но просто повелительная данность самого обыкновенного человеческого опыта. И если о чем
здесь можно спорить, то уж, во всяком случае,
не о «назначении» (определенности) вещи, а
скорее, может быть, о разных его типах. Притом я буду говорить о типах «назначения» вещи
строго последовательно, так, чтобы было видно, какой тип «назначения» вытекает из другого
такого же типа и какой тип требует признания
еще другого типа.
Единство и борьба противоположностей.
Здесь сразу бросается в глаза то обстоятельство,
что, если подходить к единству противоположностей не абстрактно, это единство противоположностей ни в каком случае не является мертвым и неподвижным. Оно всегда связано с борьбой. В результате этой борьбы очень часто берет
верх порядок, но часто берет верх и беспорядок,
даже хаос и даже просто нелепость. Какое же
это будет у нас единство противоположностей,
если оно не отразит в себе всего разнообразия
этого процесса?
Итак, если рассматривать единство противоположностей с такой точки зрения, то, во-первых, мы не должны бояться ни хаоса, ни большого или малого беспорядка, ни даже нарушений требований разума, ни даже нелепости, глупости, сумбура. Все это мы сможем объяснить.
И во-вторых, необходимо учитывать, что в диалектике не нужно бояться никакой борьбы порядка с беспорядком, никакой победы здесь одного над другим, никакого их согласия или разногласия, вообще никакого согласия или разногласия между любым хаосом и любым космосом.
Ничему этому мы не должны удивляться.
3* 67Куча песка, как говорят, бесформенна. Но,
конечно, бесформенность эта здесь только относительная, то есть речь заходит о ней лишь в результате сравнения этой кучи с другими предметами. В абсолютном же смысле слова куча
песка тоже имеет свою четкую форму, а именно форму кучи. Облака на небе тоже бесформенны. И это опять надо понимать только относительно. Человек с умственным расстройством
рассуждает нелепо. Но эта его нелепость тоже
имеет свою собственную внутреннюю логику.
Мало того. Врач-психиатр, чтобы установить
основной тип и характер умственного расстройства данного больного, в первую очередь должен установить как раз характер мышления
больного и методы его мышления и высказываний.
Другими словами, здесь возникает у нас сама собою пятая аксиома диалектики, а именно,
что диалектика основывается не только на единстве противоположностей, но обязательно еще и
на их борьбе, так что здесь мы получаем весьма
существенное дополнение к нашей четвертой
аксиоме, имеем ее весьма существенное развитие. Пятая аксиома гласит: все существующее
(а значит, и все мыслимое) есть единство и
борьба противоположностей.
Когда мы говорили, что стол помимо своих
раздельных признаков и наряду с ними является еще и их носителем, то это носительство было не чем иным, как тем целым, выражением частей которого и являются отдельные признаки и
свойства стола. Но вот если вместо стола мы
возьмем такой предмет, как холерная эпидемия,
то она только и состоит из бесконечного ряда нарушений нормального функционирования чело-веческих организмов, то есть из сплошных нелепостей, вредоносных случайностей, из безумного функционирования того, что по самой сущности своей и по своему назначению должно
было бы быть нормальным. Все это, однако, не
только не мешает ей быть каким-то единым
предметом мысли и не только не мешает логике
этой мысли, но, наоборот, является предметом
вполне логически создаваемой науки, именно
медицины, и даже специально изучается в медицинских институтах.
Всякий предмет мысли и всякое явление
жизни обязательно является как единством, так
и борьбой противоположностей, как пассивным
отражением того, что творится в жизни, так и
активной насыщенностью явлений, требующих в
одних случаях своего признания, а в других —
своего отрицания, то есть борьбы с ними.
Единство и борьба противоположностей в
своем становлении. Итак, пользуясь диалектикой, мы вошли в самую суть происходящего в
мире. И нашли здесь не только единство, но и
борьбу противоположностей. Эта борьба противоположностей, конечно, тоже есть единство,
поскольку обе борющиеся стороны одинаковым
образом участвуют в одном и том же, а именно
в борьбе. Борьба — это ведь только частное выражение единства вообще, то есть единство это
более сложное.
Но еще больше усложнится вопрос, если мы
обратим внимание не на сам принцип единства
и борьбы, но на то, каким образом он осуществляется, как становится, то есть на то, как он возникает, как расцветает и умирает. Но здесь наши теоретики сделали очень много, и в основном нам необходимо будет только воспроизвести
69в отчетливой форме то, что вообще часто говорится о диалектике.
Уже давно был замечен тот факт, что невозможно говорить об изменениях вещи лишь в одном плане этого изменения.