захвачен ими; в 1093 г. возвращен в королевство Леон Сидом Кампеадором, национальным героем Испании, о котором тогда же были сложены эпические поэмы.
406
Гранада — см. примеч. 920.
407
Хроника дона Хуана II, под 1442 годом. Гл. 6; Мариана. История Испании, с примечаниями в валенсийском издании. Т. VII. Кн. 21. Гл. 17.
408
Коннетабль (connetable) — собственно шталмейстер или конюшенный боярин (comes stabuli), с XI в. становится главнокомандующим королевской армии. Так было во Французском королевстве. В Испании эти лица носили титул главнокомандующего (capitan general) и часто бывали наместниками королевств или крупных провинций, соединявшими в своих руках военную и гражданскую власть с королевскими полномочиями в административном управлении края.
409
Сикст IV — папа (1471–1484 гг.), см. примеч 974.
410
Монтэйро. История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 32.
411
Энрико IV-король Кастилии (1453–1474 гг.), брат Изабеллы I.
412
Парома. О происхождении святой инквизиции. Кн. 2. Отд. II. Гл. 2.
413
Павел II — папа (1464–1471 гг.), итальянец по имени Пьетро Барбо, уроженец Венеции. Павел II преследовал гуманистов, многие из них содержались в тюрьме до смерти Павла II.
414
Фернандес. Проповеднический состязания. 1460; Фонтана. Teatro Domm. c. 583. (Ссылка у Монтэйро. Ч. I. Кн. 2. Гл. 40).
415
Алькала-де-Энарес — см. примеч. 1000.
416
Агирре. Собрание испанских соборов. Т. V, под 1479 годом.
417
Хуан II — король Арагона (1458–1479 гг.) и Наварры (1425–1479 гг.). Вел продолжительную войну со своим собственным сыном доном Карлосом, принцем Вианским, которому его мать, королева Наварры, Бланка, в 1441 г., умирая, оставила права на корону. В 1462 г. он отнял эти права у своей старшей дочери Бланки, к которой они перешли от ее брата Карлоса.
418
Монтэйро. История португальской инквизиции. Ч. I. Кв. 2. Гл. 31.
419
Изабелла I — королева Кастилии (1474–1504 гг.), сестра Энрико IV Кастильского и жена Фердинанда V Арагонского; благодаря ее браку произошло объединение Испании в единое королевство.
420
Фердинанд V в Кастилии и II в Арагоне, по прозвищу Католик — см. примеч. 885.
421
Альбре — южнофранцузская аристократическая фамилия, родоначальником которой был Аманже, живший в XI в. и владевший виконтством Альбре. Жан III д’Альбре, наваррский король с 1494 г., бежал при столкновении с Фердинандом V Католиком и в 1510 г. потерял корону Наварры; сохранил лишь Беарн и умер во Франции в 1516 г.
422
Хуанна Безумная — см. примеч. 1151.
423
Ересь — см. примеч. 807.
424
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 1.
425
Крещение обыкновенно состоит из трех актов, которые в древности совершались отдельно, а потом постепенно были объединены: из обряда оглашения, из таинства крещения и из таинства миропомазания. У католиков миропомазание до настоящего времени совершается над детьми в возрасте 7 — 12 лет. История религий доказывает, что оба таинства (крещение и миропомазание) вовсе не представляют собой специфической особенности христианских религий, а имеются в том или ином виде во всех других религиях, даже наиболее примитивных.
426
Соборование (extrema unetio) — см. примеч. 969.
427
Там же. Вопр. 52.
428
Поклонники демона — см. примеч. 887.
429
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 43.
430
Поклонение и почитание относятся одинаково к культу божества, но имеют следующее различие: поклонение воздается божеству, а почитание — героям или святым. То же в приложении к дьяволу: поклонение относится к «князю бесовскому» Люциферу или Сатане, а почитание — к подчиненным ему демонам, бесам или чертям.
431
Там же.
По Книге Царств.
432
Там же. Вопр. 47.
433
Схизма (раскол) — см. примеч. 807.
434
В греческом тексте восьмого члена Символа веры мы читаем: иже от отца исходящего; у католиков это звучит по-латыни: qui e Patre Filioque procedit (который исходит от Отца и Сына). Прибавка Filioque (и от Сына) возникла не ранее начала IX в., по-видимому, в Испании. Папа Лев III (795–816 гг.) признавал текст восточного символа. Собственно говоря, это вопрос богословской казуистики. Дело в том, что некоторые из древних Отцов Церкви признавали происхождение Святого Духа от Отца через Сына. Католики, если перевести их выражение с греческого, говорят: от Отца и от Сына. Различие трех формулировок играло чрезвычайно большую роль в религиозных спорах.
435
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 48.
436
Там же. Вопр. 50–53.
437
Там же. Ч. III. Вопр. 33 и 35.
438
Там же. Вопр. 32.
439
Там же. Вопр. 34 и 36.
440
Там же. Ч. III. Вопр. 33.
441
Там же. Вопр. 40.
442
Там же. Вопр. 41 и 118.
443
Там же. Вопр. 63, с комментарием Пеньи.
444
Раймонд Луллий (1235–1315 гг.) — уроженец Майорки, был придворным, затем в тридцатилетнем возрасте стал францисканцем и задался целью обратить мусульман в христианство не силою оружия, а доводами разума. Избрав философский метод, названный им всеобщим, или великим искусством, он много путешествовал по Европе и Африке с целью обращения мусульман. В Тунисе после проповеди он был побит камнями и мертвым оставлен на площади. Его утопический роман «Blanquerna» заставляет некоторых причислять его к предшественникам Мора и Кампанеллы. Луллий оставил после себя огромное количество сочинений. Главнейшие из них: «Всеобщее, или великое искусство» («Ars generalis sive magna»), «Древо познания» («Arbor scientiae»), «Новая логика» («Logica nova»).
445
Калабрия — юго-западная часть Апеннинского полуострова, в древности называлась Бруциум; в начале Римской империи получила название Калабрии от одного из мелких италийских народцев; была Колонизирована греками и римлянами; впоследствии в ней поселились норманны и отчасти арабы.
446
Виргилиане. — Это не была секта в собственном смысле слова. Так называли всех подозрительных людей, знавших больше, чем окружающее общество, любивших занятия тайными науками и производивших загадочные опыты. Этих людей считали колдунами. Позднее их стали звать алхимиками. Кличка «виргилиане» взята от имени римского поэта Виргилия, которого в средние века считали колдуном и чернокнижником, но почти ничего не знали о нем как о поэте.
447
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 9, 26, 27, 28.
448
Там же.
449
Пиромантия — см. примеч. 902.
450
Нунций (nuntius) — постоянный посол, представитель папы при иностранных дворах. Легат (legatus) — см. примеч. 165.
451
Там же. Ч. V. Вопр. 25, 26, 27 и 31.
452
Там же. Вопр. 30.
453
Там же. Ч. III. Вопр. 47 и 53.
454
Альгвасил — см. примеч. 978.
455
Там же. Ч. III. Вопр. 56 и 57.
456
Там же. Вопр. 58.
457
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Вопр. с 77 по 81.
458
Канониками с конца IV в. назывались на Западе общежительные монахи. С 763 г. были установлены особые правила для руководства их жизнью; в эту пору среди них были и миряне. В 1063 г. папой Александром II каноникат был образован из одних монахов, с исключением мирян. Они должны состоять при кафедральном соборе или монастырской церкви ордена; все они священники, имеют право крестить, исповедовать и причащать и соборно отправлять службу. В кафедральных соборах всегда бывает капитул из каноников, представляющий епископский совет. Приходские функции они исправляют сообща.
459
Доход от прихода (beaeficium) — настоятельский доход приходского священника с земель, пожалованных приходу местным сеньором.
460
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Вопр. 108.
461
Таким образом присягали вассалы своему сюзерену.
462
Релаксация — выдача обвиняемого в руки светской власти; см. «Объяснение выражений и слов» в начале книги Льоренте.
463
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. III, о пятом способе вершения суда.
464
Там же, о шестом способе вершения суда.
465
Там же, о восьмом способе вершения суда.
466
Санбенито (sanbenito) — наплечная повязка или нарамник из желтого полотна или сукна с издевательскими изображениями чертей и надписями о преступлении осужденного. В нем осужденные выставлялись на публичный позор. После казни санбенито вывешивались в кафедральных соборах городов, где происходили аутодафе, или в церквах тех приходов, где жили осужденные. Пример надписей приведен автором в главе XVII, статья 2-я, 20.
467
Saco — мешок, вретище. Самарра (zamarra) — баранья шкура, овчина.
468
Отче наш, или молитва Господня (oratio Dominica), читалась по четкам.
469
Парома. О происхождении святой инквизиции. Кн. 1, Отд. II. Гл. 2.
470
Собор в Безье. Гл. 27; Пенья, в его Комментариях на Эймерика. Ч. 111, о шестом способе вершения суда.
471
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. III, рубрика о шестом способе вершить процесс веры.
472
Собор в Безье. Гл. 26.
473
Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. III, о шестом способе вершить процесс веры.
474
Паромо. О происхождении святой инквизиции. Кн. 1. Отд. II. Гл. 5.
475
Таррагонский собор 1242 года, в 28-м томе королевского Собрания соборов.
476
Паромо. О происхождении святой инквизиции. Кн. 2. Отд. I. Гл. 2. № 8.
477
Альфонс ХI — король Кастилии, отец Педро I Жестокого (1312–1350 гг.).
478
Педро I Жестокий — король Кастилии (1350–1369 гг.), см. примеч. 1088.
479
Энрико II — из дома Транстамаре, король Кастилии, брат Педро I Жестокого (1369–1379 гг.).
480
Педро IV — король Арагона (1336–1387 гг.). Здесь в подлиннике опечатка: назван Педро II, который правил Арагоном с 1196 по 1213 г.
481
Хуан I — король Арагона (1387–1395 гг.).
482
Иеронимо де Санта-Фе. Это имя после крещения принял известный талмудист Иошуа бен Иосиф (т. е. сын Иосифа) из Лорки (город в испанской провинции Мурсия, на реке Сангонера). Одновременно с Санта-Фе под влиянием погромов, вызванных св. Висенте Феррером, приняли католическую веру раввин Соломон Леви, который по крещении назывался Пабло де Санта-Мария, Астрюк Раймунд, называвший себя Франсиско Диоскарне, и многие другие талмудисты, старавшиеся затем нападками на евреев скрыть свое собственное еврейское происхождение.
483
Мараны. Объяснение автора правдоподобно и более или менее общепринято, но следует заметить, что в испанском языке существует слово «marrano» (марано), означающее «свинья». Евреи не едят свиного мяса, поэтому их могли дразнить упоминанием о свинье в их присутствии, и это слово легко могло сделаться бранным для обозначения еврея-выкреста как среди испанцев, так и среди самих евреев, оставшихся верными Моисееву закону. Число маранов, или «обращенных», «новохристиан», превышало сто тысяч. Евреи нередко называли их «анусим», что значит «принужденные к принятию христианства»; на Балеарских островах их называли «чуэтас» — слово, равносильное словам «поросенок», «свинья».
484
Франсиско Хименес де Сиснерос — см. примеч. 846.
485
Кардинал Мендоса — архиепископ Севильи.
486
Фома (Томас) Торквемада — первый главный инквизитор Испании (1483–1498 гг.).
487
Херес-де-ла-Фронтера — город в испанской провинции Андалусия.
488
То есть в Великий четверг на Страстной неделе, перед Пасхой.
489
Белый священник — то есть не принявший монашества.
490
Магистры и проч. — см. примеч. 873.
491
Иеронимиты — монашеский орден, в Испании был учрежден в 1370 г. францисканцем Фомою Сиенским; иеронимиты старались захватить в свои руки воспитание юношества.
492
Кортесы (cortes) — испанский парламент. Кортесы возникли во времена завоевания Испании арабами; в них первоначально участвовали только сеньоры и епископы, с XI в. стали допускаться представители городов из числа наиболее богатых и влиятельных горожан.
493
Светский аббат — мирянин, имевший титул аббата, то есть настоятеля известного монастыря, и пользовавшийся частью монастырских доходов за услуги или покровительство монастырю, но не имевший никакой власти над монахами. Последними управлял кто-либо из братства, избранный фактическим настоятелем и называвшийся «prior laustralis» (монастырский приор).
494
См.: Ортис де Суньига. Летопись Севильи. Кн. 12.
495
Кольменарес. История Сеговии. Гл. 34; Пинель де Монрой. Жизнь первого маркиза де Мойи. Кн. 12. Гл. 16.
496
Вероятно, следует