Блаженного, родился в 354 г. в нумидийском городе Тагасте от отца-язычника и матери-христианки, был преподавателем красноречия в Тагасте, Карфагене и Милане. Тридцати двух лет принял христианство. В 391 г. стал священником, а в 395 г. — епископом города Гиппона Царская (в Нумидии), умер при осаде этого города вандалами в 430 г. Августин — один из самых ранних проповедников принципа насилия в делах веры.
70
Гонорий — сын восточного императора Феодосия I, римский император (393–423 гг.).
71
Донатисты — название христианской секты в Северной Африке, происшедшее от имени двух епископов Донатов. Первый Донат был епископом Cellae Nigrae (Черные Хижины) в Нумидии; в 303 г. он произвел раскол в Церкви, отказываясь допускать к причастию предателей, то есть тех, кто во время гонения Диоклетиана выдавал язычникам священные сосуды и богослужебные книги. Он содействовал низложению епископа Карфагенского Цецилиана, но сам был отлучен на соборе в Арле в 311 г. и на Римском соборе в 313 г. римским епископом Мельхиадом (311–314 гг.), уроженцем Африки. Второй Донат был уже схизматическим (донатическим) епископом Карфагена (с 316 г.). Осужденный римским епископом и императором, он не сдался, а вместе со своими приверженцами стал проповедовать среди беднейших слоев населения и вызвал гражданскую войну. В основе восстания, поднятого против центральной императорской власти нумидийскими крестьянами, лежали и экономические причины. С одной стороны, крестьяне были отягчены налогами и поборами императорских чиновников фиска, стеснены в земельных владениях, которые были сильно урезаны в пользу императорских доменов; с другой стороны, крупные землевладельцы практически не страдали от налогов, а в городах царила роскошь; призыв донатистов, разоблачавших дружбу священников с богатыми эксплуататорами, сильно действовал на крестьян. С Миланским эдиктом (313 г.) императора Константина о веротерпимости борьба против священников, отказывавшихся от своих крестьянских воззрений, как только приближалась опасность, не кончилась. «Церковь святых», как называла себя группа наиболее решительных и фанатичных циркумцеллионов, выделившаяся из донатистов, выдвинула ряд требований церковно-политического и социально-экономического характера: невмешательство императорской власти в дела Церкви, прекращение преследований за отступление от общепринятого толкования буквы Священного Писания, организация жизни на первобытно-коммунистических началах (ибо земля — божья, т. е. общая). Радикализм их требований выразился не только в частых нападениях на крупных землевладельцев, но и в поднятии крестьянского и частично городского восстания, которое охватило всю Северную Африку (теперешние Марокко, Алжир и Тунис); восстание было подавлено с большой жестокостью силами императорской армии.
72
Гиппона — в древности два африканских города: 1) Гиппона Царская в Нумидии, ныне развалины около города Боны (в Алжире); епископом ее был Августин; 2) Гиппона Зарита, в римской провинции в Африке, начала процветать, когда в ней поселились изгнанные из Испании мавры; ныне портовый город Бизерта, стоянка французского флота в Тунисе.
73
Св. Августин. Письмо 127, сотое в издании бенедиктинцев конгрегации св. Мавра.
74
Вестготы начали проникать в Испанию с севера при короле Валлии еще с 415 г. Теодорих II (453–466 гг.) и брат его Эврих (466–484 гг.) значительно продвинулись в глубь Испании; в VI в. вестготы завладели всем Пиренейским полуостровом, истребив свевов и оттеснив вандалов в Африку. С 554 г. при Атанагильде (554–567 гг.) их столицей стал Толедо. Вестготы приняли арианство во второй половине IV в., когда находились еще во Фракии, и принесли его с собою в Испанию. Здесь они отреклись от арианства и соединились со Вселенской Церковью при Рекареде I (586–601 гг.) в 589 г.
75
Исидор Севильский (родился в Картахене около 560 г., умер в 636 г.) — один из крупнейших богословов, грамматиков и историков раннего средневековья. Заняв после смерти своего брата Леонарда место севильского епископа, Исидор направил свое внимание на обращение евреев в христианство и на соблюдение насильно крещенными новой веры. Происходивший под его председательством четвертый Толедский собор в 633 г. принял ряд постановлений против евреев. Лжеисидоровы декреталии не имеют никакого отношения к нему.
76
Сисенанд — вестготский король Испании (631–663 гг.).
77
Толедский собор. Канон 59, у Агирре в третьем томе.
78
Канон 17 у Агирре.
79
Рекаред I — вестготский король Испании (586–601 гг.).
80
Третий Толедский собор. Канон 16.
81
Канон 11 в собрании Агирре.
82
Эгика — вестготский король Испании (680–701 гг.).
83
Канон 2 в собрании Агирре.
84
Закон 2 в Собрании готских законов. Кн. 2. Отд. II, О еретиках.
85
Лжедекреталии — папские декреталии, сфабрикованные компиляторами VIII–X вв. для вящего усиления папской власти, под видом апостолических решений древних пап; особенной известностью пользуются лжеисидоровы декреталии, составленные около середины IX в.
86
Григорий II — папа (715–731 гг.). В 723 г. он посвятил в епископы и послал в Германию для проповеди христианства и устройства церковных дел Бонифация (Винфрид, уроженец Англии), который в 751 г. получил сан архиепископа Майнцского, основал несколько епархий в Германии и был убит в 755 г. близ Утрехта язычниками. Бонифаций короновал Пипина Короткого королем Франции.
87
Палатный мэр (magister palatii), или мажордом (majordomus) — то есть управляющий дворцом государя, дворецкий. При первой династии франкских королей, Меровингской, эти палатные мэры (начиная с 575 г.) постепенно расширяли круг своей деятельности и захватывали в свои руки все большую долю королевской власти; наконец они стали смещать королей и от их имени управлять страной; не довольствуясь титулом герцогов, они стали стремиться к королевской власти, и Пипин Короткий в 752 г. стал франкским королем, основателем второй династии, Каролингской. При этой династии должность палатного мэра перестала быть влиятельной.
88
Карл Мартелл — сын Пипина Геристальского и отец Пипина Короткого, с 714 г. франкский герцог и палатный мэр. В 732 г. одержал между Туром и Пуатье победу над арабами. Он самовластно управлял Францией, хотя и не носил титула короля.
89
Лангобардским королем был тогда Луитпранд (712–744 гг.). Лангобарды, германское племя, жившее раньше в Северной Германии, около Дании, сдвинулись со своих мест и в 568 г. овладели Северной Италией, получившей от них имя Ломбардии, употребляющееся и теперь. Столицей их был город Павия. В 774 г. Ломбардия была завоевана Карлом Великим при последнем лангобардском короле Дезидерии (756–774 гг.).
90
Григорий III — папа (731–741 гг.), родом сириец.
91
Захария — папа (741–752 гг.), родом грек из Южной Италии.
92
Пипин Короткий — король Франции (752–768 гг.). Он положил начало Папской области, отдав папе Стефану II отвоеванные французами у лангобардов местности в Северной и Средней Италии.
93
Хильдерик III — последний представитель династии Меровингов на престоле Франкского королевства (742–752 гг.), был низложен при содействии папы Захарии и заключен в монастырь. Его причисляют к так называемым ленивым королям (les rois faineants).
94
Карломан — сын Карла Мартелла (старший) и брат Пипина Ко-кроткого, с 741 г. управлял тремя областями тогдашней Франкской монархии: Австразией, Швабией и Тюрингией; в 747 г. удалился в монастырь Монте-Кассино в Южной Италии; умер в 756 г. в городе Вьенне, в провинции Дофине.
95
Одилон — гердог Баварский, был побежден в борьбе с Пипином Коротким и Карломаном в 744 г., умер в 747 г.
96
Стефан II — папа (752–757 гг.), вторично короновал в 754 г. Пипина Короткого; получил от него во владение отнятые у лангобардского короля Равеннский экзархат и область Пентаполис (округ Анконы). Это положило начало образованию папского государства Церковной, или Папской, области.
97
Астольф — лангобардский король (749–756 гг.). В 752 г. он покорил Равеннский экзархат, но в 755 г. принужден был отдать его Пипину Короткому, который подарил его папе Стефану II.
98
Лев III — папа (795–816 гг.), содействовал переговорам и сношениям Карла Великого с византийской императрицей Ириной (797–802 гг.), полагая, что ему удастся стать главой Вселенской Церкви.
99
Карл Великий (742–814 гг.) — сын Пипина Короткого, король франкский с 768 г. и западный римский император с 800 г. Его резиденцией был город Ахен. Собрание его законов известно под именем Капитуляриев (потому что они разделены на главы).
100
Сен-Дени — ныне городок в 8 км к северу от Парижа. Некогда был аббатством ордена бенедиктинцев и местом погребения французских королей со времени Дагобера I; останки их были уничтожены в 1793 г., во время буржуазной революции во Франции.
101
Друиды — наименование жрецов древних кельтов, происходит от кельтских слов «de» (божество) «rhuyd» (говорить), потому что жрецы эти считались истолкователями воли богов. Кельты верили в бессмертие души и перевоплощение и поклонялись силам природы, олицетворенным в божествах; храмов не имели, а религиозные церемонии производили в лесных чащах; в чрезвычайных обстоятельствах приносили человеческие жертвы на каменных алтарях.
102
Цезарь. О галльской войне. Кн. 6. Гл. 13.
103
Урхель — город в испанской провинции Каталония.
104
Адриан I — папа (772–795 гг.), получил от Карла Великого округ Перуджия и герцогство Сполето.
105
Франкфурт-на-Майне (Francofurtum, то есть франкский брод) — старинный город Германии, ныне крупный торговый центр. С 1254 г. стал имперским городом, одним из четырех, где происходили так называемые диэты, то есть сеймы Священной Римской империи.
106
Ахен — город в Германии; при Карле Великом стал столицей империи; в нем короновались германские императоры; продолжал называться имперским городом до 1792 г.
107
См.: Общее собрание; Флери. Церковная история. Кн. 45.
108
Михаил I Рангабе — византийский император (811–813 гг.).
109
Никифор I — патриарх Константинопольский (806–817 гг.), сосланный императором Львом V за защиту иконопочитания; умер в 828 г. Он составил «Летопись» и «Краткую историю» (602–770 гг.).
110
Феофан Continuator (то есть Продолжатель) продолжил «Краткую историю» Никифора, доведя ее до 813 г. Подобно Никифору выступал в защиту иконопочитания и стал жертвой императора Льва V; умер в 817 г. в изгнании.
111
Флери. Церковная история. Кн. 45. № 53.
112
Готескальк (806–868 гг.) принял монашество в Суасонской епархии и вступил в орден бенедиктинцев; развил до крайности учение Августина Блаженного о предопределении, считая его абсолютным догматом, не допускающим оговорок и исключений.
113
Гинкмар (806–882 гг.) — архиепископ Реймсский с 845 г., известен в истории как первый защитник галликанских вольностей и сторонник королевской власти в борьбе с папским самовластием.
114
Реймс — французский город в департаменте Марна; существовал еще до нашествия римлян в Галлию при Цезаре. В 496 г. был взят франкским королем Клодвигом, принявшим здесь крещение. Архиепископ Реймсский короновал всех французских королей, начиная с Филиппа II Августа (1180–1223 гг.), кроме Генриха IV и Людовика XVIII. Это торжество обычно происходило в Реймсском соборе. В 1914 г. собор был значительно поврежден германскими пушками.
115
Рабан Мавр (776–856 гг.) принял монашество в 814 г., с 847 г. епископ Майнцский. Написал по-латыни стихотворный гимн «Veni, Creator» («Гряди, Творец»), ныне исполняемый при богослужении в католической церкви.
116
Хорепископы существовали в древнехристианской Церкви. Это были те же священники (а вовсе не епископы), которые пользовались не только почетом, но и некоторой властью над другими священниками своего округа. По значению их можно сравнить с позднейшими деканами или благочинными. С течением времени при развитии круга церковного клира они получили