Самуил Горациевич Лозинский (26.08.1874, Бобруйск, Минская губерния — 26.06.1945) — российский и советский историк, соредактор Еврейской энциклопедии (1907—1913).
Родился в сентябре 1874 г. в г. Бобруйске, Минской губернии, в зажиточной еврейской семье. Брат — Лозинский Моисей (Мойше-Хаим) Горациевич (1873—1903) — деятель революционного движения. В 1895 окончил классическую гимназию в Слуцке. В том же году Л. поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. Обучался по специализации социально-экономическая история позднего средневековья и нового времени под научным руководством профессора И. В. Лучицкого. В те же годы (1895—97) был слушателем лекций в Берлинском университете. В студенческие годы был увлечен идеями возрождения еврейской государственности, во многом под влиянием старшего брата Моисея (Хаима Моше) (1873—1903), одного из организаторов сионистского движения в России.
В 1897 г. Л. подвергся аресту за участие в студенческой демонстрации в поддержку М.Ф.Ветровой. В 1899 г. из-за участия в студенческом движении Лозинский был отстранен от занятий в университете на три года. Свое образование он продолжил за границей. Слушал лекции в Брюссельском университете В 1904 г. в Париже окончил Высшую школу социальных наук (École des Hautes Études Sociales). Осенью 1904 г. Л. вернулся в Киев, где по протекции своего университетского учителя И. В. Лучицкого стал редактором иностранного отдела в газете «Киевские отклики». В 1906 г. переехал в Петербург, в 1908 г. сдал экзамены на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 г. работал в архиве г. Барселона (Испания) по тематике, связанной с инквизицией. Был вновь арестован и до февраля 1917 г. находился под надзором полиции.
В период 1919–1925 гг. был ректором Еврейского университета (с 1920 г. — Институт высших еврейских знаний) в Петрограде, где читал специализированные курсы по истории евреев. В 1921 г. – был утвержден в ученом звании профессора. В этот период Лозинский активно занимался редакторской деятельностью, в частности, был соредактором сборников «Еврейская летопись» (1923–1926), где публиковал в том числе и собственные работы по истории еврейского народа. С 1923–1929 гг. Л. был товарищем (заместителем) председателя Еврейского историко-этнографического общества и соредактором издаваемого под его эгидой альманаха «Еврейская старина». В 1921–1922 гг. — профессор на кафедре истории еврейского народа в Белорусском государственном университете. В 1921-1926 гг. Лозинский состоял в должности профессора Института внешкольного образования; в 1921-22 гг. (и более позднее время по совместительству) — в той же должности при кафедре Всеобщей истории в ЛГПИ им. А.И. Герцена.
В 1926-1931 гг. – профессор Северо-Кавказского государственного и Северо-Кавказского Коммунистического университетов в г. Ростов-на-Дону. В 1927-1929 гг. — председатель Ростовского месткома ВКП(б). С 1 декабря 1930 г. Лозинский получил должность консультанта иностранного сектора антирелигиозного отделения при Публичной библиотеке в г. Ленинграде. В течение 1931-1933 гг. – профессор истории в Высшем финансово-экономическом Институте. 17 октября 1932 г. оставив работу в Публичной библиотеке, сосредоточился на преподавательской деятельности: в 1930—1932 гг. преподавал в Ленинградском культурно-просветительском институте им. Н. К. Крупской; в 1935—1939 гг. — профессор Планового института; с 1937 г. — профессор, а с 1939 г. — заведующий кафедрой истории 1-го Ленинградского педагогического института иностранных языков. В 1933-1936 гг. – профессор ЛИФЛИ. С декабря 1938 г. получил пост заведующего отделением религии и атеизма на Западе и в Америке в эпоху капитализма XVI—XIX вв. при Музее истории религии АН СССР.
В 1939 г., ввиду возраста и ухудшившегося здоровья отошел от экспозиционной работы и углубился в научно-исследовательскую деятельность. В тот же период Музей истории религии подал ходатайство о присуждении Лозинский ученой степени доктора наук, однако ввиду бюрократических сложностей, и к началу 1941 г. этот вопрос так и не был решен. После начала блокады, в ноябре 1941 г., вместе с рядом других сотрудников Академии наук Лозинский вместе с дочерью был эвакуирован на самолете в Киров, где до осени 1944 г. заведовал кафедрой всеобщей истории в Педагогическом институте. После возвращения в Ленинград, продолжил преподавательскую деятельность, несмотря на серьезные проблемы со зрением.
Умер в 1945 г., похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.
Область научных интересов, значение в науке
Советский историк, специальность — всеобщая история. В молодости увлекался сионистскими идеями под влиянием брата Моисея. Занимался редакционно-издательской деятельностью. В 1904–1906 гг. состоял редактором иностранного отдела в газете «Киевские отклики». Л. сотрудничал с издательством В. И. Рапп и В. И. Потапов, где подготовил к печати книгу «История 2-й Французской революции (1848—1852)», опубликованную в 1904 г. Был редактором и автором Еврейской энциклопедии, является одним из составителей «Нового энциклопедического словаря», «Политической энциклопедии» Л.З.Слонимского Одной из центральных тем в научном творчестве Л. была история средневековья и Нового времени, а также история католичества и папства. Диссертацию по истории инквизиции в Испании не успел защитить из-за I мировой войны и временной отмены после Октябрьской революции ученых степеней. В 1939 г. Музей истории религии подал ходатайство о присуждении Л. ученой степени доктора наук, однако ввиду бюрократических сложностей, и к началу 1941 г. этот вопрос так и не был решен.
Основные труды
История Второй французской республики. Киев, 1904.
Политические партии и национальный вопрос в Австрии. М., 1907.
История Бельгии и Голландии в новое время. СПб., 1909.
Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время. 1929.
История папства. М., 1934.