Скачать:TXTPDF
История испанской инквизиции. Том I

общей формуле произносится самим священником от имени больного ему на ухо.

1005

Коллоквиуму или диспут — научное собеседование, принимающее подчас и острый характер, для выяснения истины в каком-либо вопросе.

1006

Арий (270–336 гг.) — священник из Александрии, основатель арианства. Свое учение начал распространять в 312 г. Он отвергал Троицу, не признавал божественности Иисуса Христа, считая его человеком, созданным Богом. Оспариваемый св. Афанасием Александрийским, был осужден на Никейском соборе в 325 г., отлучен от Церкви и изгнан. При содействии Евсевия, епископа Никомидийского, снискал расположение императора Константина и был возвращен из ссылки. Его появление в Александрии вызвало значительное сопротивление со стороны лиц, не разделявших его взглядов, и он был принужден удалиться оттуда в Константинополь, где и умер. Учение его имело успех, в особенности среди городских элементов; одно время его придерживались императоры. При императоре Феодосии I (379–395 гг.) оно было искоренено в империи, но движение передалось варварским племенам, принимавшим христианство в арианской оболочке. Таковы были: остготы (до 553 г. ариане), вестготы (до 589 г.), вандалы, бургунды (до 534 г.), лангобарды. Угасло оно только в VII в., после отречения от него лангобардского короля Ариберта I (653–661 гг.). В эпоху Реформации арианство воскресло в учении социниан и было проводимо Социном, Серветом и Мартином Келлером (Cellarius).

1007

Коллюзия (Gollusio) — юридический термин, означающий тайный уговор, соглашение двух лиц в ущерб третьему. Третьим лицом в этом уговоре могут быть и суд, и подсудимый, и обвинитель, и обвиняемый.

1008

Сан-Лукар-де-Баррамеда — город в испанской провинции Андалусия, служит портом Севилье.

1009

Из слов буллы можно вывести заключение, что папа Павел IV разумел здесь преимущественно антитринитариев или социниан.

1010

См. гл. XV этого сочинения.

1011

Деизм — обычно противопоставляется теизму и обозначает убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок. Теизм, напротив, обозначает веру в единого Бога и в существование провидения. Деистическое движение было естественным и необходимым результатом общего развития знаний в XVII и XVIII вв., когда не могли не подвергнуться критике основы религии. Принципом и критерием деистов был разум в форме так называемого здравого смысла, общего всем людям и никак не мирившегося с теистическим мировоззрением и основными положениями Христианской Церкви. Деисты не создали новой системы, но подготовили почву для атеизма своим особым подходом ко всем религиозным положениям, считавшимся до того времени священными и не подлежащими критике человеческой мысли. Недаром епископ Боссюэт назвал деизм «un atheisme deguise» («замаскированный атеизм»).

1012

Грегорио Лети (1630–1701 гг.) — итальянский писатель. Родился в Милане, принял протестантство, уехал в Англию, откуда его изгнали за сатирические произведения, после чего он поселился в Амстердаме, где и умер. Все его исторические труды страдают неточностями и пристрастием. «История Сикста V» издана в Лозанне в 1669 г., «История Филиппа II» — в 1679 г., «История Карла V» — в 1700 г.

1013

Духовник у католиков называется или пастырь душ, или руководитель совести. Хороший католик без духовника, «руководителя совести», не принимает решений и перед началом всякого дела спешит в исповедальню (конфессионал) справиться, одобрит ли духовник его предполагаемый поступок.

1014

За два дня — опечатка или описка автора; надо читать: за двенадцать дней. См. главу XVIII, статью I, 29.

1015

Сандовал. История Карла V. Т. II, в прибавлениях, где помещено также его завещание.

1016

Хуан де Бега был председателем совета Кастилии.

1017

Как мог Карл V знать, что Бог поручил ему карать за оскорбления, нанесенные одному Богу и не приносящие никакого ущерба обществу? Разве Бог не сказал: «Мне отмщение, и Аз воздам»? (см. Второзаконие, XXXII, 35, повторено у ап. Павла, Рим, XII, 19). Итак, пусть он предоставит Богу наказывать того, кто не делает никакого зла людям. Это великое существо знает, что подобает его славе.

1018

Ландграф — подразумевается ландграф гессенский Филипп (1509–1567 гг.), принявший протестантство в 1526 г., воевавший с Карлом V и четыре года находившийся у него в плену. Основал университет в Марбурге, где в XVIII в. учился Ломоносов.

1019

Мориц — герцог Саксонский и курфюрст (1547–1553 гг.). До 1551 г. поддерживал императора Карла V в борьбе с протестантами, потом объединился с курфюрстом Бранденбургским, герцогом Вюртембергским и графом Пфальцским для освобождения ландграфа Филиппа из плена императора и принудил Карла V заключить мир в Нассау с предоставлением лютеранам свободного совершения богослужения.

1020

Намек на слова апостола Павла. «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

1021

Сандовая. История Карла V. Т. II. 9 и 10.

1022

Куско — город в Перу, прежняя столица инков, взятая испанцами в 1533 г.

1023

Сандовал. История Карла V. Т. II. 16.

1024

Суньига — древнейшая испанская фамилия. У испанцев бывают двойные фамилии, соединенные союзом «и» (исп. «у»); в таком случае надо ставить «и» между дефисами, чтобы не принять одну фамилию за две, например Авила-и-Суньига.

1025

Военно-духовный орден Алькантары учрежден в 1214 г. Альфонсом IX, королем Кастилии. С 1509 г. гроссмейстером ордена стал испанский король.

1026

«De profimdis…» — начальные слова одного из псалмов.

1027

Женева — город в Швейцарии, на берегу озера Леман; в XVI в. очаг кальвинизма.

1028

Аноним. Две очень полезные докладные записки, из которых одна адресована Е. В. императору Карлу V, а другая — имперским штатам и теперь представлены католическому королю дону Филиппу, его сыну. Т. в 12, напечатанный в 1559 году. С. 25, из докладной записки императору.

Память людей — реминисценция древности: Тит Ливии и Цицерон называют историю памятью народов (memoria populorum).

1029

Мария — королева Англии (1553–1558 гг.), дочь Генриха VIII, введшего протестантство в Англии. Восстановила на время своего правления католичество как государственную религию. Была в браке с Филиппом II, королем испанским. Умерла бездетной, и престол Англии достался Елизавете, другой дочери Генриха VIII, восстановившей в Англии протестантство. За жестокое преследование протестантов Мария вошла в историю под названием Марии Кровавой.

1030

Лен, или феод — территория, состоящая под верховной властью сюзерена и переданная им своему вассалу в пожизненное или потомственное владение условно (с обязательством поставлять военный отряд или делать денежный взнос) или безусловно. Папа рассматривал себя как сюзерена, а Неаполитанское королевство — как лен, которым он может распоряжаться по своей воле и отдать его, кому захочет.

1031

Генрих II — король Франции (1547–1559 гг.), сын Франциска I.

1032

Брюссель — теперешняя столица Бельгии с 1831 г. При бургундских герцогах и Габсбургах — столица Нидерландов.

1033

Фердинанд I — младший брат Карла V, король Венгрии и Чехии с 1526 г., император Германии с 1556 г., умер в Вене в 1564 г. О его невежестве ходили анекдоты.

1034

Феррара — город в Северной Италии. С 1208 г. находилась во владении фамилии Эсте, с 1317 г. признавшей себя вассалом святого престола. С 1471 г. Феррара стала герцогством, продолжая оставаться во владении Эсте до смерти последнего представителя этой фамилии в 1597 г. Феррара была в непосредственном владении пап с 1597 по 1796 и с 1814 по 1860 г.; с 1860 г. вошла в состав Итальянского королевства.

1035

Разумеется, даже с юридической стороны папа был не прав. Раз состоялся договор между двумя равноправными юридическими лицами на известных условиях, договор сохраняет свою силу, если условия не нарушены. Но здесь речь шла о материальных интересах римской курии, а следовательно, смолкали всякие доводы.

1036

Интердикт — кара, приводившаяся в действие папами, состояла в запрещении всякого богослужения в данной стране, в закрытии церквей, в освобождении подданных от присяги государю, в отлучении от Церкви. Если, с одной стороны, принять во внимание суровую церковную дисциплину, при которой духовенство пунктуально исполняло повеления своего духовного владыки, а с другойсообразить, что интердикт со всеми последствиями обрушивался на народы, в массе хранившие устойчивую католическую веру и остро чувствовавшие лишение от запрещения богослужения и треб, притом еще взвесить положение государей, внезапно ощутивших непрочность своего престола, то легко представить себе, какую сумятицу, чреватую бедствиями всякого рода, порождал папский интердикт и каким грозным средством для смирения непокорных был он в их руках. Папы умело им пользовались, пока легковерие и невежество народов являлись благоприятной почвой для их произвола.

1037

Кабрера. История короля Филиппа II. Кн. 2. Гл. 6.

1038

Кардинал Силисеоу архиепископ Толедский, прославился ненавистью к евреям. При помощи поддельных, им самим сфабрикованных писем он возбудил против евреев общественное мнение в Испании. На основе будто бы найденной в толедском архиве переписки между испанскими и константинопольскими евреями Силисео составил докладную записку Карлу V, в которой доказывал, что все зло в государстве происходит от евреев и что даже немецкие лютеране принадлежат к еврейскому племени. Доклад Силисео произвел желанное впечатление, и Карл V высказался в пользу Силисео.

В книге «История инквизиции в Испании» С. Г. Лозинский привел текст писем и доказал их подложность. Силисео несомненно сфабриковал оба эти письма.

1039

Там же. Кн. I. Гл. 8 и 9.

1040

Далай-ламаглава наиболее влиятельной буддийской секты в Тибете; секта эта называется гелугба и возникла в начале XV в. Далай-лама живет в Лхассе и нередко бывает представителем не только духовной власти в Тибете, но и высшей светской.

1041

Это доказывается письмом короля к графу от 22 мая 1508 года. Я его опубликовал в Дипломатической коллекции, цитированной в этом сочинении.

1042

Коррехидор — судья, администратор и городской голова в тех городах, где нет губернатора. И должность и название ее — испанские.

1043

Антуан Перно де Гранвелла (1517–1586 гг.) — кардинал, родился близ Безансона во Франции, умер в Мадриде. Отец его был канцлером Карла V. Сам он в двадцать три года был епископом Арраса, с 1544 г. — хранителем государственной печати (министр юстиции), в 1553 г. заключил против протестантов союз с Англией, в 1559 г. — такой же с Францией, затем вместе с Маргаритой Пармской был призван водворить в Нидерландах абсолютный режим и религиозное единство, за что в 1561 г. получил сан кардинала. В 1571 г. назначен вице-королем Неаполя, затем регентом Испании во время путешествия Филиппа II в Португалию, в 1584 г. — архиепископом Безансона. Оставил после себя мемуары.

1044

Письмо короля напечатано в моей Дипломатической коллекции.

1045

Павел V — папа (1605–1621 гг.), родился в Риме, носил имя Камилло Боргезе.

1046

Филипп III — король Испании (1598–1621 гг.), сын Филиппа II. При слабости его здоровья и умственном убожестве государством все время управлял его министр Франсиско де Рохас де Сандовал, герцог Лерма, который был свергнут лишь в 1618 г. (умер в 1625 г.). В 1609 г. Филипп изгнал из Испании обращенных в христианство мавров, так называемых морисков, их было около миллиона. Точную цифру изгнанных морисков установить трудно.

1047

Письмо этого государя. — № 6 Дипломатической коллекции.

1048

Филипп IV — король Испании (1621–1665 гг.), сын Филиппа III. В течение продолжительного периода его царствования государством управлял его

Скачать:TXTPDF

История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать, История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать бесплатно, История испанской инквизиции. Том I Лозинский читать онлайн