Скачать:TXTPDF
История испанской инквизиции. Том I

сословие первоначально представляло города.

681

Льеж, или Люттих — бельгийский город, один из крупнейших промышленных городов современной Бельгии.

682

Эразм — см. примеч. 852.

683

Церковный суд (rota) был учрежден в Риме в начале XIV в. папой Иоанном XXII и реорганизован в конце XV в. папой Сикстом IV. Состав его — двенадцать аудиторов, докторов канонического права от четырех стран — Италии, Франции, Испании и Германии.

684

Этим епископом Алжира был дом Хуан де Лойаса, испанец, пребывавший тогда в Риме в качестве главного агента испанской инквизиции, которая платила ему значительное жалованье.

685

Флоренция (Firenze la bella) — см. примеч. 882.

686

Церковь Четырех святых мучеников (Santi quattri coronati) в Риме построена при папе Гонории I (625–638 гг.); впоследствии была разрушена во время нападения норманнов и вновь выстроена папой Пасхалием II (1099–1118 гг.) в 1111 г.

687

Пьетро де Акольтис, из Ареццо, епископ Анконы, кардинал-диакон церкви Св. Марии за Тибром.

Ареццо — город в западной части Италии, в Тоскане.

Церковь Св. Марии за Тибром (Santa Maria in Trastevere) в Риме, при источнике, открывшемся еще во времена императора Августа.

688

См. бреве от 12 октября 1519 года.

689

Кардинал Тортосы — кардинал Адриан, главный инквизитор Испании.

690

Апостолическая камера — см. примеч. 870.

691

Лютеранство, протестантизм, Реформация — см примеч. 806.

692

Коррехидор — см. примеч. 1042.

693

Гипускоа — одна из трех баскских провинций (Алава, Гипускоа, Бискайя) на севере Испании, с центром Сан-Себастьян.

694

См. бреве от 12 октября 1519 года.

695

Дон Альфонсо Манрике де Лара — см. примеч. 820.

696

Здесь очевидная описка автора: Филипп I умер 25 сентября 1506 г.

697

Магомет, точнее, Мухаммад-ибн-Абд-ул-лаха, родился в Мекке, в Аравии, в 570 г. н. э. Происходил он из рода корейшитов, которые в половине V в. были владетелями Мекки с военной и гражданской властью, хранителями Каабы (святилища, где поклонялись аэролиту, черному камню, будто бы поставленному здесь Авраамом) и повелителями Хиджаса. Магомет начал проповедь своего учения в самом начале VII в. 9 Мекке, где встретил сильное сопротивление со стороны корейшитов, заставившее его в 622 г. бежать со своими единомышленниками в город Ятриб, который с тех пор и доныне известен под именем Медины, (Мединат-Наби — город пророка). Число верующих возросло, и Магомету удалось покорить Мекку и подчинить своей власти Йемен и Неджд. В 632 г. он умер. Магомет был первым калифом (наместником Божиим) мусульман. Мусульманин происходит от арабского слова муслим, что значит «правоверный». Учение Магомета называется исламом (покой, беззаботность, избавление). Священная книга магометан называется Кораном (ал-куран — чтение). Она разделена по содержанию на 114 сур (глав). Учение Магомета вышло из верований и представлений еврейских, христианских (несторианских), манихейских, маздеистских и арабских. Сущность учения, единобожие, бессмертие души, Страшный Суд, райское блаженство с чувственными наслаждениями, предопределение (кадар). Правила веры: обрезание, молитва, милостыня, омовения (пять раз в день), пост (особенно во время месячного поста в рамазане, девятом месяце года, — от зари до зари абсолютное воздержание от пищи, питья и куренья), паломничество в Мекку (хоть раз в жизни), воздержание от вина и вообще спиртных напитков и от мяса некоторых животных (например, свиньи). Разрешается многоженство, но законными считаются четыре жены. Магометане делятся на две большие церкви: суннитов и шиитов. Сунниты придерживаются сунны (предания), сборника канонических преданий, получившего начало при четвертом халифе, Османе (644–656 гг.). Шииты (еретики) считают законными наследниками Магомета только его племянника, сына Абу-Талиба, Али, пятого халифа (656–661 гг.), и потомков его сыновей Хассана и Хуссейна. Они не признают сунны. Шииты живут в Иране, Индии, Ираке, Сирии. Остальные магометане — сунниты.

698

Висмилей — араб, «бисмилла» (хвала Богу).

699

Начало первой суры Корана таково: «Нет Бога кроме Бога, Магомет — пророк его» («Ла алла иль алла, Мухаммад расуль улла»). Эти слова ежедневно выпевает муэдзин на минарете мечети, призывая к молитве.

700

Лицом к востоку. Такое положение молящегося магометанина называется кибла. Говоря точнее, обращаться лицом следует не к востоку, а по направлению к Мекке, к Каабе, святилищу Мекки.

701

Варвария, или Варварийские владения — так в старину называлась европейцами вся Северная Африка; название произошло от народа берберов.

702

Описка автора: Изабелла умерла в 1504 г.

703

Королевство Алжирское. — В 1516 г. Алжир отняли у испанцев два брата-пирата — Арудж и Хаир-эд-дин Барбароссы. Первый из них был убит в 1518 г. в войне с Карлом V, второй царствовал до своей смерти в 1546 г. Он признал себя вассалом Турции.

704

Сауяс. Летопись Арагона. Гл. 100; Сандовал. История Карла V. Кн. 13. п. 28.

705

Там же. Гл. 110.

706

Франциск I, король Франции (1515–1547 гг.) — см. примеч. 913.

707

Катехизатор — огласитель, наставник оглашенных, то есть готовящихся к принятию крещения, преподающий им в беседах начатки христианского вероучения.

708

Родриго Диас де Вивар (1030–1099 гг.), по прозванию Сид Кампеадор, был отважный рыцарь, неспокойный феодал, проведший всю жизнь в войнах с королями Кастилии и маврами. Умер он в Валенсии и вскоре стал любимым героем национального эпоса. Хвалебная биография его была написана по-арабски в 1109 г. Первая испанская поэма о нем появилась в 1128 г.

709

Сапатер. Летопись Арагона. Кн. 3. Гл. 35.

710

Альмонасид — местечко в Испании, в 15 км от Толедо.

711

Сандовал. История Карла V. Кн. 13. п. 28 и сл.

712

Сапатер. Летопись Арагона. Кн. 3. Гл. 38; кн. 4. Гл. 9 и 14.

713

Там же. Гл. 36; Сауяс. Летопись Арагона. Гл. 130.

714

Военный орден Калатравы — см. примеч. 1077.

715

Королевский указ напечатан в книге Указов королевской канцелярии Гранады. Кн. 4. Отд. III. Лист 368.

716

Сандовал. История Карла V. Кн. 14. 28; Сапатер. Летопись Арагона. Кн. 3. Гл. 38.

717

Шарль Бурбон — см. примеч. 981.

718

Кобыла — см. примеч. 874.

719

Дом Хуан Пардо де Тавера — шестой главный инквизитор Испании (1539–1545 гг.).

720

Маянс. Жизнь Хуана Луиса Вивеса, в начале сочинений Вивеса.

721

Павел III — папа (1534–1549 гг.), итальянец по имени Алессандро Фарнезе. В 1540 г. утвердил орден иезуитов, основанный Игнатием (по-испански Иньиго) Лойолой; в 1545 г. созвал Тридентский собор, продолжавшийся с перерывами восемнадцать лет (1545–1563 гг.); возобновил перестройку базилики Св. Петра, поручив ее снова Микеланджело Буонарроти.

722

Павел IV — папа (1555–1559 гг.), итальянец по имени Джованни Пьетро Караффа, известен религиозным изуверством.

723

Пий IV- папа (1559–1565 гг.), итальянец по имени Джованни Анджело де Медичи. Подтвердил определения и каноны закончившегося при нем Тридентского собора, устроил в Ватикане типографию.

724

Абенумейя (Aben-u menjah). — Последним мавританским королем из этой династии был Боабдиль (Абу-Абдаллах), сын Мулей-Хассана. В 1481 г. он восстал против своего отца и выгнал его из Гранады. Вскоре был побежден войсками Фердинанда и Изабеллы и взят в плен. Свободу он получил только после того, как признал себя вассалом Фердинанда. Среди его подданных, недовольных этим позорным договором, возникли смуты, которыми воспользовался Фердинанд для покорения Гранады в 1492 г. Боабдиль уехал в Африку и здесь был убит в сражении.

725

Галеры — см. примеч. 946.

726

Диего Эспиноса — девятый главный инквизитор Испании (сентябрь 1566 г. — 11 сентября 1572 г.).

727

Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.) — приверженец и деятель Реформации, швейцарец, родился в Сент-Галене; в 1506 г. стал приходским священником в Гларусе; в 1516 г. перешел в Эйнзидельн, где за год до выступления Лютера стал нападать с кафедры на роскошь и злоупотребления римской курии. В 1518 г. был приглашен своими приверженцами в Цюрих, где развил свои реформационные идеи. В 1524 г. добился того, что было провозглашено уничтожение безбрачия духовенства (целибат), и сам женился. В некоторых пунктах учения он отличался от Лютера, но все же пытался сблизиться с ним. В поднявшейся между католиками и реформаторами войне он был убит. В отличие от швейцарского реформатора, Кальвина, Цвингли признавал и свободную волю человека и его ответственность за поступки. Вскоре после его смерти сторонники его присоединились к кальвинистам.

728

Иоганн Гаусшейн (правильнее Гейсген), называемый в переводе на греческий язык Эколампадий (Oecolampadius) — см. примеч. 1205.

729

Филипп Шварцерде, называемый Меланхтон (Melanchton) — см. примеч. 856.

730

Иоанн (Жан) Кальвин (1509–1564 гг.) родился в городе Нойоне, вo Франции, и был воспитан в католической религии; изучал юриспруденцию в Орлеане и Бурже. С 1532 г. стал пропагандировать в Париже принципы Лютеровой реформы. Ему угрожала тюрьма, но он скрывался, уехав из Парижа. В 1535 г. опубликовал свое сочинение под названием «Наставление в христианской религии» («Institutio religionis christianae»);: оно стало как бы Катехизисом реформатов. В 1536 г. Кальвин был назначен профессором богословия в Женеву, где только что была принята реформа. Через два года его изгнали оттуда за его крайний ригоризм. Он удалился в Страсбург. В 1541 г. был снова призван в Женеву, и с этого момента стал всемогущ в этом городе, так что недовольные им прозвали его женевским папой. В Женеве было принято полностью его учение, отличавшееся от учения Лютера тем, что Кальвин отметал всякий внешний культ и иерархию, литургию, присутствие тела Христова в причастии, которое, по его учению, совершалось лишь в воспоминание «тайной вечери» Господней, призывание святых в молитвах и почитание святых, поклонение иконам. Он исповедовал догмат предопределения, по которому у человека нет свободной воли: заранее одни — избранные, «святые», другие — грешники, «осужденные». Он оставил после себя много сочинений. Учение его распространилось по Франции, где его последователи получили название гугенотов.

731

Мюнцер Фома — см. примеч. 824.

732

Шпейер — город в Баварии, на левом берегу Рейна. На происходившем здесь в 1529 г. сейме Карл V заставил принять резолюцию о проскрипции последователей Лютера. Те энергично протестовали против этой меры; отсюда и возникло их название протестанты.

733

Роттердамский богослов Эразм, уроженец Роттердама. — См. примеч. 852. Роттердам — город в Голландии, на реке Маасе.

734

Пруденте де Сандовал (1560–1621 гг.) — испанский историк. Его труды: «История Карла V», Вальядолид, 1604; «История королей Кастилии и Леона», обнимающая небольшой период от 1037 до 1 134 г.

735

Сорбонна — см. примеч. 1167.

736

Св. Ильдефонс, или Альфонс — архиепископ Толедо (607–669 гг.). Его труды: «О непорочности и приснодевстве Св. Марии» («De illibata ae perpetua virginitate S. Mariae»), Валенсия, 1556, и «О церковных писателях» («De scriptoribus ecclesiasticis»).

737

Коллегия Монтегю в Париже (на улице Семи Дорог) была основана в 1314 г. Жилем Айсленом де Монтегю. Была уничтожена в 1844 г.

738

Эразм. Письма 884, 907 и 910.

739

Хуан Луис Вивес — см. примеч. 851.

740

Индекс (index librorum prohibitorum) — см. примеч. 866.

741

Сандовал. История Карла V. Кн. 24. 23.

742

Юлий III — папа (1550–1555 гг.), см. примеч. 1057.

743

Дом Гаспар Кирога — одиннадцатый главный инквизитор Испании (10 апреля 1573 г. — 20 ноября 1594 г.).

744

Тридентский собор — см. примеч. 989.

745

Дом Бартоломее Карранса де Миранда — доминиканец, архиепископ Толедо.

746

Триент (по-латыни Tridentum — Тридент) — город в Тироле, на реке Эч. В 1545–1563 гг. здесь происходил знаменитый Тридентский собор, девятнадцатый Вселенский по счету

Скачать:TXTPDF

История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать, История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать бесплатно, История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать онлайн