Вещь меняется. Но
как она меняется? Что она при всех своих изменениях остается в основе своей той же самой —
это мы уже установили. Иначе, если вещь в
каждое мгновение своего изменения становится
другой по самой своей субстанции, тогда и весь
процесс ее изменения распадается на бесконечный ряд дискретных, то есть взаимоизолированных и неподвижных в отношении друг друга,
точек. Но что в процессе своего изменения вещь
все время опять и опять становится новой, это
мы тоже установили достаточно отчетливо. Возникающая отсюда категория подвижного покоя
тоже установлена у нас достаточно ясно. Но вот
в чем дело. Присматриваясь к изменению вещи,
мы находим, что этот ее подвижной покой часто
поражает нас своими неожиданными результатами. Конечно, категория подвижного покоя настолько общая и необходимая, что спорить о ней
невозможно. Но, присматриваясь к реальному
изменению вещи, мы сразу чувствуем, что этого
подвижного покоя для нас очень мало. Он никак
не предусматривает всех тех неожиданностей,
которые приносит с собой движение вещи и которые по своей конкретности для нас как раз
важнее всего.
В своем саду я посеял семена цветов. В каждом семени не содержится ровно ничего такого,
что хотя бы отдаленно указывало на цветок.
Сам цветок появился в результате изменений,
происходивших с семенем в земле и после появления ростка из земли. Откуда же это? Очень
70хорошо говорить об изменении вещей. Но как
же это вдруг из самого обыкновенного и постепенного изменения появилось то, что по своему
виду и по своей форме уже совершенно ничем
не напоминает предыдущего процесса изменения?
Ты был неграмотным и не знал букв. Тебя
долго учили, что вот это начертание есть буква
А, а что вот это начертание есть буква Б. Но
потом тебе дали такое, например, сочетание
букв, как АБА, и потребовали произнести его
сразу как нечто целое. И ты, даже зная отдельные буквы, еще долгое время не мог произносить
их бесконечно разнообразные сочетания. Как же
вдруг потом оказалось, что ты читаешь любой
текст и вслух и про себя не только сразу и мгновенно, но даже с забвением отдельных букв и
звуков? Ты почему-то стал грамотным. Но грамотность уже по самому своему качеству отличается не только от неграмотности, то есть от
незнания отдельных букв, но и от того состояния твоей учебы, когда ты одни буквы знал, а
другие не знал и когда ты одни сочетания букв
произносил, а другие не произносил. Грамотным
ты стал только тогда, когда при произнесении
слов и предложений ты уже забывал об отдельных буквах и при произнесении слов «шли два
приятеля вечернею порой и дельный разговор
вели между собой» отдельные буквы уже отходили у тебя куда-то в сторону, и ты совсем их
не фиксировал. Вот это называется грамотное
чтение. Так после этого я тебя спрошу: не потребовала ли грамотность длительного времени
для ее усвоения и не является ли она по самому своему качеству чем-то неожиданно новым в
сравнении с полной неграмотностью?
71И какие только качественные изменения вещей, часто совершенно неожиданные, не наблюдаются нами всюду, где, казалось бы, происходят
только количественные изменения! Человек был
здоров; и как бы он количественно ни изменялся, он оставался здоровым. А потом он вдруг заболел, то есть его организм проявил совсем другое качество, хотя в количественном отношении
все было нормально и обыкновенно; а потом человек вдруг умер. И тут уж, во всяком случае,
организм по своему качеству стал иным, хотя
количественно все было вполне обыкновенно.
И совершенно так же все происходит решительно во всем, что меняется. Взять погоду, взять
историю нашей планеты, появление и гибель небесных тел, взять решительно все на свете. Как
видно, везде тут не только единство и борьба
противоположностей, но и такое становление
этого единства и этой борьбы, которое всюду
полно любых неожиданностей, всюду полно каких-то необъяснимых чудес. Вот и Менделеев
вдруг заметил, что из простого количественного
изменения удельного веса водорода происходят
решительно все химические элементы, хотя по
качеству своему они не имеют, казалось бы, ничего общего ни с водородом, ни друг с другом.
Вот и Дарвин построил свою теорию происхождения видов тоже на основании такого количественного назревания процессов жизни, которое
всегда приводило к появлению видов, уже несоизмеримых друг с другом но качеству.
Нужно быть слепым и глухим, чтобы не слушаться здесь здравого смысла. А здравый смысл
повелительно требует исходить из того, чего
реально требуют единство и борьба противоположностей, и признать, что в результате только
72одних количественных изменений обязательно
появляются неожиданные качества, ранее не
бывшие (если их рассматривать изолированно,
без понимания всего существующего как реального становления).
Отсюда шестая аксиома диалектики, гласящая: единство и борьба противоположностей
обязательно требует такого становления, когда
из простого количественного назревания возникают все новые и новые качества, необъяснимые, если предыдущее количественное назревание понимать только абстрактно количественно.
Эту аксиому можно сформулировать и гораздо короче. Поскольку постепенное количественное назревание часто приводит к новым качественным скачкам, постольку можно сказать попросту, что развитие происходит в виде становления количественно-качественных структур.
И поскольку этот процесс есть постоянный переход все к новым и новым формам, постоянная
борьба со старыми формами, то можно сказать,
что вечное становление количественно-качественных структур есть одновременно постоянная
борьба, то есть сплошное самопротивоборство.
Исторический процесс. Выше мы установили, что существующее есть и подвижной покой,
и единство и борьба противоположностей, и количественно-качественная становящаяся структура. Ясно, однако, что это далеко не все. Ведь
мы сейчас все время говорим о существовании,
о жизни. Но о какой жизни? Жизнь растения —
это одно, но жизнь животного — это уже совсем
другое. Само собою ясно, что, пока мы не заговорили о жизни человека, мы не коснулись самого главного, самого глубокого и самого интересного типа жизни, то есть человеческого типа.
78Человек, например, живет в природе, но сам
по себе он еще не есть природа. Человек — живое существо и, если угодно, даже животное.
Но человек не сводится к животному. Человек,
во-первых, есть разумное существо, но и этого
мало. Когда говорят, что человек есть разумное
существо, то слово «разум» понимают не отвлеченно, но как нечто такое, что осмысливает собою всякую материальную данность. Наличие
разума в живом существе делает его носителем
высших ценностей, вплоть до космических.
Итак, во-вторых, разумность человека понимается как общественно-личная ценность. Поэтому
говорят, что человек есть личность, то есть носитель высших ценностей, и человек есть общество, поскольку личностей много и все они взаимодействуют между собой, образуя общество.
В поисках дальнейшего расширения наших
представлений о человеке мы, конечно, должны
перейти к такой общественно-личной области,
которая является продуктом исторического развития. Человека нет без личности, личности нет
без общества, но и общества нет без истории.
Ясно же, что подобного рода утверждение опятьтаки не есть результат какого-то очень сложного рассуждения. Совершенно категорически и
безоговорочно можно утверждать, что человек
есть продукт исторического развития, сгусток
общественно-исторических отношений.
Мы уже говорили о необходимости находить
в любом процессе его количественно-качественную структуру. Но сейчас речь идет не просто
о процессе, но об одной его разновидности, самой зрелой и максимально конкретной, то есть
об историческом процессе. Очевидно, что исторический процесс есть в первую очередь некое
74постепенное развитие, некое то более медленное,
то более быстрое созревание, расширение и углубление чисто количественной исторической
данности. Но в истории мы постоянно являемся
свидетелями не только постепенной эволюции
той или другой общественной формы, но и тех
революционных скачков, которые сравнительно
быстро отправляют в прошлое данную историческую форму и насаждают новую форму. Постепенное развитие иной общественной формы
происходит очень медленно и даже малозаметно. Одни люди осмеливаются думать по-новому,
другие не осмеливаются, третьи колеблются, а
четвертые являются активными борцами против
новых требований жизни. И это происходит годами, десятилетиями и даже столетиями. Но вот,
как говорят, пробил час истории; и едва мыслимое и малопродуманное, а в бытовом смысле
даже и совсем неожиданное вдруг получает силу, становится ясным для большинства, сметает
прошлые формы и устанавливает небывало
новые.
Поэтому седьмая аксиома диалектики гласит: исторический процесс развивается в виде
постоянной смены количественно-качественных
структур, то есть в виде эволюционно-революционных изменений.
Абсолютное и относительное. Неугомонна
человеческая мысль. Она никогда не стоит на
месте и все время расширяется и углубляется.
Вот и теперь, когда мы уже дошли до реальноисторического человека, казалось бы, дальше уже и идти некуда. Исторический человек,
казалось бы, это и есть последняя и самая конкретная реальность. Тут, однако, уже и малое
размышление требует еще одной установки.
75Как в быту иной раз понимают диалектику?
Я знал одну музыкантшу, которая своей игрой приводила в восторг своих слушателей. Но
когда она после концерта приходила домой, то
настолько капризничала и обижала всех, что ее
ближние постепенно отошли от нее. Она так и
умерла старым человеком в беспомощном одиночестве. Говорят: ничего не поделаешь, такая
уж «диалектика».
Но можно ли диалектикой все объяснить?
А главное, если диалектикой и можно все объяснить, то можно ли ею все оправдать?
Тут необходимо усомниться. Диалектикой
можно все объяснить, это правда. Но вот в истории Древней Греции был целый период, когда
выступили так называемые софисты, которые
именно диалектикой и пользовались в целях
разрушения всего необходимого для человека и
даже всего просто приличного. Софисты утверждали, например, что можно доказать любое
утверждение, что вообще нельзя высказать никакой истины, а иные говорили, что нельзя
высказать и ничего ложного. Все человеческие
утверждения, говорилось тогда, одинаково и
истинны и ложны. И доказывалось это с применением иной раз весьма утонченных диалектических приемов. И вообще, диалектику очень
часто понимали в истории как остроумную игру противоречий, которая никого ни к чему не
обязывала, а была только способом веселого
времяпрепровождения. Да и у нас в быту часто
говорят: вашей диалектикой можно доказать
что угодно. Не знаю, что значит в данном случае «вашей». Если я говорю не о какой-то «нашей», а о собственно диалектике, то она вовсе
не собирается доказывать что угодно, она вовсе
76не пустая игра словами и не преследует целей
релятивизма, нигилизма и вообще болтовни.
И вот почему.
Жизнь действительно зачастую сплошная
путаница. Такова же и история. Но ведь не только путаница. Жизнь скорее вечная проблема, а
не путаница. И проблема эта вечно решается,
хотя и не окончательно. Но проблема чего именно и путаница в чем именно?
Мое основное впечатление от исторического
процесса невозможно без того, чтобы я не чувствовал в человеке стремления к свободе. Каждый период истории имел свое представление о
свободе и по-своему достигал этой свободы. Но
такой свободы оказывалось недостаточно, и тогда наступал новый период истории. Спрашивается: а где же конец этого стремления и возможно ли такое абсолютно свободное и в этом смысле уже беспроблемное существование?
Известно, что абсолютное существует, ибо
без него невозможно относительное. Допустим,
что все относительно. Но это будет значить
только то, что у нас абсолютизируется сама эта
относительность. И вообще, как белое невозможно без черного, высокое без низкого, правое без
левого, точно так же невозможно и относительное без абсолютного, и абсолютное без относительного.
Вот почему я не очень горюю, когда мои дела становятся плохими, и вот почему я не закатываюсь смехом от радости, когда мне повезло.
Насколько я могу себе представить, такое самочувствие у людей есть их наивысшая диалектика. Ведь диалектика в чистом виде — это не просто игра противоречиями и бесплодная болтовня
с любыми утверждениями и любыми отрица-
77ниями. Это еще не есть подлинная и окончательная диалектика, и это отнюдь еще не исчерпывает всех ее возможностей. Прикоснуться
к исчерпанию