католиков.
747
Саласар де Мендоса. Жизнь дом Бартоломео Каррансы. Гл. 7.
748
Кабрера. Жизнь Филиппа II. Кн. 1. Гл. 8 и 9.
749
Схолии — см. примеч. 1165.
750
Феофилакт — архиепископ болгарский в начале X в., византийский писатель, автор «Толкового Евангелия».
751
Леонард Фукс (1501–1566 гг.) — профессор медицины в Ингольштадте и Тюбингене. После него осталось много сочинений по медицине и ботанике, писанных по-латыни; главнейшие: «Медицинские парадоксы» («Paradoxa medica»), Базель, 1535, о которых говорит Льоренте; «История корней» («Historia Stirpium»), Базель, 1542.
752
Помпоний Мела — латинский географ, современник римских императоров Тиберия (14–37 гг.) и Клавдия (41–54 гг). Около 43 г. написал сочинение «О положении мира» («De situ orbis») в трех книгах.
753
Гильом Дюран де Сен Пурсан (Guillaume Durand de St. Pourсain) — француз, доминиканец, умер около 1333 г. Среди схоластиков средневековья имя его пользовалось громадной известностью; за смелость и новизну богословских решений он получил прозвище Doctor resolutiesimus.
754
Томасо де Вио, по прозванию Кайетан (1469–1534 гг.) — написал комментарии на Библию и на Аристотеля и трактат о папской власти.
755
Петр Ломбардский — см. примеч. 1001.
756
Фирмиан Лактанций (250–325 гг.) — христианский писатель, уроженец Северной Африки. Принял христианство около 300 г. Сохранилось много его сочинений; наиболее известные: «Божественные уставы» («Institotiones divinae») и «О смерти гонителей» («De morte persecutorim»).
757
Лукиан (120–200 гг.) — уроженец города Самосаты в Сирии, греческий писатель. Был адвокатом и профессором красноречия, много путешествовал, много писал. Стиль его сочинений колоритный, яркий, тон насмешливый, сатирический, мировоззрение неустойчивое, склонное к пирронизму. Учение Пиррона сводилось к следующим трем основным положениям: 1) человек ничего не может знать о качествах предметов; 2) следует ввиду этого воздерживаться от суждения о предметах (акаталепсия, или афазия); 3) человек должен придерживаться полного равнодушия ко всему (атараксия). Пиррон возвел сомнения в принцип и пошел в этом смысле гораздо дальше, чем софисты. Родом он был из Элиды, отсюда «элидский философ»; умер около 270 г. до н. э.
758
Аристотель — греческий философ и естествоиспытатель, оказавший громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. Родился в 384 г. до н. э. в Стагире, в Македонии (отсюда — стагирит); с семнадцати лет был учеником Платона; в 343 г. по желанию Филиппа Македонского стал воспитателем его сына Александра; в 331 г. вернулся в Афины и основал философскую школу, прозванную перипатетической. Умер в 322 г. в Халкиде, на Эвбее, куда бежал, будучи обвинен в атеизме. Систематически разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта и тем положил основание естественно-историческому методу исследования природы. Из его многочисленных трудов до нас дошла лишь небольшая часть: его сочинения по логике и риторике, по естествознанию, «Метафизика», «Этика», «Политика» и «Поэтика». Основная задача науки, по Аристотелю, состоит в познании бытия; содержанием же этого познания является общее (понятие), а потому определение отношения частного к общему — основная задача философии Аристотеля. Принцип этот является предметом созданной Аристотелем науки — логики, которую как общую теорию научных приемов он предпослал фактическим исследованиям. В своей логике он дал первые образцы диалектического метода. В метафизике Аристотель отступил от учения Платона об идеях; под идеями или формами он понимает не существующие сами по себе отдельно от вещей сущности, а внутреннюю сущность самих единичных вещей, которым и принадлежит действительность или реальность. В каждой единичной вещи неразрывно связаны форма и материя, форма есть осуществление (энтелехия) того, что материя содержит в себе как возможность. После Аристотеля в его школе, с одной стороны, начинает преобладать эмпирический интерес и обнаруживается наклонность к специализации; с другой — сочинения его комментируются в сильно платоновском духе. В VIII в. они переводятся на арабский язык; арабские и еврейские ученые изучают их и снабжают комментариями. В таком виде распространяются они в XIII в. между схоластиками Западной Европы; в XIII и XIV вв. влияние Аристотеля становится преобладающим и он объявляется «верховным учителем в делах человеческих». Этот схоластический аристотелизм после энциклики папы Льва XIII от 4 августа 1879 г. стал как бы официальной философией католической Церкви.
759
Платон (429–348 гг. до н. э.) — греческий философ-идеалист, основатель платонической философии, или платонизма. В течение десяти лет был учеником Сократа; после его казни удалился в Мегару, а затем отправился путешествовать; жил в Сицилии, в Сиракузах, где не поладил с местным тираном Дионисием Старшим и был продан им в рабство. Выкупленный из рабства, Платон отправился в Афины, где в 388 г. основал философскую школу, известную под именем Академия.
От него дошло до нас много сочинений, изложенных в большинстве случаев в форме диалогов или бесед. Кроме бога и материи Платон допускал существование вечных идей, то есть типов или образов, по которым устраиваются все существа. Они одни только реальны и абсолютны. Наши понятия — лишь бледные отблески их. Он допускает метампсихоз, или перевоплощение, как наказание за дурные поступки и новое испытание, посылаемое божеством с целью исправления.
760
Сенека Луций Анней (5 — 65 гг. н э.) — уроженец Кордовы (Испания), римский философ-стоик, воспитатель римского императора Нерона. Получил исчерпывающее риторическое и философское образование и выступил на поприще общественно-политической деятельности в качестве квестора, а затем сенатора. Первоклассный оратор, он произнес столь блестящую речь в присутствии императора Калигулы, что последний из зависти к славе оратора задумал его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы ему не указали, что Сенека страдает чахоткой и «все равно скоро умрет». Более опасным врагом Сенеки оказалась Мессалина, жена императора Клавдия, которая добилась от сената обвинительного приговора, по которому Сенека был присужден к ссылке на остров Корсика (41 г. н. э.). На Корсике он пробыл восемь лет и лишь после смерти Мессалины вернулся в Рим, где вскоре был приглашен в воспитатели Нерона. Став императором, Нерон выдвинул Сенеку на высшие государственные должности; одно время он был чуть ли не первым лицом в государстве после императора. Вскоре, однако, Нерон охладел к Сенеке. Воспользовавшись тем, что на Сенеку поступил донос в заговоре против Нерона, император приказал ему покончить жизнь самоубийством — вскрыть себе вены. После Сенеки остались философские трактаты, письма. Философские труды его впервые были изданы Эразмом в Базеле в 1515 и 1529 гг. Философия Сенеки возникла в эпоху духовного упадка Рима.
761
Кастильский сборник. Кн. 1. Отд. VII. 24-й закон.
762
Алессандрия (Alessandria della Palla) — город в Северной Италии, в Пьемонте. Построен был наспех в 1168 г. ломбардской лигой для обороны против Фридриха I Барбароссы.
763
Св. Пий V — папа (1566–1572 гг.), итальянец по имени Микеле Гислери. Был очень жесток по отношению к еретикам, покровительствовал римской инквизиции, ревностно защищал церковные привилегии и юрисдикцию. Оказывал поддержку притязаниям католиков в различных государствах: Гизов во Франции, Марии Стюарт в Шотландии, Филиппа II в Нидерландах. Соединился с Испанией и Венецией для войны против турок, и его флот помог одержать над ними победу при Лепанто в 1571 г.
764
Франсиско Борха — см. примеч. 1086.
765
Тереза Иисусова — см. примеч. 845.
766
Шартр — город во французском департаменте Эра-и-Луара, в 88 км от Парижа.
767
Вермандуа — провинция королевской Франции, ныне составляющая два департамента: Эн и Сомма.
768
Предание гласит, что перед битвой императора Константина с Максенцием, на Мульвийском мосту в Риме, над войсками Константина в которых было много христиан, показался на небе крест, окруженный семью звездами, с надписью: «In hoc signe vinces» («Этим знаком победишь»). По-французски signe — знак, a cygne (то же произношение) — лебедь. Отсюда лишенная смысла эмблема — лебедь не имеет к этому никакого отношения.
769
Ариас Монтан. — Ошибка Льоренте, который называет скрывшегося под псевдонимом то Монтанус, то Монтес, то Монтану он дает ему не только две разные фамилии, но и два разных имени. См. примеч. 875.
770
Кристоф Плантин (1514–1589 гг.) — француз, основал типографию в Антверпене. Его издания отличаются изяществом и четкостью печати. Типографская марка — рука с компасом и девиз: «Lahore et constantia» («Труд и постоянство»).
771
Кристоф Плантин (1514–1589 гг.) — француз, основал типографию в Антверпене. Его издания отличаются изяществом и четкостью печати. Типографская марка — рука с компасом и девиз: «Lahore et constantia» («Труд и постоянство»).
772
Иезуиты — см. примеч. 272 и 937.
773
Бернардо де Рохас-и-Сандоваль — семнадцатый главный инквизитор Испании (12 сентября 1608 г. — 7 декабря 1618 г.).
774
Босые кармелиты — см. примеч. 933.
775
Антонио де Сапата-и-Мендоса — двадцатый главный инквизитор Испании (30 января 1627 г. — 1632 г.).
776
Антонио де Сотомайор — двадцать первый главный инквизитор Испании (17 июля 1632 г, — 1643 г.).
777
Диего Сармиенто де Вальядарес — двадцать пятый главный инквизитор Испании (15 сентября 1669 г. — 29 января 1695 г.).
778
Видаль Марино — двадцать девятый главный инквизитор Испании (24 марта 1705 г. -10 марта 1709 г.).
779
Франсиско Перес дель Прадо-и-Куэста — тридцать восьмой главный инквизитор Испании (22 августа 1746 г. — 1757 г.).
780
Янсенисты — см. примеч. 995.
781
Мишель де Бай (Bay, или Baius; 1513–1589 гг.) — француз, канцлер университета в Лувене, профессор Священного Писания, предтеча янсенистов. Так как в некоторых вопросах он примыкал в Кальвину, Лувенский университет запретил ему преподавание. Сорбонна осудила его учение, а папа Пий V в 1567 г. осудил 76 тезисов, извлеченных из его сочинений, как еретические.
782
Паскье Кенель (1634–1719 гг.) — уроженец Парижа; приняв учение янсенистов, принужден был удалиться из Франции и в 1684 г. поселился в Брюсселе. Здесь он был арестован и просидел в тюрьме города Мехелен с 1696 по 1703 г. Затем переехал в Амстердам, где основал несколько янсенистских церквей.
783
Фердинанд VI — король Испании (1746–1759 гг.), сын короля Испании Филиппа V Бурбона.
784
Кардинал Норис — см. примеч. 930.
785
Пуэбла-де-Лос-Анхелос — город в Мексике, на возвышенности Анахуак, основан в 1533 г.
786
Конгрегация обрядов — см. примеч. 867 и 927.
787
Агостино Рубин де Севальос — сорок первый главный инквизитор Испании (1783–1792 гг.).
788
Дом Фелипе Бельтрандо — сороковой главный инквизитор Испании (1775–1783 гг.).
789
Мануэль Кинтано Бонифас — тридцать девятый главный инквизитор Испании (1758–1774 гг.).
790
Фарсал — древний город Фессалийской области; вблизи него находилось святилище Фетиды.
791
Мезангюи — см. примеч. 1209.
792
Филанджьери — см. примеч. 1154.
793
Капуцины — см. примеч. 1155.
794
На самом деле христианство оказывало огромное влияние на культуру Западной Европы описываемой эпохи в целом и на изобразительное искусство — в частности. Можно утверждать, что Biblia pauperum, то есть фрески в церквах и гравюры, резанные на дереве (ксилография), в определенной степени способствует пропаганде христианского учения в католическом аспекте для людей неграмотных.
795
Льоренте цитирует из Книги Пророка Иеремии.
796
По Евангелию.
797
По Евангелию.
798
Здесь опечатка, надо читать — псалом 61, так как эти слова находятся в этом псалме, стих 11.
799
По Евангелию.
800
Св. Полония жила в Александрии,