двенадцати присяжных, чем от инквизиторов. Вот вся тайна.
Я не читал процесса, который доказывал бы, что присутствовало более одного инквизитора при этой экзекуции; на ней никогда не было ни епископа, ни юрисконсультов; дело происходило в присутствии секретаря, инквизитора и палачей.
1135
Это последнее распоряжение страшно. Инквизиторы скажут почти всегда, что пункт закона ясен и апелляция не мотивирована. Но какое неудобство может произойти от отсрочки применения пытки, как просит об этом обвиняемый из глубины своей тюрьмы! При запросе совета совесть инквизиторов была бы спокойна, если только можно верить в спокойствие совести инквизитора, который приказывает пытать и сам является очевидцем-свидетелем последствий своей жестокости.
1136
Почему не дать также копии признаний? Как они могут его защищать, если они не знают фактов, относящихся к умершему, с объяснениями, данными этим фактам? Разве их читают адвокату живого обвиняемого?
1137
Позднее было приказано так поступать при всех окончательных приговорах без различия.
1138
В этой статье учение, касающееся отпущения грехов и таинства, и учение, относящееся к отпущению по суду или к примирению с Церковью, обозначено смутно. Тридентский собор объявляет, что в смертной опасности (in articulo mortis) не может быть никакого изъятия или задержки и что всякий духовник может разрешать кающегося от какого угодно греха; отсюда вытекает, что не следует дожидаться, чтобы инквизитор освободил по суду и примирил с Церковью больного, находящегося в смертной опасности. Инквизиторы злоупотребляют здесь тайной, как и в других случаях, и находятся в противоречии с самими собой. Когда кто-нибудь представляет удостоверение в отпущении греха ереси, выданное ему священником, уполномоченным папой или апостолическим церковным судом, с определенной оговоркой, чтобы никто не беспокоил его ни внешним судом (in foro exteriori), ни судом совести (in foro inteiori, инквизиторы не считаются с этим распоряжением; они утверждают, что отпущение, данное грешнику, привлеченному к суду, может ему служить только для суда совести и что в отношении внешнего суда оно недействительно, пока римская булла, бреве или рескрипт не будут представлены главному инквизитору, и пока он, один или с согласия совета, не прикажет исполнить их. Притом это исполнение происходит по формам святого трибунала, то есть при условии, что этот человек явится к инквизиторам, заявит на суде прегрешения свои и других лиц касательно веры, если он знает о них, а иногда даже при условии, что проситель привлекался к суду единственный раз. Так что апостолическое отпущение в отношении к внешнему суду почти всегда ничтожно и недействительно; если дерзость инквизиторов не доходила до оспаривания действия булл в отношении к суду совести, то это потому, что это значило бы задевать духовную власть папы. Раз это учение установлено, не противоречит ли ему сказанное в статье 71-й, что духовник может разрешить здорового узника только после его судебного отпущения и примирения с Церковью? Инквизиторы ответят, что они установили это распоряжение потому, что грех ереси в Испании удержан в ведении святого трибунала. Пусть же они уполномочат духовника разрешать обвиняемого перед Богом, и тогда нечего будет им возразить. Но инквизиторы требуют не этого. Их намерение состоит в том, чтобы убедить, что узник находится в состоянии вечного осуждения, пока он не сделал судебного признания; на этой идее основана система их судопроизводства.
1139
Не могли не знать инквизиторы, что очная ставка свидетелей служит для открытия истины, когда этого нельзя достигнуть другими средствами, но они признали, что это судебное средство выставляет на свет факты, которые для них важно скрыть от сведения общества, потому что они сделали бы бесполезными меры, принимаемые для обязания узников подтвердить улики своей исповедью, объявить проступки, в которых они невиновны, и те, которые было желательно приписать другим лицам, хотя они не были очевидными свидетелями их поступка.
1140
Так было, когда автор писал эту книгу. — Льоренте писал «Историю испанской инквизиции» в Париже. Первое издание ее появилось в 1817 г. и немедленно было внесено в Риме в Индекс запрещенных книг. Инквизиция была уничтожена кортесами в 1820 г. при Фердинанде VII (1813–1833 гг.), а затем снова восстановлена под названием религиозных судов. Окончательное ее уничтожение относится к 1835 г. Она просуществовала с 1481 г., то есть свыше трехсот пятидесяти лет.
1141
См. главу X этого сочинения.
1142
Дрок — травянистое растение с желтыми цветами. Есть много сортов дрока. Испанский дрок — тростник, из стеблей которого можно вить веревки.
1143
Марокко — см. примеч. 579.
1144
Федериго III — король Неаполя (1496–1501 гг.), родственник Фердинанда V, короля Испании и Сицилии, который завладел его государством в союзе с французским королем Людовиком XII (1498–1515 гг.). Федериго поселился во Франции и владел там графством Мэн (между Нормандией и Бретанью).
1145
Пий V — папа (1566–1572 гг.), родился в 1504 г. в Боско, близ Александрии, и носил имя Микеле Гислиере. Показал себя суровым по отношению к еретикам, которые при нем много потерпели от инквизиции. Для борьбы с турками вошел в союз с Испанией и Венецией и участвовал в вооружении флота, одержавшего победу при Лепанто в 1571 г. Держал сторону католиков во всей Европе: Гизов во Франции, Марии Стюарт в Шотландии, Филиппа II в Нидерландах.
1146
Гугеноты. — Соображение Льоренте весьма правдоподобно относительно кальвинистов Беарна, куда, по его словам, они пришли из города Гагенау (Hagenau) в Эльзасе; тогда понятно и происхождение слова huguenot из hagueriot. Но обычно слово «гугеноты» производят из немецкого слова «Eidgenossen» (товарищи по клятве, союзники). Название «Eidgenossen» получили кальвинисты Женевы, восставшие против власти герцогов Савойских, владевших Женевой с 1410 г., свергшие с себя их иго в 1524 г. и в 1535 г. принявшие учение Кальвина. Отсюда кальвинисты проникли в восточные провинции Франции, где вскоре стали известны под именем гугенотов; ныне известных более под именем реформатов.
1147
Альфонс XI Мститель — король Кастилии (1312–1350 гг.), умер от чумы при осаде Гибралтара.
1148
Свод законов. Кн. 12. Отд. 18; кн. 6.
1149
Жанна III д’Альбре — королева Наварры и Беарна (1555–1572 гг.), дочь короля Наварры Генриха II (1517–1555 гг.), жена Антуана Бурбона, короля Наварры (1555–1562 гг.), мать французского короля Генриха IV (1589–1610 гг.). В 1567 г. Жанна ввела в Наварре кальвинизм.
1150
«Жиль Блаз» (по-испански это было бы Хиль Блас) — роман из испанской жизни на французском языке. Автор его Ален Рене Лесаж родился в Сарзо в 1668 г. и умер в Париже в 1747 г. Начало его романа «Жиль Блаз де Сантильят» было напечатано в 1715 г., продолжение — в 1724 г. и конец — в 1735 г.
1151
Хуанна Безумная — королева Кастилии, дочь Фердинанда V и Изабеллы, родилась в 1480 г., в 1496 г. вышла замуж за австрийского эрцгерцога Филиппа (который с 1504 по 1506 г. был королем Кастилии под именем Филиппа I), мать Карла V. Вскоре сошла с ума. По смерти матери, королевы Изабеллы, стала королевой Кастилии. После смерти ее мужа Филиппа в 1506 г. Кастилией управлял как регент отец ее, Фердинанд V, умерший в 1516 г. Королем Испании был избран Карл V при условии, что власть перейдет к матери, если она вылечится. Она осталась безумной до конца жизни (1555 г.).
1152
Сикст V — папа (1585–1590 гг.), родился в 1521 г. в Монмальто (Италия) и носил имя Феличе Перетти, в 1537 г. вступил в орден кордельеров (орден нищенствующих монахов, основанный в 1223 г. св. Франциском Ассизским; они получили право преподавать и занимались разработкой философских и богословских вопросов). Сикст V воздвиг на площади Св. Петра в Риме обелиск, привезенный при Калигуле из Египта, велел соорудить купол над базиликой Св. Петра, умножил библиотеку Ватикана, издал латинскую Библию, так называемую Вульгату. Отлучил от церкви Елизавету, королеву английскую, и поддерживал армаду Филиппа II; отлучил также Генриха IV, тогда еще короля Наварры, и поддерживал Католическую лигу Гизов.
1153
Картезианцы — монашеский орден, основанный св. Бруно в 1084 г. недалеко от Гренобля, во французском департаменте Изер.
1154
Гаэтано Филанджьери (1752–1788 гг.) — итальянский писатель-юрист. Родился в Неаполе, занимался юриспруденцией и был адвокатом; незадолго до смерти был приглашен в высший совет по управлению финансами. Составил себе европейское имя сочинением «Наука о законодательстве», которое было издано в семи томах в 1780–1788 гг.; в нем находится обзор общих правил законодательства и высказаны предположения о средствах к улучшению существующих законов. Книга включена была в Риме в Индекс. Филанджьери боролся против прав Церкви на громадные земельные имущества и на труд населения, живущего на церковных землях.
1155
Капуцины — монашеский орден, отрасль францисканцев основан в 1525 г. Название получили от капюшона, которым монахи прикрывают голову.
1156
Анри Грегуар (1750–1831 гг.) — епископ Блуа, родился близ Люневиля (Франция), был приходским священником в Амбермениле, в 1789 г. избран депутатом от лотарингского духовенства во Французские Генеральные Штаты, здесь он один из первых провозгласил соединение трех сословий (дворянства, духовенства и буржуазии), принес присягу в здании «Игры в мяч». В Учредительном собрании играл выдающуюся роль, голосовал за уничтожение привилегий дворянства и духовенства, первым принес присягу гражданскому уложению о духовенстве и был избран епископом города Блуа. Особенно энергично защищал принцип веротерпимости и отстаивал права негров. В 1792 г. был избран в Конвент, где на первом же заседании высказался за уничтожение королевской власти и в своей речи сравнил королей с чудовищами, а историю королей назвал мартирологом народов. Близкий жирондистам, он голосовал против казни короля. Когда в конце 1793 г. началось движение против религии, Грегуар категорически отказался отречься от своего духовного звания. После прекращения террора он добился от Конвента декрета об отделении Церкви от государства, созывал соборы конституционных епископов и много хлопотал о возрождении конституционной Церкви. Заседал последовательно в Совете пятисот и в Законодательном корпусе, в 1801 г. был избран в сенат, где в 1804 г. голосовал против установления империи (таких сенаторов оказалось всего три). При Реставрации был преследуем: исключен из членов института, в котором он состоял со времени его основания в 1795 г.; в 1819 г. его избрание в депутаты парламента правительство аннулировало; по смерти ему было отказано в христианском погребении, и совершены были гражданские похороны. Грегуар оставил после себя много сочинений, преимущественно по истории Церкви и сект, написал брошюру в пользу евреев, за права которых выступал еще в Учредительном собрании.
1157
Уголовное наказание заключает в себе понятие лишения жизни или свободы (смертную казнь, тюремное заключение, принудительные работы на каторге), позорящее наказание подразумевает лишение чести, дворянства, прав государственной службы и других политических, общественных и частных прав, объединяемых понятием «поражение в правах».
1158
См. главу X этого сочинения.
1159
См. главы XIII и XIV этого сочинения.
1160
См. статьи об этих трех прелатах в гл. XXIX.
1161
Этим именем в