королевстве Испанском называют священника-соблазнителя, который злоупотребляет таинством исповеди для обольщения женщин и вовлечения их в распутство.
1162
Архидиакон — у католиков священник, имеющий право визитации (инспектирования) приходов епархии.
1163
Юст Липсий — нидерландский филолог, родился в 1547 г. Составил много комментариев на римских писателей, труды по философии и политике.
1164
Гаспар Шоппе (1576–1649 гг.) — германский филолог, путешествовал по Италии, Испании, Германии, отрекся от лютеранства, в котором родился, принял католичество. Был осыпан почестями от папы и от императора, много писал против протестантов и в пользу католицизма. От него осталось много сочинений и комментариев на древних писателей.
1165
Схолии — толкования или примечания старых грамматиков к тексту греческих и римских писателей. Сильва (по-латыни «лес») — смесь, сборник мелких стихотворений на разные темы. Родоначальником этого рода стихотворений был римский поэт Публий Пампилий Стаций (61–96 гг.), опубликовавший сборник своих стихотворений под названием «Леса» («Silvae»). Героический стих (versus heroicus) — размер латинского стихосложения, строфа, состоящая из двустиший, в которых первая строка — гекзаметр (шестистопный дактиль), а вторая — пентаметр (пятистопный дактиль с цезурой посредине строки).
1166
Анджело Амброджиани Поличано — итальянский литератор, родился в 1454 г. в Тоскане, в Монте-Пульчиано (откуда его имя), умер в 1494 г. Писал много на латинском языке; жил в век итальянского Ренессанса и увлекался античным миром, преподавал греческую и латинскую литературу и философию: писал изящные стансы на итальянском языке. Указанные в тексте сильвы находятся в его «Буколиках».
1167
Сорбонна — сначала богословская школа, а затем до 1789 г. богословский факультет Парижского университета, получила название от своего основателя — Роберта де Сорбон, духовника Людовика IX Святого (1226–1270 гг.), была основана в 1252 г. Она пользовалась европейской известностью в XIV–XVII вв. В 1808 г. ее здания были отданы в распоряжение Парижского университета, ас 1821 г. в зданиях Сорбонны читаются университетские курсы по естественным наукам, литературе, философии и теологии.
1168
Кармель — гора в Палестине, близ Акры. По ее имени был назван монашеский орден кармелитов, основанный в 1209 г., и кармелиток, основанный в 1452 г. Отсюда же и название иконы — Кармелитская, или Кармельская.
1169
Девятидневки (novenae) — в католической Церкви девять дней, посвященных делам благочестия (молитвам по четкам, коленопреклонениям, посещениям обеден, исповедям и т. п.), совершаемым беспрерывно.
1170
Богородица — сокращенное название молитвы, обращенной к Богородице.
1171
Чиапа-де-лос-Эспаньолес, или Сьюдад-де-лас-Касас, — город в Мексике. Второе название его — от епископа Лас-Касас, о котором речь в тексте.
1172
Этьен Габриэль Леню (Peignot; 1765–1849 гг.) — автор многочисленных библиографических трудов.
1173
Ювенал-римский поэт-сатирик I в. н. э.
1174
Стояния — места остановок крестных ходов у католиков.
1175
Лимбы (пояса, края) — по учению католической Церкви места на краю преисподней для пребывания некрещеных младенцев, души которых не могут попасть на небо, а также праведников Ветхого Завета.
1176
Пребендарий — соборный священник, пользующийся доходами за приходские требы.
1177
Бюффон (1707–1788 гг.) — французский натуралист. Его «Естественная история» начала выходить с 1749 г. и закончилась изданием в 1788 г., она состояла из 36 томов и включала минералы, четвероногих и птиц.
1178
Вольтер (1694–1778 гг.) — французский писатель, философ, поэт, борец за веротерпимость, историк, драматург, сатирик, нападавший на католическую религию и на ее главу, Папу Римского. Словом «вольтерианец» обозначали вообще всякого свободомыслящего человека.
1179
Граф Аранда (1719–1798 гг.) — испанский государственный деятель; он содействовал в 1767 г. изгнанию иезуитов из Испании; представитель просвещенного абсолютизма. О нем см. в этом сочинении главу XXVI, статью 3, № 2.
1180
Орден Карла III — знак отличия за гражданские заслуги, установленный Карлом III, королем Испании, в 1771 г.
1181
Герондиф — испанское произношение латинского слова «герундиум». Так называется в латинской грамматике форма глагола: причастие будущего времени страдательного залога. В романских языках эта форма утрачена; в испанском языке это слово стало синонимом вычурности, высокопарности.
1182
Иосиф (Жозеф) Бонапарт — король Испании (1808–1813 гг.), старший брат императора Наполеона I, родился в 1768 г. в Аяччо, на Корсике, умер в 1844 г. во Флоренции. В 1806 г. по распоряжению брата-императора стал королем Неаполя, а в 1808 г. — королем Испании, в 1813 г. покинул Испанию ввиду непрекращавшихся восстаний народа.
1183
Фердинанд VII — король Испании (1813–1833 гг.), старший сын Карла IV, представитель реакции, в 1808 г. вместе с отцом под давлением Наполеона отрекся от престола, занял его в эпоху Реставрации и отменил все, что было издано в Испании французской властью. Полностью, однако, не все удалось реставрировать. Отмененная и Жозефом Бонапартом, и кортесами 1810–1813 гг. инквизиция начала снова функционировать при Фердинанде VII, но скрывалась под именем религиозных судов.
1184
Псалом XXVI начинается словами: «Господь, свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь, крепость жизни моей: кого мне страшиться?»
Обычный для древнееврейской поэзии параллелизм мысли и слова (здесь даже двойной).
1185
Аббат Бонавентюр Расин (1708–1755 гг.) — родственник знаменитого поэта-драматурга XVIII в. Жана Расина, был сторонником янсенизма, написал «Сокращение церковной истории», изданное в 1748–1756 гг. в 13 томах.
1186
Анакреон — греческий эротический поэт VI в. до н. э., уроженец острова Теос. После него дошло до нас немного подлинных стихотворений, зато много подражательных (так называемых анакреонтовых), написанных в древности другими греческими авторами, преимущественно александрийской школы, в эллинистическую эпоху. Они многократно переводились на разные языки, в том числе и на русский (еще с конца XVIII в.).
1187
Барон Самуэль фон Пуффендорф (1632–1694 гг.) — немецкий историк и публицист. В 1660 г. издал по-латыни «Элементы естественной юриспруденции», доставившие ему большую известность; еще большую славу стяжал он напечатанным в Лунде, в Швеции, также на латинском языке трудом «О праве естественном и международном», в 1682 г. издал по-немецки «Введение в историю европейских государств» (этот труд был переведен на русский язык по распоряжению Петра I).
1188
Гуго Гроций (1583–1646 гг.) — голландский ученый, историк и политик. Из множества его сочинений наиболее известны трактаты «О праве войны и мира», «Свобода морей» (1608 г.), «Об истине христианской религии» (1636 г.), «О власти государей в церковных делах» (1647 г.).
1189
Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) — писатель-философ, уроженец Женевы, сын часовщика, самоучка. Из его сочинений следует отметить «Общественный договор», «Эмиль», «Новая Элоиза», «Исповедь». Руссо — сторонник радикальной демократии. Идеи его сыграли большую роль в эпоху буржуазной революции во Франции.
1190
Монтескье (1689–1755 гг.) — французский философ, истории и публицист. Наиболее известные из его трудов: «Соображения о причинах величия и упадка римлян», «Дух законов», «Книдский храм», «Персидские письма».
1191
«Mercure de France» («Французский Меркурий») — литературные журнал научно-популярного характера с отделом критики и библиографии, выходит в свет до настоящего времени. Основан в 1672 г. Жаном Доно де Визе.
1192
Трубадуры — провансальские лирические поэты XI–XIII вв., импровизаторы, певшие свои стихи под звуки гитары, арфы или виолы. Сюжетом их поэзии были любовь и приключения рыцарства; иногда устраивали между собой литературные состязания, так называемые cours d’amour. На севере Франции они в XI–XV вв. назывались труверами.
1193
Пелагианство — ересь, получившая свое название от своего основателя, британского монаха, современника св. Августина. Кельтское имя его было Морган (морской), христианское — Пелагий (что по-гречески означает «морской»); родился в Бретани около 360 г., умер в Палестине около 420 г.: отстаивал свободную волю человека, отрицал благодать, первородный грех, осуждение некрещеных младенцев. Пелагианство было осуждено на Карфагенских соборах 416–417 гг. и на Вселенском Эфесском соборе 431 г. В более умеренной форме пелагианство существовало в Галлии в течение V–VI вв.
1194
Диего Лайте (1512–1565 гг.) — второй генерал иезуитского ордена, преемник Игнатия Лойолы с 1558 г.
1195
Присяжными, или присягнувшими (asaermentes), назывались во Франции в эпоху буржуазной революции католические епископы и священники, которые в 1790 г. принесли присягу в верности духовенства гражданскому уложению.
1196
Декреталии — сборник посланий, писаных папами первых веков в ответ на вопросы, предложенные им епископами или частными лицами.
1197
Эд де Мезрэ (Mezeray; 1610–1683 гг.) — французский историк, сын сельского врача. Написал «Историю Франции», изданную в трех больших томах в 1643, 1646 и 1651 гг. Во время Фронды (гражданской войны 1648–1653 гг.) выпустил много памфлетов против первого министра, кардинала Мазарини.
1198
Джулио Мазарини (1602–1661 гг.) — кардинал, первый министр, управлявший Францией в малолетство Людовика XIV.
1199
Дон Мануэль Годой (1767–1831 гг.) — гранд Испании, Князь мира (principe del paz), названный так по заключении мира в Базеле в 1795 г. с Французской республикой; первый министр Карла IV и герцог Алкудиас 1792 г.
1200
Силиврия — город в Турции, на Мраморном море, в 70 км от Константинополя. Очевидно главный инквизитор был титулярным архиепископом Силиврии (in partibus intidelium).
1201
См. Собрание сочинений о брачных льготах.
1202
Пий VI — папа (1775–1799 гг.), родился в Чезене в 1717 г. и носил имя Анджело Браска. Активно боролся против буржуазной революции во Франции. Был осажден в Риме, а после взятия его — арестован и сослан.
1203
Пий VII — папа (1800–1823 гг.), родился в Чезене в 1740 г. и носил имя Барнабе Кьярамонти. Подписал в 1801 г. конкордат с Наполеоном, тогда первым консулом, короновал его в Париже императором в 1804 г. В 1809 г. вследствие сопротивления Наполеону потерял все свои владения и самый Рим. 10 июня 1809 г. он отлучил Наполеона, за это был вывезен из Рима и отправлен в Савону, а затем в Фонтенкло, где пробыл в заключении до 1844 г., когда Венский конгресс вернул ему почти все владения, и он, возвратившись в Рим, восстановил все старые порядки, отмененные Францией; 7 апреля 1814 г. им был восстановлен также орден иезуитов.
1204
Иоганн Таулер (1294–1361 гг.) — эльзасский мистик, выдающийся народный проповедник, умер в Страсбурге. После него осталось много мистических трудов.
1205
Иоганн Эколампадий (перевод на греческий язык немецкой фамилии Гейсген через Гаусшейн — «свет дома»; 1482–1531 гг.) — был сначала католическим священником и проповедовал в Базеле, в 1522 г. принял сторону Реформации, отделившись от Лютера и его приверженцев, примкнул к Цвингли.
1206
Четыре тезиса французского духовенства, иначе галликанские вольности, редактированные Боссюэтом на соборе французского духовенства в 1682 г., гласят, что: 1) светская и духовная власти различны и друг от друга независимы; 2) непогрешимость принадлежит не папе, а собору епископов во главе с папой; 3) верховная власть в Церкви принадлежит Вселенским соборам; 4) Церковь должна управляться канонами апостолов и их преемников.
1207
Жак-Бенинь Боссюэт (Bossuet) — известный французский богослов, проповедник и духовный писатель; родился в Дижоне в 1627 г. и умер в 1704 г. В 1669 г. он был назначен епископом Кондома, а в 1681 г. — епископом Мо. Оставил много сочинений; особенно славились ораторским искусством его проповеди и надгробные речи. Он был ревностным защитником галликанских вольностей, умеренной веротерпимости, выступал как защитник абсолютизма. Его же практическая точка зрения была отвергнута просветителями XVIII в.
1208
Людовик XIV (1643–1715 гг.) — король Франции,