читать: не зажигает света в своем доме с пятницы с вечера.
497
По-еврейски «йом-кипур» — день покаяния.
498
Тышри — седьмой месяц библейского и первый месяц гражданского года.
499
Пост Эсфири совершается 13 адара в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев города Шушана; настоящим праздником являются дни 14 и 15 адара, которые были назначены как «дни пиршества и веселия»; в это время раздаются дары друзьям и милостыня беднякам; праздник называется пурим от слова pur, то есть жребий, так как Гаман метал жребий, назначая наиболее подходящий день для истребления евреев.
500
Ассур — имя персидского царя, переданное таким образом в Вульгате. В русской Библии он назван Артаксерксом. Можно предполагать, что здесь подразумевается Артаксеркс (Артакшарша) из династии Ахеменидов (471–424 гг.).
501
Ребиаш — извращенное слово; в еврейском языке такого слова нет; по-видимому, речь идет о тише-беов.
502
Это разрушение Иерусалимского храма относится к 587 г. до н. э. Навуходоносор — вавилонский царь Набукудур-уссур (606–562 гг. до н. э.).
503
Это второе разрушение храма произошло в 70 г. н. э. при римском императоре Веспасиане (69–79 гг.) и было совершено его сыном Титом, который впоследствии стал императором (79–81 гг.). В Иерусалиме в переулке позади мечети Омара сохранились остатки древнего фундамента, которые евреи считают за остатки первого (Соломонова) или второго (Эздрина) храма и называют их Стеною плача.
504
Ошибка: не в десятый день, а в пятнадцатый.
505
Маккавеи — дети Маттафии Маккавея, восставшего против Антиоха IV Епифана, царя сирийского из династии Селевкидов (174–164 гг. до н. э.). Маккавеи произошло от еврейского прозвища махав (молот). При сыне Маттафии Симоне Иудея в 143 г. до н. э. стала самостоятельным княжеством, а с его внука Иоханана Гиркана I (136–107 гг. до н. э.) началась царская династия Асмонеев (Гашмоним), окончившаяся в 30 г. до н. э.
506
Bahara. — Такого слова нет; нужно читать бехарот — славословия, благодарственные и хвалебные молитвы, начинающиеся словами: «Благословен ты, Господи».
507
Псалтирь разделена христианами на двадцать кафизм, или сидений (потому что при чтении псалмов за церковной службой монахам разрешалось сидеть), а каждая кафизма — на три славы. После ряда псалмов следуют малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь») и несколько молитв; затем идут опять псалмы — второй славы и третьей славы.
508
Обрезание крайней плоти (circumcisio praeputii) считается обычно обрядовой принадлежностью еврейской религии. При этом забывают, что обрезание соблюдают также и мусульмане всех народностей. Обрезание совершалось древними египтянами и теперь принято у абиссинцев, предки коих вышли из Южной Аравии. Трудно сказать, семитический ли это обычай, но, во всяком случае, он не специфически еврейский. Любопытно, что в металлический период, когда в Египте от бронзовой эпохи перешли уже к железной, для обрезания все еще употреблялись каменные ножи. Пережиток употребления кремневых орудий неолитической эпохи для ритуальных целей наблюдается и у других народов и вызван, очевидно, суеверным уважением к их древности. По словам Эберса, почти все исследованные египетские мумии, из которых некоторые относятся к периоду за 3000 лет до нашей эры, оказались обрезанными. Ныне этого обычая придерживается большинство малайских племен на островах Океании и Австралии, а арабы перенесли его в среду и некоторых северных народов. Характерно, что из всех магометанских народов только одни татары совершают обрезание на первом году жизни; остальные — в годы начала половой зрелости, что, быть может, стоит в связи с доисторическим возрастным делением. По определению немецкого антрополога и врача Германа Плосса, до 200 миллионов людей в конце XIX в. соблюдали обряд обрезания, употребляя для этого самые разнообразные способы.
509
Гороскоп — написанное особым образом предсказание судьбы, ожидающей новорожденного, составленный астрологом по наблюдению над положением светил в момент рождения.
510
Фигурально (в изображении, in effigie) сжигали или заочно осужденных, или умерших.
511
Мариона. История Испании. Кн. 24. Гл. 17.
512
Таблада (tablada) — помост.
513
Кемадеро (quemadero) — площадь огня.
514
После опубликования этого тома меня уверяли, что лица, присужденные к сожжению, только привязывались к статуям четырех пророков, а не замуровывались внутри их. Андрее Бернальдес, современный писатель и очевидец, от которого я почерпнул этот факт, не выражается достаточно ясно, чтобы рассеять все наши сомнения. Однако я очень охотно допускаю новое сообщенное мне мнение как менее противоречащее законам гуманности.
515
Писатель, скопировавший эту буллу из сборника, составленного в 1566 году Франциском Гонсалесом де Лумбрерасом, ошибся насчет даты этого бреве, проставив 1481 год — время менее всего верное, потому что приводимые в нем факты не могли иметь место с тех пор, как инквизиторы вступили в должность. Эти ошибки в дате иногда зависят от способа исчисления годов понтификата, которые начинались с самого дня избрания пап. Бреве, о котором идет речь, было отправлено на одиннадцатом году папства Сикста IV, которое началось 9 августа 1471 года, и, следовательно, истинную дату этого документа надлежит отнести к 29 января 1482 года Та же двусмысленность наблюдается во многих других бреве, которые я буду иметь случай цитировать; я предупреждаю об этом читателя, чтобы он не удивлялся разнице, которую заметит между датами этой Истории и датами собрания Лумбрераса, которым я пользовался.
516
Епархиальный благочинный по уставу приглашался на заседания инквизиционного трибунала (часто, однако, устав не соблюдался).
517
Александр VI — папа (1492–1503 гг.).
518
Церковь Св. Пракседы упоминается уже в начале VI в. Папа Пасхалий I — (817–824 гг.) выстроил новую.
519
Капеллан — настоятель домовой церкви замка или дворца, совершающий богослужения в домовой церкви, часовне или молельне.
520
Эвора — город в Португалии.
521
Иннокентий VIII — папа (1484–1492 гг.).
522
Сьюдад-Реаль — город в испанской провинции Новая Кастилия (название его значит «королевский город»).
523
Верховный совет — см. примеч. 821.
524
525
Намек на события, рассказанные в Евангелии от Иоанна.
526
Стефан VI — папа (896–897 гг.), римлянин, вырыл тело папы Формоза, велел палачу отрезать ему голову и изувеченный труп бросить в Тибр. Этот поступок возмутил народ; Стефана заковали в цепи и бросили в тюрьму, где он был удавлен.
527
Формоз — папа (891–896 гг.), вынес посмертное осуждение Константинопольскому патриарху Фотию, который умер 6 февраля 891 г.
528
Диего Деса — второй главный инквизитор Испании (1499–1506 гг.).
529
Сардиния — остров на Средиземном море, между Корсикой и Сицилией, с главным городом Кальяри, ныне принадлежит Италии. С 1297 по 1714 г. принадлежал Испании.
530
Протонотарий королевства — государственный секретарь.
531
Великий законник Арагона — высший магистрат, обязанный стоять на страже арагонских вольностей, так называемых фуэрос. В 1591 г. испанский король Филипп II (1556–1598 гг.) уничтожил эту должность вследствие восстания, поднятого тогдашним великим законником Мартином де ла Нуса. Филипп подступил к Сарагосе с войском и приказал обезглавить де ла Нуса.
532
Генеральный викарий — наместник епископа по управлению епархиальными делами, администратор епархии.
533
Антонио Перес — государственный секретарь Филиппа II. Его процесс подробно изложен во 2- м томе настоящей книги.
534
Калатаюд — город в испанской провинции Сарагоса; построен в VIII в. мавританским вождем Айюбом. С 1118 г. принадлежал Арагону.
535
Гасконь — южная часть старинной провинции королевской Франции; ныне образует департаменты Верхние Пиренеи и Жер-и-Ланд и части департаментов Нижние Пиренеи, Верхняя Гаронна, Ло-и-Гаронна, Тарн-и-Гаронна.
536
Алтарная часть церкви у католиков именуется хор (chorus), потому что здесь читают и поют во время службы; соответствует солее и клиросам православных церквей.
537
Беатификация — причисление к лику святых римской Церкви.
538
Александр VII — папа (1655–1667 гг.), итальянец по имени Фабис Киги, уроженец Сиены.
539
Мимоходом я обращу внимание, что имя Петр было именем всех трех инквизиторов, канонизованных как мученики во Франции, Испании и Италии.
540
Эта болезнь гнездилась в железах.
541
Гваделупа — один из Антильских островов; был открыт в 1493 г. Христофором Колумбом и находился во владении Испании, от которой в 1635 г. перешел к Франции.
542
Лоретта (Loretto) — город в северо-восточной части Италии. Здесь с конца XIII в. показывают дом Богородицы (Santa casa) и в главной церкви ее статую из кедрового дерева. Дом деревянный и сплошь покрыт резным каррарским мрамором. Скопившаяся здесь веками выручка от чудотворства так была велика, что в 1797 г. папа Пий VI, извлекши из нее лишь часть, уплатил Наполеону I по мирному договору в Толентино 250 миллионов франков.
543
Милостивая икона Богородицы находится на острове Кипр, который с 1192 по 1489 г. был франкским королевством. Здесь могли видеть ее католики.
544
Кармельская мадонна — см. примеч. 933 и 1168.
545
Спас словущий (иначе: Обновление храма).- праздник в память обновления храма Воскресения в Иерусалиме, устроенного императором Константином I (307–337 гг.) и реставрированного императором Ираклием (610–641 гг.).
546
Тудела — город в испанской провинции Наварра на реке Эбро; принадлежит Испании с 1115 г.
547
Элеонора — королева Наваррская (1479–1483 гг.), дочь Хуана II Арагонского.
548
Франсуа Гастон Фебюс, граф де Фуа — король Наварры (1474–1483 гг.), муж Элеоноры.
549
Катерина — королева Наварры (1483–1512 гг.), была замужем за Жаном III д’Альбре, королем Наварры (1494–1512 гг.), сестра Франсуа Фебюса, графа де Фуа, короля Наварры.
550
Камерарий — блюститель собора, вроде соборного ключаря у православных.
551
Мантета (manteta) — накидка.
552
Филипп III — король Испании (1598–1621 гг.), см. примеч. 1046.
553
360 Пребенда (praebenda) — церковный доход, присвоенный канонику кафедрального собора. И каноник в этом смысле, и всякий другой священник, которому был пожалован подобный доход, назывался пребендарием. Пребенда складывалась из денежной наличности и из доходов с земель, пожалованных собору, в отличие от милости местных сеньоров, распоряжавшихся приходами в своих владениях.
554
Напутствие, или напутственное причастие (viaticum) — последнее причащение умирающего.
555
Пульгар. Хроника католических королей. Ч. II. Гл. 77; 21-е письмо, напечатанное в труде Знаменитые люди Кастилии, см.: св. Августина, письма 50-е и 100-е старинных изданий, или 127-е и 128-е в издании бенедиктинцев Конгрегации св. Мавра.
556
Мариана. История Испании. Кн. 24. Гл. 17.
557
Надо читать: три тысячи триста пятьдесят (750+900+750+950=3350) человек.
558
Надо читать: до трех тысяч трехсот семидесяти семи.
559
Райнальди. Церковная летопись, под 1485 годом.
560
Альфонса де Кавальериа был одним из десяти сыновей дона Соломона ибн Лаби де ла Кавальериа, игравшего в Сарагосе благодаря своей учености и богатству большую роль. В 40 — 50- х годах XV в. все десять сыновей Соломона приняли христианство. Судьба Альфонса изложена в тексте; останки его брата Хуана были сожжены в 1488 г. в Сарагосе, и все члены семьи Кавальериа должны были публично каяться на месте сожжения Хуана.
561
Содомия — см. примеч. 868.
562
Карл V — император германский (1519–1556 гг.), король Испании (1516–1556 гг.) и Обеих Сицилии (1516–1556 гг.), см. примеч. 854.
563
Ватиканская базилика св. Петра в Риме — древняя базилика; выстроена императором Константином I (307–337 гг.). Постройка новой базилики началась при папе Николае V (1447–1455 гг.). При папе Пие VI (1775–1799 гг.) было закончено детальное устройство базилики.
564
Реджио — город в Калабрии, в Южной Италии, на берегу Мессинского пролива. После падения Римской